г. Тула |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А68-6445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Афанасьевой Е.И. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Скала" (г. Тула, ОГРН 1027100973426, ИНН 7107021486) - Денисова Д.Б. (доверенность от 10.01.2023), Детинова А.И. (доверенность от 17.02.2023), от заинтересованного лица - главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100784543, ИНН 7106063211) - Прониной О.Г. (доверенность от 03.03.2023 N 29), Тищенкова А.В. (доверенность от 03.03.2023 N 30), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Скала" на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2022 по делу N А68-6445/2022 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Скала" (далее - АО "Скала", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (далее - главное управление МЧС России по Тульской области, управление) о признании недействительными результатов выездной проверки УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области от 11.03.2022, отраженных в акте N 1-ЧС и предписании N 1-ЧС, и выездной проверки УНД и ПР ГУ МЧС России по Тульской области от 11.03.2022, отраженных в акте N 4-ГО и предписании N 4-ГО.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, АО "Скала" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что проверка деятельности общества проведена управлением с грубыми процессуальными нарушениями в отсутствие объяснений и документов контролируемого лица, без проведения осмотра объекта контроля. Указывает, что склад взрывчатых материалов АО "Скала" расположен по адресу: Тульская область, Ленинский район, карьер Кураково, а не в деревне Кураково, как утверждает управление; других опасных производственных объектов у АО "Скала" не имеется. Настаивает на том, что склад взрывчатых материалов АО "Скала" не является потенциально опасным объектом. Полагает, что предъявленные к заявителю требования неисполнимы, поскольку АО "Скала" в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не входит. По мнению общества, проверка проведена управлением с нарушением срока.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника ОНД и ПР г. Тулы от 24.02.2021 N 1-ЧС проведена плановая выездная проверка с 01.03.2022 по 11.03.2022 в отношении АО "Скала", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Циолковского, д. 39/19, в ходе которой выявлены нарушения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: не разработано положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Тула, п. Иншинский; не прошел соответствующую подготовку генеральный директор в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по субъекту Российской Федерации; в АО "Скала" не создан постоянно действующий орган управления (работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций); не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в АО "Скала"; не созданы объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в АО "Скала"; не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - дежурно-диспетчерская служба АО "Скала"; не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования в АО "Скала", обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (не создана комиссия для работы по повышению устойчивости функционирования объекта); отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АО "Скала"; не организована подготовка работников в АО "Скала" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; не проводится инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение; не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Также АО "Скала" не выполнило мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В ходе проверки, проведенной в период 01.03.2022 по 11.03.2022 на основании решения начальника ОНД и ПР г. Тулы от 24.02.2021 о проведении плановой выездной проверки N 4-ГО в отношении АО "Скала", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Циолковского, д. 39/19, выявлены нарушения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны: не пройдено соответствующее обучение руководителем АО "Скала" в области гражданской обороны; не создано структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны; не разработано и не утверждено положение о гражданской обороне в АО "Скала"; не создано структурное подразделение работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; не организована подготовка населения в области гражданской обороны; не разработана программа курсового обучения работников АО "Скала" в области гражданской обороны, не проводится вводный инструктаж с работниками АО "Скала" в области гражданской обороны; не осуществляется накопление и хранение в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в организации; не проводятся учения, и тренировки по гражданской обороне в АО "Скала"; не разработан в АО "Скала" план основных мероприятий на текущий 2022 год.
По результатам проверки составлены акты проверки от 11.03.2022 N 1-ЧС, N 4-ГО и обществу выданы предписания от 11.03.2022 N 1-ЧС, N 4-ГО, в соответствии с которым АО "Скала" надлежит устранить выявленные нарушения.
Общество, посчитав, что результаты проверок, отраженные в актах и предписаниях от 11.03.2022 N 1-ЧС, N 4-ГО, являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 794).
Указанное Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
В соответствии с пунктом 2 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом N 68-ФЗ.
Статьей 20 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 18.09.2020 N 1485 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение N 1485), определяющее порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 1 Положения N 1485).
Согласно пункту 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем; руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Положения указанного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне (далее - Положение N 804).
