г.Москва |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А40-218431/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мезриной Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ПГК" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022, принятое судьей в порядке упрощенного производства по делу N А40-218431/22,
по исковому заявлению АО ВТБ ЛИЗИНГ
к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО ВТБ ЛИЗИНГ обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании 511 317 руб. 96 коп. убытков на проведение ТР-2 грузовых вагонов, 12 271 руб. 63 коп. суммы агентского вознаграждения.
Решением суда от 16.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в общей сумме 347275 руб. 82 коп., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
Также в просительной части апелляционной жалобы ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, которое отклоняется судом, поскольку не имеется оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предусмотренных п. 5 ст. 227 АПК РФ.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу, который приобщается к материалам дела.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава N ДА 208/01-15 от 30.10.2015 г., в соответствии с которым арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору железнодорожный подвижной состав на основании акта приема-передачи.
В соответствии с условиями вышеуказанного договора аренды АО ВТБ Лизинг АО "ПГК" передал в аренду грузовые вагоны N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 что подтверждается актом приема-передачи ПС.
Согласно п. 3.2.5 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 7 от 27.03.2019 Арендатор самостоятельно и за свой счет несет все затраты, связанные с использованием ПС. Арендатор за свой счет на основании заключенных соглашений о ремонте вагонов осуществляет все виды ремонтов ПС, производимых в процессе его эксплуатации, в т.ч. самостоятельно и за свой счет осуществляет закупку узлов и деталей, за исключением ремонтов п. 3.1.12 Договора, обязанность по проведению которых возложена на Арендодателя.
В период с апреля 2019 года по декабрь 2020 года во исполнение условий Договора аренды по поддержанию вагонов в исправном состоянии АО "ПГК" провело в ремонтных предприятиях плановый ремонт вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 собственности АО ВТБ Лизинг, что подтверждается данными из ГВЦ.
01 апреля 2021 между АО ВТБ Лизинг и АО "ВРК-2" был заключен договор N РЕМ 208/01-15 (далее - Договор N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание), в соответствии с которым АО "ВРК-2" взяло на себя обязательство от своего имени, но за счет АО ВТБ Лизинг производить плановые и текущие отцепочные виды ремонтов, в рамках существующих гарантийных обязательств, а также техническое обслуживание железнодорожных грузовых вагонов собственности АО ВТБ Лизинг силами вагонных и рефрижераторных ремонтных депо АО "ВРК-2", а также оказывать агентские услуги по ремонту вагонов в сторонних предприятиях на территории РФ и иных стран колеи 1520 (1524 мм), а АО ВТБ Лизинг обязался оплатить оказанные услуги.
Согласно пп. "в" п. 1.3 Договора N РЕМ 208/01-15/Сервисное обслуживание Исполнитель в рамках организации ремонтов подвижного состава обязан выполнять текущий отцепочный ремонт в объеме ТР-2 по технологическим кодам неисправностей.
В период с 01.08.2021 по 30.08.2021 спорные вагоны N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 были отцеплены в ТОР по неисправности технологического характера.
В расчете исковых указаны причины отцепки грузовых вагонов, дата и номер акта-рекламации, акта о выполненных работах/оказанных услугах, номер счета и номер платежного поручения по каждому отдельному вагону. Комплекты рекламационных документов, подтверждающие обоснованность требований Истца по каждому вагону приложены к настоящему исковому заявлению.
В ходе расследования отцепки спорных вагонов установлено, что причиной неисправности послужил некачественно произведенный плановый вид ремонта, проведенный АО "ПГК", действующего в рамках договора Аренды.
По результатам расследования на вагоны N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 оформлены акты-рекламации формы ВУ-41-М с отнесением вины на вагона-ремонтные предприятия.
Неисправность спорных вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 были устранены посредством проведения ТР-2 в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание.
Общая стоимость работ по ТР-2 вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 составила 511 317 руб. 96 коп. (в таблице Приложение 2 указана стоимость работ по ТР-2 на каждый вагон), что подтверждается дефектными ведомостями (ВУ-22) и расчетно-дефектной ведомостями ТР-2.
Результат ремонта вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 были приняты АО ВТБ Лизинг без замечаний.
Ремонт вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 оплачен АО ВТБ Лизинг в полном объеме, что подтверждается счетами на оплату, счетом-фактурой, платежным поручением и приложенными отчётами агента (актами о выполненных работах).
В соответствии с п. 3.1.12 Договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 13 от 15.03.2021 Арендодатель самостоятельно и за свой счет несет затраты на текущий отцепочный ремонт по технологическим кодам неисправности.
В случае если текущий отцепочный ремонт возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправности, до момента проведения первого планового ремонта и/или текущего ремонта в объеме ТР-2 Арендодателем и/или третьим лицом по поручению Арендодателя (за исключением Арендатора), кроме того, Арендатор должен оплатить Арендодателю вознаграждение за оказанные услуги в размере 2 (два) %, в том числе НДС (20%) от суммы понесенных расходов.
Поскольку плановый ремонт вагонам N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 был проведен АО "ПГК" (Арендатором) в период с июня по декабрь 2021 года в рамках Договора аренды, АО ВТБ Лизинг (Арендодатель) вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, вызванных проведением текущего отцепочного ремонта вагона в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание, а также, в рамках Договора аренды, оплаты агентского вознаграждения за оказанные услуги в размере 2 (два) %, в том числе НДС (20%) от суммы понесенных расходов.
Общая сумма расходов АО ВТБ Лизинг на текущий отцепочный ремонт вагонов N N 52005147, 56184625, 54173422, 55353700, 52842218, 55354732, 52842960, 52003316, 55325419, 53260527, 55050108, 53264032, 52844420, 55827315, 55358188, 56177934, 52842341 в рамках Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021/Сервисное обслуживание составила 511 317 руб. 96 коп. Сумма расходов АО ВТБ Лизинг на текущий - отцепочный ремонт отдельно на каждый вагон представлена в расчете исковых требований.
Общая сумма агентского вознаграждения составляет 12 271 руб. 63 коп. (511 317,96 х 2% = 10 226,36 руб.; 10 226,36 х 20% (НДС) = 2045,27 руб.; 5976,61 + 1195,32 = 12 271,63 руб.).
В соответствии с п. 6.6. Договора N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021 Сервисное обслуживание, все претензии и иски, связанные с возмещением расходов АО ВТБ Лизинг, понесенных в связи с устранением недостатков некачественно проведенного ремонта, проведенного до заключения вышеуказанного договора, обязанность по проведению которого возложена на АО ВТБ Лизинг или недостатков отдельных узлов и деталей, находящихся на гарантийном обслуживании заводов-изготовителей, направляются Исполнителем по Договору N РЕМ 208/01-15 от 01.04.2021 (АО "ВРК-2"), действующим на основании доверенности, предоставленной АО ВТБ Лизинг.
08.08.2022 Истец выдал АО "ВРК-2" доверенность N 4925 на предоставление своих интересов в отношениях с АО "ПГК".
Полномочия доверенности предоставляют право АО "ВРК-2" на подписание и направление претензий в адрес третьих лиц от имени и в интересах АО ВТБ Лизинг, а также на представление и ведение дел АО ВТБ Лизинг в арбитражных и третейских судах со всеми правами, предоставленными стороне, спора действующим законодательством РФ.
В адрес Ответчика была направлена претензия N ВРК2-698 от 29.08.2022 о возмещении убытков за текущий отцепочный ремонт вагонов NN 52503463, 55325393, 55592075, 52003274, 53264149, 55333249, 55357222, 55809891, 55824692, 55988976, 55531008, 55712699, 52841483, 52005345, 52001658, 52842929, 52844263, 53119772, 54191002, 54903752, 55333066, 55333843, 55359186, 55378673, 5572269.
