г. Вологда |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А66-13388/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу муниципального предприятия города Удомля "Новые традиции" на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 марта 2023 года по делу N А66-13388/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" (адрес: 170041, Тверская область, город Тверь, улица Волынская, дом 65, ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному предприятию города Удомля "Новые традиции" (адрес: 171842, Тверская область, город Удомля, улица Автодорожная, дом 8, ОГРН 1026901947379, ИНН 6916007767) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договорам от 25.01.2019 N 454, от 04.01.2020 N 9714 за период апрель 2019 года, с июня 2019 года по сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, с апреля 2020 года по август 2020 года, ноябрь 2020 года в размере 22 318 руб. 73 коп. и неустойки в размере 28 332 руб. 08 коп. за период с 11.02.2019 по 07.10.2022 и 441 руб. 60 коп. почтовых расходов (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Определением суда от 29.09.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2023 (резолютивная часть от 15.11.2022) по настоящему делу заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Тверской области с 01.01.2019 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) является общество.
Истец и ответчик заключили договоры от 25.01.2019 N 454 и от 04.01.2020 N 9714 на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Тверской области.
В соответствии с пунктами 1 спорных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе, крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору. Способ складирования ТКО - в контейнеры (п. 2, 3 договоров).
Сроки и порядок оплаты по договору согласован сторонами в разделе II договоров. Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга (п. 5, 6 договоров).
Учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) (пункты 12 договоров).
Порядок фиксации нарушений по договору установлен сторонами в разделе V договоров, ответственность сторон - в разделе VI договоров.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 19 договоров).
Региональным оператором за период апрель 2019 года, с июня 2019 года по сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, с апреля 2020 года по август 2020 года, ноябрь 2020 года оказаны ответчику услуги по обращению с ТКО в рамках вышеуказанных договоров на общую сумму 22 318 руб. 73 коп.
Истец в адрес ответчика направил претензию от 12.07.2022 о погашении образовавшейся задолженности, не исполнение требований которой послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами его типовая форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - постановление N 1156).
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 названной статьи обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и муниципальным унитарным предприятием "Тверьспецавтохозяйство" (далее - предприятие) по результатам проведенного конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами 19 апреля 2018 года подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Тверской области, в соответствии с которым предприятие наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО до 31.03.2028. На основании постановления администрации г. Твери от 10.09.2018 N 1071 предприятие реорганизовано путем преобразования в общество с передачей прав и обязанностей. На территории Тверской области региональным оператором является общество, которое приступило к исполнению обязательств в полном объеме с 01.01.2019 (дата начала обращения с твердыми коммунальными отходами). В средствах массовой информации общество разместило оферту: на официальном сайте www.tcax.ru, в газете "Тверская жизнь" для оповещения о необходимости заключения договора на транспортирование ТКО с региональным оператором с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В пункте 5 Правил 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 12 договора предусмотрено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505. Ежемесячный объем принимаемых отходов согласован сторонами в приложениях к договорам.
Вопреки доводам жалобы факт и объем оказания истцом услуг в спорный период подтверждается представленными в материалы дела первичными учетными документами. Так, истцом в материалы дела представлены соответствующие договоры, акты (не подписаны со стороны ответчика) и счета за спорный период, при этом ответчик частично производил оплату по спорным договорам в течение срока их действия.
Составление и подписание сторонами ежемесячно актов приемки оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями договора не предусмотрено.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС 15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Ответчиком не предоставлены доказательства того, что хозяйственная деятельность им в спорный период не осуществлялась и в результате этой деятельности не образовывались ТКО, а также того, что услуги по обращению с ТКО могли оказываться и фактически оказывались ответчику иной организацией, имеющей на законных основаниях статус регионального оператора в Тверской области.
Разделом V (5) договора сторонами определен порядок фиксации нарушений, предусматривающий составление актов о нарушении обязательств с участием представителя регионального оператора либо использованием средств фото- и (или) видеофиксации, направление актов региональному оператору.
Актов о нарушении условий договора истцом в спорный период не представлено, следовательно, суд приходит к выводу о доказанности факта оказания услуг.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании долга в размере 22 318 руб. 73 коп., доказательства оплаты которого отсутствуют в материалах дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в связи с несвоевременной оплатой услуг по обращению ТКО в размере 28 332 руб. 08 коп. за период с 11.02.2019 по 07.10.2022.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязательства является неустойка.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктами 19 спорных договоров в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки судом первой инстанции проверен, признан верным, ответчиком не оспорен.
Оснований не согласиться с данным расчетом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные издержки, понесенные истцом на оплату почтовых расходов, документально подтверждены, связаны с рассмотрением настоящего спора и правомерно в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ отнесены судом на ответчика в заявленном в иске размере.
Таким образом, требования истца правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 марта 2023 года по делу N А66-13388/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия города Удомля "Новые традиции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13388/2022
Истец: ООО "Тверьспецавтохозяйство"
Ответчик: Муниципальное предприятие г.Удомля "Новые традиции"
Третье лицо: АС Тверской области