г. Владивосток |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А51-14260/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСС Плюс", Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-181/2023, 05АП-398/2023
на решение от 06.12.2022
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-14260/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВСС Плюс" (ИНН 2537143494, ОГРН 1202500008028)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 41 072 250 руб., пени в размере 2 601 927,04 руб. (рассчитанную на день подачи искового заявления), а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства,
при участии в заседании:
от Центральной акцизной таможни: не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО "ВСС Плюс": представитель Яшина Т.В., по доверенности от 17.10.2022, сроком действия на 2 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2010 / ЮФ - 0545), паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВСС Плюс" (далее - ответчик, общество, декларант, ООО "ВСС Плюс") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 41 072 250 рублей, о взыскании пени в размере 2 601 927,04 рублей (рассчитанные на день подачи искового заявления), а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением от 06.12.2022 суд удовлетворил заявленные требования частично. Суд взыскал с ООО "ВСС Плюс" в доход бюджета Российской Федерации 41 537 731 рублей 50 копеек, в том числе утилизационный сбор в сумме 41 072 250 рублей, пени в сумме 465 485 рублей 50 копеек за неуплату утилизационного сбора по 31.03.2022, а также пени, рассчитанные на сумму утилизационного сбора в размере 41 072 250 рублей, начиная с 01.04.2022 до момента фактического исполнения денежного обязательства, за исключением периода моратория начисления штрафных санкций, установленного законодательством Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований суд отказал. Кроме того, арбитражный суд взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом Центральная акцизная таможня и общество с ограниченной ответственностью "ВСС Плюс" обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Таможенный орган, не согласившись с решением суда от 06.12.2022 в части касающейся взыскания пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора, просит изменить данное решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные таможенным органом требования о взыскании с общества пени в полном размере.
Таможенный орган считает, что мораторий распространяется только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве. Апеллянт указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), и круга лиц, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. По мнению таможенного органа, иное толкование противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.
Таможня указывает, что ответчиком не представлено доказательств, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, ответчик не является банкротом и в отношении него не подано заявление о банкротстве, а задолженность общества основана на ненадлежащем исполнении обязательств по оплате утилизационного сбора в период до введения моратория.
В свою очередь, ООО "ВСС Плюс" не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить его и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Общество считает, что судом первой инстанции проигнорированы исключения из раздела VII Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.
Апеллянт повторяет довод о том, что описание товара, заявленное в ДТ, модель крана, а также фактический осмотр данного крана таможенным органом на этапе таможенного оформления не позволяет сомневаться в том, что ввезенный кран является краном на базе шасси колесных транспортных средств. По мнению апеллянта, доказательств того, что ввезенный обществом самоходный кран сконструирован не на базе шасси колесных транспортных средств, материалы дела не содержат, таким образом, по мнению общества, утилизационный сбор в данном случае не уплачивается.
Таможенный орган своих представителей в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В феврале 2022 года ООО "ВСС Плюс" на таможенную территорию ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар N 1 по ДТ N 10009100/260222/3028092 - кран стреловой самоходный на колесном ходу, бывший в употреблении, модель - KOMATSU LW250-5, год выпуска - 1996, серийный номер - 50027, цвет - синий/серый, с дизельным двигателем, модель - S6D125E-2-B. производитель - KOMATSU LTD, товарный знак - KOMATSU, мощностью 250 л.с., код товара 8426410007.
26.02.2022 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления произведен выпуск товаров, задекларированных в спорной ДТ.
Таможенный орган при оформлении товаров требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, товары выпущены таможенным органом без оформления паспортов транспортных средств (далее - ПТС) и уплаты утилизационного сбора.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом не осуществлялась уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по указанным ДТ. Размер неуплаченного утилизационного сбора по ДТ N 10009100/260222/3028092 составил 41 072 250 руб. (произведение коэффициента 238,1 и базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора в редакции Перечня, действовавшей в период выпуска товаров, равной 172 500 руб.)
Во исполнение положений пункта 17 Правил таможенный орган письмом от 24.03.2022 N 13-12/07193 "О задолженности по уплате утилизационного сбора" таможенный орган проинформировал декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора за товары, задекларированные по указанным ДТ, и пени за просрочку уплаты утилизационного сбора.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80101970269063 письмо таможни вручено адресату 01.04.2022.
В связи с неоплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, подлежащего уплате по спорной ДТ, в размере 41 072 250 руб., таможенный орган обратился в суд с заявлением, в котором также просил в судебном порядке взыскать пени в размере 2 601 927,04 руб. (рассчитанные на день подачи искового заявления), а также пени за каждый день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения обязательства, рассчитанные в связи с несвоевременной уплатой утилизационного сбора, в соответствии с представленным расчетом, указанные требования удовлетворены судом первой инстанции частично.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы сторон, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащие удовлетворению в силу следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
06.02.2016 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Из анализа положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации о необходимости уплаты утилизационного сбора доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правила N 81).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган копии платежных документов об уплате утилизационного сбора, а также самостоятельный расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, произведенный в соответствии с пунктом 5 Правил N 81.
По правилам пункта 11(1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
На основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
Согласно пункту 12 (1) Правил таможенный орган осуществляет проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалов или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
По результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа (пункт 12 (2) Правил).
Факт ввоза транспортного средства обществом на таможенную территорию ЕАЭС и его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленным в материалы дела декларациями на товары с отметкой должностного лица таможни "выпуск разрешен".
Руководствуясь положениями Правил N 81, статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ, судебная коллегия отмечает, что именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи паспортов самоходных машин (далее - ПСМ), а не наоборот; выдача таможенными органами паспортов самоходных машин на ввозимые на территорию РФ самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз таких транспортных средств на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
Поскольку общество является лицом, осуществившим ввоз спорной транспортных средств на территорию РФ, следовательно, именно ООО "ВСС Плюс" признается плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием <4> к Перечню N 81 размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. В спорный период базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним составляла 172 500 рублей.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС. Определяя подлежащий применению коэффициент, суд следует приведенному декларантом в графе 31 спорной декларации описанию товаров и определенному им в графе 33 данной декларации классификационному коду, учитывая, что спор относительно технических характеристик указанных товаров, их классификации по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и целевому предназначению между сторонами отсутствует.
Из материалов дела следует, что обществом в акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни подана декларация на товары N 10009100/260222/3028092, согласно которой обществом ввезен товар N 1 - кран стреловой самоходный на колесном ходу, бывший в употреблении, модель - KOMATSU LW250-5, год выпуска - 1996, серийный номер - 50027, цвет - синий/серый, с дизельным двигателем, модель - S6D125E-2-B. производитель - KOMATSU LTD, товарный знак - KOMATSU, мощностью 250 л.с., код товара 8426410007.
Техника, задекларированная обществом, входит в раздел VII Перечня N 81.
Согласно правилам раздела VII Перечня N 81 к кранам самоходным, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемым по коду 8426 41 000, с даты выпуска которых прошло более трех лет, с мощностью силовой установки не менее 250 л.с., применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 238,1.
В отношении колесных транспортных средств применяется ГОСТ Р 59483-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Колесные транспортные средства. Термины и определения".
Пунктом 3 ГОСТ Р 59483-2021 даны определения следующим терминам и определениям:
базовое транспортное средство - транспортное средство, которое в целом или основные компоненты которого (шасси, пассажирский кузов) были использованы для создания другого транспортного средства (подпункт 7);
базовое шасси - шасси, используемое в качестве основы для изготовления комплектного транспортного средства (подпункт 8);
шасси - устройство на колесном ходу, представляющее собой некомплектное транспортное средство, имеющее трансмиссию, ходовую часть и системы управления, но не оснащенное и/или кабиной, и/или двигателем, и/или кузовом или иным исполнением загрузочного пространства, которое не предназначено для эксплуатации и выпускается в обращение с целью дальнейшей достройки (подпункт 69);
автомобильный кран (Нрк. автокран) - автомобиль специального назначения, выполненный на шасси серийного автомобиля или на специальном колесном самоходном шасси, на котором установлено подъемное оборудование в виде крановой установки (подпункт 84).
Аналогичное определение базового транспортного средства содержится в пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Из изложенного следует, что кран на базе шасси колесных транспортных средств представляет из себя крановую установку, монтированную на шасси колесного транспортного средства, то есть должна существовать самостоятельно модель колесного транспортного средства (базовое транспортное средство), шасси которого используется.
Как следует из документов, представленных таможенным органом в материалы дела, самоходный автокран Komatsu LW250-5 создан на отдельной пневмоколесной базе, которая не относиться к какому-либо автомобилю, и изготовлена специально под данную крановую платформу. Техника применяется для подъема грузов различной массы, в частности грузоподъемность этого агрегата составляет порядка 26 тонн при минимальном вылете стрелы. Поворотный механизм LW250-5 приводиться в действие специальными электромоторами, работающими от встроенного электрогенератора. Кабина оператора установлена также на данной платформе и поворачивается совместно со стрелой. Стрела крана является телескопической, выдвижной, максимальная длина составляет порядка 31 метра.
Как следует из приведенного описания, ввезенная декларантом спецтехника является самостоятельным транспортным средством, созданным на отдельной пневмоколесной базе, которая не относиться к какому-либо автомобилю, и изготовлена специально под данную крановую платформу.
Также в пункте 6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" указано, что специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Согласно указанному, суд первой инстанции верно посчитал, что ввезенный товар - самоходный кран, вопреки доводам общества, не относится к кранам сконструированным на базе шасси колесных транспортных средств и не относится к категории исключений из раздела VII Правил N 81. Таким образом, таможенный органом правомерно применены к ввезенной обществом технике нормы раздела VII Перечня N 81.
Таможенный орган установив, что в отношении товаров в связи их ввозом подлежит уплата утилизационного сбора в размере 41 072 250 руб., который декларантом не уплачен, направил в адрес общества уведомление о необходимости оплаты, указав на задолженность в письме от 24.03.2022 N 13-12/07193 "О задолженности по уплате утилизационного сбора", которая определена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с учетом заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из базовой ставки, а также соответствующих коэффициентов, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, принимая во внимание мощности их силовой установки.
Поскольку у декларанта имелась обязанность по уплате утилизационного сбора в указанной сумме, то обращение таможни в суд с требованием о взыскании пени является обоснованным.
При этом проверив заявленный таможенным органом период начисления пени, суд первой инстанции правомерно установил, что он является необоснованным и арифметически неверным.
Пени за товар по ДТ N 10009100/260222/3028092 начислены таможенным органом, начиная с 16-го дня после дня выпуска товара по данной декларации в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а именно с 14.03.2022.
Арбитражным судом верно установлено, что дата - 13.03.2022, принятая таможней за дату окончания срока представления декларантом документов, предусмотренных пунктом 11 Правил N 81, по ДТ N 10009100/260222/3028092, согласно производственному календарю за 2022 являлась нерабочим выходным днем (воскресеньем).
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что последний день срока уплаты утилизационного сбора приходящегося на нерабочий день должен быть перенесен на ближайший следующий за ним рабочий день (статьи 191, 193 ГК РФ, статья 4 ТК ЕАЭС).
Таким образом, расчет пени в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10009100/260222/3028092, должен производиться с 15.03.2022 (с учетом переноса последнего дня срока на 14.03.2022) и по день его уплаты включительно.
Несмотря на то, что ни Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Таким образом, апелляционная коллегия полагает обоснованным применение судом первой инстанции по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренного как статьей 193 ГК РФ, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 6.1), которыми предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Судебная коллегия, руководствуясь принципом универсальности воли законодателя, а также, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, учитывает, что он представляет собой обязательный платеж.
Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113 по делу N А51-9611/2021.
Соответственно, последний день срока уплаты утилизационного сбора в случае, когда он выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, должен быть перенесен на следующий за ним рабочий день.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мораторий распространяется только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, судебной коллегией отклоняется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество освобождено от начисления заявленных таможенным органом пени с 01.04.2022 по день фактической уплаты долга в силу распространения на него действия отдельных ограничений, установленных мораторием на возбуждение дел о банкротстве (статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со статьей 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий) сроком на 6 месяцев: с 01.04.2022 по 01.10.2022.
По смыслу разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В связи с чем, в период действия указанного моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в период действия указанного моратория пени, заявленные таможенным органом по день фактической уплаты долга, не подлежат начислению за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из отсутствия правовых оснований для взыскания пени за неуплату утилизационного сбора по ДТ N 10009100/260222/3028092 за период с 01.04.2022 по 29.07.2022 судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически правильным.
В силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обеспечение стабильности экономики и поддержка бизнеса путём оказания поддержки хозяйствующим субъектам в виде государственной гарантии обеспечения более выгодных условий деятельности в период действия моратория является государственной преференцией и носит тотальный характер.
Государственные органы и их должностные лица не вправе уклониться от предоставления хозяйствующим субъектам государственных преференций.
Как верно отмечено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, имущественные требования в отношении ООО "ВСС Плюс" возникли до введения моратория Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не содержит сведений о подаче ответчиком ООО "ВСС Плюс" (ИНН 2537143494, ОГРН 1202500008028) уведомления об отказе от моратория и, соответственно, от предоставленных им преференций; сведения данного реестра являются открытыми и общедоступными.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "ВСС Плюс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2022 по делу N А51-14260/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14260/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ВСС ПЛЮС"