г. Самара |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А49-10368/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции 13.03.2023 в помещении суда дело N А49-10368/2022, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя Галочкина Михаила Александровича (ИНН 583604870409, ОГРНИП 304583636400085), г.Пенза, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (ИНН 5835018920, ОГРН 1045802555556), г.Пенза, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ИНН 5836010515, ОГРН 1045800303933), г.Пенза, Бородин Михаил Владимирович, г.Пенза, Бородина Ольга Александровна, г.Пенза,
об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
от ИП Галочкина М.А. - Воробьев В.В. (доверенность от 23.09.2022),
от налоговых органов - Короткова А.Ю. (доверенности от 18.01.2023, от 03.02.2023),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Галочкин Михаил Александрович (далее - ИП Галочкин М.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы (далее - регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 31.08.2022 N 2225800168801 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "БОН" (ИНН 5836608390, ОГРН 1025801361266; далее - ООО "БОН") и об обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление).
Решением от 07.12.2022 по делу N А49-10368/2022 Арбитражный суд Пензенской области заявленные требования удовлетворил.
Регистрирующий орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление апелляционную жалобу поддержало по мотивам, изложенным в отзыве.
Определением от 14.02.2023 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А49-10368/2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Бородина М.В. и Бородину О.А.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "БОН" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.08.1993, поставлено на налоговый учет 15.11.2002; участники общества - Бородин Михаил Владимирович (80% доли в уставном капитале) и Бородина Ольга Александровна (20% доли в уставном капитале).
06.04.2022 участники общества Бородин М.В. и Бородина О.А. приняли решение о ликвидации ООО "БОН" и о возложении полномочий ликвидатора на Бородину О.А.
13.04.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2225800070637 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и о назначении Бородиной О.А. в качестве ликвидатора.
На основании заявления ликвидатора общества Бородиной О.А. по форме Р15016 (с приложением ликвидационного баланса) регистрирующий орган 31.08.2022 внес в ЕГРЮЛ запись N 2225800168801 о ликвидации ООО "БОН".
ИП Галочкин М.А., полагая, что ликвидация общества нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, участники ООО "БОН" - Бородин М.В. и Бородина О.А. к участию в настоящем деле судом первой инстанции не привлекались.
Между тем, судебный акт по настоящему делу затрагивает права Бородина М.В. и Бородиной О.А., как участников ООО "БОН".
В силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.6.1 ст.268, ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Судебное заседание по настоящему делу проводилось в режиме веб-конференции (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель ИП Галочкина М.А. устно уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 31.08.2022 N 2225800168801 о ликвидации ООО "БОН" и обязать регистрирующий орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записи о признании недействительной указанной регистрационной записи о ликвидации ООО "БОН".
Представитель регистрирующего органа против принятия судом уточнения заявленных требований не возражала.
Суд принял уточнение заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ.
От Бородина М.В. и Бородиной О.А. поступил отзыв.
Представитель предпринимателя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель налоговых органов возражала против удовлетворения требований.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В обоснование заявленных требований ИП Галочкин М.А. сослался на то, что в апреле 2022 года он обратился в Ленинский районный суд г.Пензы с исковым заявлением о признании недействительным заключенного между ООО "БОН" и Абрамовой Е.А. договора купли-продажи от 27.07.2020 в части продажи ? доли помещения N 36, расположенного по адресу: г.Пенза, пр.Победы, 16, и применении последствий недействительности сделки. Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 22.04.2022 заявление было возвращено Галочкину М.А. в связи с неподсудности спора данному суду.
16.05.2022 Галочкин М.А. обратился с аналогичным иском в Октябрьский районный суд г.Пензы. Определением от 06.06.2022 суд принял исковое заявление к производству, лица, участвующие в деле, вызваны в суд для проведения подготовки по делу на 20.06.2022. Судебное заседание по делу назначено на 29.06.2022, в судебном заседании после перерыва 30.06.2022 участвовал представитель ООО "БОН" - Бородин М.В. (один из учредителей общества). Определением Октябрьского районного суда г.Пензы от 30.06.2022 дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Пензы.
