г. Пермь |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А60-49215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Лесковец О.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от заявителя: Пыцко М.О., паспорт, доверенность от 18.08.2022;
от заинтересованного лица: Никитин А.А. паспорт, доверенность от 15.08.2022;
от третьего лица: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 декабря 2022 года
по делу N А60-49215/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 6671229632, ОГРН 1226600040820)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
третье лицо: акционерное общество "Тепличное" (ИНН 6663042486, ОГРН 1026605613440)
о признании незаконным решения,
установил,
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - заявитель, ООО "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными отказов, изложенных в письмах N 17-01-82/6015нз, N 17-01-82/6014нз, N 17-01-82/6017нз от 01.09.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица (ст. 51, 200 АПК РФ) привлечено акционерное общество "Тепличное" (далее - АО "Тепличное").
В судебном заседании 29.11.2022 представитель ООО "Вектор" заявил ходатайство о частичном отказе от требований о признания незаконными отказов Министерства, изложенных в письмах N 17-01-82/6014нз, N 17-01-82/6015нз от 01.09.2022, предварительно согласовать ООО "Вектор" предоставление в аренду земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 66:41:0101007, по заявлениям N 19-6/08/22, N 19-7/08/22 от 19.08.2022; о возложении обязанности на Министерство в 10-дневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вектор" путем подготовки и выдачи решений о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 66:41:0101007, по заявлениям N 19-6/08/22, N 19-7/08/22 от 19.08.2022.
Решением арбитражного суда от 02.12.2022 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании ООО "Вектор" предоставления в аренду земельного участка, изложенного в письме N 17-01-82/6017нз от 01.09.2022. На Министерство возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вектор" путем подготовки и выдачи решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 5 447 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 66:41:0101006, по заявлению N 19-5/08/22 от 19.08.2022. В отношении требований о признании незаконными отказов, изложенных в письмах N 17-01-82/6014нз, N 17-01-82/6015нз от 01.09.2022, производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом не была дана возможность Министерству представить возражения, относительно представленного заявителем письма ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области от 10.11.2022 N 07-36152/22. Министерством было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 66:41:0101006 площадью 5 447 кв.м ввиду того, что испрашиваемые земли кадастрового квартала находятся в постоянном (бессрочном) пользовании третьих лиц согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Свердловской области, содержащейся в материалах из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Согласно информации, содержащейся в материалах инвентаризации земель Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, выполненной ОАО "УралНИИгипрозем" в 2000 году, а также информации, содержащейся в материалах вычисления площадей земельных угодий в границах землепользования ЗАО "Тепличное", выполненных ОАО "УралНИИгипрозем" в 2003 году, земли кадастрового квартала 66:41:0101006 обременены правом постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Тепличное". Обращает внимание на то, что приказом Министерства от 27.02.2006 N 430 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования лишь земельным участком с кадастровым номером 66:41:0000000:273 площадью 1280 га.
АО "Тепличное" с доводами апелляционной жалобы Министерства согласно, просит решение суда отменить. Отзыв на апелляционную жалобу, с приложениями, поступил в суд апелляционной инстанции 14.02.2023, приобщен к материалам дела. Дополнительные доказательства приобщены к материалам дела в виде отсутствия в материалах дела сведений об извещении АО "Тепличное" о рассмотрении дела.
Определением от 14.02.2023 судебное разбирательство отложено на 14.03.2023.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Вектор" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" 19.08.2022 обратилось в Министерство с заявлением N 19-5/08/22 от 19.08.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 5 447 кв.м в кадастровом квартале 66:41:0101006 по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, восточнее пос. Садовый сроком на 48 лет 11 месяцев в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в формате электронного документа, копии паспортов директора ООО "Вектор", представителя, копию выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Вектор".
Министерство письмом N 17-01-82/6017нз от 01.09.2022 отказало обществу "Вектор" в предоставлении земельного участка в связи с обременением участка правами третьих лиц. Дополнительно Министерством указано, что ООО "Вектор" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Полагая, что отказ Министерства, изложенный в письме N 17-01-82/6017нз от 01.09.2022, нарушает законные права и интересы ООО "Вектор", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Согласно пп. 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 указанного пункта.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 году" в 2022 году наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области такой перечень установлен постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, в него, кроме прочего, включены культуры зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур (код 01.11 по ОКПД 2), а также овощи и культуры бахчевые (код 01.13 по ОКПД 2).
Заявителем испрашивается земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции: культур зерновых (кроме риса), зернобобовых, семян масличных культур (код. 01.11 по ОКПД 2).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из оспариваемого решения, Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 5 447 кв.м в кадастровом квартале 66:41:0101006, указав в числе прочего на то, что по информации, полученной из Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, ООО "Вектор" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в реестре хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Свердловской области по состоянию на текущую дату не состоит. Сведения о фактическом производстве и возможности производства сельскохозяйственной продукции ООО "Вектор" отсутствуют. Техническое, технологическое и экономическое обоснование возможности производства заявленной сельскохозяйственной продукции на Участке ООО "Вектор" не представлено.
Согласно п.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как правомерно установил суд первой инстанции, включение в реестр хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Свердловской области не является обязанностью, выдача решений о предварительном согласовании предоставления земельных участок не ставится в зависимость от первоначального нахождения хозяйствующего субъекта в таком реестре, постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в 2022 году" право на получение земельных участков в аренду без проведения торгов для вышеуказанных целей не содержит указания на то, что оно распространяется только на сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в региональный реестр. Кроме того, судом отмечено, что в названном Постановлении, в нормативно-правовых актах, включая Административный регламент, не предусмотрена выдача решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в зависимость от наличия в Министерстве сведений о фактическом производстве или о возможности производства сельскохозяйственной продукции заявителем, а также не установлена обязанность предпринимателей дополнительно представлять техническое, технологическое и экономическое обоснование возможности производства заявленной продукции. При этом в соответствии с положением о Министерстве к полномочиям данного органа государственной власти субъекта РФ, не относится оценка технической и технологической части сельскохозяйственного производства или его рентабельности.
