г. Челябинск |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А47-11403/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Васкановой Елены Вячеславовны и муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2022 по делу N А47-11403/2022.
Индивидуальный предприниматель Васканова Елена Вячеславовна (далее - заявитель, ИП Васканова Е.В.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации города Орска (далее - администрация), муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом города Орска" (далее - комитет) о признании недействительным решения от 19.05.2022 N 13/05-2393, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Школьный переулок, в соответствующих координатах.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.12.2022 (резолютивная часть объявлена 15.12.2022) заявленные требования удовлетворены: суд признал недействительным решение муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" от 19.05.2022 года N 13/05-2393; обязал муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом города Орска" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Васкановой Е.В. путем выдачи в течение 25 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке площадью 25 кв.м, расположенном по адресу: Оренбургская область, г.Орск, ул.Школьный переулок, сроком на два года в следующих координатах:
N точки |
Координата Х |
Координата Y |
Н1 |
368 289,46 |
3 332 877,50 |
Н2 |
368 284,60 |
3 332 876,34 |
Н3 |
368 285,76 |
3 332 871,48 |
Н4 |
368 290,62 |
3 332 872,64 |
В удовлетворении требований предпринимателя к администрации города Орска отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Васканова Е.В. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда изменить в части и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт не согласился с выводом суда первой инстанции относительно установления срока в два года на разрешение антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке, что Администрация, осуществляющая полномочия по распоряжению земельными участками вправе самостоятельно установить срок разрешения на использование.
Податель жалобы отметил, что порядок и условия размещения объектов связи, указанных в пункте 11 Постановления N 1300, могут устанавливаться исключительно нормативными актами субъектов Российской Федерации. Для Оренбургской области таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 N 178-п "Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 178-п). При этом, Постановлением N 178-п установлено, что заявителем имеет право указать тот срок, который ему необходим для целей получения разрешения на использования, то есть данный срок законодателем изначально не ограничен.
Таким образом, по мнению апеллянта, ссылка суда первой инстанции на положения Административного регламента является незаконной, поскольку он не входит в установленный перечень нормативных актов, регулирующих порядок выдачи разрешения на использование, а также данный административный регламент противоречит нормативно-правовому акту субъекта Российской Федерации. Кроме того, Административный регламент не только противоречит нормативному акту субъекта, но и имеет наименьшую юридическую силу по отношении к нему.
Также с вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Комитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ИП Васкановой Е.В. к заявлению от 06.05.2022 была приложена схема расположения земельного участка, не содержащая сведений об ее утверждении.
Податель жалобы пояснил, что заявителем при подаче заявления о выдаче разрешения указывается срок действия разрешения - 5 лет, в связи с чем 19.05.2022 Комитетом вынесено обжалуемое уведомление об отказе в выдаче разрешения N 13/05-2393.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Васканова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.12.2017 за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя 317631300169300, имеет ИНН 631218367170, основной вид деятельности - 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным имуществом".
ИП Васкановой Е.В. (арендодатель) и публичным акционерным обществом "Мегафон" (арендатор) 01.10.2020 заключен договор 01102020, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет арендатору, а арендатор принимает в пользование объект аренды и, если применимо, площадку для размещения контейнера арендатора, для последующей установки и эксплуатации оборудования арендатора.
Из материалов дела следует, что оборудованием арендатора является антенно-мачтовое сооружение высотой 28 метров.
ИП Васканова Е.В. обратилась в администрацию с заявлением от 26.04.2022 о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объекта некапитального строительства - антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке по адресу: Оренбургская область, г.Орск, Школьный переулок, участок б/н в кадастровом квартале 56:43:0201052, площадью 25 кв.м сроком на 5 лет, координаты характерных точек границ территории:
N точки |
Координата Х |
Координата Y |
Н1 |
368 289,46 |
3 332 877,50 |
Н2 |
368 284,60 |
3 332 876,34 |
Н3 |
368 285,76 |
3 332 871,48 |
Н4 |
368 290,62 |
3 332 872,64 |
К заявлению приложена схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Оренбургская область, г. Орск, Школьный переулок, участок б/н в кадастровом квартале 56:43:0201052.
Комитетом 19.05.2022 принято решение N 13/05-2393 поименованное как "Уведомление об отказе в выдаче разрешения", согласно которому заявителю отказано в выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на земельный участок. Оспариваемое решение принято по следующим основаниям:
- согласно пункту 3.6.8. Регламента максимальный срок действия разрешения на размещение объектов, размещение которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, составляет не более двух лет;
- согласно подпункту 3 пункта 2.6.1. Регламента к заявлению о выдаче разрешения прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема), оформленная в соответствии с приложением N 5 к Регламенту и согласованная в комитете архитектуры и градостроительства администрации г.Орска, предоставленная схема не прошла процедуру согласования в комитете архитектуры и градостроительства администрации г.Орска и оформлена с нарушением требований регламента.
Не согласившись с вышеуказанным решением - отказом, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Челмет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что поскольку для возведения спорного объекта связи не требуется разрешения на строительства, в соответствии с пунктом Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, данный объект подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута. Также суд первой инстанции указал, что определение срока действия разрешения является правом органа местного самоуправления. Администрация, осуществляющая полномочия по распоряжению земельными участками, вправе самостоятельно установить этот срок.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 11 указанного Перечня к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Именно с этими правовыми категориями закон связывает отнесение объекта к недвижимому имуществу, в связи с чем в каждом конкретном случае с учетом совокупности всех обстоятельств суд, рассматривающий спор, должен определить, насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (матч и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Как следует из материалов дела, предполагаемое к размещению антенно-мачтовое сооружение имеет следующие характеристики: высота - 28,0 м, глубина заглубления - 4 м.
Судом первой инстанции верно установлено, что фактически указанное сооружение являются легковозводимым. Данный объект в силу своих конструктивных особенностей может быть демонтирован и смонтирован на новой площадке при сохранении эксплуатационных качеств и характеристик объекта многократно, без ущерба для его несущих элементов и соответствующего ущерба его назначению, у него отсутствует прочная связь с землей. Размещение указанного выше сооружения связи носит временный характер и не порождает каких-либо вещных прав (обременений) в отношении предоставляемого земельного участка у их владельцев.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" особо опасные, технически сложные сооружения связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что планируемое к возведению заявителем сооружение не относится к объектам недвижимости, не определено действующим законодательством как особо опасное и технически сложное сооружение, на указанный объект не требуется получение разрешения на строительство, а также извещение о начале строительства и осуществления государственного строительного надзора.
Таким образом, учитывая, что для возведения спорного объекта связи не требуется разрешения на строительства, в соответствии с пунктом Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, данный объект подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции обоснованными и не подлежащими переоценке.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 N 178-п утвержден порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 178-п размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками (далее - уполномоченный орган).
Заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка (пункт 7 Положения N 178-п).
На основании пунктом 10, 13 Положения N 178-п уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления:
- проводит проверку наличия и достоверности документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения;
- выдает разрешение или отказывает в выдаче разрешения с указанием причин отказа. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в следующих случаях:
- в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения;
- заявителем не представлены документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения;
- размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
- в отношении земель или земельных участков, на которых предполагается размещение объекта, уже выдано разрешение, срок действия которого не истек;
- земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу.
Сторонами не оспаривается, что поданное обществом заявление соответствует требованиям, установленным Положением N 178-п.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав основания оспариваемого отказа, суд первой инстанции правомерно счел его необоснованным, как не соответствующим приведенным выше нормативным актам, пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 11 постановления N 1300, согласно которым допускается размещение на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы ИП Васкановой Е.В. о том, что суду следовало указать срок использования земельного участка 5 лет, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 3.6.8. Административного регламента определено, что максимальный срок действия разрешения на размещение объектов, размещение которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, составляет не более двух лет.
Пунктом 2 Положения N 178-п определено, что размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выданного органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками.
Таким образом, решение вопросов о выдаче разрешений на размещение объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесено к ведению органа местного самоуправления - муниципального образования "город Орск".
При этом ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, ни Положением N 178-п, по правилам которым осуществляется размещение спорных объектов, не предусмотрены минимальные или максимальные сроки размещения поименованных в названных нормативных актах объектов.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что в таком случае определение срока действия разрешения является правом органа местного самоуправления.
Администрация, осуществляющая полномочия по распоряжению земельными участками, вправе самостоятельно установить тот срок размещения на земельном участке, который соответствует пункту 3.6.8. Административного регламента.
Довод ИП Васкановой Е.В. о необходимости установления срока размещения 5 лет отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормативно данный срок не установлен.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель не лишен права к моменту истечения двухлетнего срока вновь обратиться с заявлением на предоставление земельного участка для размещения сооружения связи.
Довод апелляционной жалобы Комитета, что ИП Васкановой Е.В. к заявлению от 06.05.2022 была приложена схема расположения земельного участка, не содержащая сведений об ее утверждении, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен.
В силу подпункта 3 пункта 2.6.1 Административного регламента, одним из документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, является проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема), согласованная в КАиГ администрации г. Орска, согласно приложению N 5 к Административному регламенту.
Схема должна быть выполнена на актуализированной топографической съемке в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать:
- ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения о местоположении зданий, сооружений.
Как следует из пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Из приведенных положений статей 11.3 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является одним из документов, на основании которого осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Положении N 178-п в качестве приложения к заявлению предусмотрено предоставление схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом указания на то, что схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории должна быть составлена в соответствии с положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории нет.
Положением N 178-п к схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории установлены следующие требования: схема должна быть выполнена в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать: ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; информацию о наличии зон с особыми условиями использования территории; сведения о местоположении зданий, сооружений.
Земельным кодексом Российской Федерации к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предъявляются более расширенные требования: подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 4 Приложения 1 к Приказу Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Комитет необоснованно отождествляет схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 9 Положения N 178-п) со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (статьи 11.3 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку к компетенции Комитета Административным регламентом отнесена выдача разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на земельный участок, заявленные требования к комитету удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии у Администрации оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами, действовавшими на момент принятия оспариваемого решения, для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Школьный переулок, в соответствующих координатах.
Оспариваемое решение, выраженное в письме от 19.05.2022 N 13/05-2393, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, а потому правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Комитет обязанность совершить действия, предусмотренные главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
На основании изложенного, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе ИП Васкановой Е.В. распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя. По апелляционной жалобе Комитета их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2022 по делу N А47-11403/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Васкановой Елены Вячеславовны и муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом города Орска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11403/2022
Истец: ИП Васканова Елена Вячеславовна
Ответчик: Администрация г. Орска
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, МУ "Коммитет по управлению имуществом города Орска"