От ответчика поступил письменный ответ на претензию N ИД/УА-721/22 от 04.10.2022, которым АО "ПГК" признало часть требований Истца по вагонам N 52003316, 53260527, 55050108, 53264032, 55827315, 55354732 на общую сумму 46 084 руб. 30 коп., в удовлетворении остальных требований Истца Ответчиком в добровольном порядке было отказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В соответствии с указанными положениями ГК РФ для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо установление совокупности условий: факта наличия ущерба; размера ущерба; противоправности поведения причинителя ущерба; вины причинителя ущерба; причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Недоказанность хотя бы одного из необходимых элементов исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, статьи 1064 ГК РФ бремя доказывания факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи, а также размера возлагается на истца, на ответчика возлагается бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что истцом совокупность данных обстоятельств доказана и подтверждена материалами дела.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, в силу следующего.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" разъяснено, что по делам о возмещении убытков Истец обязан доказать, что Ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015.
Спорные грузовые вагоны, указанные в настоящем исковом заявлении, были переданы Ответчику в аренду, что подтверждается актами приема-передачи, приложенными к материалам дела.
Согласно п. 3.2.5 Договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 7 от 27.03.2019 Арендатор самостоятельно и за свой счет несет все затраты, связанные с использованием ПС. Арендатор за свой счет на основании заключенных соглашений о ремонте вагонов осуществляет все виды ремонтов ПС, производимых в процессе его эксплуатации, в т.ч. самостоятельно и за свой счет осуществляет закупку узлов и деталей, за исключением ремонтов п. 3.1.12 Договора, обязанность по проведению которых возложена на Арендодателя.
Руководствуясь условиями дополнительного соглашения, Арендатором был произведен ремонт спорных грузовых вагонов, что подтверждается справками ИВЦ ЖА 2612 (с указанием периода капитального/деповского ремонта), приложенными к настоящему иску.
В соответствии с п.3.1.12 Договора аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015 в редакции дополнительного соглашения N 13 от 15.03.2021, Арендодатель самостоятельно и за свой счет несет затраты на текущий отцепочный ремонт по технологическим кодам неисправностей.
В случае если текущий отцепочный ремонт возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправности, до момента проведения первого планового ремонта и/или текущего ремонта в объеме ТР-2 Арендодателем и/или третьим лицом по поручению Арендодателя (за исключением Арендатора), кроме того, Арендатор должен оплатить Арендодателю вознаграждение за оказанные услуги в размере 2 (два) %, в том числе НДС (20%) от суммы понесенных расходов.
К материалам дела Истцом приложен комплект рекламационных документов на каждый спорный грузовой вагон, подтверждающий некачественный капитальный/деповской ремонт, проведенный Ответчиком, а также приложены платежные поручения, подтверждающие убытки Истца, связанные с устранением недостатков ремонта, проведенного Ответчиком. Отношения между Истцом и Ответчиком регулируются нормами права, относящимся к Договору аренды. Ссылка Ответчика, что в рекламационных документах указано иное лицо, проводившее ремонт, относится к правоотношениям между Ответчиком и третьими лицами.
Под возмещением убытков в соответствии с п. 2 ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ понимается обязанность стороны, нарушившей обязательство по договору, компенсировать добросовестной стороне реальный ущерб (расходы на восстановление нарушенного права, которые она произвела или должна будет произвести, утраченное или поврежденное имущество) и упущенную выгоду (не полученные добросовестной стороной доходы, на которые она могла бы рассчитывать, если бы договор был исполнен надлежащим образом).
Общим основанием для возмещения убытков является нарушение одним лицом прав другого (п. 1 ст. 15 ГК РФ), в том числе неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств (п. 1 ст. 393 ГК РФ).
По общему правилу убытки подлежат возмещению в полном объеме, если законом или договором не предусмотрен меньший размер возмещения (п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 393 ГК РФ). Истец понес убытки ввиду ненадлежащего исполнения Ответчиком обязательств, установленных Договором аренды.
В данном случае, неполучение Ответчиком от Арендодателя отчета о понесенных расходах с приложением счета-фактуры на оплату и заверенных копий документов, подтверждающих расходы, не освобождает Ответчика от исполнения своих обязательств по договору Аренды. Копии документов, подтверждающих убытки Истца, связанные с проведением текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, находящихся в аренде у Ответчика, были приобщены к материалам претензии. Претензия была получена Ответчиком, однако в добровольном порядке в удовлетворении претензионных требований Истцу было отказано.
