г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А21-10333/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Коршунова Л.А. по доверенности от 12.07.2022
от ответчика (должника): Вексне В.А. по доверенности от 31.08.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2039/2023) ООО "Новое жильё" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2022 по делу N А21-10333/2022 (судья Широченко Д. В.), принятое
по заявлению ООО "Новое жильё"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новое жильё", адрес: 238318, Калининградская область, Гурьевский район, п. Прибрежное, пер. Центральный, дом 1, ОГРН 1083906002586, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.11.2021 N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 13.10.2022 судом произведена замена стороны по делу, а именно: МИ ФНС N 10 по Калининградской области на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление).
Решением суда от 01.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, действующая в проверяемый период - 2018 год, редакция подпункта 1 пункта 1 статьи 394 ГК РФ, не предусматривала каких-либо ограничений для применения пониженной ставки земельного налога для налогоплательщиков - коммерческих организаций.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Управления доводы жалобы отклонил, и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 39:05:061118:9, площадью 72000 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Холмогоровка, на земельном массиве N 1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка;
- земельный участок с кадастровым номером 39:05:061118:10, площадью 72000 кв.м., расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Холмогоровка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка на земельном массиве N 1 (далее - земельные участки).
Решением Калининградского областного суда от 05.03.2021 по делу N 3а8/2021 размер кадастровой стоимости указанных земельных участков снижен.
Данное обстоятельство послужило основанием для представления Обществом 30.03.2021 в Инспекцию уточненной налоговой декларации за 2018 год по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (далее - земельный налог), согласно которой, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2018 год, с учетом применения налоговой ставки 0,3%, составила 223 388 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации, Инспекция 13.07.2021 составила Акт проверки N 3372 и 30.11.2021 вынесла решение N 2800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, Обществу предложено уплатить 893 548 руб. недоимки по земельному налогу; пени в размере 358 163,81 руб. и штраф в размере 178 710 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной ставки земельного налога - 0,3%, поскольку положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ о применении пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, не распространяются на земельные участки, принадлежащие организации, в связи с чем, в отношении спорных земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5%.
Решением Управления ФНС по Калининградской области N 06-11/14066 от 06.06.2022 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая принятое Инспекцией решение незаконным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, согласившись с выводами налогового органа, изложенными в обжалуемом Обществом решении, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении ряда земельных участков, в том числе отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, федеральным законодателем установлен максимальный верхний предел ставки земельного налога - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка; в отношении прочих земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, пункт 1 статьи 394 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период (2018 год), действительно не устанавливал ограничений для применения пониженной ставки земельного налога 0,3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства. Действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога в отношении земельных участков, которые относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих землю в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, то есть к организациям непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, а не в целях извлечения прибыли, которая является основной целью деятельности любой коммерческой организации.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Закон N 112-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
В настоящем деле, как установлено судом, спорные земельные участки для личных целей Обществом не использовались (личное подсобное хозяйство не велось). Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения пункта 1 статьи 394 НК РФ предполагают возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию.
В данном случае применение пониженной налоговой ставки при установленных судом фактических обстоятельствах неправомерно, поскольку приобретение юридическим лицом (коммерческой организацией) земельных участков, предназначавшихся для ведения личного подсобного хозяйства, не связано с реализацией целей, установленных в Законе N 112-ФЗ.
При таких обстоятельствах в отношении спорных земельных участков Общества с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства" при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, размер которой не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал решение Инспекции законным, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2022 по делу N А21-10333/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10333/2022
Истец: ООО "Новое жильё"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области, Управление ФНС по Калининградской области