г. Москва |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А40-153141/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Елоева А.М., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-153141/22,
принятое судьей Большебратской Е.А. (117-779)
по иску Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации (ИНН: 7710474375)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тривон Нетворкс" (ИНН: 5054086236)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бычихин П.Д. по доверенности от 23.11.2021 N 150;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Минцифры России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "Тривон Нетворкс" задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3-4 кварталы 2021 года, 1 квартал 2022 года в сумме 1 896 297 руб. 14 коп., пени, начисленные за нарушение обязательств по оплате по состоянию на 30.06.2022, в сумме 122 911 руб. 48 коп., пени по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 21.12.2022 года с ООО "Тривон Нетворкс" в пользу Минцифры России задолженность в сумме 1 896 297 руб. 14 коп., пени в сумме 100 851 руб. 96 коп., с последующим начислением пени в порядке п. 9 ст. 68 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" с 01.07.2022 (в отношении платежей за 1 квартал 2022 года), с 02.10.2022 (в отношении платежей за 3, 4 кварталы 2021 года) по день фактического исполнения денежного обязательства. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на неправомерность перерасчета размера неустойки исходя из действующей на день принятия решения суда ставки рефинансирования Банка России; также указывает на неправомерность применения моратория на взыскание пени в соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 года.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие извещенного о времени и месте судебного разбирательства ответчика, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование исковых требований истец ссылается на неисполнение ответчиком, являющимся оператором сети связи общего пользования, установленной пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" обязанности по перечислению в резерв универсального обслуживания обязательных отчислений за 3 - 4 кварталы 2021 года и 1 квартал 2022 года в общей сумме 1 896 297 руб. 14 коп..
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования отчислений в РОУ контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) переданы его функции.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение о Минцифры России).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008 N 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета отчислений в РОУ.
В свою очередь, пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять отчисления в РОУ. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В случае, если отчисления в РОУ не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании отчислений и пеней за несвоевременную или неполную уплату отчислений в РОУ (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Из материалов дела следует, что истец направил в адрес ООО "Тривон Нетворкс" уведомление от 01.06.2022 N П14-1-09-200-29447 с требованием об оплате отчислений в РОУ, а также пени за их неуплату.
В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования отчислений в РОУ такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате отчислений в РОУ начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования отчислений в РОУ. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы отчислений в РОУ. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Банка России. В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", с 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно расчету истца, ООО "Тривон Нетворкс" по состоянию на 30.06.2022 начислены пени за неуплату отчислений в РОУ за 3, 4 кварталы 2021 года и 1 квартал 2022 года в сумме 122 911 руб. 48 коп., исходя из ключевых ставок Центрального Банка РФ, действующих в соответствующие периоды.
Разрешая вопрос о ставке пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, Верховный Суд Российской Федерации в п. 38 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, не содержащими прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения, что позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора.
При этом Верховным Суд Российской Федерации также отметил, что не имеется оснований в отсутствие прямого указания в законе при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования ЦБ РФ в течение просрочки.
В связи с чем суд первой инстанции, с учетом факта неисполнения ответчиком вышеуказанного обязательства по оплате отчислений в соответствии с Законом "О связи", произведен перерасчет начисленной неустойки исходя из установленной на день принятии решения суда ставки рефинансирования Банка России в размере 7,5%.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно применен мораторий на взыскание финансовой санкции, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года N 497, в части начисления пени за нарушения сроков перечисления обязательных отчислений за 3-4 кварталы 2021 года.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по перечислению обязательных отчислений за 3-4 кварталы 2021 года в соответствии с нормами Законом "О связи", правомерны выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика задолженности в сумме 1 896 297 руб. 14 коп., пени в сумме 100 851 руб. 96 коп., с последующим начислением пени в порядке п. 9 ст. 68 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" с 01.07.2022 (в отношении платежей за 1 квартал 2022 года), с 02.10.2022 (в отношении платежей за 3, 4 кварталы 2021 года) по день фактического исполнения денежного обязательства.
Таким образом, судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном перерасчете пени исходя из установленной на день принятия решения суда ставки Банка России отклоняются, поскольку данные действия суда первой инстанции соответствуют вышеуказанным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция подтверждается выводами постановления Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2017 по делу N А41-14564/2017.
Доводы Минцифры России об отсутствии правовых оснований для отказа во взыскании неустойки за период с 01.04.2022 отклоняются, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 применение моратория на взыскание финансовых санкций не обусловлено наличием либо отсутствием у ответчика негативных последствий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-153141/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153141/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ТРИВОН НЕТВОРКС"