В претензиях, представленных в материалы дела, АО ВТБ Лизинг указан в качестве получателя денежных средств. Претензия направлена от имени АО ВТБ Лизинг, в претензии указаны реквизиты Истца.
Доводы Ответчика о необоснованности предъявления Истцом требований по вагону N 52003316 на сумму 8 939,19 руб. отклоняются.
Как изложено выше в настоящих возражениях, обязанность возместить убытки по текущему отцепочному ремонту возложена на Ответчика условиями Договора аренды.
Согласно п. 3.2.5 Договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 7 от 27.03.2019 Арендатор самостоятельно и за свой счет несет все затраты, связанные с использованием ПС. Арендатор за свой счет на основании заключенных соглашений о ремонте вагонов осуществляет все виды ремонтов ПС, производимых в процессе его эксплуатации, в т.ч. самостоятельно и за свой счет осуществляет закупку узлов и деталей, за исключением ремонтов п. 3.1.12 Договора, обязанность по проведению которых возложена на Арендодателя.
Из представленных в материалы документов следует, что Вагон N 52003316 был передан Ответчику в аренду 01.12.2015 года, что подтверждается актом приема-передачи N 26; Дополнительным соглашением N 7 от 27.03.2019 обязанность по проведению всех видов ремонта возложена на Арендатора; Согласно предоставленному пакету рекламационных документов, последний плановый ремонт был проведен в ноябре 2019 года, то есть после заключения Дополнительного соглашения N 7 к Договору аренды, и, следовательно, был проведен Арендатором.
Таким образом, Истец, предъявляя к возмещению стоимость восстановительного ремонта вагона N 52003316, руководствовался условиями Дополнительного соглашения N 7 и Дополнительного соглашения N 13 к Договору аренды, требования Истца правомерны.
Довод Ответчика о необоснованном взыскании эксплуатационных неисправностей, выявленных на вагонах и применение в расчетах стоимости текущего отцепочного ремонта по "единой цене" отклоняются.
В соответствии с п.3.1.12 Договора аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015 в редакции дополнительного соглашения N 13 от 15.03.2021, Арендодатель самостоятельно и за свой счет несет затраты на текущий отцепочный ремонт по технологическим кодам неисправностей. В случае если текущий отцепочный ремонт возникнет по претензии к некачественно проведенному ремонту Арендатором или по поручению Арендатора, Арендатор компенсирует Арендодателю стоимость текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных в ремонт по технологическим кодам неисправности.
Из приложенных рекламационных документов на спорные грузовые вагоны следует, что все вагоны, указанные в иске, были отцеплены по технологическим кодам неисправности, что соответствует условиям возмещения убытков по Договору аренды N ДА 208/01-15 от 31.10.2015.
Истцом (Арендодателем) понесены убытки по восстановлению своего подвижного состава, из-за некачественного ремонта, проведенного Ответчиком (Арендатором). Условиями Договора аренды на Ответчика (Арендатора) возложена обязанность по компенсации расходов истца на устранение вышеуказанных недостатков ремонта.
Довод жалобы об отсутствие у АО "ВРК-2" полномочий на предъявление требований к АО "ПГК" по Договору аренды рассмотрен и отклонен.
Представитель Истца (АО "ВРК-2") действовал на основании доверенности N 4497 от 22.10.2021, выданной АО ВТБ Лизинг для осуществления судебно-претензионной деятельности. 08.08.2022 АО ВТБ Лизинг выдало АО "ВРК-2" доверенность N 4925 которой расширило полномочия АО "ВРК-2".
АО "ВРК-2" не являясь стороной договора между АО ВТБ Лизинг и ПАО "ПГК", имеет право представлять интересы Истца на основании выданных ему доверенностей.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате госпошлины относятся на апеллянта (ст. 110 АПК РФ ).
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-218431/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.А. Мезрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218431/2022
Истец: АО ВТБ ЛИЗИНГ
Ответчик: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: АО "Вагонная ремонтная компания - 2"