город Воронеж |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А36-7706/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кришталь Елены Юрьевны на решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.12.2022 по делу N А36-7706/2022, по заявлению индивидуального предпринимателя Кришталь Елены Юрьевны (ОГРНИП: 318482700006089, ИНН: 480202666726) о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка (ОГРН: 1164827064270, ИНН: 4826125402) от 17.06.2022 N1226-01-17 в предоставлении в собственность арендованного земельного участка с кадастровым N48:20:045702:0034, площадью 130 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, пр.Победы, д.51а, и обязании устранить нарушенные права и законные интересы,
третье лицо: акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания",
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кришталь Елена Юрьевна (далее - ИП Кришталь Е.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Липецка (далее - Управление, УИЗО) о признании незаконным отказа Управления от 17.06.2022 N 1226-01-17 в предоставлении в собственность ИП Кришталь Е.Ю. арендованного земельного участка с кадастровым N 48:20:045702:0034, площадью 130 кв.м., расположенного по адресу: г.Липецк, пр.Победы, д.51а, и обязании устранить нарушенные права и законные интересы ИП Кришталь Е.Ю. посредством направления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 48:20:045702:0034, площадью 130 кв.м., расположенного по адресу: г.Липецк, пр. Победы, д. 51а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", третье лицо).
Решением Арбитражный суд Липецкой области от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Кришталь Е.Ю. обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Считает, что полученный отказ в предоставлении земельного участка является незаконным. Ссылается на заблуждение суда первой инстанции в понятиях целевого использования земельного участка и целевого использования здания находящегося нем.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УИЗО.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО "Липецкая городская энергетическая компания", а затем ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" на праве собственности принадлежал объект недвижимости - станции перекачки N 15, площадью 131,6 кв.м., расположенное по адресу: г.Липецк, пр. Победы, д.51а, coop.10., Земельный участок под ним, с кадастровым номером 48:20:045702:0034 относится к в муниципальной собственности городского округа город Липецк Липецкой области.
04.12.2006 между администрацией города Липецка и МУП "Липецкводоканал" сроком на 25 лет был заключен договор аренды земельного участка N 919-06-Ю, относящегося к категории земель поселений, с кадастровым номером 48:20:045702:0034 (в настоящее время кадастровый номер 48:20:045702:34), площадью 130 м.кв., расположенного по адресу: г.Липецк, пр.Победы, д.51а, coop.1, в цель использования - для эксплуатации здания перекачки N 15.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Договора аренды, изменение целей использования земельного участка допускается с письменного согласия арендодателя.
23.09.2010 заключено дополнительное соглашение к договору о переходе ОАО "ЛГЭК" прав и обязанностей по договору аренды.
Письмом N 419 от 09.02.2018 АО "ЛГЭК" обратилось в УИЗО с предложением приобрести в муниципальную собственность города Липецка недвижимое имущество, не используемое в производственном процессе компании, путем его передачи в качестве отступного по задолженности по арендным платежам.
Перечень объектов установлен в Приложении N 1. В отношении объектов указанных в пунктах 3, 4, 5, 7, 8, 9 приложения, а именно: здание КНС N 22, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Донская, сооружение 18а; станция подкачки N 67, расположённая по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского; сооружение 20а и водонапорная башня, расположенная по адресу: г. Липецк, пос. Северный Рудник сооружение 26; трансформаторная подстанция (ТП-21), расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Пролетарская, за домом N 10; станция перекачки N 15 (Лит А.), расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 51а; здание котельной, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, 35 письмом N421-01-17 от 06.03.2018 Управление уведомило о сноса вышеуказанных объектов и погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, так как они не задействованы в хозяйственной деятельности и являются потенциально опасными объектами и представляют угрозу для населения города Липецка.
Кроме того, поскольку согласно градостроительного регламента, площадь застройки в территориальных зонах может составить от 30% до 60%, УИЗО было указано на отсутствие оснований для согласования реконструкции имеющихся объектов или строительства новых, в случае реализации объектов третьим лицам.
По договору купли-продажи от 10.09.2018 право собственности на станцию перекачки N 15 перешло от АО "ЛГЭК" к Кришталь Е.Ю., следовательно, и права и обязанности по договору аренды земельного участка от 04.12.2006 N 919-06-Ю, о чем уведомлено Управление.
ИП Кришталь Е.Ю. обратилась в Управление с требованием исх.N 22-12 от 19.05.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:045702:0034 в собственность на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Указанная цель использования земельного участка: многоквартирные жилые дома 5 этажей, 9-10 этажей, 12 этажей и выше.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными домами (Ж-4), в которой, согласно пунктам 1.1, 2.1 ст. 8 раздела III "Правил землепользования и застройки городского округа город Липецк", утвержденных постановлением администрации Липецкой области от 11.02.2021 N 47, минимальный размер земельного участка для жилого дома 9-16 этажей (основной вид разрешенного использования) составляет 1 700 кв.м.; для жилого дома не выше 8 этажей (условно разрешенный вид использования) - 1 500 м. (таблица 12).
Согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области от 28.09.2022, вид разрешенного использования в отношении испрашиваемого земельного участка установлен - "для станции подкачки N 15" и соответствует фактическому использованию.
Управление письмом N 1226-01-17 от 17.06.2022 отказало ИП Кришталь Е.Ю. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 48:20:045702:0034, указав на несоответствие целевого использования земельного участка, указанного в требовании, виду разрешенного использования земельного участка.
Не согласившись с отказом, ИП Кришталь Е.Ю. обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Решением Липецкого городского Совета депутатов от 05.07.2016 N 184 "О Положении об управлении имущественных и земельных отношений администрации города Липецка" Управление имущественных и земельных отношений администрации города Липецка является уполномоченным органом осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, входящим в состав муниципальной казны города Липецка, в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Липецк.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если вид разрешенного использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Подпунктом 3 пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ могут быть предоставлены в собственность без торгов, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяется его правовой режим.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости - станция подкачки N 15".
Из материалов дела установлено, что предметом договора купли-продажи от 10.09.2018 является недвижимое имущество - станция перекачки N 15.
Таким образом, приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:045702:0034 без торгов, по основаниям, предусмотренным ст. 39.20 ЗК РФ возможно только для использования принадлежащего заявителю объекта недвижимости - станции перекачки N 15 и площадью, необходимой для использования именно этого объекта.
Право на выкуп земельного участка без торгов в иных целях у заявителя не возникло.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:20:045702:0034 была заявлена цель использования земельного участка: многоквартирные жилые дома 5 этажей, 9-10 этажей, 12 этажей и выше.
Однако, такой объект на испрашиваемом земельном участке фактически отсутствует.
В связи с чем, оспариваемый отказ его прав не нарушает.
Кроме того, Постановлением администрации Липецкой области от 11.02.2021 N 47 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Липецк" утверждено, что минимальный размер земельного участка для жилого дома 9-16 этажей, что соответствует целевому использованию испрашиваемого земельного участка, составляет 1 700 кв.м.; для жилого дома не выше 8 этажей (условно разрешенный вид использования) - 1 500 кв. м.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленные требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.12.2022 по делу N А36-7706/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7706/2022
Истец: Кришталь Елена Юрьевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Третье лицо: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания"