г. Пермь |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А50-34241/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.И.,
при участии от истца - Мелехина Ю.В., паспорт, диплом, доверенность от 17.10.2020, Асессорова А.В., паспорт, диплом, доверенность от 17.10.2022,
от ответчика, товарищества собственников жилья "на Сибирской" - Диденко А.Н., паспорт, диплом, доверенность от 10.03.2023; Шардин О.В., паспорт, диплом, доверенность от 09.01.2023,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников жилья "на Сибирской",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2022 года
по делу N А50-34241/2019
по иску муниципального автономного учреждения культуры города Перми "Пермский Театр Кукол" (ОГРН 1025900917382, ИНН 5904100417)
к товариществу собственников жилья "на Сибирской" (ОГРН 1025900923993, ИНН 5904044882), Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379);
третьи лица: Департамент имущественных отношений администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248); Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми (ОГРН: 1125902007032, ИНН: 5902293876), индивидуальный предприниматель Виноградов Сергей Николаевич; Замесова Светлана Геннадьевна; Администрация города Перми (ОГРН: 1025900532460, ИНН: 5902290635), Лоза Сергей Николаевич; Макарихин Сергей Акимович; Стефанович Драган; Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края (ИНН 5902043202, ОГРН: 1175958018576),
об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение культуры города Перми "Пермский театр кукол" (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья "на Сибирской", Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчики) об установлении сервитутов на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18:
об установлении срочного, до демонтажа лит. Г1, бесплатного сервитута общей площадью 341 кв.м в отношении для обслуживания здания театра лит.A, Al, А2, расположенного на земельном участке 59:01:4410172:1 (координаты сервитута по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410172:18):
Контур.N 1 (плошадь 39 кв.м.) | |||
N |
X |
У |
|
1 |
516649.07 |
2232865.71 |
|
2 |
516648.52 |
2232865,97 |
|
3 |
516646.35 |
2232864.71 |
|
4 |
516639,31 |
2232849,01 |
|
5 |
516641,24 |
2232848,18 |
|
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
|
|
контур N 2 (площадь 244 кв.м.) |
||
N |
X |
У |
|
6 |
516644.48 |
2232805,70 |
|
7 |
516623.94 |
2232814.74 |
|
8 |
516623.28 |
2232813.26 |
|
9 |
516641,54 |
2232804,98 |
|
10 |
516635.25 |
2232790,78 |
|
11 |
516631.01 |
2232781,28 |
|
12 |
516630.79 |
2232780,81 |
|
13 |
516628.08 |
2232768.95 |
|
14 |
516634.06 |
2232766.41 |
|
15 |
516634,13 |
2232766,38 |
|
16 |
516638.34 |
2232777,06 |
|
17 |
516639,46 |
2232780,40 |
|
18 |
516639,88 |
2232784,10 |
|
19 |
516639,55 |
2232786,27 |
|
20 |
516639,20 |
2232789.00 |
|
21 |
516638.47 |
2232792.05 |
|
6 |
516644.48 |
2232805,70 |
Участок площадью 58 кв.м | ||
N |
X |
У |
1 |
516623.94 |
2232814,74 |
2 |
516625,42 |
2232814,09 |
3 |
516638.91 |
2232843,28 |
4 |
516637,13 |
2232844,14 |
1 |
516623.94 |
2232814,74 |
об установлении после демонтажа лит. Г1 бессрочного бесплатного сервитута общей площадью 181 кв.м для обслуживания здания театра лит.A, Al, А2, расположенного на земельном участке 59:01:4410172:1 (координаты сервитута по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410172:18):
Контур N 2 (площадь 78 кв.м.) | ||
.N |
X |
У |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
7 |
516623,94 |
2232814,74 |
8 |
516623,28 |
2232813,26 |
9 |
516641,54 |
2232804.98 |
10 |
516635,25 |
2232790.78 |
11 |
516637,44 |
2232789,80 |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
Участок площадью 66 кв.м. | ||
N |
X |
У |
1 |
516625,77 |
2232813,93 |
2 |
516639,00 |
2232843.13 |
3 |
516637,07 |
2232843,99 |
4 |
516623,94 |
2232814.74 |
Контур N 1 (площадь 39 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
1 |
516649,07 |
2232865.71 |
2 |
516648,52 |
