г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А56-77521/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-823/2023) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-77521/2022 (судья Селезнева О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению публичного акционерного общества "Северсталь"
к Санкт-Петербургской таможне
Северо-Западной оперативной таможне
об оспаривании постановления, решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Северсталь" (далее - заявитель, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 25.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также об оспаривании решения Северо-Западной оперативной таможни по жалобе от 06.07.2022 N 10212000/52ю/66А.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Решением суда от 28.11.2022 в виде резолютивной части заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление Санкт-Петербургской таможни от 25.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022, в остальной части заявленных требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом 09.12.2022.
В апелляционной жалобе Санкт-Петербургская таможня просит решение суда отменить, ссылаясь, что при принятии решений таможенный орган исходил из того, что нарушение выявлено при изучении каждого документа отчета по форме (ДО-1), в котором были выявлены недостоверные сведения. Считает, что проверка документов отчета не является таможенной проверкой, поскольку последняя подразумевает проведение проверки после выпуска товаров и сопоставление сведений. заявленных в таможенной декларации с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в установленном порядке. Таким образом у таможенного органа имелись основания квалифицировать каждое из выявленных правонарушений как самостоятельное административное правонарушение, в силу того, что законодатель предусматривает обязанность предоставления формы отчетности и в каждом случае помещения товаров на СВХ и указании в форме отчетности конкретных сведений о строго определенных товарах.
Общество и Северо-Западная оперативная таможня представили отзыв на апелляционную жалобу.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.03.2022 в 16:57 в зону таможенного контроля железнодорожной станции Череповец-1 (контейнерная площадка) для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита поступило транспортное средство - ж/д платформа N 54973151 с контейнером NTKRU3395906, в котором размещен товар - "марганец металлический", в количестве 21 грузового места, код товара по ТНВЭД - 8111001100, весом брутто 21042 кг. Транспортное средство с товаром перемещалось по следующим документам: транзитная декларация N 10719100/110322/0020107, железнодорожная накладная N30259075 от 25.02.2022, INVOICE N 22071С609Х9 от 11.02.2022. Отправителем товара являлось общество "MINMETALS JAPAN CORPORATION", JАРАN ТОКYО, 2-7-15, FUKAGAWA; КОТО-КU. Получатель товара - Общество. Таможенная процедура таможенного транзита завершена 24.03.2022 в 18:18.
25.03.2022 Обществом на Вологодский областной таможенный пост представлен отчет по форме ДО-1 N 0000006 от 25.03.2022, свидетельствующий о принятии на хранение на склад СВХ ПАО "Северсталь" товара - "марганец металлический", в количестве 21 грузового места, находящегося в контейнере NTKRU3395906, на ж/д платформе N 54973151.
29.03.2022 должностным лицом Вологодского областного таможенного поста проведен таможенный осмотр помещений и территорий постоянной зоны таможенного контроля (ПЗТК) станции Черсповец-1 (контейнерная площадка), расположенной на ж/д пути N 3. В ходе таможенного осмотра установлено, что на пути N 3 находится ж/д платформа N 54973151 с установленным на нее контейнером NTKRU3395906, опломбированным ЗПУ N ZН009748, с товаром согласно товаросопроводительным документам - "марганец металлический".
30.03.2022 должностным лицом Вологодского областного таможенного поста проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ПАО "Северсталь". В результате таможенного осмотра установлено, что товар - "марганец металлический" указанный в ДО-1 N 0000006 от 25.03.2022 в ПЗТК СВХ ПАО "Северсталь" отсутствует.
Таможня пришла к выводу, что при формировании отчета по форме ДО-1 N 0000006 от 25.03.2022 Обществом в графе 2 ДО-1 "Дата и время помещения на склад" указаны недостоверные сведения.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом Санкт-Петербургской таможни в отношении Общества 25.04.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-2039/2022 по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Санкт - Петербургской таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 7 000 руб.
Общество обратилось в Северо-Западную оперативную таможню с жалобой на указанное постановление.
Решением Северо-Западной оперативной таможни от 06.07.2022 N 10212000/52ю/66А постановление Санкт - Петербургской таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем и совершаемых с ними таможенных операций.
Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Порядок предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности, утвержден приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Приложения N 5 Порядка владельцы складов временного хранения и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам (ДО-1, ДО-2, ДО-3).
Как следует из материалов дела, 25.03.2022 ПАО "Северсталь" предоставлен отчет по форме ДО-1 N 0000006 от 25.03.2022, свидетельствующий о принятии на хранение на склад СВХ ПАО "Северсталь" товара. В рамках таможенного контроля 30.03.2022 установлено отсутствие товара в ПЗТК СВХ ПАО "Северсталь", указанного в отчете ДО-1 N 0000006 от 25.03.2022.
Таким образом, Обществом допущены нарушения таможенного законодательства, выразившиеся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения (о дате помещения товара на склад СВХ), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Между тем, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Судом апелляционной установлено, что в рамках одной проверки, проведенной Таможенным органом 30.03.2022 в Акте таможенного осмотра помещений установлено отсутствие товаров по ДО-1 от 25.03.2022, от 28.03.2022, в отношении одного и того же лица - ПАО "Северсталь", было вынесено порядка 12 постановлений от 25.05.2022 и 14.06.2022 NN 10210000-2317/2022, 10210000-2084/2022, 10210000-2086/2022, 10210000-2035/2022, 10210000-2244/2022, 10210000-2039/2022, 10210000-2246/2022, 10210000-2324/2022, 10210000-2349/2022, 10210000-2352/2022, 10210000-2121/2022, 10210000-2092/2022, согласно которым в действиях Общества установлены нарушения таможенного законодательства, выразившиеся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, за нарушении которых установлена административная ответственность по статье 16.15 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А56-77522/2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано, постановление Таможни от 25.05.2022 по делу N 10210000-2035/2022 признано законным и обоснованным. При этом указанное постановление вынесено первым по результатам проверки представленной Обществом 25.03.2022 отчетности.
Учитывая вышеизложенное, постановление Таможни от 25.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022, с учетом положений статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено, как вынесенное уже после вступления в силу 06.04.2022 Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, которым статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, не позволяющей административному органу в рамках одной проверки выносить несколько постановлений в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не имеет правового значение то обстоятельство, что проверка таможенным органом проводилась не по правилам Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ должны применять ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом, то есть единстве права, которое должно равным образом применяться в отношении всех участников публичных правоотношений.
Более того, искусственное разделение совершенного Обществом административного правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них отдельного решения о привлечении к административной ответственности свидетельствует о нарушении пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Ввиду признания оспариваемого постановления незаконным, решение Северо-Западной оперативной таможни от 06.07.2022 N 10212000/52ю/66А на постановление Санкт - Петербургской таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022 также подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного решение суда от 09.12.2022 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-77521/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать незаконным и отменить постановление Санкт - Петербургской таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022.
Признать незаконным и отменить решение Северо-Западной оперативной таможни от 06.07.2022 N 10212000/52ю/66А на постановление Санкт - Петербургской таможни от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2039/2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77521/2022
Истец: ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня, СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