г. Владимир |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А43-37857/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2023 г.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ОГРН 1055238198564, ИНН 5260162203) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 января 2023 года по делу N А43-37857/2022, принятое
по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по делу об административном правонарушении от 23.11.2022 N 515-04-449-2022.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) 18.10.2022 в ходе внепланового инспекционного визита по адресам: г.Нижний Новгород, ул. Академика Блохиной, д.5 ул. Максима Горького, д. 160, 140, ул. Володарского, д. 5, пл. Максима Горького, д. 2, д. 4, выявлены нарушения части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской федерации подпункта "а", пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), а также ряд положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки составлен акт внепланового инспекционного визита от 18.10.2022.
Установив в действиях акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" (далее - Общество) признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 25.10.2022 N 515-04-449-2022 и вынесло постановление от 23.11.2022 N 515-04-449-2022 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 126 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 24.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что выявленные нарушения не являются нарушением лицензионных требований. Указывает, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющей организации, не относятся к местам осуществления лицензируемого вида деятельности. Кроме того, указывает на нарушение процедуры проведения проверки в части не извещения законного представителя о проведении проверки.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В подпунктах "а", "г", "д(2)", "з" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества..
Пунктами 16, 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущество многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказаний и выполнения, а также размера финансирования.
В пункте 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет управление указанными выше многоквартирными домами на основании лицензии от 29.12.2021 N 781 и договоров управления.
В ходе проверки выявлены нарушения требований, установленных Правилами N 170, что подтверждается актом внепланового инспекционного визита от 18.10.2022 с приложенными к ним фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 25.10.2022 N 515-04-449-2022 и Обществом, по существу, не оспорено.
Документальных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на профессиональной основе, всех возможных мер по своевременному выявлению и устранению вышеописанных в ходе проверочного мероприятия нарушений, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
При этом судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод Общества об отсутствии оснований для проведения Инспекцией контрольного (надзорного) мероприятия в силу следующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является, в том числе, наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих прав является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора.
В рамках проведения реформы контрольной и надзорной деятельности установлена Базовая модель определения критериев и категорий риска, утвержденная протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 N 19(3), в соответствии с которой охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Выявленные нарушения Правил N 170 создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
В решении о проведении внепланового инспекционного визита от 14.10.2022 N 51504-449-22 отражено, что решение о проведение данного контрольного (надзорного) мероприятия принято в связи с обращениями граждан.
Указание Общества на пункт 3 Письма Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" (далее - Письмо Минэкономразвития России N Д24и-8436) не влияет на законность и обоснованность постановления обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в адрес жилищной инспекции обратились жители указанных многоквартирных домов с целью защиты права на благоприятные и безопасные условия проживания, осуществляющие плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в порядке пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ.
Кроме того, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В связи с чем, указанные в данном письме требования носят рекомендательный характер и не могут служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Правовое значение в данном случае имеет причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом, согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме N Д24и-8436, положениями Федерального закона N 248-ФЗ и Постановления N 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств.
Таким образом, контрольное (надзорное) мероприятие проведено на основании и в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, с учетом установленных в 2022 году ограничений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), вопреки доводам Общества. При этом Общество на конкретные негативные последствия допущенных административным органом процессуальных нарушений не ссылается и не указывает, каким образом они воспрепятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.
Также судом обоснованно отклонен довод Общества о ненадлежащем уведомлении юридического лица о возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку опровергается представленными в материалы дела уведомлениями, направленными на электронную почту Общества и полученными им, что подтверждается отчетом об их доставке.
Участие представителя Общества при составлении протокола и постановления подтверждается подписью последнего на соответствующих документах.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Наказание назначено с соблюдением срока давности. Признаков малозначительности в совершённом деянии не имеется.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, суд апелляционной не нашел оснований для замены наказания на предупреждение.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 января 2023 года по делу N А43-37857/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-37857/2022
Истец: АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области