г. Красноярск |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А33-28482/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровская О.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новый Город" (ИНН 2465273903, ОГРН 1122468033951)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 января 2023 года по делу N А33-28482/2022, рассмотренное в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее - ООО "КрасКом"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Новый Город" (ИНН 2465273903, ОГРН 1122468033951, далее - ООО УК "Новый Город"; ответчик) о взыскании 188 383,10 руб., в том числе: 167 473,56 руб. - задолженность за холодное водоснабжение и водоотведение на содержание общедомового имущества за май-июнь 2022 года; 20 909,54 руб. - пени за период с 16.06.2022 по 20.12.2022, а также с 21.12.20221 - по день фактической оплаты задолженности на основании части 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении (с учетом уточнения на основании статьи 49 АПК РФ).
Определением от 09.11.2022 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2023 года (резолютивная часть решения принята 27 декабря 2023 года) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- период, предъявленный в иске, предшествует дате внесения изменений в постановление Правительства N 354, таким образом, объем за предъявленный период должен быть рассчитан по нормативу;
- начисление объемов водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома должно производиться в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012;
- при расчете ХВС на СОИ в многоквартирных домах N 27 по пр. 60 лет образования СССР, N 45 по пр. 60 лет образования СССР применен неверный объем отрицательного остатка, переходящего с прошлого периода;
- в мае 2022 при расчете ХВС на СОИ в многоквартирном доме N 8 по ул. Микуцкого применен неверный объем ресурса по ОДПУ (показания ОДПУ за указанный период не совпадают с данными указанными в расчете истца).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 24.01.2023, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
На основании приведенной нормы права, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ООО "КрасКом" и ООО УК "Новый Город" (потребитель) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества N 11488 от 01.12.2018, предмет которого - обязательства организации ВКХ по подаче холодной питьевой воды через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод в централизованную систему водоотведения в объеме, необходимом для общедомовых нужд при использовании общедомового имущества; обязательства потребителя по оплате холодной (питьевой) воды и водоотведения в объеме, необходимом для общедомовых нужд при использовании общедомового имущества, в сроки, порядке и размере согласно условиям договора, соблюдению режима водопотребления и водоотведения, а также обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправности используемых им приборов учета.
В Приложении N 2 к договору N 11488 от 01.12.2018 (с учетом дополнительных соглашений) указаны объекты ООО УК "Новый Город" - жилые дома, находящиеся в его управлении и расположенные в г. Красноярск.
В мае-июне 2022 года истцом оказаны услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении объектов ответчика (жилые дома, указанные в Приложении N 2 к договору N 11488 от 01.12.2018 (в редакции дополнительных соглашений), расчете холодного водоснабжения и водоотведения за май-июнь 2022 года) на общую сумму 452 405,02 руб.
На оплату оказанных услуг истцом выставлены счета-фактуры, которые частично в сумме 167 473,56 руб. (с учетом оплат - 284 931,46 руб.) не оплачены ответчиком.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов и услуг водоотведения, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является требование истца о взыскании задолженности за оказанные услуги по поставке холодной воды и водоотведению.
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения, которые урегулированы положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статей 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 155, 156, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644), судом первой инстанции верно указано, что в каждом многоквартирном доме плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится следующим образом:
- или в составе платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в течение периода времени, когда многоквартирный дом будет находиться без управления управляющей организацией, товариществом, кооперативом;
- или в составе платы за содержание жилого помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что с 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из данных изменений, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в многоквартирном доме производится собственниками и нанимателями помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в многоквартирном доме в качестве управляющих многоквартирным домом организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
При этом виды коммунальных ресурсов, плата за которые включается в плату за содержание жилого помещения, определяются видами коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества, что непосредственно связано с видами коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, предоставление которых возможно в многоквартирном доме, если такой многоквартирный дом окажется без управления управляющей организации, товарищества, кооператива.
Порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
На основании пунктов 2, 4, 14, 31, 40, 44, 48 Правил N 354, а также пунктов 16, 29 Правил N 491, судом первой инстанции правомерно указано, что при оплате коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик указывает, что период, предъявленный в иске, предшествует дате внесения изменений в постановление Правительства N 354, таким образом, объем за предъявленный период должен быть рассчитан по нормативу, а начисление объемов водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома должно производиться в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012.