В судебном заседании Ленинского районного суда г.Пензы 15.09.2022 участвовал представитель ООО "БОН" Казина Т.А., которая ходатайствовала об исключении ООО "БОН" из числа ответчиков в связи с его ликвидацией 31.08.2022.
Как указывает ИП Галочкин М.А., процедура ликвидации ООО "БОН" инициирована участниками общества фактически одновременно с обращением Галочкина М.А. в суд с заявлением об оспаривании договора купли-продажи недвижимого имущества; представитель общества, принимавший участие в судебном заседании по рассмотрению этого спора, не сообщил суду и участникам процесса о начале процедуры ликвидации; ООО "БОН" представило в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного и ликвидационного балансов и о ликвидации до рассмотрения судом спора по иску Галочкина М.А. к обществу, чем нарушило пп."б" п.4 ст.20 Закона N 129-ФЗ. По мнению ИП Галочкина М.А., общество действовало заведомо недобросовестно.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст.57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований данного закона и устава общества.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст.20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, содержится в п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ.
В регистрирующий орган поступило заявление (вх. от 06.04.2022 N 3070А) о ликвидации юридического лица с приложением протокола общего собрания участников ООО "БОН" от 06.04.2022, в связи с чем регистрирующий орган принял решение от 13.04.2022 о государственной регистрации и внес в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2225800070637 о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидатором Бородиной О.А.
В дальнейшем на основании представленного 16.08.2022 заявления по форме Р15016 (вх.N 7031А) регистрирующий орган 23.08.2022 внес в ЕГРЮЛ сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "БОН" (ГРН 2225800164379).
Согласно п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п.4 ст.61 ГК РФ).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п.1 ст.62 ГК РФ).
Ст.63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Согласно пп."м" п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Регистрирующий орган указал, что к нему такие акты в отношении ООО "БОН" не поступали.
В силу п.3 ст.20 Закона N 129-ФЗ руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Исходя из п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 и 2.4 ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный данным подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с данным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 13.11.2011 N 7075/11, установленный ст.61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
24.08.2022 ликвидатор Бородина О.А. представила в регистрирующий орган пакет документов для государственной регистрации ликвидации ООО "БОН", в том числе ликвидационный баланс, утвержденный участниками общества Бородиным М.В. и Бородиной О.А., заявление о ликвидации, которым ликвидатор фактически подтвердила, что установленный Законом N 129-ФЗ порядок ликвидации юридического лица соблюден.
Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации установлено не было, 31.08.2022 регистрирующий орган принял решение N 7288А о государственной регистрации и внес в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2225800168801 о прекращении деятельности ООО "БОН" в связи с ликвидацией юридического лица.
Между тем, в силу пп."б" п.4 ст.20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
Как уже указано, в судебном заседании 29-30.06.2022 Октябрьского районного суда г.Пензы рассматривалось дело N 2-1821/2022 при участии Галочкина М.А. (истец), Абрамовой Е.А. и ООО "БОН" (ответчики) о признании недействительным договора купли-продажи от 27.07.2020, заключенного между Абрамовой Е.А. и ООО "БОН", в части продажи ? доли помещения N 36, расположенного по адресу: г.Пенза, пр.Победы, 16, и применении последствий недействительности сделки.
Определением от 30.06.2022 по делу N 2-1821/2022 Октябрьский районный суд г.Пензы передал дело на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Пензы.
В судебном заседании Ленинского районного суда г.Пензы 14.09.2022 представитель ООО "БОН" Казина Т.А. заявила ходатайство об исключении ООО "БОН" из числа ответчиков в связи с его ликвидацией 31.08.2022.
Таким образом, в период процедуры ликвидации ООО "БОН" и на момент ее завершения в суде общей юрисдикции имелось принятое к производству исковое заявление, содержащее предъявленное к данному юридическому лицу требование.
Бородина О.А., будучи участником и ликвидатором ООО "БОН", знала (не могла не знать) о начавшемся судебном процессе по исковому заявлению Галочкина М.А., и обязана была уведомить Галочкина М.А. и суд о предстоящей ликвидации общества, однако этого не сделала.
Изложенное свидетельствует о том, что ликвидатор ООО "БОН" Бородина О.А. в данном случае действовала недобросовестно.
В нарушение пп."б" п.4 ст.20 Закона N 129-ФЗ ликвидатор ООО "БОН", несмотря на наличие на рассмотрении суда спора по иску, предъявленному к обществу, представила в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, а регистрирующий орган внес запись в ЕГРЮЛ о ликвидации общества, что свидетельствует о нарушении порядка ликвидации юридического лица.
Основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации (п.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Из п.4 ст.5, ст.9, 21 Закона N 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов, в частности, заявления, в котором заявитель подтверждает факт соблюдения установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица.
Между тем, подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ, сама по себе не является основанием для государственной регистрации в случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона.
Регистрирующий орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что действующим законодательством предусмотрен заявительный характер государственной регистрации; записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, соблюдения установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Эти доводы подлежат отклонению, поскольку отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности (Определение ВАС РФ от 28.10.2008 N 13979/08).
В соответствии с Законом N 129-ФЗ в регистрирующий орган должно быть представлено заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, достоверность представленных сведений. Следовательно, необходимым условием государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, предусмотренного Законом N 129-ФЗ, но и соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица.
Довод регистрирующего органа об отсутствии у него обязанности отслеживать информацию о судебных разбирательствах по искам к юридическим лицам, находящимся в стадии ликвидации, является несостоятельным и не свидетельствует о правомерности внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "БОН".
Как уже указано, в силу пп."б" п.4 ст.20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган (и, соответственно, завершена процедура ликвидации) ранее срока вступления в законную силу решения суда, принятого по иску к ликвидируемому юридическому лицу.
Ссылка регистрирующего органа и Управления на то, что исходя из специфики предъявленного Галочкиным М.А. к ООО "БОН" и Абрамовой Е.А. иска, Галочкин М.А. не является кредитором общества, обязательства общества перед ним отсутствуют, подлежит отклонению, поскольку регистрирующий орган не вправе давать оценку заявленному иску и его последствиям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный законом порядок ликвидации ООО "БОН" не был соблюден, у регистрирующего органа отсутствовали основания для совершения регистрационных действий.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы ИП Галочкина М.А. о том, что при внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "БОН" в связи с его ликвидацией нарушены требования законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
При распределении судебных расходов в порядке ст.110 АПК РФ по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном, в том числе главой 9 АПК РФ.
По смыслу названных положений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком (п.19 Постановления N 1).
Таким образом, если суд не установит факты нарушения ответчиком прав истца, в защиту которых он обратился в судебном порядке, либо оспаривания им защищаемых истцом прав, то в таких случаях понесенные истцом судебные издержки не подлежат возмещению за счет ответчика.
П.4.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
В данном случае при решении вопроса о наличии условий для взыскания судебных расходов с регистрирующего органа суд апелляционной инстанции полагает, что фактически права заявителя были нарушены не столько действиями регистрирующего органа, сколько действиями ликвидатора, представившего в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационный баланс в нарушение пп."б" п.4 ст.20 Закона N 129-ФЗ.
Исходя из материалов дела, регистрирующим органом при регистрации ликвидации юридического лица не были нарушены обязанности, установленные Законом N 129-ФЗ; факт нарушения регистрирующим органом прав заявителя не доказан.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает необоснованным взыскание судебных расходов по уплате государственной пошлины с регистрирующего органа, и относит эти расходы на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 декабря 2022 года по делу N А49-10368/2022 отменить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31 августа 2022 года N 2225800168801 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "БОН" (ИНН 5836608390, ОГРН 1025801361266).
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Галочкина Михаила Александровича путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительной регистрационной записи от 31 августа 2022 года N 2225800168801 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "БОН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-10368/2022
Истец: Галочкин Михаил Александрович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы
Третье лицо: Бородин Михаил Владимирович, Бородина Ольга Александровна, Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области, Управление Федеральной налогвоой службы по Пензенской области, УФНС РФ по Пензенской области