г. Самара |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А49-8728/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 января 2023 года по делу N А49-8728/2022 (судья Алексина Г.В.)
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Линг",
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Пензтеплоснабжение",
о взыскании 57 744 руб. 48 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Линг" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010 г. за 2020-2021 годы в сумме 47 518 руб. 69 коп., неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, начисленной за период с 11.01.2020 по 04.03.2022, в сумме 10 225 руб. 79 коп. и неустойки по день фактического исполнения обязательства по оплате.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 13.12.2022 привлечено акционерное общество "Пензтеплоснабжение".
Арбитражный суд Пензенской области решением от 26 января 2023 года исковые требования удовлетворил частично: взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Линг" (ИНН 9729123744) в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ИНН 1326211305) сумму 8 499 руб. 98 коп., в том числе долг в сумме 6 985 руб. 20 коп., пени в сумме 1 514 руб. 78 коп. за период с 11.01.2020 по 04.03.2022 и пени с 05.03.2022 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на недоказанность того факта, что принадлежащий ответчику объект недвижимости относится к объектам, используемым в теплоснабжении.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 02 апреля 2010 года на основании распоряжения N 59-р от 15.03.2010 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (Арендодатель) и ОАО "Пензтеплоснабжение" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование земельный участок площадью 503 * 8 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, расположенный по адресу: относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Пенза, Первомайский район, пр. Электрический, дом 1а (далее - Участок), имеющий кадастровый номер 58:29:03008002:146 в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к Договору и являющимся его неотъемлемой частью, для размещения ЦТП.
Земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи 02.04.2010 (л.д. 15).
Договор заключен сторонами на срок 49 лет с 01.01.2010 по 31.12.2058 (п. 3.1-3.2 договора).
Размер арендной платы за Участок составляет 13 608 (Тринадцать тысяч шестьсот восемь) рублей 36 копеек в год (п. 5.1 Договора).
Размер арендной платы пересматривается:
- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
- при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка);
- в одностороннем порядке но требованию арендодателя на размер коэффициента - дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации;
- при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не чаще чем 1 раз в год (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка).
В случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами (п. 5.3 Договора).
Арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц вперед не позднее десятого числа текущего месяца (п. 5.4 Договора).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендатором обязательства по внесению арендной платы он уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,05 % от месячного размера арендной платы за каждый день просрочки на условиях и в порядке, предусмотренном разделом 5 Договора (п. 8.1 Договора).
14.06.2011 извещением N ТУ-1647 арендодатель уведомил арендатора о том, что с 01.01.2011 размер арендной платы составляет 18 670 руб. 67 коп. в год.
Дополнительным соглашением от 26.03.2012 к Договору стороны определили, что с 01.01.2012 размер арендной платы составляет 19 790 руб. 91 коп. в год.
На основании соглашения об отступном от 02.03.2015 все права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору перешли к ООО "ПроектСтройКонтракт".
Права и обязанности арендатора по Договору аренды перешли к ООО "Линг" (ИНН 7729710925; ОГРН 1127746397921) на основании договора купли-продажи N 164 от 05.05.2015, заключенного между ООО "ПроектСтройКонтракт" и ООО "Линг".
По договору N ПП-1 уступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 06.08.2018 все права и обязанности по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010 перешли от ООО "Линг" (ИНН 7729710925; ОГРН 1127746397921) к ООО "Линг" (ИНН 9729123744, ОГРН 1177746870058).
На основании Договора N ПП-1 уступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от 06.08.2018 года, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области зарегистрировано право аренды ответчика на земельный участок в установленном законом порядке 06.09.2018, номер регистрационной записи 58:29:3008002:146-58/065/2018-3, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
Уведомлением от 31.03.2020 N 13-ИВ/4177 истец известил ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2020 на размер уровня инфляции. Размер арендной платы составил 23 327 руб. 78 коп. в год.
Уведомлением от 20.01.2021 N 13-ИВ/660 истец известил ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2021 на размер уровня инфляции. Размер арендной платы составил 24 190 руб. 91 коп. в год.