2232865.97 |
3 |
516646.35 |
2232864.71 |
4 |
516639,31 |
2232849.01 |
5 |
516641,24 |
2232848,18 |
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
об установлении срочного сервитута общей площадью 283 кв.м на период исполнения истцом показателей федерального проекта "Культурная среда" - проведения реконструкции "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, 65" на срок до 2030 года согласно схеме N 5 заключения судебной экспертизы от 15.04.2022 года (стр. 74 заключения) и следующим координатам:
Контур N 1 (плошаль 39 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
1 |
516649,07 |
2232865.71 |
2 Лт |
516648,52 |
2232865,97 |
3 |
516646,35 |
2232864,71 |
4 |
516639.31 |
2232849,01 |
5 |
516641.24 |
2232848.18 |
1 |
516649.07 |
2232865.71 |
|
Контур N 2 (плошаль 244 кв.м.) |
|
N |
X |
У |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
7 |
516623,94 |
2232814.74 |
8 |
516623,28 |
2232813.26 |
9 |
516641,54 |
2232804,98 |
10 |
516635.25 |
2232790.78 |
11 |
516631,01 |
2232781,28 |
12 |
516630,79 |
2232780.81 |
|
516628,08 |
2232768.95 |
14 |
516634,06 |
2232766.41 |
15 |
516634.13 |
2232766,38 |
16 |
516638.34 |
2232777,06 |
17 |
516639,46 |
2232780,40 |
18 |
516639.88 |
2232784,10 |
19 |
516639,55 |
2232786,27 |
20 |
516639.20 |
2232789.00 |
21 |
516638.47 |
2232792,05 |
6 |
516644,48 |
2232805.70 |
Установить в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" срочный, а именно до демонтажа лит. Г1, бесплатный сервитут площадью 78 кв.м. в отношении земельного участка собственность на которую не разграничена (муниципальный земельный участок) для обслуживания здания театра лит. A, Al, А2, расположенного на земельном участке 59:01:4410172:1 (координаты сервитута по муниципальному земельному участку):
Контур N 3 (плошадь 78 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
22 |
516647,98 |
2232760,51 |
23 |
516646,46 |
2232761.15 |
14 |
516634.06 |
2232766,41 |
13 |
516628,08 |
2232768.95 |
24 |
516630,14 |
2232763,73 |
25 |
516646,33 |
2232756.85 |
22 |
516647,98 |
2232760,51 |
Установить в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" срочный сервитут, площадью 78 кв.м., в отношении земельного участка собственность на которую не разграничена (муниципальный земельный участок) на период исполнения МАУК г. Перми "Пермский театр кукол" показателей федерального проекта "Культурная среда" - проведения реконструкции "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, 65" на срок до 2030 года согласно схеме N 5 заключения судебной экспертизы от 15.04.2022 года (стр. 74 заключения) и следующим координатам:
Контур N 3 (площадь 78 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
22 |
516647.98 |
2232760,51 |
23 |
516646,46 |
2232761,15 |
14 |
516634.06 |
2232766,41 |
13 |
516628.08 |
2232768,95 |
24 |
516630,14 |
2232763,73 |
25 |
516646.33 |
2232756,85 |
22 |
516647,98 |
2232760,51 |
В случае если судом будет установлено отсутствие оснований для установления бесплатного сервитута, то установить плату за сервитут в размере:
- за сервитут общей площадью 419 кв.м. (п. 2 исковых требований) 473 руб. 47 коп. в год (1 руб. 13 коп. х 419 кв.м.);
- за сервитут общей площадью 181 кв.м. (п. 3 исковых требований) 204 руб. 53 коп. в год (1 руб. 13 коп. х 181 кв.м.);
- за сервитут общей площадью 283 кв.м. (п. 4 исковых требований) 319 руб. 79 коп. в год (1 руб. 13 коп. х 361 кв.м.);
- за сервитут общей площадью 78 кв.м. (п. 5,6 исковых требований) 88 руб. 14 коп. в год (1 руб. 13 коп. х 78 кв.м.).
Датой начала начисления платы за срочный сервитут считать дату установки ограждающих конструкций, "лесов" на участке ТСЖ "на Сибирской" с кадастровым номером 59:01:4410172:18 и на земельном участке, собственность на которую не разграничена (муниципальный земельный участок), дата окончания - демонтаж ограждающих конструкций, "лесов" с участка ответчиков (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований, т.10 л.д.43-46, в порядке статьи 49 АПК РФ).
