город Москва |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А40-190246/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Захаровой Т.В., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2022
по делу N А40-190246/22
по иску ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к АО "Желдорреммаш" (ОГРН: 5087746570830, ИНН: 7715729877)
о взыскании 1 690 865 руб. 42 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Пузанов Д.Н. по доверенности от 15.07.2020 г.,
от ответчика: Журавлев М.М. по доверенности от 01.01.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Желдорреммаш" о взыскании 1 690 865 руб. 42 коп. пени.
Решением от 28.12.2022 Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил частично, взыскав с ответчика в пользу истца пени в размере 1 268 148 руб. 94 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 924 руб. 16 коп.
В удовлетворении остальной части иска суда отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда изменить и взыскать с ответчика неустойку в размере 1 521 778,88 руб. и государственную пошлину в размере 29 909 руб.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение изменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда следует изменить ввиду следующих обстоятельств.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что иск заявлен в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на выполнение работ по ремонту и модернизации тягового подвижного состава от 29 декабря 2017 г. N 2717837.
08 февраля 2022 г. выявлены дефекты электровоза ЭП1М N 569 - оплавление тепловых реле в цепи вспомогательных машин. На дату выявления дефекта ЭП1М N 569 находился на гарантийном сроке эксплуатации, предоставленном АО "Желдорреммаш" по договору, в связи с выполнением среднего ремонта (СР) электровоза в условиях Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода -филиала АО "Желдорреммаш" (Улан-Удэнский ЛВРЗ). Акт формы ТУ-31 приемки ЭП1М после СР от 3 июля 2021 г. N 457.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Улан-Удэнского ЛВРЗ направлено уведомление (телеграмма) от 8 февраля 2022 г. N 29 о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности электровоза.
Улан-Удэнский ЛВРЗ доверенностью от 10 февраля 2022 г. N 84.91-2022 доверил участие в расследовании данного случая представителю Крошка В.И.
10 февраля 2022 г. был составлен и подписан Акт-рекламация N 8/569пр. Пунктом 14 акта-рекламации виновной стороной в возникновении неисправности признан Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Пунктом 16 акта-рекламации местом устранения дефекта локомотива определено сервисное отделение (СО) Кавказская сервисного локомотивного депо (СЛД) Тимашевск-Кавказский, силами СО Кавказская, за счет Улан-Удэнского ЛВРЗ.
Локомотив по акту формы ТУ-162 от 8 февраля 2022 г. N 162-5108-220205102200 передан ремонтному предприятию.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 33 к договору устранение дефектов локомотивов, узлов, агрегатов и деталей на территории сервисного локомотивного депо производится в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней, исчисляемых со дня отправки телеграфного уведомления.
23 февраля 2022 г. является датой окончания срока устранения выявленных дефектов, предусмотренного пунктом 3.2 приложения N 33 к договору.
Фактически выявленный дефект электровоза устранен 25 февраля 2022 г. (акт формы ТУ-31 N 31-5146-220225170956, акт осмотра и выполнения работ по гарантийному ремонту тягового подвижного состава).
Просрочка устранения дефекта электровоза составила 2 (два) календарных дня (с 23 февраля 2022 г. по 25 февраля 2022 г. включительно).
26 марта 2022 г. выявлены дефекты электровоза ЭП1М N 628: поврежден вертикальный буксовый гидродемпфер тип 678 на 2-ой колесной паре, отсутствует панель резтсторов ПР-248 сх. N R 100, извещатели пожарные дымовые ИП-212 в количестве 3 ед. требуют замены по сроку службы, генератор огнетушащего аэрозоля в количестве 12 ед. установлены не типовой серии, не работает замыкающий элемент входных дверей в локомотив, отсутствуют два пожарных ведра, не работает стеклоочиститель в кабине N1, неисправен нормализатор напряжения БПТ-50.
