г. Воронеж |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А14-5577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Сурненкова А.А.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КМ-Строй": Буряченко А.Н., представителя по доверенности от 16.01.2023, диплом, паспорт гражданина РФ;
от Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства": Васильева М. С., представителя по доверенности от 17.01.2023, диплом, паспорт гражданина РФ;
от Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 13": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента строительной политики Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМ-Строй" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 по делу N А14-5577/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КМ-Строй" (ОГРН 1103668007772, ИНН 3662151649) к Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства" (ОГРН 1093600001186, ИНН 3664082101),
третьи лица: Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (ОГРН 1023600608338, ИНН 3604004606), Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 13" (ОГРН 1026102592966, ИНН 6154065344), Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600991589, ИНН 3617002155), Департамент строительной политики Воронежской области (ОГРН 1093668000931, ИНН 3664095238) о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КМ-Строй" (далее - ООО "КМ-Строй", истец) обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения) к ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства" (далее - Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй", ответчик) о признании недействительными:
решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации "СРО "ВГАСУ-строй", оформленного протоколом N 3 от 25.02.2020, по второму вопросу в части рекомендации Совету Ассоциации исключить ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй";
решения Ассоциации "СРО "ВГАСУ-строй", оформленного протоколом N 7 от 25.02.2020, по восьмому вопросу в части исключения ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - Администрация Борисоглебского городского округа, третье лицо), государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 13" (далее - ГБУ ДО РО "СШОР N 13", третье лицо), Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация Новохоперского муниципального района, третье лицо), Департамент строительной политики Воронежской области (далее - Департамент строительной политики Воронежской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 исковые требования ООО "КМ-Строй" удовлетворены частично. Признано недействительным решение Дисциплинарной комиссии Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства", оформленное протоколом N 3 от 25.02.2022, по второму вопросу повестки дня в части рекомендации Совету Ассоциации исключить ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Совета Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ Межрегиональное объединение организаций в системе строительства", оформленного протоколом N 7 от 25.02.2022 года, по восьмому вопросу в части исключения ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ -строй", ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022, в связи с чем, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта ООО "КМ-Строй" ссылается на то, что для принятия решения об исключении из членов Ассоциации постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Ассоциации необходимо представление Дисциплинарной комиссии и постоянно действующего единоличного исполнительного органа Ассоциации одновременно. Также, заявитель указывает на то, что пункт 2.1.15 Положения о постоянно действующем коллегиальном органе Ассоциации, утвержденный Внеочередным Общим собранием членов Ассоциации коррелирует с пунктом 8.1 Устава Ассоциации в части возможности либо невозможности исключения из Ассоциации без представления Дисциплинарной комиссии Ассоциации.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции третьи лица не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В настоящем судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "КМ-Строй" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Явившийся в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 (часть 5) АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы при отсутствии возражений сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "КМ-Строй" - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.08.2009 УФНС по Воронежской области в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй".
02.03.2010 в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области внесена запись о создании юридического лица ООО "КМ-Строй".
Согласно разделу 1 устава Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй", утвержденному решением очередного общего собрания членов Ассоциации, протокол N 22 от 14.02.2019 (далее - устав Ассоциации) Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй" является некоммерческой корпоративной организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности, юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и сноса объектов капитального строительства.
Ассоциацией приобретен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство с 25.12.2009.
На основании пункта 8.1 устава Ассоциации, исключение из членов Ассоциации производится постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Ассоциации по представлению Дисциплинарной комиссии и постоянно действующего единоличного исполнительного органа Ассоциации.
В силу положений подпункта 6 пункта 8.2 устава Ассоциации, исключение из членов Ассоциации может производиться, в случае включения члена Ассоциации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Реестр недобросовестных подрядных организаций в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
На основании пункта 7.2 Положения "О членстве в Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" (далее - Положение о членстве) решение об исключении из членов Ассоциации юридического лица принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации, в том числе по представлению Дисциплинарной комиссии.
Решение об исключении из членов Ассоциации может быть обжаловано в арбитражный суд, а также третейский суд, сформированный Ассоциацией "Национальное объединение строителей".
17.12.2021 в Ассоциацию "СРО " ВГАСУ- строй" поступила жалоба Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области на действия (бездействие) члена Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" - ООО "КМ-Строй", в которой заявитель просил применить к ООО "КМ-Строй" меры дисциплинарного воздействия; исключить ООО "КМ-Строй" из числа членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй".
В ответ на указанную жалобу 21.12.2021 Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй" направила в Фонд капитального ремонта сообщение о принятии жалобы к рассмотрению и проведении внеплановой документарной проверки в период с 22.12.2021 по 20.01.2022. Кроме того, Ассоциация просила предоставить письмо с конкретным указанием недостатков в качестве работ, обнаруженных во время приемки результата работ или после его приемки; указать, какие конкретно строительные нормы и правила были нарушены ООО "КМ-Строй" помимо срыва сроков выполнения работ.
В адрес ООО "КМ-Строй" Ассоциацией было направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки в период с 22.12.2021 по 20.01.2022 по жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, содержащее требование о предоставлении в адрес Ассоциации договоров, заключенных с Фондом капитального ремонта, исполнительной документации, графиков выполнения работ, претензионных писем со стороны Фонда, а также ответов ООО "КМ-Строй" на них.
ООО "КМ-Строй" в ответ на запрос Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" представило пояснения по обстоятельствам допущенных нарушений и документы по выполненным работам.
Письмом от 20.01.2022 ООО "КМ-Строй" просило Ассоциацию "СРО "ВГАСУ-строй" продлить сроки проводимой незапланированной документарной проверки в связи с прохождением независимой строительной экспертизы на основании уведомления о проведении экспертизы.
В ответ на указанное письмо Ассоциация уведомила ООО "КМ-Строй" о принятии решения о продлении до 20.02.2022 внеплановой документарной проверки по жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и просило в срок до 10.02.2022 представить в адрес Ассоциации результаты дополнительных исследований, специальных экспертиз и расследований о виновности либо невиновности в причинении вреда жильцам многоквартирного дома, в котором ООО "КМ-Строй" осуществляло работы по капитальному ремонту.
Сообщение о продлении срока проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО "КМ-Строй" было также направлено в Фонд капитального ремонта.
Ответчиком в материалы дела представлена копия решения Федеральной антимонопольной службы от 14.02.2022, принятого по результатам рассмотрения обращения Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об ООО "КМ-Строй" в связи с односторонним отказом заказчиком от исполнения договора N РТС236А210060(Д) (Дело 036/10/00-185/2022). Указанным решением в реестр недобросовестных подрядных организаций включены сведения в отношении ООО "КМ-Строй", представленные Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в связи с односторонним отказом заказчиком от исполнения договора.
Письмами от 21.02.2022 Ассоциация уведомила ООО "КМ-Строй" и Фонд капитального ремонта о том, что по результатам проверки выявлены нарушения исполнения членом Ассоциации ОО "КМ-Строй" сроков выполнения работ, предусмотренных договорами строительного подряда, указанными в жалобе Фонда, а также о том, что 25.02.2022 состоится заседание дисциплинарной комиссии, на котором будет решаться вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена Ассоциации - ООО "КМ-Строй". В уведомлении в качестве приложения указан акт проверки N 1вн от 18.02.2022.
Из представленной истцом в суде первой инстанции копии протокола N 3 заседания Дисциплинарной комиссии Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" от 25.02.2022 усматривается, что в указанную дату состоялось заседание Дисциплинарной комиссии, на котором присутствовали 3 члена дисциплинарной комиссии (кворум 60 %), а также приглашенные (в том числе Буряченко А.Н. - представитель ООО "КМ-Строй").
По второму вопросу повестки дня (О рассмотрении результатов внеплановой документарной проверки по жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области на действия (бездействие) члена Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" - ООО "КМ-Строй") было принято решение рекомендовать Совету Ассоциации исключить ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй".
