г. Москва |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А41-79589/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Беспалова М.Б., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ищенко А.В.,
при участии в заседании:
от истца, акционерного общества "Мособлгаз" (ИНН: 5032292612, ОГРН: 1175024034734): представитель Ларина О.И. по доверенности N 12-07/289 от 09.12.2022, паспорт, диплом;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (ИНН: 7701359143, ОГРН: 1027701005958): представитель не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Администрации городского округа Истра Московской области, Министерства энергетики Московской области, Кузнецовой Елены Николаевны, Харьковой Нины Петровны, Кирилюк Татьяны Андреевны, Ермаковв Геннадия Ивановича, Козыревой Анны Ивановны, Селиной Надежды Михайловны, Конкина Александра Сергеевича, Болотина Сергея Викторовича, Конкиной Натальи Сергеевны, Милехина Сергея Александровича, Абашкиной Ольги Рудольфовны, Яшкиной Людмилы Николаевны, Касаткиной Натальи Николаевны, Животкова Валерия Анатольевича, Поповой Галины Абрамовны, Голятиной Светланы Николаевны, Жудиной Екатерины Александровны, Волковой Инны Александровны, Харитонова Геннадия Геннадьевича, Евтушенко Марии Серафимовны, Кирюхина Максима Александровича, Семеновой Ольги Ивановны, Кузнецовой Аллы Александровны, Мишенина Петра Михайловича: представители не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежда" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2022 года по делу N А41-79589/22, по иску акционерного общества "Мособлгаз" к обществу с ограниченной ответственностью "Надежда", при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Истра Московской области, Министерства энергетики Московской области, Кузнецовой Елены Николаевны, Харьковой Нины Петровны, Кирилюк Татьяны Андреевны, Ермаковв Геннадия Ивановича, Козыревой Анны Ивановны, Селиной Надежды Михайловны, Конкина Александра Сергеевича, Болотина Сергея Викторовича, Конкиной Натальи Сергеевны, Милехина Сергея Александровича, Абашкиной Ольги Рудольфовны, Яшкиной Людмилы Николаевны, Касаткиной Натальи Николаевны, Животкова Валерия Анатольевича, Поповой Галины Абрамовны, Голятиной Светланы Николаевны, Жудиной Екатерины Александровны, Волковой Инны Александровны, Харитонова Геннадия Геннадьевича, Евтушенко Марии Серафимовны, Кирюхина Максима Александровича, Семеновой Ольги Ивановны, Кузнецовой Аллы Александровны, Мишенина Петра Михайловича, о нечинении препятствий,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - ООО "Надежда", ответчик), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Истра Московской области, Министерства энергетики Московской области, Кузнецовой Елены Николаевны, Харьковой Нины Петровны, Кирилюк Татьяны Андреевны, Ермаковв Геннадия Ивановича, Козыревой Анны Ивановны, Селиной Надежды Михайловны, Конкина Александра Сергеевича, Болотина Сергея Викторовича, Конкиной Натальи Сергеевны, Милехина Сергея Александровича, Абашкиной Ольги Рудольфовны, Яшкиной Людмилы Николаевны, Касаткиной Натальи Николаевны, Животкова Валерия Анатольевича, Поповой Галины Абрамовны, Голятиной Светланы Николаевны, Жудиной Екатерины Александровны, Волковой Инны Александровны, Харитонова Геннадия Геннадьевича, Евтушенко Марии Серафимовны, Кирюхина Максима Александровича, Семеновой Ольги Ивановны, Кузнецовой Аллы Александровны, Мишенина Петра Михайловича, о нечинении препятствий по подключению объектов капитального строительства, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, поселок станции Манихино, а именно:
1) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:185, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:8;
2) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:209, расположенного на земельном участке с условным номером 50:08:040133:20;
3) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:166, расположенного на земельном участке с условным номером 50:08:040133:0013;
4) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:196, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:194;
5) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:135, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050111:425;
6) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:11:0000000:7280, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:69;
7) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:390, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:27;
8) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:198, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:193;
9) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:183, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050111:384;
10) объект капитального строительства с условным номером 50-50-08/078/2011- 261, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050111:408; 11) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:171, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:31;
12) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:11:0000000:7275, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:040133:81;
13) объект капитального строительства с условным номером 50-50-08/013/2010- 144, расположенного на земельном участке с условным номером 50:08:0040133:24;
14) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0000000:113335, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050111:404;
15) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:200, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:12;
16) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:528, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:68;
17) объект капитального строительства с условным номером 50-50-08/062/2007- 092, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:2;
18) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:09:0050109:500, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050119:201;
19) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:11:0000000:51559, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:040133:0017;
20) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:523, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:040133:0030;
21) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:527, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:15;
22) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0040133:531, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:23;
23) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0000000:126383, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0040133:71;
24) объект капитального строительства с кадастровым номером 50:08:0050111:184, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050111:385 к газопроводу среднего давления протяженностью 963 м с кадастровым номером 50:08:0040133:191, расположенного по адресу: Московская область, Истринский р-н, вблизи поселка станции Манихино (т. 1 л.д. 2-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2022 по делу N А41-79589/22 требования АО "Мособлгаз" удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 116-122).
Не согласившись с решением суда, ООО "Надежда" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
Истец является исполнителем Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (далее - Программа газификации).
Согласно Посланию Федерального собрания 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года" (далее - Программа социальной газификации), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области от "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года").
АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" (пункты 2 и 3) ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления. Ответчику на праве собственности принадлежит газопровод среднего давления протяженностью 963 м. с кадастровым номером 50:08:0040133:191 (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: Московская область, Истринский р-н, вблизи поселка станции Манихино.
Поселок станции Манихино включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители п.с. Манихино получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, п.с. Манихино к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией городского округа Истра Московской области.
К истцу обратились собственники за подключением и выполнением мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в п.с. Манихино городского округа Истра Московской области, привлеченные третьими лицами: Кузнецова Е.Н., Харькова Н.П., Кирилюк Т.А., Ермаков Г.И., Козырева А.И., Селина Н.М., Конкин А.С., Болотин С.В., Конкина Н.С., Милехин С.А., Абашкина О.Р., Яшкина Л.Н., Касаткина Н.Н., Животков В.А., Попова Г.А., Голятина С.Н., Жудина Е.А., Волкова И.А., Харитонов Г.Г., Евтушенко М.С., Кирюхин М.А., Семенова О.И., Кузнецова А.А., Мишенин П.М.
АО "Мособлгаз" неоднократно обращалось к ответчику за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации Программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в п.с. Манихино городского округа Истра Московской области.
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены.
Ответчик на письма АО "Мособлгаз" от 10.12.2021 N б/н не ответил, до настоящего времени согласие на подключение от собственника источника -газопровода с кадастровым номером 50:08:0040133:191, расположенного по адресу: Московская область, Истринский рн, вблизи поселка станции Манихино не получено.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец, руководствуясь ст. ст. 10 и 12 ГК РФ, статьей 2 и 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", п. 11 и п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 1370), Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), ответчик (основной абонент) обязан в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Из материалов дела следует, что газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, п.с. Манихино к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной Администрацией городского округа Истра Московской области. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985).
Судом первой инстанции установлено, что газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа.
Истцом представлены копии заявок на технологическое подключение в рамках социальной газификации, копии заключенных договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, копия паспорта социальной газификации, свидетельства о регистрации права, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости.
АО "Мособлгаз" при обращении к ответчику за выдачей согласия на подключение жилых домов, руководствовалось Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденным Президентом РФ от 02.05.2021 N Пр753, ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 "Об утверждении программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370.
Отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО "Мособлгаз" мероприятий по социальной газификации.
Газопровод-источник не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью.
В соответствии со ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу указанной нормы Закона о газоснабжении ответчик не вправе избирательно давать согласие на подключение.
В соответствии с пп. 4 п.1 изменений в Программу Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденных постановлением Правительства Московской области от 13.12.2021 N 1338/44 объекты (населенные пункты), реализация которых запланирована на 2022 год, включаются в Программу на основании Паспортов социальной газификации городского округа Московской области и Карточки социальной газификации населенного пункта, составленной органом местного самоуправления муниципального образования. Мероприятия по указанным объектам подлежат выполнению при наличии заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации и/или заключенных договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации. Согласно п. 121 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года. Несвоевременное исполнение мероприятий по социальной газификации не даст возможности создать в установленные сроки благоприятные для населения, в том числе обратившихся третьих с заявками на подключение, условия использования природного газа, что может привести к значительному ущербу для АО "Мособлгаз" в части взыскания с него денежных средств в виде убытков, возникших вследствие затрат физических лиц на отопление жилых домов посредством использования иных видов топлива.
Кроме того, у АО "Мособлгаз" может возникнуть материальная ответственность за неисполнение договоров о предоставлении комплексной услуги по социальной газификации, заключенных с физическими лицами, привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, что также будет являться значительным ущербом для АО "Мособлгаз".
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Поселок станции Манихино Истринского городского округа Московской области включена в Программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод - источник находится в границах населенного пункта.
Газопровод - источник, о подключении (технологическом присоединении) к которому заявляет истец, принадлежит ответчику. Доказательства обратного суду ответчиком не представлены.
Правоотношения между сторонами настоящего спора возникли из нормативно-правовых актов, предусматривающих проведение социальной газификации объектов капитального строительства, расположенных именно на территории Московской области к газораспределительным сетям, расположенным также на территории Московской области и которыми истец определен как исполнитель Программы газификации, а именно: Постановления Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 "Об утверждении Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года"; Постановления Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области".
В указанных правовых актах установлено проведение на территории Московской области мероприятий по социальной газификации - подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, расположенных в населенных пунктах на территории Московской области.
Таким образом, указанными законодательными актами определено место исполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов, расположенных на территории Московской области. Газификация объектов капитального строительства будет осуществляться от газопроводов - источников, расположенных в соответствующих населенных пунктах Московской области.
Источник газопровод протяженностью 963 м. входит в состав газораспределительной сети ГРС "Истра", не является обособленным объектом газового хозяйства.
В обоснование наличия пропускной способности, истцом в материалы дела представлена схема газоснабжения строений, расположенных по адресу п. Манихино городского округа Истра Московской области, содержащие гидравлический расчет пропускной способности газопровода среднего давления, техническое обоснование.
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены.
Из представленной пояснительной записки следует, что максимальная пропускная способность газопровода составляет 4300 м3/ч. Количество перспективных потребителей - 110, в настоящее время застройка состоит 3 газифицированных жилых домов.
Таким образом, в случае подключения новых абонентов, пропускная способность газопровода источника, принадлежащего ООО "Надежда" позволит обеспечить техническую возможность подключения перспективных потребителей с сохранением условий газоснабжения для существующих потребителей.
Представленный истцом в материалы дела гидравлический расчет документально не опровергнут.
Гидравлический расчет содержит сведения как о существующих (подключенных) потребителях, так и планируемых к подключению перспективных потребителей.
В связи с чем, довод ответчика об отсутствие пропускной способности правомерно отклонен судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы ответчика о том, что судом не рассмотрен вопрос о порядке компенсации расходов ответчика на строительство и содержание сетей газоснабжения, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Получение согласия основного абонента на условиях компенсации затрат основного абонента по строительству и эксплуатации газопровода-источника Правилами подключения не предусмотрено.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию (статья 23.2 Закона о газоснабжении).
В составе расходов газораспределительной организации для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок не учитываются затраты на компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников (пункт 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18).
Таким образом, получение согласия основного абонента при осуществлении догазификации населенных пунктов на условиях компенсации затрат "основного абонента" по строительству и эксплуатации газопровода-источника указанными правовыми актами не предусмотрено, как и не предусмотрено Правилами подключения N 1547.
Кроме того, вопрос компенсации затрат ответчика на строительство и эксплуатацию газопровода-источника не относится к предмету спора.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции и оценкой судом доказательств, что само по себе не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2022 по делу N А41-79589/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79589/2022
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: ООО "НАДЕЖДА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики Московской области