На дату выявления дефекта ЭП1М N 628 находился на гарантийном сроке эксплуатации, предоставленном АО "Желдорреммаш" по договору, в связи с выполнением среднего ремонта (СР) электровоза в условиях Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" (Улан-Удэнский ЛВРЗ). Акт формы ТУ-31 приемки ЭП1М после СР от 17 февраля 2022 г. N 762.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Улан-Удэнского ЛВРЗ направлено уведомление (телеграмма) от 28 марта 2022 г. N 280 о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности электровоза.
Улан-Удэнский ЛВРЗ доверенностью от 30 марта 2022 г. N 84.355-2022 доверил участие в расследовании данного случая представителю Крошка В.И.
31 марта 2022 г. был составлен и подписан Акт-рекламация N 26/628пр. Пунктом 14 акта-рекламации виновной стороной в возникновении неисправности признан Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Пунктом 16 акта-рекламации местом устранения дефекта локомотива определено сервисное отделение (СО) Кавказская сервисного локомотивного депо (СЛД) Тимашевск-Кавказский, силами СО Кавказская, за счет Улан-Удэнского ЛВРЗ.
Локомотив по акту формы ТУ-162 от 26 марта 2022 г. N 162-5108-220326104100 передан ремонтному предприятию.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 33 к договору устранение дефектов локомотивов, узлов, агрегатов и деталей на территории сервисного локомотивного депо производится в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней, исчисляемых со дня отправки телеграфного уведомления.
30 марта 2022 г. выявлены дефекты электровоза ЭП1М N 655- на 4-ой колесной паре типа 5ТС.224.041 зав. N 00116 выявлен проворот колесного центра с противоколлекторной стороны относительно оси колесной пары на 300 мм.
На дату выявления дефекта ЭП1М N 655 находился на гарантийном сроке эксплуатации, предоставленном АО "Желдорреммаш" по договору, в связи с выполнением среднего ремонта (СР) электровоза в условия Ярославского электровозоремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" (Ярославский ЭРЗ). Акт формы ТУ-31 приемки ЭП1М после СР от 14 июня 2021 г. N 35.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Ярославского ЭРЗ направлено уведомление (телеграмма) от 30 марта 2022 г. N 304 о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности электровоза.
Ярославский ЭРЗ доверенностью от 30 марта 2022 г. N 34/09-404 доверил участие в расследовании данного случая представителю Крошка В.И.
1 апреля 2022 г. был составлен и подписан Акт-рекламация N 30/655пр.
Пунктом 14 акта-рекламации виновной стороной в возникновении неисправности признан Ярославский ЭРЗ.
Пунктом 16 акта-рекламации местом устранения дефекта локомотива определено сервисное отделение (СО) Кавказская сервисного локомотивного депо (СЛД) Тимашевск-Кавказский, силами СО Кавказская, за счет Ярославского ЭРЗ.
Локомотив по акту формы ТУ-162 от 30 марта 2022 г. N 162-5108-220330172000 передан ремонтному предприятию.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 33 к договору устранение дефектов локомотивов, узлов, агрегатов и деталей на территории сервисного локомотивного депо производится в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней, исчисляемых со дня отправки телеграфного уведомления.
14 апреля 2022 г. является датой окончания срока устранения выявленных дефектов, предусмотренного пунктом 3.2 приложения N 33 к договору.
Фактически выявленный дефект электровоза устранен 18 апреля 2022 г. (акт формы ТУ-31 N 31-5146-2220418150041, акт осмотра и выполнения работ по гарантийному ремонту тягового подвижного состава).
Просрочка устранения дефекта электровоза составила 4 (четыре) календарных дня с 14 апреля 2022 г. по 18 апреля 2022 г. включительно.
