г. Вологда |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А44-5607/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 декабря 2022 года по делу N А44-5607/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода (ИНН 5321058788, ОГРН 1035300292400; адрес: 173007, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 20/10; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к товариществу собственников жилья "Нехинская 26" (ИНН 5321174495, ОГРН 1155321001384; адрес: 173021, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 26; далее - Товарищество) о взыскании 34 743 руб. 62 коп. субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Великого Новгорода.
Решением суда от 19 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Ответчиком факт отнесения работ по устройству газона к дополнительному перечню, а также финансирования данных работ собственниками в размере 10% от стоимости работ, вместо установленных 30 % не отрицался. Ответчиком добровольно принято на себя обязательство в случае получения от Комитета требования устранять факты нарушения порядка и условий предоставления субсидии, а также возвращать в бюджет Великого Новгорода субсидию в размере, определенном требованием Комитета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Постановлением администрации Великого Новгорода от 07.09.2017 N 3871 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Великого Новгорода на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным кооперативам, выбранным собственниками помещения в многоквартирным доме (далее - Порядок N 3871), который разработан в соответствии со статьей 78 БК РФ и регламентирует механизм предоставления субсидий из бюджета Великого Новгорода управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме, необходимых для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - субсидия), и определяет общие положения о предоставлении субсидии; условия и порядок предоставления субсидии; требования к отчетности; требования к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
Постановлением Правительства Новгородской области от 01.09.2017 N 305 утверждена государственная программа Новгородской области "Формирование современной городской среды на территории муниципальных образований Новгородской области на 2018-2024 годы", приложением N 1 к которой является Порядок предоставления субсидий бюджета муниципальных образований Новгородской области на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов и на благоустройство общественных территорий (далее - Порядок N 305).
Пунктом 3 Порядка N 305 установлен минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (далее - минимальный перечень работ по благоустройству) включающий следующие виды работ: ремонт дворовых проездов; обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек; установка урн.
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий (далее - дополнительный перечень работ по благоустройству) включал следующие виды работ: оборудование детских и (или) спортивных площадок; оборудование автомобильных парковок; озеленение территорий; иные виды работ, определенные муниципальной программой (пункт 4 данного Порядка).
Критерием отбора муниципальных образований области в соответствии с пунктом 5 Порядка N 305 является:
наличие в муниципальных программах мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, общественных территорий в городском округе Великий Новгород, монопрофильных муниципальных образованиях области, муниципальных образованиях - исторических поселениях федерального значения, центрах муниципальных районов, рабочих поселках Новгородского района Новгородской области;
наличие средств собственников помещений многоквартирных домов в размере не более 10 % от общей стоимости работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов исходя из минимального перечня работ по благоустройству и (или) в размере не более 30 % от общей стоимости работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству;
наличие средств бюджетов муниципальных образований области в размере не менее 20 % от общего объема средств, указанных в соглашениях между администрациями муниципальных образований области и министерством о предоставлении субсидии на текущий год.
Муниципальная программа Великого Новгорода "Формирование современной городской среды на территории Великого Новгорода" на 2018-2024 годы утверждена постановлением администрации Великого Новгорода от 22.12.2017 N 5757 (далее - Муниципальная программа).
Пунктами 5 и 6 приложения N 1 "Механизм реализации мероприятий подпрограммы" к подпрограмме "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Великого Новгорода", являющейся составной частью вышеуказанной Муниципальной программы, определено, что минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя: ремонт дворовых проездов (капитальный ремонт твердого или асфальтового покрытия территории с установкой бортового камня), обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн для мусора. Дополнительный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя: оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, ремонт (замену) контейнерных площадок, установку пандусов и иные виды работ. При этом установлено, что размер долевого финансового участия собственников помещений в МКД на выполнение минимального и дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий составляет 10% и 30% от стоимости работ соответственно.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Муниципальной программой, в соответствии с требованиями Порядка N 3871, между Комитетом и Товариществом (получатель) 01.04.2019 заключено соглашение N 31 о предоставлении из бюджета Великого Новгорода в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома N 26 по ул. Нехинская (далее - Соглашение) (листы дела 1-21).
Размер предоставляемой субсидии определен пунктом 2.1 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2019 N 3) и составил 3 114 268 руб. 34 коп., в том числе 2 204 247 руб. 19 коп. по минимальному перечню работ за счет средств федерального, областного и местного бюджета, 910 021 руб. 15 коп. по дополнительному перечню за счет средств федерального, областного и местного бюджета. При этом в минимальный перечень работ по данному Соглашению были включены работы по обустройству газона стоимостью 173 718 руб. 08 коп.
Пунктами 4.1.2, 4.1.6 Соглашения предусмотрено, что Комитет осуществляет проверку представляемых получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на соответствие их Порядку N 3871, в течение 3 рабочих дней со дня их получения от получателя; осуществляет контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 3871 и настоящим Соглашением, в том числе в части достоверности предоставляемых получателем в соответствии с настоящим соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
В случае установления Комитетом или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком N 3871 и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах недостоверных сведений, вправе направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Великого Новгорода в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.1.7 Соглашения).