В соответствии с Законом N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 утверждено Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (далее - Положение N 841), которое определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки
Во исполнение статьи 12 Закона N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее - Положение N 782), которым определен порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 6 Закон N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение N 379).
Как следует из материалов дела, на основании решений ОНД и ПР г. Тулы по Привокзальному и Советскому округам о проведении плановой выездной проверки от 24.02.2022 N 1-ЧС и от 24.02.2022 N 4-ГО в период с 01.03.2022 по 15.03.2022 в отношении АО "Скала" проведена проверка выполнения требований в области гражданской обороны, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения мероприятий по контролю в деятельности АО "Скала" были выявлены нарушения вышеперечисленных требований, а именно пунктов 5, 6, 7, 10, 11, 20, 23 Положения N 794, пунктов "а", "в", "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, подпунктов "а", "г" пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пункта 6 Положения N 1485, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ, статьи 9 Закона N 28-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пунктов 2, 3, 4, подпунктов "г" пункта 5 Положения N 841, пункта 17 Приказа МЧС России от 24.04.2020 N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны" (далее - Приказ N 262), пунктов 2-6 Положения N 782, подпункта "г" пункта 5, пунктов 2-9 Положения N 379, пунктов 2, 3, 4 Положения N 804, пунктов 1-13 приказа МЧС от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного и характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", пункта 4 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
Факт наличия выявленных нарушений подтверждается материалами дела.
Довод АО "Скала" о том, что проверка была проведена в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно статье 1 Закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях данного Закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно статье 16 Закона N 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
В силу части 1 статьи 31 Закона N 248-ФЗ под контролируемыми лицами в целях данного Закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 336 контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением и не завершенные на день вступления в силу данного постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.
Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Пунктом 12 Постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования - 10.03.2022 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru).
Согласно решениям начальника ОНД и ПР г. Тулы по Привокзальному и Советскому округам о проведении плановой выездной проверки от 24.02.2022 N 1-ЧС и от 24.02.2022 N 4-ГО проверки в отношении АО "Скала" должны быть проведены в период с 01.03.2022 по 15.03.2022.
Фактически проверки были окончены 11.03.2022 согласно составленным по актам N 1-ЧС и N 4-ГО, в которых отражены выявленные нарушения в области гражданской обороны, а также в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из представленных материалов проверок и существа оспариваемых предписаний следует, что в ходе их проведения уполномоченным органом были установлены нарушения, влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
С учетом сложившейся обстановки, непринятие обществом мер по выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории, где расположен склад взрывчатых веществ АО "Скала", от возможных опасностей, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создает непосредственную угрозу наступления негативных последствий, причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.
В этой связи выдача обществу оспариваемых предписаний на нарушает положения Постановления N 336.
Доводы заявителя о том, что все выявленные в ходе проверки нарушения норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны не относятся к данному юридическому лицу в связи с тем, что численность организации составляет 25 человек, что данная организация не имеет категории по гражданской обороне, имеющийся у нее опасный объект (склад взрывчатых материалов) относится к опасному объекту 3 класса, обосновано не приняты судом.
В соответствии с протоколом N 2 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тульской области от 06.07.2021 АО "Скала" включено в перечень потенциально опасных объектов Тульской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" ввиду наличия потенциально опасного объекта распоряжениями ГУ МЧС России по Тульской области от 22.01.2018 N 1, от 22.01.2018 N 2, решениями ГУ МЧС России по Тульской области от 30.08.2021 N2, от 30.08.2021 N3, АО "Скала" присвоена категория высокого риска (как в области гражданской обороны, так и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
Как следует из части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций указаны в статье 14 Закона N 68-ФЗ.
Данные положения обязательны для всех организаций. Закон N 28-ФЗ и Закон N 68-ФЗ не ставят в зависимость выполнение требований, изложенных в данных законах, от направления производственной деятельности предприятия.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отнесение организаций к определенной категории по ГО и ЧС путем включения в перечень или его исключение из данного перечня должно осуществляться посредством принятия соответствующего правового акта, тогда как акта об исключении общества из указанного выше перечня на момент проверки не принято.
АО "Скала" указывает, что по адресу: г. Тула, п. Иншинский у общества находятся только административно-офисные помещения, а на адрес: г. Тула, ул. Циолковского, д. 39/19, инспектор не выезжал, притом что в пункте 7 решения о проведении плановой выездной проверки от 24.02.2022 N 1-ЧС указано, что выездная проверка проводится по адресу: г. Тула, п. Иншинский, г. Тула, ул. Циолковского, д. 39/19, Тульская область, деревня Кураково, в связи с чем результаты проверок являются недействительными.
Указанный довод обоснованно отклонен судом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Под объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 11 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013, также понимается деятельность организаций и граждан, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
В пунктах 6 решений о проведении плановой выездной проверки от 24.02.2022 N N 1-ЧС, 4-ГО указано, что выездная проверка проводится в отношении деятельности, действий (бездействия) АО "Скала", в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.
Таким образом, объектом надзора является юридическое лицо АО "Скала" и его деятельность, а не его помещения. Адрес, указанный в документах, оформленных по результатам проверки, свидетельствует лишь о том, что в этом месте инспектор знакомился с документами в присутствии генерального директора АО "Скала".
Вопреки позиции общества то, что проверки проводились в течение двух часов, а не пятидесяти, как указано в решениях о проведении плановой выездной проверки от 24.02.2022 N N 1-ЧС, 4-ГО, не свидетельствует об их формальности и необъективности.
В пункте 12 решений о проведении плановой выездной проверки указаны сроки проведений проверки, а также срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом - не более 50 рабочих часов.
При этом формулировка "не более" предполагает, что указанный срок может быть меньше обозначенного времени с учетом конкретных обстоятельств проверки. Как пояснило управление, инспектору не понадобилось больше времени, что бы изучить представленные правоустанавливающие документы и документы на законного представителя юридического лица, иных документов контролируемым лицом не представлено.
Выбор контрольных (надзорных) действий, подлежащих применению при проведении проверки, относится к компетенции проверяющего лица и несовершение какого-то отдельного контрольного (надзорного) действия, на что указывает заявитель, не свидетельствует о недостоверности полученных в ходе проверки сведений.
В отношении довода общества о том, что у управления не имелось оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении АО "Скала", суд первой инстанции также обоснованно указал на следующее.
Заявитель ссылается, что при последней плановой проверке АО "Скала", проведенной 08.06.2017 (акт N 7-ЧС), нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не выявлено, в связи с чем общество не может быть отнесено к категории высокого риска.
Вместе с тем, как верно указал суд, заявитель, ссылаясь на акт плановой проверки от 08.06.2017, не учел, что возможность понижения/повышения категории риска явилась следствием утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 и от 25.06.2021 N 1007 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны.
Перечень объектов с присвоением категорий риска был пересмотрен с учетом проведенных плановых проверок после утверждения названных Положений (решения главного управления МЧС России по Тульской области от 30.08.2021 N 2 и от 30.08.2021 N 3).
Указание в актах проверок вида проверки "внеплановая" вопреки доводам апелляционной жалобы нельзя признать существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену результатов проверки.
В силу пункта 95 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013, и пункта 98 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, плановые документарные проверки не проводятся.
В этой связи управлением были организованы и проведены плановые выездные проверки в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом при включении АО "Скала" в план проведения плановых проверок на 2022 год управлением в прокуратуру Тульской области был представлен протокол комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тульской области, которым организация внесена в перечень потенциально опасных объектов. Прокуратура Тульской области согласовала проведение проверок в отношении АО "Скала" по надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Довод заявителя о том, что предъявленные к нему требования неисполнимы (пункты 1-10 акта N 1-ЧС, соответствующие пункты предписания N 1-ЧС), поскольку АО "Скала" не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не принимается апелляционным судом.
Распоряжениями начальника главного управления МЧС России по Тульской области от 22.01.2018 N 1 о внесении решения об отнесении объектов надзора к категориям высокого и значительного риска, N 2 о вынесении решения об отнесении субъектов надзора к категориям высокого, значительного и среднего риска АО "Скала" отнесено к потенциально опасным объектам.