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, индивидуальный предприниматель Виноградов Сергей Николаевич, Замесова Светлана Геннадьевна, Администрация города Перми, Лоза Сергей Николаевич, Макарихин Сергей Акимович, Стефанович Драган, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2022 иск удовлетворен частично. Суд установил в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" срочный, а именно до демонтажа лит. Г1, сервитут общей площадью 341 кв.м в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 для обслуживания здания театра лит. А, A1, A2, расположенного на земельном участке 59:01:4410172: 1 (координаты сервитута по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410172:18):
Контур N 1 (площадь 39 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
2 |
516648,52 |
2232865,97 |
3 |
516646,35 |
2232864.71 |
4 |
516639,31 |
2232849,01 |
5 |
516641,24 |
2232848,18 |
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
Контур N . 2 (площадь 244 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
7 |
516623,94 |
2232814,74 |
8 |
516623,28 |
2232813,26 |
9 |
516641,54 |
2232804,98 |
10 |
516635,25 |
2232790.78 |
11 |
516631,01 |
2232781,28 |
12 |
516630,79 |
2232780,81 |
13 |
516628,08 |
2232768,95 |
14 |
516634,06 |
2232766,41 |
15 |
516634,13 |
2232766,38 |
16 |
516638,34 |
2232777,06 |
17 |
516639,46 |
2232780,40 |
18 |
516639,88 |
2232784,10 |
19 |
516639,55 |
2232786,27 |
20 |
516639,20 |
2232789,00 |
21 |
516638,47 |
2232792,05 |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
Участок площадью 58 кв.м. | ||
N |
X |
У |
1 |
516623,94 |
2232814,74 |
2 |
516625,42 |
2232814,09 |
3 |
516638,91 |
2232843,28 |
4 |
516637,13 |
2232844,14 |
1 |
516623,94 |
2232814,74 |
Установил в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" после демонтажа лит. Г1 бессрочный, бесплатный сервитут общей площадью 181 тв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 для обслуживания здания театра лит. А, А1, A2, расположенного на земельном участке 59:01:4410172:1 (координаты сервитута по земельному участку с кадастровым номером 59:01:44l0172:18):
Контур N 1 (площадь 39 кв.м.) | |||
N |
X |
У |
|
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
|
2 |
516648,52 |
2232865,97 |
|
3 |
516646,35 |
2232864,71 |
|
4 |
516639,31 |
2232849,01 |
|
5 |
516641,24 |
2232848,18 |
|
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
|
|
Контур N 2 (площадь 78 кв.м.) | ||
N |
X |
У |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
7 |
516623,94 |
2232814,74 |
8 |
516623,28 |
2232813,26 |
9 |
516641,54 |
2232804,98 |
10 |
516635,25 |
2232790,78 |
11 |
516637,44 |
2232789,80 |
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
Участок площадью 66 кв.м. | ||
N |
X |
У |
1 |
516625,77 |
2232813,93 |
2 |
516639,00 |
2232843,13 |
3 |
516637,07 |
2232843,99 |
4 |
516623,94 |
2232814,74 |
Установил в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" срочный сервитут, общей площадью 283 кв.м., в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 на период исполнения MAУK г. Перми "Пермский театр кукол" показателей федерального проекта "Культурная среда" - проведения реконструкции "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, 65" на срок до 2030 года согласно схеме N 5 заключения судебной экспертизы от 15.04.2022 года (стр. 74 заключения) и следующим координатам:
Контур N 1 (площадь 39 кв.м.) | ||||
|
|
|
||
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
||
2 |
516648,52 |
2232865,97 |
||
3 |
516646,35 |
2232864,71 |
||
4 |
516639,31 |
2232849,01 |
||
5 |
516641,24 |
2232848,18 |
||
1 |
516649,07 |
2232865,71 |
||
Контур N 2 (площадь 244 кв.м.) | ||||
N |
X |
У |
||
б |
516644,48 |
2232805,70 |
||
7 |
516623,94 |
2232814,74 |
||
8 |
516623,28 |
2232813,26 |
||
9 |
516641,54 |
2232804,98 |
||
10 |
516635,25 |
2232790,78 |
||
11 |
516631,01 |
2232781,28 |
||
12 |
516630,79 |
2232780,81 |
||
13 |
516628,08 |
2232768,95 |
||
14 |
516634,06 |
2232766,41 |
||
15 |
516634,13 |
2232766,38 |
||
16 |
516638,34 |
2232777,06 |
||
17 |
516639,46 |
2232780,40 |
||
18 |
516639,88 |
2232784,10 |
||
19 |
516639,55 |
2232786,27 |
||
20 |
516639,20 |
2232789,00 |
||
21 |
516638,47 |
2232792,05 |
||
6 |
516644,48 |
2232805,70 |
Установил плату за сервитут в размере 1 руб. 13 коп. в год, а именно: за сервитут общей площадью 341 кв.м. в размере 385 руб. 33 коп. в год; за сервитут общей площадью 181 кв.м. 204 руб. 53 коп. в год; за сервитут общей площадью 283 кв.м. в размере 319 руб. 79 коп. в год. Датой начала начисления платы за срочный сервитут, считать дату начала установки ограждающих конструкций, "лесов" на участке ответчика; датой окончания - демонтаж ограждающих конструкций, "лесов" с участка ответчика.
В удовлетворении остальной части иска отказано. С ТСЖ "на Сибирской" взыскано в пользу МАУ культуры города Перми "Пермский театр кукол" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6 000 руб., на оплату экспертизы 60 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что спор рассмотрен арбитражным судом по существу неправомерно, спор не вытекает из предпринимательской деятельности, обременяемый сервитутами земельный участок является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, ввиду чего имелись основания для передачи спора на рассмотрение суда общей юрисдикции.
Ответчиком приведены доводы об установлении сервитутов в противоречие с обстоятельствами дела, без учета экспертного заключения от 15.04.2022 по результатам повторной экспертизы. В частности ответчик отмечает, что судом установлено два сервитута для обслуживания здания, однако не исследована возможность оформления истцом прав пользования частью участка ответчика без установления сервитута, по соглашению с ответчиком с оформлением краткосрочных договоров. Ранее сторонами данные договоры заключались, согласно договорам стороны взаимодействовали при проведении ремонтно-реставрационных работ фасада здания театра, при этом площадь, занимаемая для проведения указанных работ, не превышала 30 кв.м.
