г. Хабаровск |
|
17 марта 2023 г. |
А73-13359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: явка не обеспечена;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Коваль Е.Н., по доверенности от 16.04.2021 N 4/4004;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Техника и технологии": Тремасова С.Н. по доверенности от 16.09.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 24.11.2022
по делу N А73-13359/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Техника и технологии"
УСТАНОВИЛ:
Управление дорожной детальности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - заявитель, организатор торгов, УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 02.08.2022 по делу N 027/10/18.1-997/2022 в части пунктов 1, 2, 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Техника и технологии" (далее - третье лицо, ООО "ТиТ", Общество).
Решением от 24.11.2022 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду не правильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре сослалось на то, что у конкурсной комиссии имелись сведения о количестве ДТП в отношении ООО "ТиТ", представленные ГИБДД УМВД России по г. Комсомольска-на-Амуре, при этом иные сведения из официальных источников, опровергающие имеющиеся сведения, отсутствовали и на рассмотрение конкурсной комиссии не представлялись, законных оснований подвергать сомнению сведения, представленные уполномоченным государственным органом, у членов конкурсной комиссии не было.
Определением от 01.03.2023 суд удовлетворил ходатайство представителя УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре Осадчей К.А. о проведении судебного заседания в режиме веб конференции.
Судом обеспечено рассмотрение апелляционной жалобы в режиме веб конференции, вместе с тем представитель Осадчая К.А. к веб конференции не присоединилась, другой представитель не подтвердил свои полномочия для участия в судебном заседании апелляционной инстанции. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Представители Хабаровского УФАС России, ООО "ТиТ" в представленных отзывах и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 05.04.2022 на официальном сайте администрации города Комсомольска-на-Амуре в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 05042022/01 о проведении открытого конкурса на право получения свидетельств на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории горда Комсомольска-на-Амуре, конкурсная документация.
На конкурс выставлены автобусные маршруты, распределенные в 3 лота, в том числе автобусные маршруты N 3 "ул. Уральская - ул. Юбилейная"; N 6 "ул. Уральская - мкр. Индустриальный", включенные в состав лота N 1.
Согласно протоколу от 17.05.2022 N 1 об итогах вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Комсомольска-на-Амуре, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе поданы 3 заявки: ООО "ТиТ", ООО "Дальавтотранс"; ООО "Эсперанс Тур".
Согласно протоколу от 27.05.2022 N 2 об итогах открытого конкурса, конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе всем претендентам; проведение открытого конкурса на право получения свидетельств на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории горда Комсомольска-на-Амуре по лоту N 1 признано не состоявшимся.
ООО "ТиТ" обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия организатора торгов согласно которой, по мнению Общества, его заявка отклонена конкурсной комиссией безосновательно, ООО "ТиТ" представлены документы, подтверждающие совершение дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), указанного в справке ГИБДД, на транспортном средстве, переданном в аренду и эксплуатируемом другим предприятием, водителем другого предприятия, поэтому основания для признания сведений, представленных Обществом о количестве ДТП, недостоверными, отсутствовали.
По результатам рассмотрения жалобы Хабаровским УФАС России принято решение от 02.08.2022 по делу N 027/10/18.1-997/2022, в соответствии с которым жалоба ООО "ТиТ" на действия УДД И ВБ - организатора торгов (открытого конкурса) на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 3 и N 6 регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Комсомольска-на-Амуре, извещение N 05042022/01 от 05.04.2022, признана обоснованной (пункт 1 решения).
Пунктом 2 решения действия организатора торгов признаны нарушающими пункт 2 части 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, пункты 4.15, 4.16, 4.17 Конкурсной документации на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории города Комсомольска-на-Амуре (регистрационный номер конкурса N 05042022/01) в части неправомерного отклонения конкурсной заявки ООО "ТиТ".
В соответствии с пунктом 3 решения, решено выдать организатору торгов (открытого конкурса) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Также материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4 решения).
Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России в части пунктов 1, 2, 4, УДД и ВБ администрации города Комсомольска-на-Амуре обратилось с заявлением в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Комсомольска-на-Амуре по регулируемым и нерегулируемым тарифам (далее - Положение).
Организация органами местного самоуправления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Частью 4.1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе содержать следующие сведения:
- количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
- среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
- государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе, по критерию: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок (часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Из системного толкования части 1 статьи 23, частей 2 и 7 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе отклоняются как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса в соответствии со статьей статья 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, так и в случае несоответствия заявки требованиям конкурсной документации либо представления недостоверных сведений.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 66 Положения в течение двадцати пяти рабочих дней с момента вскрытия конвертов конкурсная комиссия проверяет заявки, а также приложенные к ним документы на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и настоящим Положением, а также устанавливает соответствие претендентов требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
На основании подпункта 7 пункта 66 Положения по результатам действий, указанных в подпункте 6 настоящего пункта Положения, конкурсная комиссия принимает решение о допуске претендентов к участию, на участие в открытом конкурсе или об отказе претенденту в допуске на участие в открытом конкурсе
Подпунктом 8 пункта 66 Положения установлено, что основаниями для отказа претенденту в допуске на участие в открытом конкурсе является несоответствие претендента требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ и настоящего Положения.
Согласно пункту 4.15 Конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям конкурсной документации, а Претендент, подавший такую заявку, соответствует требованиям, установленным пунктом 5.1 раздела 5 настоящей конкурсной документации.