В соответствии с протоколом N 2 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тульской области от 06.07.2021 АО "Скала" включено в перечень потенциально опасных объектов Тульской области с присвоением 4 класса опасности.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные обстоятельства являются достаточным основанием для вывода о том, что общество должно соблюдать требования Закона N 28-ФЗ, Закона N 68-ФЗ, а также иные акты, нарушение которых вменяется оспариваемыми предписаниями.
Указанные ненормативные правовые акты в предусмотренном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, в связи с чем доводы общества о необоснованном присвоении ему статуса потенциально опасного объекта не могут быть приняты.
При таких обстоятельствах довод общества о том, что склад взрывчатых веществ общества находиться в карьере, а не в населенном пункте, как указывает суд, со ссылкой на паспорт безопасности опасного объекта ЗАО "Скала" Склад ВМ, утвержденный в 2016 году, не имеет определяющего значения для настоящего спора.
Кроме того, в лицензии от 27.11.2013 N ВМ-11-005346, выданной АО "Скала" на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, указан следующий адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: Тульская область, Ленинский район, д. Кураково.
Таким образом, требования, предъявленные в пунктах 1-10 акта N 1-ЧС, предписания N 1-ЧС, являются законными.
В отношении пункта 11 акта внеплановой выездной проверки от 11.03.2022 N 1-ЧС, согласно которому обществом в нарушение пунктов 1, 2 статьи Закона N 116-ФЗ, пунктов 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" (далее - Постановление N 1437) не разработан план мероприятий по локализации последствий аварий на опасных объектах, общество указывает, что им заключен договор со специализированной организацией, занимающейся обеспечением и планированием подготовки аварийно-спасательных мероприятий.
Вместе с тем, законодатель одновременно установил требования и по разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, и по заключению договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями (пункты 1, 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ, пункты 2, 3 Постановления N 1437).
Общество считает необоснованными выводы уполномоченного органа, содержащиеся в пунктах 1, 2, 4 и 7 акта N 1-ГО, и соответствующие пункты предписания N 1-ГО, поскольку требования закона, на которые ссылается управление, распространяются на организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, к которым АО "Скала" не относится.
АО "Скала" действительно не имеет категорию по гражданской обороне, при этом, как указывалось ранее, положения Закона N 28-ФЗ обязательны для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а для организаций, отнесенных к категории по гражданской обороны, предъявляются дополнительные требования (пункты 2, 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 11 Закона N 28-ФЗ руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения N 841 руководители организаций относятся к лицам, подлежащим подготовке в области гражданской обороны.
Вопреки доводам заявителя структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях (пункт 2 Положения N 782). В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации (пункт 5.1.2 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230).
Общество полагает, что положение о гражданской обороне в АО "Скала" не обязательно к разработке и утверждению (пункт 3 акта N 4-ГО, предписания N 4-ГО), однако, в соответствии с пунктом 4 Положения N 804 порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым МЧС России.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.
При этом обществом не разработаны и не утверждены ни положение, ни порядок ведения гражданского обороны в организации.
Общество также не согласно с требованием управления организовать подготовку населения в области гражданской обороны г. Тула, п. Иншинский (пункт 5 предписания N 4-ГО).
Вместе с тем, общество не учитывает, что Положением N 841 население, подлежащее подготовке в области гражданской обороны, разделено на группы, к которым, в том числе, относятся физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем, - работающее население.
Довод общества о том, что разработку программ курсового обучения осуществляет МЧС России, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения N 841 в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации.
Ссылка АО "Скала" на то, что обществом проводятся учения и тренировки по гражданской обороне, документально не подтверждена.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 26.12.2022 N 496.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 08.12.2022 по делу N А68-6445/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Скала" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2022 N 496.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6445/2022
Истец: АО "Скала", ЗАО "Скала"
Ответчик: ГУ МЧС России по Тульской области, ГУ Управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Тульской области Отдел по надзорной деятельности и профилактической работе по Привокзальному и Советскому округам УНД и ПР МЧС России по Тульской области