г. Москва |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А40-183511/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФАС России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2022 г. по делу N А40-183511/22, принятое в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН: 1024701893336, Дата присвоения ОГРН: 20.08.2002, ИНН: 4716016979)
к ФАС России (ОГРН: 1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.2022 N 28/04/7.32.3-2287/2022 о привлечении к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФАС России от 08.08.2022 N 28/04/7.32.3-2287/2022 о привлечении к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2022 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФАС России обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в признании незаконным Постановления ФАС России от 308.08.2022.
В обоснование доводов жалобы ФАС России указало на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336, КПП: 772801001) проведен конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу "Техническое перевооружение ПС 500 кВ "Томская" (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири (извещение N 32110760062) (далее - Конкурс, Закупка).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, в том числе предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
В силу положений подпункта 4.1 пункта 10 Информационной карты Конкурсной документации (далее - Документация) в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав ценового предложения сводную таблицу стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (часть III "Образцы форм для заполнения участниками закупки", форма 9) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате MS Excel. При этом в состав сводной таблицы стоимости входят формы 9 (сводная таблица стоимости), спецификация оборудования (форма 9.1) и спецификация материалов (форма 9.2).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 02.02.2022 N 8/2203220 Заказчиком принято решение о признании заявок ЗАО "ПИК", ООО "Сиблесстрой" несоответствующими требованиям Документации, поскольку в представленных участниками спецификациях оборудования (форма 9.1) и спецификациях материалов (форма 9.2) не заполнены столбцы "Комплекты запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течении гарантийного срока", "Упаковка, тара, временная антикоррозийная защита", "Транспортировка, страхование грузоперевозки и прочие расходы, связанные с доставкой продукции", "Погрузочные, разгрузочные работы", "Таможенные пошлины и сборы, выплаченные или подлежащие выплате в России", "Шеф-монтаж", "Организация обслуживания в течение гарантийного срока", "Иные дополнительные расходы".
Вместе с тем, изучив материалы дела, должностное лицо ФАС России установило, что положениями Закона о закупках регламентировано, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение положений части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчиком предъявлены неправомерные требования к заявкам ЗАО "ПИК", ООО "Сиблесстрой".
На основании выявленного нарушения заместителем начальника правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" составлен протокол от 27.07.2022 N 28/04/7.32.3- 2287/2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" вынесено оспариваемое постановление от 08.08.2022 N 28/04/7.32.3-2287/2022 о привлечении к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с данным Постановлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Закупочная деятельность ПАО "ФСК ЕЭС" регламентируется единым стандартом закупок ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденным решением Совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" 29.01.2019 N 436 (далее - Положение о закупке).
АО "ЭССК ЕЭС" выступило Организатором конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу "Техническое перевооружение ПС 500 кВ "Томская" (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири (далее-конкурс).
Извещение о проведении конкурса в электронной форме от 25.10.2021 N ЭССК1/СК/1621 опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) N 32110760062, на электронной площадке системы "РТС-Тендер" (www.rts-tender.ru) закупка N 2203220). На момент начала рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе было подано 7 заявок.
Требования к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в том числе в конкурсной документации устанавливаются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; (пункты 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пункту 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, в том числе предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
Согласно подпункту 4.1 пункта 10 части II Документации о закупке, участник должен включить в состав ценового предложения сводную таблицу стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (часть III "ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ", форма 9) с приложением файла Сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями.
Форма сводной таблицы стоимости и спецификаций приведены в части III Документации о закупке: форма 9, форма 9.1 и форма 9.2. Согласно пункту 2 инструкции по заполнению формы спецификации, участник должен указать стоимость франко-завод и дополнительные составляющие стоимости. Данные пункты являются обязательными для заполнения.
При этом, представленные ЗАО "ПИК" и ООО "Сиблесстрой" спецификации оборудования, спецификации материалов не соответствовали формам 9.1,.9.2 части III Образцы форм для заполнения участниками закупки Документации о закупке.
Таким образом, к участникам закупки были предъявлены требования по критериям и в порядке, указанном в Документации о закупке.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия договора поставки отражены в спецификациях, следовательно, при не заполнении спецификации/частичном заполнении спецификации, договор считается не согласованным в указанной части.
Рассмотрение заявки Заявителя было проведено в строгом соответствии с требованиями Документации о закупки, положения которой были явны и понятны Заявителю и с которыми Заявитель в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно согласился.
Согласно пункту 7.2.3 части I Документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме и порядку оформления необходимых сведений и документов.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, исходя из ст. 1 Закона о закупках, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, к участию в закупках должны допускаться лишь те лица, которые соответствуют названным целям, поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.
Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 16.05.2018 (далее - Обзор ВС РФ). Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
При этом требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Таким образом, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из вышеизложенного и пришёл к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (части 1 и 2 статьи 1.5); при отсутствии вины производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению "(пункт 2 части 1 статьи 24.5)"; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1)
Таким образом, административным органом не доказан факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что исключает в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29, статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статей 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 02.12.2021 по делу N А40-183511/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183511/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА