город Ростов-на-Дону |
|
21 марта 2023 г. |
дело N А32-56779/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Матиняном С.А.
при участии:
от заявителя: Манин А.В. лично (паспорт);
от заинтересованного лица: представитель Щебуняев Д.С. по доверенности от 02.11.2021 (онлайн-участие),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2023 по делу N А32-56779/2022
по заявлению Манина Алексея Владимировича
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Манин Алексей Владимирович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к МИФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган) об оспаривании исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2023 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Краснодарскому краю о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Вердиктум" из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.06.2022 N 8878, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Краснодарскому краю от 05.10.2022 ГРН 2222301339379 об исключении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Вердиктум" из Единого государственного реестра юридических лиц, признаны незаконными. Указанным решением суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 16 по Краснодарскому краю восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе с ограниченной ответственностью "Вердиктум" ОГРН 1212300011010, ИНН 2360013471 как о действующем юридическом лице.
МИФНС N 16 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе налоговый орган приводит доводы об обоснованности оспариваемого решения об исключении юридического лица. Инспекция указала, что заявителем установленный порядок при подаче возражений по форме N9 Р 38001 соблюден не был, о чем Манину А.В. инспекцией был направлен ответ (исх. М2 07-13/20753, ШПИ 35099170194660), согласно официальному сервису отслеживания отправлений - АО Почта России, корреспонденция возвращена отправителю за истечением сроков хранения 29.10.2022. Доказательств нарушения регистрирующим органом норм материального и процессуального права, предусмотренных Федеральным законом М 129-ФЗ, заявителем в заявлении и приложенных к нему документах не представлено.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.06.2022 Межрайонная ИФНС РФ N 16 по Краснодарскому краю вынесла решение 8878 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Вердиктум" из ЕГРЮЛ, ГРН 2222300857271 от 22.06.2022, опубликованная на fedresurs.ru от 23.06.2022 сообщением N 12567962
17.09.2022 Манин А.В. как заинтересованное лицо - учредитель направил ответчику Межрайонной ИФНС РФ N 16 по Краснодарскому краю возражение на решение об исключении ООО "Вердиктум" из ЕГРЮЛ по форме Р38001 на 8 листах с просьбой не исключать предприятие из ЕГРЮЛ, указав адрес для переписки 352129 Краснодарский край г. Тихорецк ул. Передовая д. 201 кв. 16.
Возражение учредителя Манина А.В. ответчик получил 21.09.2022 в 08:24 МСК (почтовый идентификатор 35212052529583).
На момент принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ВЕРДИКУМ" Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю было известно о наличии у заявителя соответствующих возражений и интереса Манина А.В. к дальнейшему существованию ООО "ВЕРДИКТУМ".
Как указал истец, возражение заявителя ответчик оставил без рассмотрения и ответа, что послужило основанием для обращения Манина А.В. в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
По смыслу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Только наличие одновременно всех признаков, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Налоговый орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе исключить юридическое лицо при наличии всех признаков недействующего лица, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, к которым отнесены такие признаки, как отсутствие движения по банковским счетам юридического лица и непредставление юридическим лицом отчетности за последние 12 месяцев. Следовательно, регистрирующий орган проверяет лишь на наличие тех признаков недействующего юридического лица, которые указаны в Законе N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае 20.06.2022 принято решение N 8878 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ. Указанное решение принято инспекцией на основании следующих документов, поступивших из Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю: справки от 10.06.2022 N 17-С об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов; справки от 10.06.2022 N 17-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
После принятия решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ 24.11.2021 опубликовано сообщение о предстоящем исключении общества в журнале "Вестник Государственной регистрации" часть 2 N 24(894) от 22.06.2022 / 367.
22.09.2022 (вх. N 7553175А) Маниным Алексеем Владимировичем представлено возражение по форме N Р38001 в отношении предстоящего исключения ООО "ВЕРДИКТУМ" из ЕГРЮЛ.
26 сентября 2022 года Манину А. В. инспекцией направлен ответ (исх. N 07-13/20753, ШПИ 35099170194660). Согласно официальному сервису отслеживания отправлений Почты России, корреспонденция возвращена отправителю за истечением сроков хранения 29.10.2022. В указанном ответе заявителю разъяснено, что возражения по форме N Р38001, не отвечающие критерию мотивированности, а также оформленные и (или) направленные в Регистрирующий орган с нарушением требований, установленных пунктом 6 статьи 9 и пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не могут являться основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п.п. 4 ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, в Законе N 129-ФЗ указано на то, что заявление заинтересованного лица должно быть мотивированным, однако, наличие данного требования к заявлению не предполагает обязательного документального его обоснования; не установлен предельный срок, в который инспекция обязана принять решение об исключении из реестра недействующего юридического лица.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" указано на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных п.п. и 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из смысла и содержания указанных норм Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из реестра является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Процедура, регламентированная статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П). Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из реестра в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Как указано выше и верно установлено судом первой инстанции, Манин А.В. обратился с заявлением до принятия регистрирующим органом решения, заявив свои возражения относительно исключения из реестра, в связи с чем и исходя из положений Закона N 129-ФЗ, следует признать, что в рассматриваемом случае направление заявителем возражений препятствовало принятию инспекцией решения об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "Вердиктум" являются незаконными, нарушающими права и интересы общества, в связи с чем, решение об исключении, решение о прекращении деятельности юридического лица правомерно признаны недействительными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2023 по делу N А32-56779/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56779/2022
Истец: Манин Алексей Владимирович, МИФНС 16 по КК
Ответчик: Манин А В, Межрайонная ИФНС России N16 по Краснодарскому краю