Ответчик считает, что установленные судом сервитуты для обслуживания здания театра, их площадь, контуры не соответствуют вариантам, приведенным в экспертном заключении от 15.04.2022, сервитут для обслуживания театра включает дополнительный контур в виде участка площадью 58 кв.м, бессрочный - дополнительный контур площадью 66 кв.м. Полагает, что судом ошибочно установлен сервитут к объекту лит. Г1, не являющемуся зданием театра, об установлении сервитута для использования указанного объекта иск не заявлен, соответствующие вопросы не ставились перед экспертами, ввиду чего суд вышел за пределы заявленных истцом требований, установил сервитут к объектам, в отношении которых требования не заявлялись.
По мнению ответчика оснований для установления сервитута на период проведения театром реконструкции также не имелось, представленные истцом фрагменты научно-проектной документации на реконструкцию не являются надлежащим доказательством по делу, данная документация не утверждена, ее государственная экспертиза не проведена. Земельный участок при установлении сервитута для реконструкции театра не может использоваться для эксплуатации многоквартирного дома, так как его площадь станет недостаточной, потребуется перемещение детской площадки, будут утрачены возможности использования нескольких парковочных мест для автомобилей. Установленный судом срок действия данного сервитута (до 2030 года) не соответствует сроку проведения реконструкции, определенному в представленной научно-проектной документации.
Также ответчик указывает на то, что в резолютивной части решения суд указал на бесплатный характер сервитута общей площадью 181 кв.м, вместе с тем установил плату за сервитут. Ответчик полагает, что условия сервитутов судом не определены, в том числе размер платы за сервитут безосновательно определен в соответствии со ставкой, применяемой при обременении сервитутом земельных участков, находящихся в государственной федеральной собственности, в то время как предметом спора являлось установление сервитутов на участок, являющийся частной собственностью, судебная экспертиза по установлению платы за сервитут не проведена, не предусмотрена компенсация неудобств, расходов ответчика ввиду установления сервитута, перемещения детской площадки, невозможности использования парковочных мест, не разрешены вопросы о порядке, сроках внесения платы за сервитут, пересмотра размера платы.
До начала судебного заседания истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы; представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направили (от Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми поступили заявления о рассмотрении дела без их участия), что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании 13.03.2023 объявлен перерыв в порядке, предусмотренном ст. 163 АПК РФ, до 14 час. 15 мин.
В период перерыва истец направил в суд дополнение к отзыву на апелляционную жалобу с возражениями относительно ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве оперативного управления принадлежит здание театра, холодный склад, производственные мастерские, назначение: нежилое, этажей - 5 (подземных - 1) общей площадью 3 167,7 кв.м (лит.A, Al, А2), кадастровый номер 59:01:4011813:37, расположенное в городе Перми по адресу: ул.Сибирская, 65. Право оперативного управления зарегистрировано в ЕГРН 25.09.2013.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения - памятником "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные". Режим использования территории объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 03.12.2013 N СЭД-27-01-12-425.
Указанное здание расположено в границах земельного участка общей площадью 5 007,65 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410172:0001, являющегося собственностью города Перми, предоставленного истцу в постоянное (бессрочное) пользование. Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования проведена 27.06.2007. Ранее, постановлением Администрации г.Перми от 10.02.1995 N 276 в бессрочное (постоянное) пользование Пермского государственного театра кукол под существующее здание театра предоставлялся земельный участок площадью 0,66 га за счет городских земель.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410172:0001 имеет смежные границы с земельным участком площадью 3 447 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410172:18, сформированным под многоквартирный дом N 65а по ул.Сибирской в г.Перми. Участок для строительства жилого дома со стоянкой в цокольном этаже площадью 5300,26 кв.м предоставлен ТСЖ "на Сибирской" распоряжением главы г.Перми от 14.03.2000 N 719-р с предварительным изъятием участка площадью 1172,12 кв.м у Пермского государственного театра кукол, впоследствии постановлением главы г.Перми от 20.12.2002 N 3853 предоставлен домовладельцам ТСЖ "на Сибирской" в общую долевую собственность (бесплатно). Управление домом осуществляет ответчик ТСЖ "на Сибирской".
Обращаясь в арбитражный суд с иском об установлении сервитута, истец указал, что часть фасадов здания театра, в том числе его хозяйственных построек, расположена со стороны земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18; крыша здания театра частично имеет скат на сторону указанного земельного участка; истец без соответствующего разрешения ответчика, предоставления доступа на земельный участок не имеет возможности исполнять обязательства по надлежащему содержанию и обслуживанию здания театра; ответчик возможность данного доступа не предоставляет, требует приведения в надлежащее состояние имущества театра и его должного содержания. Также истец указывал, что участвует в исполнении показателей федерального проекта "Культурная среда", предусмотрено осуществление реконструкции здания театра - "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Сибирская, 65", в стадии доработки находится проектная документация на реконструкцию, в условиях недостаточности предоставленного истцу земельного участка проектирование и проведение реконструкции затруднительно, имеется необходимость использования смежного участка ответчика на период реконструкции (проведения строительных работ). Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением заключить соглашение о сервитуте, направлял ответчику проект соглашения, однако соглашение не заключено.
Разрешая спор, частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности истцу без установления сервитутов на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18 осуществлять эксплуатацию здания театра, установил, с определением границ, следующие сервитуты: срочный, до момента демонтажа строения лит.Г1, сервитут для эксплуатации здания театра, бессрочный, после демонтажа строения лит.Г1, сервитут для эксплуатации здания театра, а также срочный сервитут до 2030 года на период реконструкции здания театра. Размер платы за сервитут определен с применением ставки 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (абзац 2 указанной статьи).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, а также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка (статья 276 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 7, 8, 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017), сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. По делам об установлении сервитута на земельный участок, при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Из искового заявления, объяснений представителей истца, материалов дела следует, что истцом сервитуты испрашиваются для целей эксплуатации, обслуживания здания театра, а также для осуществления реконструкции здания театра для приспособления объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, в стадии доработки находится проектная документация на реконструкцию.
Материалами настоящего дела подтверждено, что существующее здание театра площадью 3167,7 кв.м 1871 года постройки по адресу: ул.Сибирская, 65, является объектом культурного наследия регионального значения - памятником "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные". Режим использования территории объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 03.12.2013 N СЭД-27-01-12-425;.
Указанное здание расположено в границах земельного участка общей площадью 5 007,65 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410172:0001, являющегося собственностью города Перми, предоставленного истцу в постоянное (бессрочное) пользование. Ранее постановлением Администрации г.Перми от 10.02.1995 N 276 в бессрочное (постоянное) пользование Пермского государственного театра кукол под существующее здание театра предоставлялся земельный участок площадью 0,66 га за счет городских земель.
Также из материалов дела следует, что смежный земельный участок площадью 3 447 кв.м, кадастровый номер 59:01:4410172:18, сформирован под многоквартирный дом N 65а по ул.Сибирской в г.Перми. Участок для строительства жилого дома со стоянкой в цокольном этаже площадью 5300,26 кв.м предоставлен ТСЖ "на Сибирской" распоряжением главы г.Перми от 14.03.2000 N 719-р с предварительным изъятием участка площадью 1172,12 кв.м у Пермского государственного театра кукол, впоследствии постановлением главы г.Перми от 20.12.2002 N 3853 предоставлен домовладельцам ТСЖ "на Сибирской" в общую долевую собственность (бесплатно).
Судом первой инстанции с учетом приведенных истцом и ответчиком доводов, возражений, имеющихся в деле заключений специалистов с различным содержанием и взаимоисключающими выводами по настоящему делу определением от 11.03.2021 назначена судебная экспертиза для разрешения вопросов определения всех возможных вариантов сервитута (проезда/прохода), необходимого для обслуживания здания театра, расположенного на земельном участке участком 59:01:4410172:1, по адресу: г.Пермь, ул. Сибирская, дом 65, с учетом действующих норм и правил к таким объектам (с учетом фактического использования) с графическим изображением, системой координат и установлением собственников смежных земельных участков, которые подлежат обременению, определения определить возможных вариантов сервитута, необходимого для проведения реконструкции "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования, расположенного по адресу: г. Пермь, ул.Сибирская, дом 65" на срок до 2025 года помимо описанной в определении схемы с координатами, определения согласно действующим строительным правилам достаточности площади земельного участка 59:01:4410172:18, (под жилой дом со встроенными помещениями) для его целевого использования с учетом установления сервитута в соответствии со схемой в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 на период проведения реконструкции "Приспособление объекта культурного наследия регионального значения "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" для современного использования" согласно описанным в определении координатам. Производство экспертизы поручено ООО "Землеустроительная компания "ДиамантЪ",эксперту Бузмаковой М.А., при выполнении геодезических работ Урядниковым Л.Н.
Согласно экспертному заключению для предохранения строительных конструкций и оснований зданий от воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод следует содержать в исправном состоянии наружные ограждающие конструкции, элементы и устройства для отвода дождевых и талых вод, влагоизолирующие слои фундаментов, поддерживать сплошность, ровность и уклон тротуаров и отмосток, обеспечивать своевременную очистку и удаление наледей и сосулек с карнизов и уборку снега с кровли, организовывать уборку снега от стен здания на расстоянии не менее 2 м при наступлении оттепелей. Для обслуживания здания театра необходимо обеспечить проход к зданиям театра, полосу шириной не менее 2 м для осмотра зданий, исправления неисправностей, очистки территории от снега. Экспертом определены координаты и площадь сервитута для эксплуатации здания (т.4 л.д.100). Экспертом указано, что научно-проектной документацией на приспособление объекта культурного наследия для современного использования предполагаются реставрационные работы: выполнение отсечной гидроизоляции фундамента иньектирования по всему периметру, устройство отмостки по всему периметру здания, выполнение заделки трещин на фасаде, ремонт фасадов, ремонт кладки карнизов и цоколя,, демонтажные работы, монтажные работы лит.А, А1, А2, включая демонтаж кровли, стропильной системы, чердачного перекрытия, разборка существующих кирпичных перегородок, устройство новой кровли, новой стропильной системы, чердачного перекрытия, устройство нового пристраиваемого здания, надстройку второго этажа над всем объемом лит.А2. Определены площадь и координаты сервитута (т.4 л.д.104-106). В заключении также указано, что согласно действующим строительным нормам площадь земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 под жилой дом со встроенными помещениями для его целевого использования с учетом установления сервитута на период реконструкции здания театра будет недостаточна.
Определением от 29.12.2021 по делу назначена повторная экспертиза для разрешения тех же вопросов. Производство экспертизы поручено ООО "МЕЖЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АБРИС", эксперту Огородникову В.В., ООО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ БЮРО", экспертам: Мельниковой В.Е., Путилову А.Е., Мевх Е.В.
Из схемы N 1 (ситуационный план местоположения здания театра), приведенной в заключении экспертов по результатам повторной экспертизы, содержания заключения (т.8 л.д.34-37) следует, что граница, разделяющая земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410172:1, 59:01:4410172:18, установлена непосредственно по стене здания театра (лит.А, А2, Г1), восточная граница участка 59:01:4410172:1 - до красных линий (ул.Сибирская). Экспертами указано, что доступ к лит.А здания театра с северной стороны подлежит установлению через участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18, с южной, западной стороны обеспечивается за счет собственного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:1, с восточной стороны примыкает к землям общего пользования, обозначенных красными линиями, доступ к лит.А2 с северной стороны подлежит установлению через участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18, с восточной стороны доступ имеется с собственного участка и подлежит установлению с участка 59:01:4410172:18. Эксперты пришли к выводам о том, что минимально необходимая ширина прохода/проезда для обеспечения доступа к зданию с целью его обслуживания составляет 2 м, устанавливаемый сервитут для обслуживания здания театра должен предусматривать территорию для проезда с целью подьезда транспорта, в том числе для целей вывоза снега; на период существования лит.Г1 (навес) на участке с кадастровым номером 59:01:4410172:1 подъезд транспорта к лит.А2 возможен частично по границам существующего проезда по ул.Красноармейской, по землям, государственная собственность на которые не разграничена, по территории участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 с учетом требований о необходимом радиусе поворота и минимальной ширине полосы для движения транспорта; после демонтажа лит.Г1 (предусмотрено научно-проектной документацией по реконструкции здания) подъезд к лит.А2 здания театра будет возможен через территорию участка 59:01:4410172:1. С учетом установленного норматива очистки снега на расстоянии 2 м от здания необходимо установление сервитута с отступом здания на расстоянии 2 м - обеспечивающего доступ к зданию театра лит.А, А2, и обеспечением подьезда транспорта к лит.А2 здания театра с ул.Красноармейской по землям, государственная собственность на которые не разграничена, по территории участка 59:01:4410172:18 (до момента демонтажа лит.Г1). Экспертами составлены схемы сервитута, описаны их координаты (т.8 л.д.40-44). Изучив предоставленную для проведения экспертизы научно-проектную документацию, эксперты пришли к выводам о том, что с учетом расстояния от стены здания до наружной стойки строительных лесов минимальная ширина границ сервитута на период реконструкции здания театра от стены здания театра должна составлять 2 м вдоль стен здания лит.А, А2, граничащих с участком с кадастровым номером 59:01:4410172:18, сервитут подлежит установлению по части территории участка 59:01:4410172:18, определены конфигурация границ сервитута и его площадь (т.8 л.д.61-62). Также в заключении указано на то, что минимально необходимая площадь земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 составляет 2588 кв.м.
Приняв во внимание конфигурацию здания театра, площадь и размер предоставленного истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, особенности расположения здания театра на земельном участке, в том числе расположение границы смежного участка непосредственно по стене здания театра, учитывая невозможность как нормальной эксплуатации, обслуживания здания театра, так и реконструкции здания театра без использования смежного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о необходимости установления сервитутов через земельный участок ответчика.
При этом следует исходить из того, что здание театра является объектом культурного наследия регионального значения - памятником "Пересыльная тюрьма, где на пути в Сибирь останавливались ссыльные" 1871 года постройки, представляющим собой, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, являющимся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, подлежащим сохранению, популяризации, охраняемым государством.
В соответствии со ст.47.3 указанного Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Указанные дополнительные обязанности владельца объекта культурного наследия не могут быть выполнены истцом, учитывая недостаточность принадлежащего истцу земельного участка, без обременения участка ответчика сервитутом.
Доводы ответчика об обратном, в частности о том, что эксплуатация, обслуживание здания театра, а также его реконструкция могут быть осуществлены без использования участка ответчика, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку недостаточность площади сформированного под зданием театра земельного участка для его обслуживания и предстоящей реконструкции очевидны, в том числе ввиду того, что граница участка ответчика установлена непосредственно по стене здания театра. То обстоятельство, что на разрешение экспертов судом первой инстанции не поставлены вопросы о возможности или невозможности обслуживания здания театра и предстоящей реконструкции, значения для правильного рассмотрения дела не имеет. Выполняя заключения, эксперты не указали на возможность эксплуатации здания театра без установления сервитутов. Такая невозможность правильно установлена судом первой инстанции в результате анализа материалов дела, совокупности имеющихся в нем доказательств.
Учитывая, что в настоящее время здание театра также включает вспомогательное строение лит.Г1 (навес), вместе с тем демонтаж указанного объекта предусмотрен научно-проектной документацией на реконструкцию здания, суд правомерно удовлетворил требования истца об установлении сервитутов как на период существования данного элемента здания театра, до демонтажа лит.Г1, так и на период после указанного демонтажа. Границы сервитутов судом определены с учетом совокупности доказательств: заключения экспертов по результатам повторной экспертизы, рецензии кадастрового инженера Михайловой Ю.М. на данное заключение (т.9 л.д.17-19), ответов экспертов на вопросы суда и участвующих в деле лиц (т.9 л.д.53-55).
Так как земельный участок истца отграничен от земельного участка ответчика, в том числе, бетонным забором, судом при определении границ сервитута обоснованно установлен дополнительный контур в целях безопасности демонтажа навеса (лит.Г1) и обслуживания бетонного забора. Принадлежность ограждения (забора) истцу ответчиком не оспаривается. Доводов об отсутствии необходимости ограждения участка истца забором в период после демонтажа лит.Г1, проведения реконструкции ответчиком не приведено, соответствующих доказательств в порядке ст.65 АПК РФ не представлено.
Приведенные ответчиком доводы о том, что сервитут к объекту лит. Г1, не являющемуся зданием театра, установлен ошибочно, об установлении сервитута для использования указанного объекта иск не заявлен, соответствующие вопросы не ставились перед экспертами, ввиду чего суд вышел за пределы заявленных истцом требований, апелляционным судом рассмотрены и отклонены как ошибочные, не учитывающие цели обращения истца в суд.
Мнение ответчика о том, что представленные истцом фрагменты научно-проектной документации на реконструкцию не являются надлежащим доказательством по делу, так как данная документация не утверждена, ее государственная экспертиза не проведена, представленные ответчиком заключения о противоречии документации закону судом апелляционной инстанции во внимание не приняты. При этом суд исходит из того, что в условиях недостаточности земельного участка истца проектирование реконструкции здания истца в целях его сохранения как объекта культурного наследия путем реконструкции (приспособления для современного использования) затруднено, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле письма проектировщика; с учетом этого то обстоятельство, что научно-проектная документация на дату рассмотрения дела не утверждена, ее государственная экспертиза не проведена, значения для правильного рассмотрения дела не имеет.
Доводы ответчика о том, что при установлении сервитута для реконструкции здания театра земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18 не может использоваться для эксплуатации многоквартирного дома, так как его площадь станет недостаточной, потребуется перемещение детской площадки, будут утрачены возможности использования нескольких парковочных мест для автомобилей, апелляционным судом рассмотрены и отклонены как недоказанные. При этом суд учитывает, что в заключении по результатам повторной экспертизы эксперты указали, что минимально необходимая площадь земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 для эксплуатации многоквартирного дома составляет 2588 кв.м. Так как общая площадь участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 составляет 3 447 кв.м, то обременение участка ответчика сервитутом площадью 283 кв.м на период проведения строительных работ свидетельствует о возможности использования участка ответчика по назначению.
При разрешении спора судом первой инстанции срок действия сервитута для реконструкции здания театра определен до 2030 года. Принимая во внимание, что научно-проектная документация на реконструкцию не доработана, не утверждена, работы по реконструкции не начаты, апелляционный суд полагает указанный срок установленным правомерно.
При этом ответчик не лишен возможности обращения в суд с требованием о прекращении сервитута, если основания, по которым установлен сервитут, отпадут (п.6 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
В п.12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, разъяснено, что плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.
Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ и пункту 6 статьи 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.
В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.
При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.
Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и объем сервитута.
Суд первой инстанции, определяя размер платы за сервитут, применил ставку 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка, приведенную в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
Согласно п.2 Правил, утвержденных указанным постановлением, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами.
Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п.3 Правил).
Учитывая, что обременяемый сервитутами земельный участок 59:01:4410172:18 не является собственностью Российской Федерации, предоставлен в общую собственность собственников помещений многоквартирного дома, суд первой инстанции ошибочно применил Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 к спорным правоотношениям сторон.
Так как размер платы за сервитут должен, в том числе, компенсировать ограничения, которые станут претерпевать собственники земельного участка, обремененного сервитутом, а также расходы в связи с ограничением права собственности, созданием условий для реализации истцом права ограниченного пользования, связанных с необходимостью переноса оборудования детской площадки, парковочных мест, суд апелляционной инстанции полагает правильным определить размер платы за сервитуты в соответствии с представленными истцом доказательствами - справкой Пермской торгово-промышленной палаты N 508-с от 30.06.2022, информационным письмом Пермской торгово-промышленной палаты N 517-с от 05.07.2022 (т.9 л.д.143-147).
Согласно указанным справке и письму рыночная плата за сервитут - право пользования частью земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410172:18 - составит 53 руб. в год за 1 кв.м.
Таким образом плата за сервитут площадью 341 кв.м. на период его действия подлежит установлению в размере 18 043 руб. в год (4 518 руб. 25 коп. в квартал), за сервитут площадью 181 кв.м. - в размере 9 593 руб. в год (2 398 руб. 25 коп. в квартал), за сервитут площадью 283 кв.м. на период его действия в размере 14 999 руб. в год (3 749 руб. 75 коп. в квартал).
Указанный размер платы суд полагает соразмерным степени неудобств собственников обременяемого сервитутом земельного участка, учитывающим долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка, срок установления сервитута, объем ограничения пользования земельным участком, интенсивность его предполагаемого использования, а также достаточным для компенсации необходимых расходов собственников обременяемого сервитутом участка.
Доказательств обратного ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено. О проведении судебной экспертизы в целях определения размеры платы за сервитут ответчик не ходатайствовал. С учетом этого приведенные ответчиком доводы отклонены.
Апелляционный суд, принимая во внимание цели установления сервитута, определяет характер платы за сервитут - периодические платежи в течение срока действия сервитута, порядок уплаты - ежеквартально до 5 числа первого месяца каждого квартала.
Ввиду того, что оснований для установления безвозмездного сервитута не имеется, из резолютивной части обжалуемого решения на стр.24 следует исключить указание на бесплатный характер сервитута.
Доводы ответчика о том, что настоящий спор рассмотрен арбитражным судом с нарушением компетенции, имелись основания для передачи спора на разрешение суда общей юрисдикции, апелляционным судом также рассмотрены и признаны несостоятельными.
Учитывая, что обременяемый сервитутом земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410172:18 является общей собственностью собственников помещений многоквартирного дома, управление общим имуществом осуществляет ответчик ТСЖ "на Сибирской", собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, привлечены к участию в деле, имели возможность привести доводы по существу спора, представить доказательства, а также принимая во внимание, что ответчик в ходе длительного судебного разбирательства в суде первой инстанции о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции не ходатайствовал, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения по причине рассмотрения дела арбитражным судом по существу не находит.
При названных обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика признана частично обоснованной. Решение Арбитражного суда А50-34241/2019 от 22.12.2022 подлежит изменению в части на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Понесенные ответчиком расходы на оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2022 года по делу N А50-34241/2019 изменить в части установления платы за сервитут.
Исключить на стр.24 решения указание на бесплатный характер сервитута.
Установить плату за сервитут из расчета 53 руб. за 1 кв.м. в год, в том числе:
- за сервитут площадью 341 кв.м на период его действия в размере 18 043 руб. в год (4 518 руб. 25 коп. в квартал) с уплатой ежеквартально до 5 числа первого месяца каждого квартала;
- за сервитут площадью 181 кв.м в размере 9 593 руб. в год (2 398 руб. 25 коп. в квартал) с уплатой ежеквартально до 5 числа первого месяца каждого квартала;
- за сервитут площадью 283 кв.м. на период его действия в размере 14 999 руб. в год (3 749 руб. 75 коп. в квартал) с уплатой ежеквартально до 5 числа первого месяца каждого квартала (с даты установления ограждения конструкций, "лесов" на участке с кадастровым номером 59:01:4410172:18 до даты их демонтажа).
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального автономного учреждения культуры города Перми "Пермский театр кукол" (ОГРН 1025900917382, ИНН 5904100417) в пользу товарищества собственников жилья "на Сибирской" (ОГРН 1025900923993, ИНН 5904044882) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-34241/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕРМИ "ПЕРМСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ"
Ответчик: ТСЖ "НА СИБИРСКОЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, Виноградов Сергей Николаевич, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, Замесова Светлана Геннадьевна, Лоза Сергей Николаевич, Макарихин Сергей Акимович, Огородников Валентин Вячеславович, Стефанович Драган, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ", Мельникова Валентина Евгеньевна, ООО "АБРИС", ООО "ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ДИАМАНТЪ", ООО "Центральное землеустроительное бюро"