23 марта 2022 г. выявлены дефекты электровоза ЭП1М N 681: требуют замены по сроку службы извещатели пожарные дымовые ИП-212 (5 ед.); извещатель пожарный тепловой ИП-101 неисправен (1 ед.); извещатель пожарный тепловой ИП-101 требует замены по сроку службы (1 ед.); генераторы огнетушащего аэрозоля (12 ед.) установлены нетиповой серии (вместо серии НАСТ 1,5 установлены НАСТ 2,0); нетиповое подключение к шинному монтажу датчиков угла коммутации ДУК-4-01 сх. Т-15,Т16; в блоке диодов БД-360 панели ПД-5 диод Д-2 имеет переходное сопротивление 0 МОм; нет подключения блока сигнализации БС-338 в кабине N2; не работает замыкающий элемент замков входных дверей в обеих кабинах; отсутствуют два пожарных ведра; отсутствует контакт провода сх. Н21 в жоксовом соединении сх. SQ7; механическое заедание реле тип РП-282 сх. KV-15.
На дату выявления дефекта ЭП1М N 681 находился на гарантийном сроке эксплуатации, предоставленном АО "Желдорреммаш" по договору, в связи с выполнением среднего ремонта (СР) электровоза в условиях Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" (Улан-Удэнский ЛВРЗ). Акт формы ТУ-31 приемки ЭП1М после СР от 9 февраля 2022 г. N 761.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Улан-Удэнского ЛВРЗ направлено уведомление (телеграмма) от 23 марта 2022 г. N 247 о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности электровоза.
Улан-Удэнский ЛВРЗ доверенностью от 25 марта 2022 г. N 84.327-2022 доверил участие в расследовании данного случая представителю Крошка В.И.
25 марта 2022 г. был составлен и подписан Акт-рекламация N 25/681 пр.
Пунктом 14 акта-рекламации виновной стороной в возникновении неисправности признан Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Пунктом 16 акта-рекламации местом устранения дефекта локомотива определено сервисное отделение (СО) Кавказская сервисного локомотивного депо (СЛД) Тимашевск-Кавказский, силами СО Кавказская, за счет Улан-Удэнского ЛВРЗ.
Локомотив по акту формы ТУ-162 от 24 марта 2022 г. N 162-5108-220324104300 передан ремонтному предприятию.
24 марта 2022 г. выявлены дефекты электровоза ЭП1М N 682: оторван от клемной рейки кабель заземления 5 -ой колесной пары; поврежден подкузовной горизонтальный гидродемпфер тип 677-1; отсутствует панель резисторов ПР-248 сх. N R 100; требуют замены по сроку службы извещатели пожарные дымовые ИП-212 (5 ед.); извещатель пожарный тепловой ИП-101 неисправен (1 ед.); извещатели пожарные тепловые ИП-101 требует замены по сроку службы (2 ед.); генераторы огнетушащего аэрозоля (12 ед.) установлены нетиповой серии (вместо серии НАСТ 1,5 установлены НАСТ 2,0); не работает замыкающий элемент замков входных дверей в обеих кабинах; отсутствуют уплотнительная резина на крышках приемных катушек АЛСН.
На дату выявления дефекта ЭП1М N 682 находился на гарантийном сроке эксплуатации, предоставленном АО "Желдорреммаш" по договору, в связи с выполнением среднего ремонта (СР) электровоза в условиях Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш" (Улан-Удэнский ЛВРЗ). Акт формы ТУ-31 приемки ЭП1М после СР от 4 февраля 2022 г. N 760.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Улан-Удэнского ЛВРЗ направлено уведомление (телеграмма) от 25 марта 2022 г. N 270 о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности электровоза.
Улан-Удэнский ЛВРЗ доверенностью от 25 марта 2022 г. N 84.325-2022 доверил участие в расследовании данного случая представителю Крошка В.И.
25 марта 2022 г. был составлен и подписан Акт-рекламация N 25/682пр. Пунктом 14 акта-рекламации виновной стороной в возникновении неисправности признан Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Пунктом 16 акта-рекламации местом устранения дефекта локомотива определено сервисное отделение (СО) Кавказская сервисного локомотивного депо (СЛД) Тимашевск-Кавказский, силами СО Кавказская, за счет Улан-Удэнского ЛВРЗ.
