г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А56-71275/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
- от истца: Кошелева К.В. по доверенности от 07.10.2022,
- от ответчика: Симоновой Н.А. по доверенности от 17.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2368/2023) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2022 по делу N А56-71275/2022,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, с учетом принятых судом уточнений, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Учреждение) с требованием о признании незаконным отказа Учреждения в предоставлении запрашиваемых сведений и об обязании Учреждения представить компании одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения, согласно списку жилых помещений:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
- наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; - количество лиц, постоянно проживающих в указанных жилых помещениях в многоквартирном доме; - реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку согласие субъектов персональных данных (собственников и пользователей жилых помещений) в указанном случае не требовалось. Наличие потенциальной возможности получить запрашиваемые сведения у других лиц само по себе не свидетельствует об отсутствии права ресурсоснабжающей организации получить указанные сведения у Учреждения.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.03.2023.
До судебного заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу. Как указывает ответчик, истец не привел нормативного обоснования в пользу того, что у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу запрашиваемых сведений. Между сторонами отсутствует соглашение о порядке предоставления сведений, в связи с чем, ответчик не обязан по запросу истца предоставлять запрашиваемые сведения.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующий в судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, Компания является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.
Многоквартирные дома, расположенные во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, обслуживаются Компанией на основании прямых договоров, заключаемых с потребителями - собственниками и нанимателями жилых помещений.
Компания, ссылаясь на необходимость предоставления сведений об указанных лицам, направила в адрес Учреждения запрос от 15.04.2022 N 3999-02/14 о предоставлении информации согласно перечню, приведенному в приложении. Учреждение письмом от 12.05.2022 N 08-1853/22-0-1 отказало в предоставлении запрашиваемой информации. Приведенные обстоятельства явились поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не относят Учреждение к числу субъектов, обязанных представлять соответствующие сведения ресурсоснабжающей организации, в удовлетворении исковых требований отказал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Изучив доводы апелляционной жалобы и заслушав позиции сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 N 110-р (далее - распоряжение N 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.
При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 распоряжения N 110-р).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс).
Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно.
Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 3.2 Регламента).
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные, включающие фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
Учреждение не относится к числу лиц, обязанных предоставлять информацию истцу. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Учреждения предоставлять персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, истец не доказал факта реального нарушения своих прав и законных интересов и восстановления их путем обязания ответчика предоставить персональные сведения в отношении потребителей коммунальных услуг, поскольку указанные сведения истец может получить от самих потребителей коммунальных услуг. Указанные выводы согласуются с положениями статей 2, 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В силу приведенных положений представление Учреждением запрашиваемых сведений осуществляется на основании заключенных договоров, а не по запросам ресурсоснабжающей организации.
Ввиду того, что между сторонами отсутствует договор, предусматривающий возложение на Учреждение обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений в отношении потребителей коммунальных услуг, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств дела.
Обстоятельств, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2022 по делу N А56-71275/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71275/2022
Истец: А56-72829/2022, ОАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"