Также основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов послужило наличие сведений о том, что испрашиваемый участок обременен правами третьих лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции посчитал отсутствие у Министерства оснований для отказа в предоставлении обществу "Вектор" спорных земель по указанному мотиву в отсутствие документальных доказательств. В частности судом указано на то, что заинтересованным лицом не представлены ни сведения о наличии в настоящее время прав каких-либо лиц на испрашиваемые земли, информация о том, что в отношении испрашиваемых заявителем земель когда-либо издавались правоустанавливающие документы о предоставлении земель на каком-либо праве (аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, собственность и др.) отсутствует. Также судом принято во внимание письмо Управления Росреестра по Свердловской области от 10.11.2022 N 07-36152/22.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства апелляционный суд не может согласится с выводами суда в данной части.
Пункт 2 ст. 39.16 ЗК РФ предполагает защиту прав реального пользователя публичного земельного участка от посягательств третьих лиц на получение такого участка в собственность или в аренду. Положения указанной статьи подлежат применению в том случае, когда одно лицо намеревается получить без проведения торгов земельный участок, который фактически на законных основаниях используется другим лицом.
Как указывает Министерство, по информации, содержащейся в материалах инвентаризации земель Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, выполненной ОАО "УралНИИгипрозем" в 2000 году, а также информации, содержащейся в материалах вычисления площадей земельных угодий в границах землепользования ЗАО "Тепличное", выполненных ОАО "УралНИИгипрозем" в 2003 году, участок обременен правами третьих лиц.
Согласно представленному в апелляционный суд заключению N 305/01-23 от 26.01.2023, кадастровым инженером Некрасовым А.Б. проведен комплекс работ по сопоставлению представленных АО "Тепличное" схемы расположения земельного участка па кадастровом плане территории площадью 5 447 кв.м, планируемого к образованию из земель кадастрового квартала 66:41:0101006 и координатах согласно приложения N 2 (сведения о границах планируемого к образованию земельного участка площадью 5 447 кв.м) и границ землепользования ЗАО "Тепличное", установленных в рамках землеустроительного дела по вычислению площадей контуров земельных угодий ЗАО "Тепличное", подготовленное ОАО "УралНИИГипрозем" (2003 г., заказчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области). По результатам сопоставления установлено, что представленный на схеме участок площадью 5 447 кв.м полностью расположен в границах землепользования ЗАО "Тепличное", приведенных в указанном землеустроительном деле. Кроме того, кадастровым инженером произведен анализ границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:78, приведенных в кадастровом плане земельного участка от 04.12.2003. В результате установлено, что рассматриваемый земельный участок площадью 5 447 кв.м расположен в приведенных на кадастровом плане границах земельного участка с КН 66:41:0000000:78. Согласно указанным в разделе 15 кадастрового плана сведениям, земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО "Тепличное". К настоящему времени земельный участок с КН 66:41:0000000:78 снят с кадастрового учета в связи с образованием других земельных участков.
Таким образом, рассматриваемый земельный участок площадью 5 447 кв.м расположен в приведенных на кадастровом плане границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0078, который в настоящее время хотя и снят с кадастрового учета с образованием из него других земельных участков, однако при этом из материалов дела не следует, что АО "Тепличное" отказалось от указанного права постоянного (бессрочного) пользования участком (либо от прав на участки, образованных из указанного участка), на который накладывается участок площадью 5 447 кв.м, что влекло бы за собой последующее прекращение указанного права и, следовательно, возможность заявителя претендовать на получение земельного участка с указанной площадью в аренду без торгов.
В материалы дела представлены кадастровый план исходного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0078, к которому приложен план границ этого участка, схема расположения земельного участка площадью 5 447 кв.м, на который претендует заявитель и, следовательно, результат сопоставления кадастровым инженером границ этих участков, указывает на полное наложение испрашиваемого участка на земли ЗАО "Тепличное", что наглядно показано на схеме наложения, прилагаемой к заключению.
С учетом установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, учитывая, что испрашиваемые земли входят в границы территории, предоставленной АО "Тепличное" в постоянное (бессрочное) пользование, следовательно, отказ в предоставлении земельного участка обществу "Вектор", изложенный в письме N 17-01-82/6017нз от 01.09.2022, является законным. Оснований для удовлетворения заявленных обществом Вектор" требований в части земельного участка площадью 5 447 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 66:41:0101006 у суда первой инстанции не имелось.
В ходе рассмотрения дела ООО "Вектор" заявило об отказе от требований в части признания незаконными отказов Министерства, изложенных в письмах N 17-01-82/6014нз, N 17-01-82/6015нз от 01.09.2022. Частичный отказ от заявленных требований принят судом на основании ст. 49 АПК РФ, производство по делу в данной части обоснованно прекращено судом на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Таким образом, решение суда от 02.12.2022 подлежит отмене в части удовлетворенных требований (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в остальной части - оставлению без изменения.
Судебные расходы по заявлению подлежат отнесению на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2022 года по делу N А60-49215/2022 в части удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 6671229632, ОГРН 1226600040820) требований и взыскании с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области судебных расходов - отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49215/2022
Истец: ООО ВЕКТОР
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ТЕПЛИЧНОЕ"