г. Воронеж |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А36-6226/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.03.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизельсервис" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2022 по делу N А36-6226/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дизельсервис" (ИНН 4825027272, ОГРН 1024840848350) к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (ИНН 4826006839, ОГРН 1024840853696) о признании незаконными действий по возврату заявления и об обязании рассмотреть заявление от 28.12.2021 о предоставлении в собственность земельного участка на условиях действовавшего на момент обращения законодательства,
при участии:
от УИЗО Липецкой области: Лукина А.О. - представитель по доверенности N 67 от 03.11.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ООО "Дизельсервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дизельсервис" (далее -
заявитель, Общество, ООО "Дизельсервис") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление, УИЗО Липецкой области) о признании незаконными действий по возврату заявления от 28.12.2021 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:0027502:11 площадью 1849 кв.м. для здания мастерской, расположенного по адресу: г. Липецк, р-н Цемзавода, и обязании рассмотреть указанное заявление от 28.12.2021 на условиях действовавшего на момент обращения законодательства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2022 по делу N А36-6226/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Дизельсервис" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что требование о приложении к заявлению о предоставлении земельного участка документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, исходя из буквального толкования ст. 39.17 ЗК РФ распространяется как в случае направления заявления посредством почтовой связи, так и при непосредственном обращении в уполномоченный орган.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции, по мнению ООО "Дизельсервис", не учтено, что заявление о предоставлении земельного участка было заполнено представителем Общества на бланке, представленном специалистом Управления, в служебном помещении, при этом к заявлению были приложены необходимые документы, в том числе и копия доверенности. При этом ссылка в заявлении от 28.12.2021 на нахождение доверенности в УИЗО Липецкой области относилась к ее оригиналу, в то время как действующим законодательством требование о предоставлении оригинала доверенности к каждому заявлению о предоставлении земельного участка не предусмотрено.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве и в судебном заседании от 16.03.2023 представитель УИЗО Липецкой области просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Дизельсервис" явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие апеллянта.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения Управления, апелляционным судом установлено следующее.
28.12.2021 ООО "Дизельсервис" в лице представителя Мокриденко С.В. обратилось в УИЗО Липецкой области (непосредственно при личном обращении) с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:027502:11, 48:20:027502:12, 48:20:27502:655 (т.1, л.д.21-22, 32-33, 120-121), приложив одну копию доверенности.
28.12.2021 один земельный участок с кадастровым номером 48:20:27502:655 был предоставлен ООО "Дизельсервис" в собственность.
Заявления о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 48:20:027502:11, 48:20:027502:12 были возвращены.
Письмом от 30.12.2021 N 28-7961И28-12648 УИЗО Липецкой области на основании п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) возвратило заявление от 28.12.2021 (вх. N 28-7961) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:027502:11 в связи с тем, что к нему не был приложен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Полагая, что действия по возврату заявления не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, ООО "Дизельсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ст. 39.3 ЗК РФ).
В статье 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа, помимо прочего, земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 кодекса (пп. 7 п. 2), и на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен в ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя (пп. 4 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Пунктом 3 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, положениями ст. 39.17 ЗК РФ на заявителя возложена обязанность по предоставлению комплекта документов, предусмотренного пп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст.39.15 ЗК РФ, в отношении каждого заявления.
Исключений в виде распространения одного комплекта документов на одновременно поданные заявления в отношении разных земельных участков земельным законодательством не предусмотрено.
Кроме того, приказом УИЗО Липецкой области от 05.08.2016 N 51 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк, сельских поселений, входящих в состав Липецкого муниципального района Липецкой области, и земельных участков, находящихся в областной собственности, на которых расположены здания, сооружения" (далее - Административный регламент), согласно п. 12 которого для предоставления государственной услуги заявитель с предъявлением документа, удостоверяющего личность, представляет в Управление или многофункциональный центр заявление по форме согласно приложениям 1, 3 (для граждан) или приложениям 2, 4 (для юридических лиц) к административному регламенту.
В случае направления заявления посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического лица или гражданина - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 16 Административного регламента определено, что основаниями для возврата заявления являются: заявление не соответствует форме, указанной в приложениях 1, 3 (для граждан) или приложениях 2, 4 (для юридических лиц); к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 12 Административного регламента; заявление подано в иной уполномоченный орган.
В соответствии с абз. 6 п. 35 Административного регламента специалист рассматривает заявление и в случае, если оно не соответствует форме, установленной приложениями 1, 3 (для граждан) и приложениями 2, 4 (для юридических лиц) к административному регламенту, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 12 Административного регламента, готовит проект решения о возврате заявления в виде уведомления с указанием причины такого возврата и передает его на визирование начальнику отдела.
Из совокупного толкования положений п. 12, 16, 35 Административного регламента следует наличие у должностных лиц УИЗО Липецкой области обязанности по возврату заявления, к которому не приложена копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица.
При этом, отклоняя довод апеллянта о необязательности требований Административного регламента, являющегося локальным актом УИЗО Липецкой области, судебная коллегия отмечает, что отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
По смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст.13 Федерального закона N 210-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что действия Управления по возврату заявления от 28.12.2021 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:20:0027502:11 ввиду отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, соответствуют положениям ст. 39.17 ЗК РФ и Административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги.
В силу принципа императивности отношений, основанных на власти и подчинении, УИЗО по Липецкой области как субъект публичного права не может выйти за пределы тех полномочий, которые определены законом и подзаконными актами, и вправе осуществлять лишь те функции, которые на него законодательно возложены.
В свою очередь, как верно отметил суд первой инстанции, ООО "Дизельсервис" не лишено право на повторное обращение с соответствующим заявлением в установленном ст. 39.17 ЗК РФ порядке после устранения причины возврата заявления.
При таких обстоятельствах совокупности условий, предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФ, для удовлетворения заявления ООО "Дизельсервис" не имеется, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2022 по делу N А36-6226/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6226/2022
Истец: ООО "Дизельсервис"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Третье лицо: Носикова Анна Анатольевна