Получатель обязался обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения; обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Комитет в соответствии с настоящим Соглашением; предоставить отчет об использовании средств субсидии (приложение N 5) не позднее 5 рабочего дня, следующего за месяцем поступления средств субсидии на отдельный счет, с приложением копий платежных поручений, подтверждающих факт оплаты выполненных работ подрядчику (пункты 4.3.2, 4.3.3.1, 4.3.7 Соглашения). В случае получения от Комитета требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Соглашения возвращать в бюджет Великого Новгорода субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.3.5.2 Соглашения).
По результатам выполненных работ ответчиком были представлены в Комитет акты формы КС-2 от 06.08.2019 N 1 на сумму 1 886 084 руб. 71 коп., от 06.08.2019 N 1 на сумму 1 300 030 руб. 22 коп., от 28.10.2019 N 1доп. на сумму 563 078,84 руб. и иные документы, предусмотренные пунктом 3.1.2 Соглашения (листы дела 16, 23-30).
Во исполнение условий Соглашения истец перечислил ответчику субсидию в размере, предусмотренном соглашением, в том числе 156 346 руб. 27 коп. за работы по обустройству газона (90% от суммы 173 718 руб. 08 коп.), что подтверждается платежными поручениями N 78938 от 27.12.2019, N 77808 от 26.12.2019, N 77807 от 26.12.2019 и N 79505 от 30.12.2019 (листы дела 31-37).
Контрольно-счетная палата Новгородской области провела плановую проверку законности, эффективности и результативности использования средств, предусмотренных бюджетом Великого Новгорода на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" в 2019 году и истекшем периоде 2020 года, и установила, что в рамках заключенного соглашения от 01.04.2019 N 31 о предоставлении субсидии на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома N 26 по ул. Нехинская, в нарушение Порядка N 305, излишне перечислены средства субсидии в размере 34 743 руб. 62 коп.
Нарушение выразилось во включении стоимости и оплате работ по устройству газона за счет средств субсидии по минимальному перечню, из расчета 90%, тогда как фактически данный вид работ следовало включать в дополнительный перечень и оплачивать из расчета 70% за счет средств субсидии.
По результатам проверки составлен акт о результатах контрольного мероприятия от 19.10.2020, один экземпляр которого получен Комитетом (лист дела 88).
Комитет направил Товариществу претензии от 18.12.2020 N 9258 и от 05.08.2022 N 6389 о возврате 34 743 руб. 62 коп. субсидии (листы дела 38-42), которые оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их необоснованными, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, действующей на дату заключения соглашения N 31 от 01.04.2019).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2. настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения получателями условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах и муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к верному выводу, что истцом не доказан факт нарушения Товариществом условий предоставления субсидии, установленных действующими нормативными актами и соглашением от 01.04.2019 N 31.
Проектно-сметная документация по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 26, была утверждена администрацией Великого Новгорода, что следует из акта N 2 о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченного ремонтом объекта от 28.10.2019, подписанного заказчиком (ТСН "Нехинская 26"), подрядчиком (ООО "Строй-М") и МКУ "Городское хозяйство" (лист дела 22).
Предоставленные Товариществом документы и расходы были проверены и признаны надлежащими и обоснованными, после чего ответчику была предоставлена субсидия.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка N 3871 договор о предоставлении субсидии с получателем субсидии (юридическим лицом) заключает главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом комитета финансов администрации Великого Новгорода.
Таким образом, условия предоставления Товариществу субсидии и ее размер при заключении соглашения от 01.04.2019 N 31 определялись именно Комитетом на основании полного пакета документов, предоставленного ответчиком вместе с заявлением о предоставлении субсидии из бюджета Великого Новгорода на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, повлиять на совершение указанных действий ответчик возможности не имел.
Ошибка, связанная с включением и оплатой работ по обустройству газона за счет средств субсидии по минимальному перечню, должна была быть выявлена Комитетом либо на стадии заключения Соглашения, либо при проверке представленных ответчиком документов после фактического выполнения работ, то есть до предоставления субсидии.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что в данном случае ответственность за допущенное нарушение бюджетного законодательства не может быть возложена на ответчика, поскольку истец не доказал нарушение ответчиком условий предоставления субсидии, все действия добросовестно произведены Товариществом в интересах собственников многоквартирного дома и в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения от 01.04.2019 N 31, в связи с чем, требования истца правомерно оставлены без удовлетворения.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 декабря 2022 года по делу N А44-5607/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5607/2022
Истец: Комитет по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода
Ответчик: ТСН "Нехинская 26"
Третье лицо: Контрольно-Счетная Палата Великого Новгорода, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд