г. Москва |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А41-50865/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей Беспалова М.Б., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Устаевой А.Ш.,
при участии в заседании:
от Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области - представитель Левит Е.Д. по доверенности N 43 от 19.09.2022, удостоверение;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области - представитель Пшеничка Я.В. по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Московской области - представитель Волькова Е.А. по доверенности от 13.12.2022, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2023 года по делу N А41-50865/22 по заявлению Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области (далее - МИФНС N 23 по МО, ответчик) о признании незаконной записи от 27.05.2022 (ГРН 2225001215790) о ликвидации юридического лица; о возложении на МИФНС N 23 обязанности по внесению в ЕГРЮЛ записи о недействительности записи от 27.05.2022 (ГРН 2225001215790) о ликвидации юридического лица.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Министерством инвестиций и инноваций Московской области (с 20.02.2020 Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области, далее - Министерство), Акционерным обществом "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Дубна" и ООО "РУФТРЕИД" (далее - Общество) заключено Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории г. Дубны Московской области от 21.12.2017 N 67с-17 (далее - Соглашение).
В целях недопущения неуплаты Резидентом полагающегося штрафа с связи с существенным нарушением условий Соглашения Министерство обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о включении требований Министерства в реестр в третью очередь реестра требований кредиторов должника ООО "РУФТРЕЙД" в размере 5 000 000 (Пять миллионов) рублей (судебное дело N А41-56825/21).
В связи с отказом о включении в реестр требований кредиторов (определение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2022 по судебному делу N А41-56825/21), Министерство обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым требованием о расторжении Соглашения и взыскании текущего платежа в размере 5 000 000 (Пять миллионов) рублей (судебное дело N А41-12693/2022).
Дополнительно Министерством письмом от 18.04.2022 N 16Исх-2564 в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области была направлена просьба о приостановке процедуры по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ООО "РУФТРЕЙД" до решения вопроса по требованию Министерства в судебном порядке с приложением определения Арбитражного суда Московской области от 09.03.2022 по делу N А41-12693/2022 о принятии искового заявления Министерства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Московской области 27.05.2022 была внесена запись (ГРН 2225001215790) в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица. Данное действие:
1) противоречит пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации), в соответствии с которым государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по исковому заявлению, содержащему требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
2) нарушает иные экономические права Министерства (право взыскать с ООО "РУФТРЕИД" штраф, предусмотренный законодательством Российской Федерации и Соглашением), так как препятствует рассмотрению делу N А41-12693/2022 по исковому заявлению Министерства о взыскании штрафа с ООО "РУФТРЕИД" в бюджет Московской области. Таким образом, Министерство лишается возможности по защите своих прав, предусмотренных частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь названным выше, истец обратился в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) 1) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации в силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, осуществляется регистрирующим органом на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведений о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующих должника сведений (основной государственныйрегистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика), сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о дате введения соответствующей процедуры, сведений о прекращении производства по делу о банкротстве, сведений об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.
Согласно п. 2 статьи 21 Закона 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации производится органом, осуществляющим государственную регистрации (налоговым органом) на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
09.10.2021 в Инспекцию поступили сведения из единого федерального реестра сведений о банкротстве N 7452560 от 06.10.2021 в отношении ООО "РУФТРЕЙД" с Решением суда о банкротстве и открытии конкурсного производства по делу N А41-56825/2021 от 30.09.2021. Во исполнение вышеуказанного решения внесена запись ГРН 2215002252331 от 09.10.2021 о признание судом юридического лица банкротом и открытие конкурсного производства, а так же внесена запись ГРН 2215002252342 от 09.10.2021 об утверждении конкурсного управляющего.
19.04.2022 в Инспекцию поступило определение о завершении конкурсного производства по делу N А41-56825/2021 от 11.04.2022.
При этом согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации произведено органом, осуществляющим государственную регистрации (налоговым органом) на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поступившее определение о завершении конкурсного производства ранее срока, установленного в пункте 2 статьи 149 Закона о банкротстве не входит в перечень оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренный статьей 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 149 Закона N 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Одновременно с этим с целью соблюдения требования п. 2 ст. 149 Закона N 127-ФЗ регистрирующим органом 27.04.2022 принято решение о приостановлении государственной регистрации.
По истечению срока приостановления Межрайонной ИФНС России N 23 по Московской области 27.05.2022 принято решении о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером (ГРН) 2225001215790внесена запись о прекращении юридического лица (ликвидация юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве)) и 31.05.2022 за ГРН государственной регистра ГРН 2225001215790 внесены соответствующие учетные сведения.
Поскольку на дату внесена запись о прекращении юридического лица (ликвидация юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве)) имел место судебный акт, вступивший в законную силу, а именно определение Арбитражного суда Московской области о завершении конкурсного производства от 11.04.2022 по делу N А41-56825/21 в котором указано следующее.
Сообщение об открытии в отношении должника ООО "РУФТРЕЙД" (ИНН 5010039334, ОГРН 1095010001261) процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсант" N 184 (7146) от 09.10.2021.
Из представленного в материалах дела отчета конкурсного управляющего следующее, что в ходе конкурсного производства сформирован реестр требований кредиторов, установлена кредиторская задолженность в общей сумме 376 55 тыс. руб., из которых: 376 55 тыс. руб. - задолженность третьей очереди, задолженность второй очереди и первой отсутствуют.
Требования кредитора не погашены.
Выявленное в ходе конкурсного производства имущество реализовано.
Имущество у должника не выявлено, что не позволяет покрыть судебные расходы, а также удовлетворить требования кредиторов.
Проведена работа по закрытию счетов должника в кредитных организациях.
Требования конкурсных кредиторов не удовлетворены ввиду отсутствия достаточной суммы денежных средств и имущества у должника.
В силу положений ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Соответственно, отсутствует возможность для удовлетворения требований имущественного характера.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2023 года по делу N А41-50865/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Э.С. Миришов |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50865/2022
Истец: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области
Ответчик: МРИ ФНС N23 по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