город Чита |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А19-20373/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2023 года (резолютивная часть от 24 ноября 2022 года) по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-20373/2022 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" (ОГРН 1163850055687, ИНН 3811151768) о взыскании добора железнодорожного тарифа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" (далее - ответчик, ООО "Байкалтранс") о взыскании добора железнодорожного тарифа согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭВ294084 в размере 81 406 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, полагая об отсутствии у ООО "Байкалтранс" обязанности по оплате добора железнодорожного тарифа.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 31.01.2023.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик принял от истца по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ294084 вагон N 52647336 с грузом - "опилки древесные" с указанием кода ЕТСНГ 103048, для перевозки со станции Янталь Восточно - Сибирской железной дороги до станции назначения Новый порт Октябрьской железной дороги
Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭВ294084 плательщик ООО "Байкалтранс" при отправлении груза оплатил провозные платежи за перевозку указанного груза первого тарифного класса в размере 106 381 руб.
На станции назначения Новый порт Октябрьской железной дороги произведена проверка груза в вагоне и оформлены коммерческий акт от 02.09.2021 N ОКТ2112751/310 и акт общей формы от 02.09.2021 N 3/1406, в ходе которой установлено, что в вагоне перевозился иной груз, а именно: "пеллеты (гранулы) древесные".
Согласно заключению эксперта от 17.10.2021 N 452-21 образцы товара, которые являются содержимым проб груза из вагона N 52647336, соответствуют описанию товара по коду ЕТСНГ -111025 "Брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины", относящиеся ко второму тарифному классу грузов и плата соответственно составляет 187 787 руб.
Истец обратился к ответчику с претензией от 12.08.2022 N ИСХ-12599/В-С ТЦФТО, в которой просил ответчика в течение 30 дней оплатить добор провозной платы в общем размере 81 406 руб.
Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
При принятии решения суд первой инстанции правильно руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации 27, 30, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС от 18.06.2003 N 39, Тарифным руководством наименование груза и его код. Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, ГОСТ Р 56070-2014 "Отходы древесные. Технические условия".
Факт искажения сведений о наименовании груза в накладной N ЭВ294084 в вагоне N 52647336 подтверждается коммерческим актом от 02.09.2021 N ОКТ2112751/310 и актом общей формы N 3/1406 от 02.09.2021.
На основании заключенного между истцом и ответчиком соглашения об организации расчетов N 19СГ/СП/19-16 РЖД от 19.02.2016 и транспортной железнодорожной накладной N ЭВ294084 суд первой инстанции обоснованно установил, что ООО "Байкалтранс" является плательщиком спорной перевозки.
Доводы ответчика об отсутствии у ООО "Байкалтранс" обязанности по оплате добора железнодорожного тарифа, поскольку такие отношения сторонами не урегулированы, отклоняются апелляционным судом.
Пунктом 1.1. Соглашения об организации расчетов N 19СГ/СП/19-16 РЖД от 19.02.2016 предусмотрено урегулирование правоотношений сторон, связанных с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов.
Согласно пункту 1.4 Соглашения права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозке грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р (далее - Положение), являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Пунктом 1.6. Положения установлено, что Клиентом является заказчик или плательщик.
Заказчик - организация (грузоотправитель, грузополучатель, владелец путей необщего пользования), самостоятельно осуществляющая оплату оказанных ей ОАО "РЖД" услуг.
Плательщик - организация, осуществляющая, в том числе, оплату провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей как за себя, так и за третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения основанием для проведения расчетов с клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с клиента платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования клиента, которые присваиваются ОАО "РЖД" клиенту на основании заключенного между ними соглашения об организации расчетов.
В железнодорожной транспортной накладной N ЭВ294084 плательщиком за перевозку указан ответчик - ООО "Байкалтранс".
Как следует из материалов дела, ООО "Байкалтранс" ознакомлено и согласилось с соглашением об организации расчетов N 19СГ/СП/19-16 РЖД от 19.02.2016 и Положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозке грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р, в установленном порядке возражений относительно принятия на себя обязанностей плательщика не заявило, произвело оплату провозных платежей по спорной перевозке, тем самым подтвердив свой статус плательщика в пользу ОАО "РЖД".
Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик внес в накладную недостоверные сведения о наименовании груза, что привело к снижению стоимости перевозки, что свидетельствует о наличии оснований для взыскания добора провозной платы в размере 81 406 руб.
Расчет судом проверен, признан верным, надлежащими доказательствами ответчиком не оспорен.
Расходы по уплате государственной пошлины правомерно распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию ответчика с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
При установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2023 года (резолютивная часть от 24 ноября 2022 года) по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-20373/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20373/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ООО "Байкалтранс"