город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2024 г. |
дело N А53-3689/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Шевкина А.Р. по доверенности от 18.10.2022;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Ремнев С.А. по доверенности от 20.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2023 по делу N А53-3689/2023
по иску акционерного общества "Донэнерго" (ОГРН 1076163010890 ИНН 6163089292)
к акционерному обществу "Билдинг" (ОГРН 1062310006351 ИНН 2310111297) об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" (далее - истец, АО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Билдинг" (далее - ответчик, АО "Билдинг") об обязании не чинить препятствия при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению нежилого помещения, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Локомотивная, дом 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Глотова Людмила Зарзандовна.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2023 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Донэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что поскольку АО "Билдинг" является собственником электросетевого оборудования, к которому надлежащим образом присоединен объект потребителя (ИП Глотовой Л.3.), АО "Билдинг", выполняя требования законодательства, обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, в том числе осуществлять необходимый ремонт оборудования, входящего в состав электросетевого хозяйства, их замену в случае их выхода из строя. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что совершаемые АО "Билдинг" действия по не выполнению ремонта ТП-1180 препятствуют осуществлению вышеуказанных мероприятий, препятствуют надлежащему исполнению истцом обязательств, принятых на себя в рамках публичного договора об осуществлении технологического присоединения, правомерным будет вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, акционерное общество "Донэнерго" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Билдинг" об обязании не чинить препятствия при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению нежилого помещения, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Локомотивная, дом 2.
В обоснование исковых требований истец указывает, что между филиалом акционерного общества "Донэнерго" Ростовские городские электрические сети и индивидуальным предпринимателем Глотовой Людмилой Зарзандовной заключен договор N 1425/22/РГЭС/ЗРЭС от 05.08.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрической сети нежилого помещения (кадастровый номер 61:44:0061504:118), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Локомотивная, 2.
В соответствии с п. 1 договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение) ЛЭП-0,4 кВ для энергоснабжения объекта, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 150 (кВт): категория надежности - III класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение -0,4 (кВ);
максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств: III категория надежности - 15 (кВт);
В соответствии с п. 2 данного договора, технологическое присоединение необходимо для электроснабжения нежилого помещения (комнаты на 1-м этаже N N 25, 26, 27, 28, 29; комнаты на 2-м этаже NN 10 (1), 11 (2), 12 (3), 13 (4), 14 (5) (кадастровый номер 61:44:0061504:118), расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Локомотивная, д. 2.
В связи с указанными обстоятельствами, истец обратился к АО "Билдинг" с письмом от 17.10.2022 N 09.00.18.01/6218 о рассмотрении вопроса о предоставлении АО "Донэнерго" доступа к электрическим сетям.
Однако, АО "Билдинг", как собственник объектов электрохозяйства, препятствует производству работ со стороны сотрудников АО "Донэнерго", что подтверждается ответом на письмо АО "Донэнерго" исх. N 151 от 26.10.2022 и актом о необеспечении доступа к месту проведения работ от 25.11.2022.
Как указано истцом, наличие технической возможности опосредованного технологического присоединения иного потребителя через сети ответчика АО "Билдинг" существует через урегулирование технологического присоединения с владельцем сетей на выполнение мероприятий по опосредованному технологическому присоединению с владельцем, балансодержателем электросетевого хозяйства, то есть ответчиком.
Обращение с настоящим иском последовало в связи с уклонением ответчика от совершения действий, возложенных на него действующим законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Настоящим спором также затрагиваются права индивидуального предпринимателя Глотовой Л.З., так как между указанным лицом и АО "Донэнерго" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения.
В обоснование заявленных требований истец представил следующие письменные доказательства: договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1425/22/РГЭС/ЗРЭС от 05.08.2022 с приложением, письмо от 17.10.2022 N 09.00.18.01/6218 о предоставлении доступа к электрическим сетям, отказ АО "Билдинг" от 26.10.2022 исх. N 151 о предоставлении доступа к электрическим сетям, акт о необеспечении доступа к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета от 25.11.2022, технический отчет электротехнического оборудования от 18.03.2020.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пунктам 6, 7 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В пункте 7 Правил технологического присоединения предусмотрено, что Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18 (1) - 18 (4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
В пункте 18 Правил технологического присоединения предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);
д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил; д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
В соответствии с пунктом 25 (1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, сетевой организацией при разработке технических условий должна предусматриваться возможность введения ограничения режима потребления заявителя в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления (пункт 25 (2) Правил технологического присоединения).
Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (пункт 19 Правил технологического присоединения).
В соответствии с выданными сетевой организацией техническими условиями N 145/22/РГЭС/ЗРЭС (6.01.5г) от 05.08.2022 к договору N 1425/22/РГЭС/ЗРЭС от 05.08.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, присоединение энергопринимающих устройств заявителя (ИП Глотова Л.З.) предусмотрено от электрических сетей АО "Билдинг", через ТП-1180.
ИП Глотова Л.З. присоединена к электрическим сетям на основании технических условий N 145/22/РГЭС/ЗРЭС (6.01.5г) от 05.08.2022 к договору N1425/22/РГЭС/ЗРЭС от 05.08.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта: нежилое помещение (комнаты на 1-м этаже NN 25, 26, 27, 28, 29; комнаты на 2-м NN 10(1), 11(2), 12 (3), 14(5) (кадастровый номер 61:44:0061504:118) по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Локомотивная, д. 2 (пункт 2 технических условий) (т. 1 л.д. 11).
