г. Вологда |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А66-13978/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Административной комиссии Осташковского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 декабря 2022 года по делу N А66-13978/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эгида Осташков" (ОГРН 1206900005509, ИНН 6913017460; адрес: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Тарасова, дом 54, помещение IV; далее - ООО "Эгида Осташков", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Осташковского городского округа (адрес: 172735, Тверская область, город Осташков, проспект Ленинский, дом 46; далее - административная комиссия) от 27.09.2022 N 97 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 32 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 46-ЗО), в виде штрафа в размере 35 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 декабря 2022 года, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
По заявлению ответчика Арбитражным судом Тверской области на основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение от 23 декабря 2022 года.
Административная комиссия с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применением судом норм материального и процессуального права, неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает доказанным факт совершения обществом вмененного ему в вину правонарушения.
ООО "Эгида Осташков" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом комиссии в период с 17 час 33 мин до 17 час 36 мин 04.08.2022 с помощью специального технического средства, имеющего функцию фото-и киносъемки, видеозаписи "Инспектор 2.0", серийный номер: 00003 (свидетельство N С-Т/24-05-2022/163256070 от 24.05.2022), установлен и зафиксирован факт ненадлежащего содержания придомовой территории земельного участка с кадастровым номером 69:45:0080236:99 (город Осташков, улица Тарасова, дом 54/2), выразившегося в непроведении мероприятий по скосу и уборке травы (при высоте травы более 15 см), что привело к зарастанию земельного участка.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах обследования территории (объекта) от 04.08.2022 N 25, 26, 27 (три точки замера).
Посчитав, что выявленное деяние свидетельствует о нарушении заявителем положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства территории Осташковского городского округа, утвержденных решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 N 162 (далее - Правила благоустройства), комиссией вынесено постановление от 27.09.2022 N 97, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 32 Закона N 46-ЗО, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к выводу о том, что ответчиком допущено существенное нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 32 Закона N 46-ЗО установлена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил уборки и содержания прилегающих или закрепленных территорий.
Как усматривается в материалах дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил вывод административной комиссии о несоблюдении ООО "Эгида Осташков" положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства (не проведены мероприятия по скосу и уборке травы (при высоте травы более 15 см), что привело к зарастанию земельного участка).
При этом, как следует из оспариваемого постановления, административное правонарушение зафиксировано комиссией с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства аппаратно-программного комплекса "Инспектор 2.0" (далее - АПК "Инспектор 2.0").
Полагая, что применение указанного технического средства позволяет применить особый порядок привлечения к административной ответственности, административный орган, применив положения части 1 статьи 2.6.1, части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), не оформлял протокол об административном правонарушении и вынес постановление по делу об административном правонарушении без участия представителя общества.
В подтверждение факта совершения обществом отраженного в постановлении от 27.09.2022 N 97 правонарушения комиссия ссылается на акты осмотра от 04.08.2022 N 25, 26, 27.
Кроме того, в материалах административного дела имеются и в материалы настоящего судебного дела ответчиком представлены выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.08.2022, скрин выписки из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по дому N 54/2 по улице Тарасова в городе Осташкове Тверской области, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.08.2022, приказ Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 09.10.2020 N 1641-Л, паспорт и сертификат на прибор "Инспектор 2.0", постановление от 27.09.2022 N 97 по делу об административном правонарушении, протокол от 27.09.2022 о рассмотрении дела об административном правонарушении, доказательства направления заявителю копии постановления от 27.09.2022 N 97.
Однако, проанализировав предъявленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о незаконности постановления комиссии от 27.09.2022 N 97.
Действительно статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности.
Из части 3 статьи 28.6 КоАП РФ следует, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2, главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из буквального толкования части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола об административном правонарушении) применяется только в том случае, если совершенное правонарушение в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносьемки, видеозаписи, или средств фото- и киносьемки, видеозаписи.
Между тем согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Кроме этого, с учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что АПК "Инспектор 2.0" является таким специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, размещенным в установленном порядке в стационарном положении и предназначенным для выявления административных правонарушений в области благоустройства территории, определенных законами субъектов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе комиссия указывает на ошибочность приведенных выше выводов суда.
Данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
В материалы дела ответчиком представлена копия описания типа средства измерения, из содержания которого следует, что АПК "Инспектор 2.0" представляет собой штатив с установленными на нем основанием, антенной, подвижной платформой с видеокамерой (для модификации Инспектор 2.0 БД), лазерным датчиком, линейкой, подпятником.
В представленной в материалы дела копии паспорта АПК "Инспектор 2.0" действительно указано, что данный прибор должен находиться в стационарном положении. Вместе с тем под стационарностью, исходя из контекста, следует понимать нахождение прибора в момент съемки в неподвижном состоянии.
Сведений о том, что с целью правильной эксплуатации указанного АПК "Инспектор 2.0" его необходимо установить на какую-либо стационарную опору, то есть неперемещаемую и неразрывно связанную с землей, указанные паспорт и описание типа средства измерения не содержат.
Напротив, из актов обследования территории от 04.08.2022 N 25, 26, 27 усматривается, что фотографии сняты с различных точек.
Таким образом, в процессе замеров должностное лицо комиссии свободно перемещало АПК "Инспектор 2.0", что также исключает вывод о стационарности данного технического средства.
Следовательно, в данном случае правонарушение зафиксировано должностным лицом комиссии в ходе проведения обследования территории с использованием технического средства "Инспектор 2.0" как средства фиксации, не работающего в автоматическом режиме.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства размещения технического средства в стационарном положении и в установленном уполномоченным органом порядке.
Кроме того, фотоматериалы, сформированные техническим средством "Инспектор 2.0", не содержат указание на дату, время и место фотофиксации правонарушения.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что "Инспектор 2.0" является средством фиксации, не работающим в автоматическом режиме, подлежат отклонению, поскольку в актах обследования территории (объекта) от 04.08.2022 N 25, 26, 27 усматривается, что прибор не был установлен стационарно, а фиксировал нарушение в трех различных точках, что не может быть признано по смыслу части 3 статьи 28.6 КоАП РФ автоматическим режимом, не предполагающим какого-либо непосредственного воздействия человека и усмотрения того или иного лица.
Учитывая изложенное апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что АПК "Инспектор 2.0" функционировало без какого-либо непосредственного воздействия на него человека либо было размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, и осуществляло фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Следовательно, особый порядок привлечения к административной ответственности в данном случае ответчиком не мог быть применен.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют условия, предусмотренные частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, являющиеся основанием для применения особого порядка привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного частью 1 статьи 32 Закона N 46-ЗО.
Следует отметить, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ определены моменты, с которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, к нему пунктом 3 этой части отнесено и составление протокола об административном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Наличие события административного правонарушения подлежит выяснению в рамках уже возбужденного дела об административном правонарушении (пункт 1 статьи 26.1 КоАП РФ).
Согласно положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Ввиду изложенного составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении общества являлось обязательным.
Вместе с тем в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении административной комиссией не составлялся, иные установленный частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ процессуальный документы комиссией не выносились, что свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении фактически не было возбуждено.
Отсутствие протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что общество было лишено возможности реализовать свое право на защиту в предусмотренном статьей 28.2 КоАП РФ объеме.
Также в связи с ошибочным толкованием комиссией положений части 3 статьи 28.6 КоАП РФ оспариваемое постановление вынесено без участия представителя общества.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что допущенные комиссией нарушения процессуальных требований носят существенный характер, являются неустранимыми и не позволили полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление административной комиссии не соответствует КоАП РФ и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 декабря 2022 года по делу N А66-13978/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии Осташковского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13978/2022
Истец: ООО "Эгида Осташков"
Ответчик: Административнаякомиссия Овташковского городского округа
Третье лицо: АС Тверской области