Из копии протокола N 7 заседания Совета Ассоциации СРО "ВГАСУ - строй" от 25.02.2022 следует, что на заседании присутствовали 5 членов Совета (кворум 100 %). По восьмому вопросу повестки дня (Рассмотрение результатов внеплановой документарной проверки по жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области на действия (бездействие) члена Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" - ООО "КМ-Строй") было принято решение: исключить из членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" ООО "КМ-Строй", в соответствии с п.8.2 пп. 6 устава Ассоциации, а также п.7.1.2 пп. 6 Положения "О членстве в Ассоциации...".
О принятии вышеуказанного решения Ассоциация уведомила ООО "КМ-Строй" и Фонд капитального ремонта.
Письмом от 02.03.2022 ООО "КМ-Строй" выразило несогласие с принятым решением, просило его пересмотреть и восстановить членство ООО "КМ-Строй" в Ассоциации.
Из представленного ответчиком Положения о контроле за деятельностью членов в части соблюдения или требований стандартов и правил Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй", условий членства в Ассоциации, утвержденного Советом Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" 22.05.2019, протокол N 13 (далее - Положение о контроле) усматривается, что контроль за деятельностью членов Ассоциации осуществляется Комиссией по контролю Ассоциации, деятельность которой регламентируется нормами законодательства Российской Федерации, положением о Комиссии по контролю, осуществляющей контроль за соблюдением членами Ассоциации требований стандартов и правил Ассоциации и иными внутренними документами и уставом Ассоциации.
Согласно пункту 3.1.2 видами контроля являются, в том числе внеплановые проверки, проводимые в соответствии с частью 6 настоящего Положения.
Проверки могут осуществляться в форме документарной и (или) выездной проверки (пункт 3.2).
На основании пункта 3.2.1 Положения документарная проверка осуществляется путем рассмотрения документов, представленных в Ассоциацию ее членом с целью подтверждения соблюдения им требований законодательства Российской Федерации, стандартов и внутренних документов Ассоциации.
Внеплановая проверка может назначаться, в том числе в случае получения жалоб (обращений, заявлений) от физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о нарушениях, относящихся к предмету контроля, указанному в пункте 2.2 настоящего Положения (пункт 7.1.1).
В силу пункта 7.2 Положения внеплановые проверки назначаются приказом генерального директора Ассоциации.
Продолжительность внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать 30 календарных дней, за исключением мероприятий, проводимых в соответствии с пунктом 6.1.1 настоящего Положения (пункт 7.4).
Согласно пункту 7.5 Положения в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц Контрольной комиссии Ассоциации, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен генеральным директором Ассоциации или Председателем Контрольной комиссии Ассоциации, но не более чем на 30 календарных дней.
Член Ассоциации, в отношении которого проводится внеплановая проверка, уведомляется о ее проведении не менее чем за 2 дня до даты начала проверки. Уведомление производится любым доступным способом (по контактным данным, указанным в реестре членов Ассоциации): по факсу, сообщением электронной почты, почтовым отправлением или передается под подпись представителю члена Ассоциации (пункт 7.7 Положения).
Результатом внеплановой проверки является Акт проверки (пункт 7.9).
Из представленной в материалы дела копии Положения "О специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" мер дисциплинарного воздействия, утвержденного Советом Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" 22.05.2019, протокол N 13 (далее - Положение о дисциплинарной комиссии), усматривается, что персональный состав дисциплинарной комиссии утверждается Советом и генеральным директором Ассоциации. Дисциплинарная комиссия формируется из представителей членов Ассоциации и состоит из 5 членов (пункт 3.1). Срок полномочий членов дисциплинарной комиссии составляет 2 года (пункт 3.2).
В качестве меры дисциплинарного воздействия дисциплинарной комиссией применяется, в том числе рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления и генеральным директором Ассоциации, а также общим собранием членов Ассоциации (пункт 5.2.4 Положения о дисциплинарной комиссии).
Как следует из копии протокола N 38 заседания Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" от 29.10.2021, в состав дисциплинарной комиссии Ассоциации утверждены на срок 2 года: Царева О.А., Тураев И.И., Бурдастых С.Н., Меркулова Т.Н., Картовец А.В.