В соответствии с названными техническими условиями максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 150 кВт, в том числе ранее присоединенная в данной точке присоединения мощность 15 кВт (пункт 3 технических условий).
Согласно пункту 7 технических условий точка (точки) присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генератору) максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: существующая, РУ-0,4 кВ ТП-1180 (Л-Х), 150 кВт.
Как указано выше, в связи с необходимостью выполнения мероприятий пункта 10.2 технических условий N 145/22/РГЭС/ЗРЭС (6.01.5г) от 05.08.2022 к договору N 1425/22/РГЭС/ЗРЭС от 05.08.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (обеспечение доступа электрической энергии и проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию) истец обратился к собственнику ТП-1180 - АО "Билдинг" с заявлением о предоставлении доступа к электрическим сетям.
АО "Билдинг" сообщало сетевой организации об отсутствии технической возможности присоединения объекта потребителя Глотова З.Р. мощностью до 150 кВт ввиду нахождения ТП -1180 (Л-Х) в аварийном состоянии по причине износа, в связи с чем, 25.11.2023 сетевой организацией составлен акт о необеспечении доступа к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, и (или) объектам электроэнергетике, приборам учета (л.д. 15, том 1).
Согласно пункту 8(5) Правил технологического присоединения в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
В пункте 28 Правил технологического присоединения предусмотрено, что критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Согласно представленному ответчиком в материалы дела технического отчета N 20, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Светосервис-Кубань" от 10.04.2023 по проверке и испытаниям (измерениям) электроустановки и электрооборудования, согласно которому был произведен внеплановый осмотр электроустановки РУ-0,4 кВ ТП 1180 (Л-Х), и по результатам осмотра электроустановки установлено, что сопротивление обмоток по постоянному току силового трансформатора входят в норму, но имеют граничное значение 1,86% при норме 2%. Это говорит о дефекте в обмоточных проводах, впаяных соединениях обмоток либо в контактных соединениях отводов. Рекомендуется запланировать капитальный ремонт либо замену силового трансформатора. В целях снижения рисков преждевременного выхода из строя силового трансформатора не рекомендуется присоединять дополнительную мощность
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а при возобновлении их исследования - до объявления законченным дополнительного исследования доказательств (статья 165 Кодекса).
Определением суда от 01.09.2023 по ходатайству истца с целью определения возможности увеличения мощности без создания аварийных рисков, назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский центр экспертиз и исследований", эксперту Рубан Борису Александровичу: На разрешение эксперта поставлен вопрос: Определить, имеется ли возможность увеличения мощности энергопринимающих устройств опосредованно присоединенного абонента ИП Глотовой к сетям АО "Донэнерго" через ТП-1180, принадлежащую АО "Билдинг" с 15 до 150 кВт без создания рисков аварийных ситуаций в сетях?
Согласно представленному в материалы дела заключению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский центр экспертиз и исследований" N 2023/23 от 14.11.2023 эксперт пришел к следующему выводу: возможность увеличения мощности энергопринимающих устройств опосредованно присоединенного абонента ИП Глотовой к сетям АО "Донэнерго" через ТП-1180, принадлежащую АО "Билдинг" с 15 до 150 кВт без создания рисков аварийных ситуаций в сетях, на настоящий момент отсутствует, так как оборудование ТП-1180 в настоящее время находится в неисправном состоянии, увеличение потребляемой мощности резко повысит вероятность аварии силового трансформатора.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заключение N 2023/23 от 14.11.2023 признано судом полным и ясным, эксперт дал ответы на поставленные перед ним вопросы. Выводы эксперта изложены последовательно, логично и четко, в них содержатся ответы на все поставленные судом вопросы, противоречия в выводах отсутствуют, сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта судом не установлено.
Указанное экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В приложении к экспертному заключению представлены документы, подтверждающие квалификацию эксперта.
При проведении исследования в рамках настоящего дела эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, действовавшими на момент проведения экспертизы.
Несогласие истца с выводами эксперта общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский центр экспертиз и исследований" само по себе не является достаточным основанием для назначения повторной судебной экспертизы по правилам части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств, безусловно свидетельствующих о недостоверности сведений, изложенных в заключении, истцом не представлено.
Доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, истцом в материалы дела не представлено, ходатайства об отводе эксперта, о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что в случае увеличения мощности энергопринимающих устройств опосредованно присоединенного абонента к сетям АО "Донэнерго" через ТП-1180, принадлежащего ответчику, в случае увеличения мощности с 15 до 150 кВт, будет создана аварийная ситуация, в связи с чем, доводы ответчика подтверждены экспертным заключением, в том числе, проведенным в рамках судебного процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возможность осуществить технологическое присоединение иного потребителя через сети ответчика АО "Билдинг" без создания рисков аварийных ситуаций в сетях, в случае увеличения мощности, отсутствует.
Подключение третьих лиц к ТП-1180 приведет к нарушению прав уже подключенных потребителей в части получения предоставленной им электрической мощности, а также нарушит требования безопасности использования электроустановок.
Изложенная правовая позиция отражена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 15АП-12500/2021 по делу N А32-60368/2019.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2023 по делу N А53-3689/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3689/2023
Истец: АО ДОНЭНЕРГО
Ответчик: АО БИЛДИНГ
Третье лицо: Глотова Л З