Доводы апелляционной жалобы в названной части основаны на неверном толковании норма права и отклонены апелляционным судом по следующим основаниям.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены в пункты 1, 2 Правил N 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие "коммунальный ресурс", под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с ресурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению исходя из разницы в объёмах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами "а", "б", "в", "в.2", "г" пункта 21, подпунктами "а", "б", "в" пункта 21.1 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие многоквартирными домами, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирном доме для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. В указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом многоквартирном доме, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими многоквартирным домом коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
Вместе с тем, согласно материалам дела, пояснениям истца в исковом заявлении, уточненному расчету задолженности, расчет задолженности произведен истцом следующим образом:
- объем отведенных сточных вод в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, определен, исходя из подпункта в(4) пункта 21 Правил N 124: как сумма объема холодной и горячей воды по представленным ответчиком ведомостям об объемах водоснабжения и водоотведения; в случае отсутствия ведомостей - по нормативам потребления, исходя из количества проживающих, норматива потребления коммунальных услуг;
- в отношении жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, применены нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края N 370-п от 30.07.2013;
- для определения стоимости потребленных ресурсов применены тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 N /N 907-в, 909-в;
- учтены все оплаты ответчика (платежные поручения N /N 2381 от 26.07.2022, 3352 от 14.11.2022).
С учетом изложенного, апелляционный суд считает верным уточненный расчет истца, а доводы апелляционной жалобы о наличии разногласий по расчетам ресурсов, без представления доказательств, подтверждающих правильность контррасчета объемов, - необоснованными.
Указанный уточненный расчет является верным; его арифметическая правильность, не оспаривались ответчиком при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку доказательства погашения задолженности в сумме 167 473,56 руб. (с учетом ее уточнения) в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в указанном размере является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы ответчика о том, что при расчете ХВС на СОИ в многоквартирных домах N 27 по пр. 60 лет образования СССР, N 45 по пр. 60 лет образования СССР применен неверный объем отрицательного остатка, переходящего с прошлого периода, а в мае 2022 при расчете ХВС на СОИ в многоквартирном доме N 8 по ул. Микуцкого применен неверный объем ресурса по ОДПУ, документально не подтверждены, в связи с чем указанные доводы отклонены апелляционным судом.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика 20 909,54 руб. пени за период с 16.06.2022 по 20.12.2022 за несвоевременную оплату спорной задолженности (с учетом уточнения исковых требований).
Верно применив положения статей 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6.4 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", поскольку ответчик является управляющей организацией, приобретающей питьевую воду и услуги по сбросу сточных вод для целей предоставления коммунальных услуг, с 01.01.2016 судом первой инстанции к нему правомерно применена указанная специальная норма Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующая ответственность потребителя за несвоевременную оплату потребленных ресурсов.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
За несвоевременную оплату услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в мае-июне 2022 года, истцом на основании части 6.4 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" начислены ответчику пени в уточненной сумме 20 909,54 руб. за общий период с 16.06.2022 по 20.12.2022 (в том числе - с 01.10.2022, поскольку пени начислены на задолженность за май-июнь 2022 года), исходя из 1/300, 1/170, 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, размера задолженности, срока окончательной оплаты, периодов просрочки, ключевых ставок ЦБ РФ 8,0% (на дату оплаты - 26.07.2022) 7,5% (в период неоплат), что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-2887/2018 и в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016).
Указанный уточненный расчет пени повторно проверен апелляционным судом и признан арифметически верным, его правильность не оспаривалась ответчиком при рассмотрении настоящего дела; контррасчет пени ответчиком в материалы дела не представлен.
Поскольку доказательства погашения пени в сумме 20 909,54 руб. (с учетом ее уточнения) в материалы дела не представлены, учитывая отсутствие ходатайство о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о взыскании с ответчика пени в указанном размере также является обоснованным и удовлетворено правомерно.
При таких обстоятельствах также правомерно удовлетворено требование истца о начислении ответчику пени с 21.12.2022 по день фактической оплаты задолженности за каждый день просрочки на основании части 6.4 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении".
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2023 года по делу N А33-28482/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28482/2022
Истец: ООО " КРАСНОЯРСКИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: ООО Управляющая компания "Новый Город"