Истцом в материалы дела также представлена копия Положения "Об утверждении мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применений, порядка рассмотрения дел Ассоциацией "СРО "ВГАСУ - строй", утвержденного решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" от 18.04.2019, протокол N 23 (далее - Положение о мерах дисциплинарного воздействия).
В пункте 2.1 Положения о мерах дисциплинарного воздействия предусмотрены меры дисциплинарного воздействия к члену Ассоциации за нарушение обязательных требований.
Органами Ассоциации, уполномоченными принимать решения о применении предусмотренных настоящим Положением мер дисциплинарного воздействия к членам Ассоциации, являются:
* специализированный орган Ассоциации по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия (Дисциплинарная комиссия);
* постоянно действующий коллегиальный и исполнительный орган управления Ассоциации.
Дисциплинарная комиссия Ассоциации применяет в отношении членов Ассоциации меры дисциплинарного воздействия, установленные пунктами 2.1.1 -2.1.2, 2.1.4 настоящего положения (пункт 3.2 Положения).
Постоянно действующий коллегиальный и исполнительный орган управления Ассоциации применяет в отношении членов Ассоциации меру дисциплинарного воздействия, установленную пунктом 2.1.3, 2.1.5 настоящего Положения Ассоциации, а также вправе принять решение об отмене в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных пунктами 2.1.1-2.1.4 настоящего Положения.
Ссылаясь на то, что недействительность (ничтожность) принятого дисциплинарной комиссией решения как принятого в отсутствие необходимого кворума, в отсутствие предусмотренных внутренними документами Ассоциации оснований, несоразмерность примененной меры дисциплинарного воздействия допущенному истцом нарушению обязательств, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ, статей 181.3, 181.5 ГК РФ, статьи 10 ФЗ "О саморегулируемых организациях", пункта 2.6.4 Положения о мерах дисциплинарного воздействия Ассоциации арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований о признании недействительным решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства", оформленное протоколом N 3 от 25.02.2022, по второму вопросу повестки дня в части рекомендации Совету Ассоциации исключить ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства".
Следует отметить, что в указанной части решение арбитражного суда области не обжалуется.
В части признания недействительным решения Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" об исключения ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 законным, обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно статье 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, в том числе, споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - ФЗ "О саморегулируемых организациях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ "О саморегулируемых организациях" Саморегулируемая организация осуществляет, в том числе следующие основные функции:
- разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
* применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
* осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
На основании статьи 9 ФЗ "О саморегулируемых организациях" контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены помимо указанных в части 4 настоящей статьи (поступление жалобы) оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Согласно положениям статьи 10 ФЗ "О саморегулируемых организациях" орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации. Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) наложение на члена саморегулируемой организации штрафа;
4) рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
5) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации
меры.
Решение, предусмотренное пунктом 4 части 4 настоящей статьи, может быть принято не менее чем 75 % голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Саморегулируемая организация в течение 2 рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации направляет в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, вид которой определяется саморегулируемой организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правилами саморегулируемой организации, копии такого решения члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
Решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации об исключении лица из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации, в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу пункта 7 статьи 17 ФЗ "О саморегулируемых организациях", если иное не установлено федеральным законом, к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся, в том числе вопросы: принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации.
На основании статьи 19 ФЗ "О саморегулируемых организациях" к специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, относятся:
1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
На основании результатов проведенных органом, осуществляющим контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, проверок деятельности членов саморегулируемой организации орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации, а также дела о нарушениях членами саморегулируемой организации при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия направляет в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации.
Порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия устанавливается общим собранием членов саморегулируемой организации.
Вопросы, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций в области строительства регулируются также Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в частности статья 55.1 ГрК РФ предусматривает, что основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 55.7 ГрК РФ членство юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях". Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.
Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации, перечень оснований для исключения из членов саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также в третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
ООО "КМ-Строй" просит признать недействительным решение Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй", оформленное протоколом N 7 от 25.02.2020, по восьмому вопросу в части исключения ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциация "СРО "ВГАСУ - строй".
С учетом положений статьи 17 ФЗ "О саморегулируемых организациях", пункта 8.1 устава Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй", пункта 7.2 Положения о членстве в Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об исключении ООО "КМ-Строй" из числа членов Ассоциации принято уполномоченным органом - Советом Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй".
В качестве основания для исключения ООО "КМ-Строй" в протоколе N 7 от 25.02.2020 заседания Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" указано на положения подпункта 6 пункта 8.2 устава Ассоциации и подпункта 6 пункта 7.1.2 Положения о членстве в Ассоциации.
Как верно установлено судом, указанные внутренние документы Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" (устав и положение о членстве) предусматривают возможность исключения из членов Ассоциации в случае включения члена Ассоциации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Реестр недобросовестных подрядных организаций в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
На момент принятия оспариваемого решения, в отношении ООО "КМ-Строй" Федеральной антимонопольной службой было принято решение от 14.02.2022 о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений в отношении ООО "КМ-Строй", представленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в связи с односторонним отказом заказчиком от исполнения договора.
Учитывая изложенное, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что у Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" имелись предусмотренные внутренними документами Ассоциации основания для принятия оспариваемого решения.
При этом, как обоснованно отмечено судом, ничтожность решения Дисциплинарной комиссии Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" о рекомендации Совету Ассоциации исключить ООО "КМ-Строй" из числа членов Ассоциации, не влияет на признания оспариваемого решения недействительным, поскольку по смыслу положений пункта 7.2 Положения о членстве, соответствующее решение может быть принято не только по представлению Дисциплинарной комиссии.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленного истцом требования о признании недействительным решения Совета Ассоциации "СРО "ВГАСУ - строй" об исключения ООО "КМ-Строй" из членов Ассоциации, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении данного требования.
Судебная коллегия учитывает, что доказательства по делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что для принятия решения об исключении из членов Ассоциации постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Ассоциации необходимо представление Дисциплинарной комиссии и постоянно действующего единоличного исполнительного органа Ассоциации одновременно, отклоняется судебной коллегией, как необоснованный.
Частью 7 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлено, что к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся, в том числе принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации.
Утверждение ООО "КМ-Строй" о том, что исключение из членов Ассоциации это право, а не обязанность Совета Ассоциации не является основанием для отмены решения суда с учетом, установленных по делу обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "КМ-Строй" проводилась внеплановая проверка по жалобе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, по результатам которой были выявлены грубые нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в частности нарушения истцом сроков выполнения работ, предусмотренных договорами строительного подряда. Доказательств в опровержение указанных обстоятельств истцом не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Кроме того, следует отметить, что ООО "КМ-Строй" направляло в адрес Ассоциации обращение о несогласии с принятым 25.02.2022 на заседании Совета Ассоциации решением об исключении из членов Ассоциации с просьбой пересмотреть данное решение и восстановить членство ООО "КМ-Строй". Данное обращение было рассмотрено 22.04.2022 на заседании Совета Ассоциации, на котором все члены Совета единогласно пришли к выводу оставить решение об исключении из ассоциации "СРО "ВГАСУ-строй" ООО "КМ-Строй" без изменения, обращение ООО "КМ-Строй" без удовлетворения.
Ссылка апеллянта на наличие действующих договоров подряда не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения.
Кроме того, в силу части 3 статьи 55.6 ГрК РФ членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.
Между тем, из выписки ЕГРЮЛ следует, что юридическим адресом ООО "КМ-Строй" с 26.09.2022 является: г. Москва, ВН.ТЕР.Г. Муниципальный округ Филевский парк, ул. Новозаводская, д.8, к.4, пом. 8/1.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "КМ-Строй" и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 по делу N А14-5577/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМ-Строй" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5577/2022
Истец: ООО "КМ-Строй"
Ответчик: Ассоциация "Саморегулируемая организация "ВГАСУ - Межрегиональное объединение организаций в системе строительства"
Третье лицо: Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области, Администрация Новохоперского МР ВО, ГБУ РО "Спортивная школа олимпийского резерва N 13", ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