город Воронеж |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А14-18668/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ГЖИ Воронежской области: Праслов Ю.П. - представитель по доверенности от 24.11.2022, сроком действия на 1 год, предоставлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
от ООО "РЭК Центральный": представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ООО "Управляющая компания Борей": представитель не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2022 по делу N А14-18668/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1123668009740, ИНН 3664032439) от 26.10.2022 N 69-05-20/1056 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Борей",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (далее - заявитель, ООО "РЭК Центральный") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным решения от 26.10.2022 N 69-05-20/1056 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Борей" (далее - ООО "УК Борей").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РЭК Центральный" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
ООО "РЭК Центральный" указывает, что ООО "УК Борей" подлинники решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ей не передавались.
Полагает, что нарушен порядок расторжения договора управления с ООО "РЭК Центральный".
В судебном заседании представитель ГЖИ Воронежской области возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "РЭК Центральный", ООО "УК Борей" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "РЭК Центральный" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Б. Роща, д. 70, на основании договора N 78 управления многоквартирным домом от 19.03.2012.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж, ул. Б. Роща, д. 70, принято решение о расторжении договора управления с ООО "РЭК Центральный", выборе управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключении договора управления с ООО "УК Борей" (протокол N 1 от 31.08.2022).
На указанного решения собственниками и ООО "УК Борей" заключен договор управления многоквартирным домом N 1/70 от 31.08.2022.
07.09.2022 в адрес государственной жилищной инспекции Воронежской области от ООО "УК Борей" поступило заявление от 06.09.2022 с приложением необходимых документов о включении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Б.Роща, д. 70, в реестр лицензий Воронежской области.
20.09.2022 государственной жилищной инспекцией Воронежской области в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, на основании заключения от 20.09.2022 N69-05-19/880 принято решение N69-05-20/879 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК Борей" о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на срок не более 30 рабочих дней.
Инспекция письмами от 21.09.2022 N 6287-16 и N 6286-16 уведомила ООО "УК Борей" и ООО "РЭК Центральный" о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и запросила информацию.
ООО "УК Борей" в письме, поступившим в Инспекцию 20.10.2022, сообщило, что в адрес ООО "РЭК Центральный" направлено уведомление о состоявшемся собрании собственников помещений спорного МКД, а также требование о передаче технического паспорта и остальной технической документации на указанный МКД.
03.10.2022 ООО "РЭК Центральный" возразило, указав, что до получения письма им не было известно об изменении способа управления МКД по адресу: г. Воронеж, ул. Б.Роща, д. 70, следовательно, заявление о внесении изменений в реестр лицензии в части прекращения управления данными МКД не были направлены в инспекцию.
26.10.2022 на основании заключения N 69-05-19/1056 от 26.10.2022 о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий, Инспекцией принято решение N 69-05-20/1056 о включении в реестр лицензий Воронежской области сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Б.Роща, д. 70, за управляющей организацией ООО "УК Борей" с 01.11.2022, а также о внесении сведений о прекращении управления указанным домом ООО "РЭК Центральный".
Не согласившись с решением Инспекции ООО "РЭК Центральный" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По правилам статьи 192 Жилищного кодекса РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Материалами дела подтверждается, что поводом для обращения ООО "УК Борей" в ГЖИ Воронежской области с заявлением от 06.09.2022 о внесении изменений в реестр лицензий, явилось принятие собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Б.Роща, д. 70, о выборе в качестве новой управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключения с ней договора управления.
По результатам проведенной проверки представленных документов Инспекция пришла к выводу, что ООО "УК Борей" выполнены требования о размещении информации в системе ГИС ЖКХ, отсутствуют признаки ничтожности решений общих собраний собственников помещений МКД (кворум имелся), заявление и документы соответствуют требованиям п.5 Порядка.
Доказательств признания общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1 от 31.08.2022 недействительным в материалы не представлено, как и не представлено доказательств того, что при принятии решений не был соблюден кворум (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Принимая во внимание положения части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, части 3 статьи 45, части 1 статьи 162 ЖК РФ, а также отсутствие доказательств признания протокола общего собрания недействительным, решение общего собрания собственников помещений в МКД о заключении договора с новой управляющей организацией подтверждает возникновение взаимных прав и обязанностей сторон по договору управления МКД и является, в совокупности с представленными в ГЖИ ВО документами, достаточным основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения.
Следовательно, изменения внесены правомерно.
ООО "РЭК Центральный", была извещена о проведении общего собрания собственников жилья, и была уведомлена о состоявшихся решениях 19.09.2022 (л.д.65).
Тот факт, что подлинники решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не были направлены в действующую управляющую организацию не может служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Действующее законодательство, в том числе подзаконные нормативные акты, в частности Приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", не предусматривает направления подлинников решений собственников в управляющую компанию, которая не являлась инициатором общего собрания.
Наличие кворума инспекцией было проверено по реестрам, полученным в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, Инспекция действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем, оснований для признания незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 26.10.2022 N69-05-20/1056 не усматривается.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2022 в порядке ст. 199 АПК РФ было приостановлено действие решения ГЖИ ВО N 69-05-20/1056 от 26.10.2022 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленных требований.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
Таким образом, обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Государственной жилищной инспекции N 69-05-20/1056 от 26.10.2022 правомерно отменены судом первой инстанции..
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2022 по делу N А14-18668/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18668/2022
Истец: ООО "РЭК Центральный"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО "УК БОРЕЙ"