город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2023 г. |
дело N А01-2433/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: представитель Садковой А.В. по доверенности от 10.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.12.2022 по делу N А01-2433/2022
по иску Управления лесами Республики Адыгея
к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Меретуковой Мариетте Шабановне
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Республики Адыгея (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Меретуковой Мариетте Шабановне (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 1 352 934 рублей задолженности.
Исковые требования мотивированы неверным применением коэффициентов к размеру арендной платы при исполнении договора аренды лесного участка от 28.01.2016 N 366 и доначислением платы за 2019 г. в размере 513 500 рублей 56 копеек, за 2020 г. - в размере 635 550 рублей 94 копейки и за 2021 г. - в размере 660 860 рублей 49 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу управления взыскано 341 955 рублей 41 копейка задолженности, в удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что размер арендной платы по договору аренды, определенный по результатам торгов, признанных несостоявшимися, являлся регулируемым, на момент проведения торгов определен согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с учетом ставок и коэффициентов, действовавших в соответствующий период времени. Изменение нормативно определенных ставок является основанием к проведению перерасчета платы.
Вместе с тем, оценивая порядок установления арендной платы в части правомерности определения одного из элемента расчета - количества ульев на 1 га арендуемой площади, суд принял во внимание следующее.
Коэффициент К (количество ульев) как элемент арендной платы, участвующий в расчете, подлежал определению с учетом действующих правил.
На дату заключения договора аренды, содержание пчел регламентировалось:
- Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных пчеловодческих хозяйств (ферм) и требованиями при их проектировании и строительстве, утвержденными Минсельхозом СССР 04.12.1974;
- Ветеринарно-санитарными правилами содержания пчел, утвержденными Минсельхозом СССР 15.12.1976;
- Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Минсельхозпродом России от 17.08.1998 N 13-4-2/1362.
Ветеринарно-санитарными правилами содержания пчел специализированными пчеловодческими хозяйствами (фермами) от 1974 г. установлено, что размер точки (пасеки) и количество семей на нем определяют в зависимости от особенностей местности. Расстояние между ульями должно быть не менее 3 - 3,5 м, а между рядами ульев - не менее 10 м.
В дополнительных пояснениях к расчету истцом сообщено, что при заключении договора количество ульев определялось следующим порядком: 1 га (10 000 кв. м) - 400 кв. м (площадь минерализированной полосы по границе 4000 м х 1 м); 1 га: 10 м (расстояние между рядами) = 10 рядов; 98,0 м: 3,0 (расстояние между ульями) = 32,6 ульев; 32 ульев х 10 рядов = 320 ульев.
Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденными Минсельхозом СССР 15.12.1976, аналогично устанавливали: расстояние между ульями - не менее 3 - 3,5 м, между рядами ульев - не менее 10 м.
Между тем, пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил содержания пчел, утвержденных Минсельхозом СССР 15.12.1976, количество ульев на одной пасеке (точке) было ограничено и не должно превышать 150 пчелиных семей.
Анализ положений указанных выше правил позволяет прийти к выводу, что количественные показатели пчелосемей для лиц, не относящихся к специализированным пчеловодческим хозяйствам, ограничено 150 ульями.
Из общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРИП, судом установлено, что основным видом деятельности ИП Картамышева О.В. (ИНН 562902300777) являлась деятельность ресторанов и оказание услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10). Ответчик Меретукова М.Ш. также осуществляет основную деятельность в сфере ресторанов и услуг по доставке продуктов питания.
Приняв во внимание, что как первоначальный арендатор, так и ответчик по делу не относятся к специализированным пчеловодческим хозяйствам (фермам), суд счел, что управлению следовало применять к расчету количество ульев, установленное Ветеринарно-санитарными правилами содержания пчел, утвержденными Минсельхозом СССР 15.12.1976, и ограничивать коэффициент К (количество ульев) 150 шт.
Разрешая вопрос о правомерности иска с учетом перерасчета платы за конкретный участок с повышающим коэффициентом, суд счел необходимым следовать установленным правилам расчета и произвел исчисление платы за пользование лесным участком с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Ветеринарно-санитарных правил содержания пчел, утв. Минсельхозом СССР 15.12.1976.
Суд первой инстанции произвел расчет следующим образом:
- за 2019 г. 5,1332 х 42,8 х 1,89 х 150 х 4 = 249 140, 89 руб.;
- за 2020 г. 5,1332 х 42,8 х 2,26 х 150 х 4 = 297 914,50 руб.;
-за 2021 г. 5,1332 х 42,8 х 2,35 х 150 х 4 = 309 778,35 руб.
Приняв во внимание, что арендодателем было начислено, а арендатором уплачено за 2019 г. 132 875,14 руб., за 2020 г. - 158 887,73 руб. и за 2021 г. - 165 215,12 руб., суд счел, что задолженность ответчика составляет за 2019 г.: 116 265 рублей 75 копеек (249 140, 89 - 132 875,14); за 2020 г. - 139 026 рублей 77 копеек (297 914,50 - 158 887,73); за 2021 г. - 144 563 рубля 23 копейки (309 778,35 - 165 215,12).
С учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности и истечения срока исковой давности к требованиям о взыскании задолженности за период до 01.07.2019 суд признал обоснованным иск на сумму 341 955 рублей 41 копейка, из которых доначисления платы за 2019 г. в размере 58 365 рублей 41 копейку, за 2020 г. - 139 026 рублей 77 копеек и за 2021 г. - 144 563 рубля 23 копейки.
Управление лесами Республики Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе управление повторило доводы искового заявления, указало, что количество ульев было определено в соответствии с действовавшими на момент заключения договора Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных пчеловодческих хозяйств, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 04.12.1974, формула расчета отражена в приложении N 3 к договору.
Подписание договора и расчета к нему (приложение N 3) свидетельствует о согласовании условий сторонами договора, которые не обжаловались арендатором. Указанный расчет предметом настоящего судебного разбирательства не является.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесами Республики Адыгея (арендодатель) и ИП Картамышевым О.В. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 28.01.2016 N 366 по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование земельный участок, общей площадью 5,1332 га, расположенный в границах в границах Майкопского лесничества, Курджипского сельского участкового лесничества Республики Адыгея, в квартале 93, часть выдела 4, квартале 17, части выделов 1, 2 с кадастровым номером 01:04:5511006:65 (пункт 1 договора).
Лесной участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) (пункт 4).
Стоимость использования земельного участка в год установлена в размере 83 658 рублей 84 копейки. Расчет арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок арендной платы в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (раздел 2 договора).
Срок действия договора составляет 49 лет (пункт 24 договора).
Расчет арендной платы приведен в приложении N 3 к договору.
Расчет платы произведен по формуле: А= S x M x C x K, где S - площадь 5,1332 га; M - 42,8 - минимальная ставка за одну пчелосемью; C - 1,19 коэффициент за единицу площади в 2015 г. по Постановлению Правительства РФ от 17.09.2014 N 947; K - 320 шт. ульев на 1 га (Ветеринарно-санитарные правила для специализированных пчеловодческих хозяйств (ферм) и требования при их проектировании и строительстве, утв. Минсельхозом СССР 04.12.1974).
По договору от 04.10.2016 право аренды передано от ИП Картамышева О.В. к ИП Меретуковой М.Ш.
В исковом заявлении истец указал, что на основании результатов проверки, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (предписание N 18/2021 от 02.08.2021), управление произвело перерасчет арендной платы за период 2019 г. - 2021 г. с использованием повышающего коэффициента 4 (в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах), установленного абз. "в" пункта 4 примечания к таблице 9 Постановления N 310, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Претензия истца от 06.09.2021 N 2928 с требованием оплаты задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В таблице N 9 Постановления N 310 указано, что ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства и осуществлении рыболовства в Республике Адыгея по виду сельскохозяйственной деятельности "Пчеловодство" составляет 42,8 рублей за 1 пчелосемью. В абзаце "в" пункта 4 примечания к таблице N 9 указано, что к ставкам в отношении защитных ценных лесов в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах применяется поправочный коэффициент 4.
Количество пчелосемей (ульев) на спорном участке определено истцом расчетным способом на основании Ветеринарно-санитарных правил для специализированных пчеловодческих хозяйств, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 04.12.1974.
В пункте 3.1 Правил от 04.12.1974 указано, что размер точки (пасеки) и количество семей на нем определяют в зависимости от особенностей местности. Расстояние между ульями должно быть не менее 3 - 3,5 м, а между рядами ульев - не менее 10 м.
В возражениях на дополнение к отзыву на исковое заявление истец привел следующий расчет пчелосемей: 1 га (10 000 кв.м.) - 400 кв.м. (площадь минерализированной полосы по границе 4000 м. х 1 м.); 1 га : 10 м (расстояние между рядами) = 10 рядов; 98,0 м : 3,0 (расстояние между ульями) = 32,6 ульев; 32 ульев х 10 рядов = 320 ульев.
В пункте 1.2 Ветеринарно-санитарных правил содержания пчел, утвержденных Минсельхозом СССР 15.12.1976, приведены аналогичные требования к минимальным расстояниям между ульями и рядами ульев и указано, что количество ульев на одной пасеке (точке) не должно превышать 150 пчелиных семей.
Истец подтвердил, что количество пчелосемей, приведенных в приложении N 3 к договору, определялось расчетным способом.
Доводы заявителя жалобы о том, что арендатор согласился с расчетом, подписав договор и приложение к нему, не свидетельствует о том, что новый арендатор-ответчик не может оспаривать расчет. По договору аренды с регулируемым размером арендной платы подлежит применению нормативно установленный размер арендной платы, независимо от размера, указанного сторонами в договоре.
Доказательств того, что ответчиком фактически превышено максимальное количество пчелосемей в размере 150 штук, в материалы дела не представлено.
Расчет задолженности, произведенный судом первой инстанции, заявителем жалобы арифметически не оспорен, контррасчет не представлен.
Иных возражений относительно выводов суда первой инстанции заявителем жалобы не приведено.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.12.2022 по делу N А01-2433/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2433/2022
Истец: Управление лесами Республики Адыгея
Ответчик: Глава КФХ Меретукова Мариета Шабановна, индивидуальный предприниматель Глава КФХ Меретукова Мариетта Шабановна