Пунктом 4.16 Конкурсной документации установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в открытом конкурсе, если Претендент, подавший такую заявку, не соответствует требованиям к участнику открытого конкурса, указанным в пункте 5.1 раздела 5 настоящей конкурсной документации и (или) такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 4.17 Конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных Претендентом в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5, разделом 6, разделом 9 конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения вплоть до момента выдачи Победителю открытого конкурса, единственному участнику открытого конкурса, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута.
На основании пункта 5.3 Конкурсной документации не допускаются к участию в конкурсе Претенденты, не соответствующие требованиям пункта 5.1 конкурсной документации и представившие недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 5.4 Конкурсной документации отказ в допуске Претенденту или отстранение участника открытого конкурса от участия в открытом конкурсе или отказ от выдачи единственному участнику открытого конкурса или Победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется в любой момент до выдачи таких свидетельств, если организатор открытого конкурса или конкурсная комиссия установит, что Претендент, участник открытого конкурса, единственный участник открытого конкурса или Победитель открытого конкурса не соответствует требованиям, указанным в пункте 5.1 настоящего раздела конкурсной документации, представил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, а также представил недостоверную информацию, или не предоставил информацию, предусмотренную разделом 9 конкурсной документации.
Согласно материалам дела, заявка ООО "ТиТ" отклонена, как не соответствующая требованиям, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ с отметкой "количество ДТП не соответствует сведениям, предоставленным ГИБДД УМВД по городу Комсомольску-на-Амуре".
В приложении N 7 к Конкурсной документации "Справка о наличии у претендента дорожно-транспортных происшествий" Общество в графе 2 "количество ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения" указало количество "0".
Из ответа ГИБДД УМВД по городу Комсомольску-на-Амуре (исх. N 43/18-3057 от 25.05.2022) следует, что согласно автоматизированной базе АИУС ДПС в период с 04.04.2021 по 04.04.2022 в г. Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано одно ДТП, в котором пострадало тринадцать человек по вине транспортных средств, принадлежащих ООО "ТиТ".
Антимонопольным органом, в ходе рассмотрения жалобы Общества было установлено, что на заседании конкурсной комиссии по допуску к участию в конкурсе, представитель ООО "ТиТ" Турбов С.В. при оглашении информации о том, что Общество представило недостоверную информацию о количестве ДТП, произошедших по вине работников предприятия и повлекших причинение вреда жизни и здоровья, заявил о том, что ДТП, вменяемое Обществу произошло по вине водителя ООО "Дальавтотранс", которое эксплуатировало автобус, принадлежащий ООО "ТиТ" по договору субаренды.
До сведения конкурсной комиссии была доведена информация о том, что:
- по факту ДТП, совершенного 18.12.2021 на автобусе ПАЗ-4234 гос. номер Н 218 НМ 27, из ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю в ТОГАДН по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре направлена информация о факте совершения ДТП ООО "Дальавтотранс";
- ТОГАДН по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре назначена и проведена внеплановая выездная проверка ООО "Дальавтотранс" с целью проверки обстоятельств причинения вреда здоровью граждан в результате ДТП, совершенного 18.12.2021;
- ООО "Дальавтотранс" привлечено к ответственности за нарушения, выявленные в результате проверки территориальным отделом УГАДН;
- иная информация, касающаяся совершенного 18.12.2021 ДТП, вина за совершение которого возложена конкурсной комиссией на ООО "ТиТ".
В соответствии с пунктом 4.37 Конкурсной документации конкурсная комиссия вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в составе заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 4.26 Конкурсной документации срок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса не может превышать двадцать пять рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Вскрытие конвертов проходило 17.05.2022, следовательно, 25-ый рабочий день выпадал на 22.06.2022. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе и подведение итогов открытого конкурса проходило 27.05.2022.
Однако, несмотря на наличие спорного вопроса, возникшего в ходе рассмотрения, в том числе заявки ООО "ТиТ", а также на наличие времени, достаточного для проверки достоверности сведений о ДТП, представленных в составе заявки Обществом, и той информации, которая была доведена претендентами до конкурсной комиссии, запрос в ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре о представлении информации из карточки учета ДТП, организатором торгов сделан не был; рассмотрение заявок и подведение итогов не откладывалось.
При этом, ни Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ, ни Положение, ни Конкурсная документация не содержат запрета на отложение даты и времени рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса в спорных ситуациях.
Бездействие организатора конкурса, выразившееся в том, что не было использовано право, предусмотренное пунктом 4.37 Конкурсной документации в целях соблюдения баланса прав и интересов участников конкурсных процедур в спорной ситуации, как верно указал суд первой инстанции, привело к нарушению права ООО "ТиТ" на участие в конкурсных процедурах по определению победителя конкурса.
Доводы заявителя о том, что иные сведения из официальных источников, опровергающие имеющиеся у конкурсной комиссии сведения, на рассмотрение конкурсной комиссии не представлялись, правомерно отклонены судом первой инстанции, как несостоятельные, поскольку у ООО "ТиТ" не было оснований полагать, что сведения о ДТП, представленные уполномоченным органом исполнительной власти могут быть иными, нежели у самого Общества, в связи с чем не было оснований представлять в составе конкурсной заявки либо на конкурсную комиссию документы о ДТП.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2022 по делу N А73-13359/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13359/2022
Истец: Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Техника и технологии"