Обязательства по внесению арендной платы ответчиком исполнялись ненадлежащим образом.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 13-ИВ/2954 от 05.03.2022 с требованием оплаты задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010 за 2020-2021 годы в сумме 47 518 руб. 69 коп., неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, начисленной за период с 11.01.2020 по 04.03.2022, в сумме 10 225 руб. 79 коп
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за 2020-2021 года ответчик не исполнил обязанность по своевременному внесению арендной платы, Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Линг" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010 за 2020-2021 годы в сумме 47 518 руб. 69 коп., неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, начисленной за период с 11.01.2020 по 04.03.2022, в сумме 10 225 руб. 79 коп. и неустойки по день фактического исполнения обязательства по оплате.
Ответчик в письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований, не оспаривая нахождение земельного участка в его арендном пользовании, указал на неверное определение истцом размера арендной платы по договору.
Ответчик считал, что расчет арендной платы, выполненный МТУ Росимущества по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010, не соответствует положениям законодательства РФ.
АО "Пензтеплоснабжение" поддержало возражения ответчика на иск, считало исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д. 131-132).
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий ответчику объект недвижимого имущества используется в сфере тепло- и водоснабжения, поэтому размер арендной платы за пользование земельным участком не должен превышать размер, установленный в отношении федеральных земель.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец указывал на то, что факт отнесения объекта - нежилого здания (ЦТП), принадлежащего на праве собственности ООО "Линг", с кадастровым номером 58:29:03008002:2535, как входящего в состав источника теплоснабжения к объектам теплоснабжения, ответчиком не доказан.
Истец также указывал, что согласно данным ЕГРЮЛ, основной вид деятельности ООО "Линг" - 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. АО "Пензтеплоснабжение" не является участником арендных отношений, сложившихся между истцом и ответчиком.
Истец полагал, что при установлении факта отнесения объекта - нежилого здания (ЦТП) к объекту тепловой сети, ответчиком не обоснована законность применения к спорным правоотношениям Приказа N 217 от 23.04.2013 с утверждённой ставкой арендной платы 0,7 % от кадастровой стоимости участка, поскольку Минэкономразвития также был издан Приказ N347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", которым утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Эти же доводы приведены истцом в апелляционной жалобе.
Между тем, в соответствии с частью 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установлены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 Постановления N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Постановления N 582 Минэкономразвития России издало Приказ N 217, в соответствии с которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на земельном участке расположен объект недвижимости - нежилое здание (центральный тепловой пункт) с кадастровым номером 58:29:3008002:2535, площадью 54,1 кв.м, адрес объекта: Пензенская область, г. Пенза, проезд Электрический, д. 1А, принадлежащий ответчику на праве собственности (запись регистрации N 58:29:3008002:2535-58/035/2018-1 от 12.07.2018).
Данный объект недвижимости поименован как "ЦТП N 3" и передан в аренду АО "Пензтеплоснабжение" по договору N 2/58 аренды имущества от 15.11.2018 г. и договору N4/58 аренды имущества от 07.07.2020 в целях осуществления социально значимой деятельности по производству и снабжению горячей водой населения и организаций города Пензы (п. 1.5 договора аренды N 2/58 от 15.11.2018 и приложение N 1 к нему).
АО "Пензтеплоснабжение" обладает лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности N ВХ-50-014602 от 01.07.2016 и является одним из предприятий города Пензы в сфере теплоснабжения.
Согласно актуализированной схемы теплоснабжения г. Пензы, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.04.2021 N 256 (обосновывающие материалы, Глава 15, реестр единых теплоснабжающих организации) (опубликована на официальном сайте администрации г. Пензы: www.penza-gorod.ru), АО "Пензтеплоснабжение" является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) N 2.
ЦТП N 3, расположенное на арендуемом земельном участке, по адресу: г. Пенза, проезд. Электрический, д. 1А, предназначено для производства и поставки потребителям коммунальной услуги "Горячее водоснабжение", посредством нагрева холодной воды в расположенных в здании ЦТП теплообменниках, за счет теплоносителя, подаваемого от котельной "Южная", расположенной по адресу г. Пенза, ул. Рябова, 30.
Деятельность, связанную с осуществлением теплоснабжения и горячего водоснабжения абонентов Пензенской области, АО "Пензтеплоснабжение" осуществляет на основании тарифов, утвержденных Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Таким образом, арендованный по договору земельный участок использовался и используется для эксплуатации расположенных на нем здания ЦТП и сетей, используемых для поставки тепловой энергии и горячей воды потребителям г. Пензы, а, следовательно, арендная плата за данный земельный участок, предоставленный для эксплуатации объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Данный правовой подход сформулирован в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522, от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, В силу правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7), апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, от 08.09.2016 N 74-АПГ16-6.
Возражения истца о том, что размер арендной платы должен быть определен по ставке арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов согласно Приказу Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", арбитражным судом обоснованно отклонен, поскольку к объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Понятие "центральный тепловой пункт" содержится в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") "центральный тепловой пункт" - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
Понятие "тепловые станций" содержится в "СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 282).
Тепловая электростанция (ТЭС) - электростанция, преобразующая химическую энергию топлива в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло. Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - тепловая электростанция, на которой производится комбинированная выработка электрической энергии и тепла на базе внешнего теплового потребления (п. 3.22, 3.23 "СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 282)).
Таким образом, на тепловой станции производится выработка электрической и тепловой энергии.
С помощью оборудования, находящегося в ЦТП, осуществляется преобразование параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки. Выработка энергии в ЦТП не производится. Соответственно, ЦТП не относится к тепловым станциям.
Следовательно, положения Приказа Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013 при определении размера арендной платы по договору аренды N472 от 02.04.2010 применению не подлежат.
Поскольку ЦТП является объектом, используемым в сфере тепло-, водоснабжения, к правоотношениям сторон при определении размера арендной платы подлежат применению положения Приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217.
На основании изложенного, максимально возможный размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 58:29:03008002:146 в соответствии с Приказом N 217 составляет 3 492 руб. 65 коп. в год / 291 руб. 05 коп. в месяц (498 950 руб. 85 коп. (кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Департамента госимущества Пензенской области от 26.11.2018 N 673-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории "Земли населенных пунктов" и объектов недвижимого имущества - сооружений, расположенных на территории Пензенской области") х 0,7% = 3 492 руб. 65 коп. в год).
За спорный период 2020-2021 годы размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 58:29:3008002:2535 составит 6 985 руб. 20 коп. (3 492 руб. 65 коп. (годовая сумма арендной платы) х 2 года).
Пункт 1 статьи 35 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 1 статьи 552 ГК РФ также предусмотрено, что по договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно толкованию этих норм, приведенному в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником участка.
Из изложенного следует, что, поскольку при отчуждении объекта недвижимости его покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, в силу прямого указания закона, принимая тем самым права и обязанности арендатора земельного участка, прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного участка.
Право собственности ООО "Линг" на нежилое здание, расположенное на арендованном земельном участке, зарегистрировано 12.07.2018, запись регистрации N 58:29:3008002:2535-58/035/2018-1.
ООО "Линг" приобрело права и обязанности арендатора земельного участка и обязано было вносить арендную плату, начиная с 12.07.2018.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд исходил из того, что согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допустим (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что материалами дела наличие задолженности по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 58:29:3008002:146 подтверждено, доказательств оплаты долга ответчиком не представлено, арбитражный суд, учитывая положения ст.ст. 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно признал исковые требования Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Пензенской области о взыскании с ООО "Линг" долга подлежащими удовлетворению частично в сумме 6 985 руб. 20 коп.
Согласно представленному истцом расчету за нарушение сроков внесения арендной платы за 2020-2021 годы по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010 ответчику начислена неустойка за период с 11.01.2020 по 04.03.2022, в сумме 10 225 руб. 79 коп. в размере 0,05 % неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Неустойка (пени), начисленная за период с 11.01.2020 по 04.03.2022 исходя из верного размера арендной платы (задолженности по внесению арендной платы в сумме 3 492 руб. 65 коп. в год / 291 руб. 05 коп. в месяц), составила 1 514 руб. 78 коп.
Поскольку ответчик с ходатайством о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращался и не представил доказательства явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательств, ответчиком допущена просрочка в оплате, арбитражный суд, исходя из диспозиции ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, руководствуясь положениями ст.ст. 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8.1 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 472 от 02.04.2010, признал неустойку (пени) в сумме 1 514 руб. 78 коп. за период с 11.01.2020 по 04.03.2022 соразмерной, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца.
Арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявители освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 января 2023 года по делу N А49-8728/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8728/2022
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Ответчик: ООО "Линг"
Третье лицо: АО "Пензтеплоснабжение", ОАО "ПЕНЗТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ"