г. Вологда |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А13-6715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сокол СиЭлТи" представителя Коноваловой Н.В. по доверенности от 27.01.2021, представителя Коряковой С.Н. по доверенности от 01.01.2021, от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 13.12.2022, представителя Скрябина Д.А. по доверенности от 24.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 декабря 2022 года по делу N А13-6715/2022
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сокол СиЭлТи" (адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Луговая, дом 1; ОГРН 1163525107899, ИНН 3527022319; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Великоустюгского лесничества Вологодской области по договору аренды лесного участка от 06.12.2021 N 06-01-05/13-2021, заключенному с Обществом, для заготовки древесины, утвержденного приказом Департамента от 11.05.2022 N 518.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Лесопромышленный концерн "Кипелово" (далее - АО "ЛПК "Кипелово").
Решением суда от 31.12.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.01.2023) исковые требования удовлетворены.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы считает оспариваемый приказ законным и обоснованным. По мнению Департамента, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов является базовым принципом ведения лесного хозяйства, закрепленным в Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ), поэтому проектом освоения лесов в обязательном порядке должен быть определен ежегодный объем работ по лесоводственному уходу за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород на участках с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению. Департамент утвердил отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Великоустюгского лесничества Вологодской области, по договору, заключенному с Обществом, сроком по 19.12.2070, для заготовки древесины (далее - Проект). Мотивом принятия данного решения послужило то, что в разделе 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" Проекта выявлено нарушение пункта 22 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 (далее - Правила N 1014), в виде неопределения ежегодного объема по лесоводственному уходу за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами. Департамент считает, что судом первой инстанции не принято во внимание положение пункта 3 раздела III Правил N1014, согласно которому проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с ЛК РФ возложена обязанность по лесовосстановлению на основании договора аренды лесного участка. Согласно пункту 3 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N69 (далее - Приказ Рослесхоза N 69, Состав проекта освоения лесов), проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно пункту 9 Состава проекта освоения лесов раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит, в частности проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления. Работы по лесовосстановлению (пункты 30, 33, 49, 50, 51 Правил N 1014) включают в себя агротехнический и лесоводственный уход. В соответствии с пунктами 6, 69, 72 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534 (далее - Правила N 534), к мероприятиям по уходу за лесами относятся лесоводственно-лесозащитный уход за лесами, уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода).
Указывает, что Департамент при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов по договорам аренды лесных участков для заготовки древесины предъявляет ко всем арендаторам единое требование по включению в текстовую часть проектов освоения лесов проектируемых объемов по лесоводственному уходу, которое нельзя признать избыточным.
Полагает, что выборочный подход к выполнению того или иного мероприятия, проводимого в целях успешного лесовосстановления, со стороны арендатора не обоснован. По мнению апеллянта, только проведение всего комплекса лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на землях лесного фонда. Ссылаясь на изложенное, Департамент полагает, что в разделе 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" Проекта должны быть указаны проектируемые способы и объемы мероприятий по лесоводственному уходу за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород.
Представители Департамента в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, не явившегося в судебное заседание и надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, в отзыве на нее апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом и Обществом заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 06.12.2021 N 06-01-05/13-2021 (далее - договор), по условиям которого Обществу предоставлен во временное пользование на праве аренды для заготовки древесины находящийся в государственной собственности лесной участок, площадью 30 405 га, в том числе местоположением: Вологодская область, Великоустюгский муниципальный район, Великоустюгское лесничество, Великоустюгское участковое лесничество, лесные кварталы NN 45, 57, 69, 97, 112, 121, 122, категория защитности - защитные и эксплуатационные, вид разрешенного использования - заготовка древесины.
Срок действия договора 49 лет (пункт 6.1).
Общество обратилось в Департамент с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов (Проект), расположенных на землях лесного фонда Великоустюгского лесничества Вологодской области, по договору.
На заседании экспертной комиссии Департамента 11.05.2022 принято решение дать отрицательное заключение на Проект.
Приказом Департамента от 11.05.2022 N 518 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы Проекта.
Согласно заключению мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные представленным Проектом, не соответствуют целям и виду использования лесов, которые предусмотрены договором, лесохозяйственному регламенту Великоустюгского лесничества Вологодской области, утвержденному приказом Департамента от 16.10.2018 N 1543, лесному плану Вологодской области, утвержденному распоряжением Правительства Вологодской области от 30.11.2018 N 4807-р, и законодательству Российской Федерации.
В заключении указано, что раздел 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" разработан в соответствии с Составом проекта, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, однако в разделе выявлено следующее замечание: пунктом 22 Правил N 1014 предусмотрено, что в целях предотвращения зарастания участка с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью проводится лесоводственный уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
При этом в проекте освоения лесов не определен ежегодный объем работ по лесоводственному уходу за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
В связи с этим Обществу предложено доработать представленный Проект, с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.
Общество не согласилось с заключением Департамента и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования, удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что правовых оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не имеется.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Частями 1 и 2 статьи 89 того же Кодекса предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующим лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513) (далее - Порядок N 513).
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка N 513).
На основании пункта 9 части 1 статьи 83 ЛК РФ, пунктов 1.1 и 2.2.9 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1108, Департамент, являясь постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, наделен полномочиями по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
С учетом данных норм, а также пунктов 2, 3 9 Порядка N 513), Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57, судом первой инстанции установлено, что экспертиза проведена и оспариваемое заключение оформлено Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий.
При вынесении решения суд руководствовался положениями Приказа Рослесхоза N 69, которым утвержден Состав проекта освоения лесов.
Согласно пункту 3 Приказа Рослесхоза N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Как установлено пунктом 4 Приказа N 69 общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Пунктом 9 Приказа N 69 регламентировано, что раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит, в частности, проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления.
В пункте 22 Правил N 1014 (действовали до 01.09.2022) указано, что в целях предотвращения зарастания участка с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью проводится лесоводственный уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
Согласно пункту 50 Правил N 1014 к лесоводственному уходу относится уничтожение нежелательной древесно-кустарниковой растительности механическими или химическими средствами. Лесоводственный уход направлен на улучшение условий роста для растений главных древесных лесных пород определенных в проекте лесовосстановления. Изреживание (уменьшение числа) растений главных древесных лесных пород при осуществлении лесоводственного ухода допускается в отношении усохших, поврежденных и ослабленных растений, а также для соблюдения технологии при применении механизированных средств. Допускается сохранение сопутствующих лесных пород для формирования смешанного насаждения в целях сохранения водного почвенного баланса, уменьшения пожарной опасности.
В силу пункта 6 Правил N 1014 лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления.
В соответствии с положениями пункта 2.17.3.2 Лесохозяйственного регламента Великоустюгского лесничества Вологодской области, утвержденного приказом Департамента от 16.10.2018 N 1543, в целях предотвращения зарастания участка с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью проводится лесоводственный уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
Результаты мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению признаются достаточными в случае их соответствия критериям и требованиям к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, приведенным в таблице 2.17.3.2.2.
Обосновывая свою позицию, Департамент ссылается, что в разделе 4 представленного Обществом Проекта "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" не определен ежегодный объем работ по лесоводственному уходу, что является нарушением пункта 22 Правил N 1014.
Рассматривая требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что анализ изложенных норм в совокупности свидетельствует об отсутствии как в Правилах N 1014, так и в Приказе N 69 требований к включению названной информации в проект освоения лесов. По смыслу Правил N 1014 такие мероприятия в обязательном порядке должны быть указаны в проекте лесовосстановления.
Суд также отметил, что аналогичная правовая позиция изложена в письме Рослесхоза от 09.02.2022 N 10-01-47/2931.
Помимо этого, суд сослался на пояснения специалистов Дружинина Ф.Н. и Заостровцева Н.А., полученные в судебном заседании 15.11.2022, из которых следует, что включение в проект освоения лесов сведений о ежегодном объеме работ по лесоводственному уходу не является обязательным.
В апелляционный суд Департаментом представлено письмо Рослесхоза от 16.12.2022 N АВ-10-27/31736, которое, по мнению Департамента, подтверждает его позицию.
Вместе с тем из буквального содержания письма указанное не следует.
Суд, в порядке статьи 71 АПК РФ, оценил представленный Обществом Проект и счел доводы Департамента необоснованными.
С учетом проведенной оценки суд установил, что раздел 4 "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит сведения о мероприятиях по лесовосстановлению.
Также имеется указание на то, что уход за лесными культурами проводится с целью предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве. Проектируемый ежегодный объем работ по уходу за лесными культурами составляет 109,2 га.
Объемы работ по подготовке почвы и уходу за лесными культурами корректируются на основании данных натурных обследований и с учетом наличия площадей.
В целях предотвращения зарастания участка с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью проводится лесоводственный уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем уничтожения или предупреждения появления травянистой и нежелательной древесной растительности механическими или химическими средствами.
Ежегодный объем лесоводственного ухода на участках с проведенными мерами содействия естественному лесовосстановлению определяется после натурного обследования данных участков исходя из лесоводственной потребности в уходе и устанавливается по определяющим признакам (состав древостоя, густота, определяемая количеством деревьев на единицу площади, соотношение высот целевых и второстепенных древесных пород, типы лесорастительных условий) на основании заключения о необходимости проведения указанного мероприятия, которое отражается в проекте лесовосстановления.
В таблице 4.4.5 проекта приведена площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, приведена в приложении 2, тематическая лесная карта лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, - в приложении 13.
При этом на странице 51 проекта указано, что лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
С учетом приведенных результатов исследования проекта суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии каких-либо противоречий указанным в ЛК РФ принципам лесного законодательства.
При таких обстоятельствах суд верно признал, что выводы Департамента о несоответствии Проекта целям и виду использования лесов, предусмотрен договором, лесохозяйственному регламенту Великоустюгского лесничества Вологодской области, утвержденному приказом Департамента от 16.10.2018 N 1543, лесному плану Вологодской области, утвержденному распоряжением правительства Вологодской области от 30.11.2018 N 4807-р, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что требования Департамента в данном случае следует считать избыточными.
В силу пункта 2.10 Административного регламента запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, в том числе Административным регламентом.
По справедливому мнению суда, отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное приказом Департамента от 11.05.2022 N 518, не соответствует названным нормам законодательства и подлежит признанию недействительным, требования Общества следует удовлетворить в полном объеме.
С учетом изложенного исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Основания не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Фактически доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, представленных доказательств и на иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции нарушений или неправильного применения норм процессуального права не допущено, апелляционная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 декабря 2022 года по делу N А13-6715/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Колтакова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6715/2022
Истец: ООО "Сокол СиЭлТи"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Третье лицо: ООО "ЛПК "Кипелово"