г. Москва |
|
18 марта 2023 г. |
Дело N А41-69216/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области- Богомолов С.В., представитель по доверенности N 19Д-22 от 27.02.2023, паспорт, диплом;
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Яблочное"- Казакова С.А., представитель по доверенности б/н от 20.02.2023, удостоверение;
от Зотикова И.Б. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.11.2022 по делу N А41-69216/22 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Яблочное" о взыскании денежных средств;
третье лицо - Зотиков И.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к КФХ "ЯБЛОЧНОЕ" о взыскании денежных средств в виде гранта в размере 2.829.194 руб.
К участию в деле было привлечено третье лицо в порядке ст. 51 АПК РФ: Зотиков И.Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд не исследовал материалы дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Крестьянского (фермерского) хозяйства "Яблочное" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Зотикова И.Б., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.09.2020 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (истец) и КФХ "ЯБЛОЧНОЕ" (ответчик) заключено Соглашение N 10 о предоставлении средств бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров Московской области в 2020 году.
Соглашение заключено в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Московской области" государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Соглашения Министерство предоставило Участнику Программы средства бюджета Московской области в виде гранта на приобретение многолетних насаждений, техники и оборудования (в рамках мероприятия 09.03 "Стимулирование развития малых форм хозяйствования"). Грант предоставлялся в соответствии с лимитами бюджетных обязательств доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области, как получателю средств бюджета Московской области, по кодам классификаций расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цель (и) указанную (ые) в разделе I Соглашения, в 2020 году в размере 2 829 194 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч сто девяносто четыре) рубля по коду БК 06109R5023 за счет:
- средств федерального бюджета 1 527 764 (один миллион пятьсот двадцать семь тысяч семьсот шестьдесят четыре) рубля 75 копеек;
- средств бюджета Московской области в соответствии с установленным уровнем софинансирования со средствами федерального бюджета 1 301 429 (один миллион триста одна тысяча четыреста двадцать девять) рублей 25 копеек.
Фактическое перечисление средств осуществлено платежным поручением от 29.09.2020 N 1870 на сумму 2 829 194 (два миллиона восемьсот двадцать девять тысяч сто девяносто четыре) рубля.
Как указывает истец, согласно сведениям из открытого источника информации Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) с 07.06.2022 главой (крестьянского) фермерского хозяйства является Малинин Алексей Николаевич по заявлению об изменении учредительного документа и/иных сведений о юридическом лице. На дату заключения Соглашения, Зотиков Игорь Борисович был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Яблочное".
В нарушение пункта 3.4.1.6 Соглашения Ответчик не согласовал с Министерством передачу руководством и исполнение обязательств по полученному гранту, крестьянского (фермерского) хозяйства "Яблочное" другому главе, Малинину Алексею Николаевичу. Также, в нарушение пункта 3.4.14 Соглашения Ответчик не уведомил Главного распорядителя средств бюджета Московской области в течение трех рабочих дней о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП (ЕГРЮЛ), и о снятии с учета в налоговых органах. В связи с чем, получатель обязан возвратить денежные средства гранта в бюджет Московской области в полном объеме в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в соответствие с п. 3.4.13 соглашения.
Соответствующее требование о возврате гранта на поддержку начинающих фермеров было направлено в адрес Ответчика 08.08.2022 N 19ИСХ-1532. Однако денежные средства гранта не возвращены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что субсидия была предоставлена предпринимателю ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.
Средства субсидии израсходованы в полном объеме по целевому назначению.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с положениями ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 указанной статьи в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Цели и условия предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в рамках реализации государственной программы Московской области определены Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 в редакции от 27.06.2017 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области".
Пунктом 14 порядка установлена обязанность главы хозяйства предоставлять Министерству раз в полгода, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование по перечню, утвержденному Министерством, в течение 5 лет с даты перечисления средств гранта.
В данном случае, истец указывает, что в нарушение пункта 3.4.1.6 Соглашения Ответчик не согласовал с Министерством передачу руководством и исполнение обязательств по полученному гранту, крестьянского (фермерского) хозяйства "Яблочное" другому главе, Малинину Алексею Николаевичу. Также, в нарушение пункта 3.4.14 Соглашения Ответчик не уведомил Главного распорядителя средств бюджета Московской области в течение трех рабочих дней о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП (ЕГРЮЛ), и о снятии с учета в налоговых органах.
Ответчик, в суде первой инстанции пояснил, что незапланированная смена главы КФХ была связана с непредвиденными обстоятельствами в виде прекращения деятельности Зотиковым И.Б. для ухода за больной супругой Зотиковой Г.О., которая нуждается в постоянной помощи.
Данные доводы подтвердил также Зотиков И.Б. в судебном заседании.
В свою очередь, материалами дела подтверждается, что предприниматель представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным Порядком подтверждающие документы, в том числе платежные документы, а также фактически понес расходы на приобретение скота.
Основания для отказа в предоставлении субсидии после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были.
Порядком, которым регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений. Субсидия была предоставлена предпринимателю ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2018 N 305-ЭС18-12180 по делу N А41-53450/2017.
Кроме того, средства субсидии израсходованы в полном объеме по целевому назначению, что истцом не оспаривается.
Денежные средства освоены в полном объеме в соответствии с целями предоставления субсидии. Предприятие является действующим. Никаких замечаний у контролирующих органов не имеется.
На основании изложенного, приведенные истцом нарушения в отсутствие фактов недостоверности представленных предпринимателем сведений, не могут являться основанием для возврата субсидии.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.11.2022 по делу N А41-69216/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69216/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Ответчик: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Яблочное"