Локомотив по акту формы ТУ-162 от 25 марта 2022 г. N 162-5108-220325095300 передан ремонтному предприятию.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 33 к договору устранение дефектов локомотивов, узлов, агрегатов и деталей на территории сервисного локомотивного депо производится в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней, исчисляемых со дня отправки телеграфного уведомления.
9 апреля 2022 г. является датой окончания срока устранения выявленных дефектов, предусмотренного пунктом 3.2 приложения N 33 к договору.
Фактически выявленные дефекты электровоза устранены 13 апреля 2022 г. (акт формы ТУ-31 N 31-5146-220412164847, акт осмотра и выполнения работ по гарантийному ремонту тягового подвижного состава).
Просрочка устранения дефекта электровоза составила 4 (четыре) календарных дня с 9 апреля 2022 г. по 13 апреля 2022 г. включительно.
Согласно расчету истца, общая сумма пени составляет 1 690 865 руб. 42 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец необоснованно применил ставку НДС в размере 20% к расчету неустойки. Суд констатировал, что обоснованной суммой неустойки является 1 409 054,38 руб.
Кроме того, суд усмотрел основания для снижения неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате чего, взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 1 268 148, 94 руб.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии на стороне истца права на предъявление требований о взыскании неустойки, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчиком допущены просрочки устранения недостатков локомотивов.
Также суд апелляционной инстанции признает законными выводы о наличии оснований для снижения неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и не усматривает оснований для изложения иных выводов в данной части.
Между тем, судебная коллегия признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что расчет взыскиваемой ОАО "РЖД" неустойки был произведен в полном соответствии с условиями заключенного между сторонами договора, а НДС был начислен не на саму неустойку, а включен в состав условных расходов на замещение одного выбывающего из работы локомотива.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Статьей 331 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Так, в соответствии с п. 9.10 договора от 29.12.2017 N 2717837 для целей расчета неустойки стороны применяют цену (стоимость) в том размере, в котором такая цена (стоимость) оплачена или подлежит оплате с учетом НДС.
На основании п. 9.10 условные расходы на замещение одного выбывающего из работы локомотива, используемые при расчете неустойки по формуле договора, увеличены на сумму НДС.
Законодательного запрета на исчисление неустойки с размера условных расходов на замещение одного выбывающего из работы локомотива с учетом суммы НДС не существует.
При заключении рассматриваемого договора ответчик знал о наличии у него обязанности выплатить истцу неустойку в согласованном размере в случае просрочки оплаты товара.
Каких-либо возражений относительно размера неустойки и порядка ее начисления ответчиком при подписании договора заявлено не было.
Размер неустойки был согласован сторонами в договоре, заключая который ответчик действовал по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичный подход сформирован в судебной практике по делам, рассмотренным между теми же лицами по аналогичным обстоятельствам (N N А40- 204282/2021, А40-171710/2021, А40-228093/2021, А40-261134/2021, А40-169179/2022, А40-291031/2021, А40-163319/2022, А40-123971/2022, А40-47903/2022, А40- 62815/2022, А40-261134/2021, А40-171710/2021, А40-204282/2021, А40-286074/2021, А40-286074/2021).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "РЖД" начисляет 20% НДС на сумму неустойки, не соответствует обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Следовательно, отказ в иске на сумму 281 811,04 руб. является необоснованным, в связи с чем, решение суда от 28.12.2022 следует изменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца на сумму 1 549 960 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 г. по делу N А40-190246/22 изменить.
Взыскать с АО "Желдорреммаш" (ОГРН: 5087746570830, ИНН: 7715729877) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) неустойку в размере 1 549 960 (Один миллион пятьсот сорок девять девятьсот шестьдесят) руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 29 909 (Двадцать девять тысяч девятьсот девять) руб. и по апелляционной жалобе в размере 3000 (Три тысячи) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190246/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ"