г. Ессентуки |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А61-2741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от истца - Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022601610680, ИНН 2632041647) - Скрипниковой А.М. (по доверенности), от ответчика - Газзаева Руслана Гурамовича - Зиновенко Л.А. (по доверенности), в отсутствие второго ответчика - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500576426, ИНН 1502008943), третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, ООО "Межевой земельный центр", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Газзаева Руслана Гурамовича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2022 по делу N А61-2741/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" обратилось в суд с иском об:
- изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем досрочного прекращения договора аренды земельного участка от 29.08.2018 N 32а/3 номер государственной регистрации 15:08:0030102:466-15/035/2018-1 между Газаевым Русланом Гурамовичем и Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания в части 3922 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 15:08:0030102:1037, (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), местоположение: РСО-Алания, р-н Пригородный, автомобильная дорога, образованный в результате раздела сельскохозяйственного назначения; РСО-Алания, Пригородный район, посредством перечисления со стороны ФКУ УПРДОР "Кавказ" денежной суммы (возмещения) в размере 108.880 рублей на расчетный счет Газаева Р.Г. или на депозитный счет нотариуса;
- изъятии для государственных нужд Российской Федерации из собственности РСО-Алания земельный участок с кадастровым номером 15:08:0030102:466 (категория земель сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства), местоположение: РСО-Алания, р-н Пригородный, в границах земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922кв.м.;
- прекращении права собственности РСО-Алания с кадастровым номером 15:08:0030102:466 (категория земель сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства), местоположение: РСО-Алания, р-н Пригородный в границах земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922кв.м (уточненные требования).
Решением суда от 27.12.2022 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия спорного земельного участка для федеральных нужд.
Не согласившись с решением суда, Газзаев Р. Г. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части установления выкупной цены. Податель жалобы не согласен с размером выкупной цены, определенного на основании отчета об оценке N 032-01/22, проведенной ООО "Межевой земельный центр". По мнению подателя жалобы, отчет N 032-01/22 выполнен с нарушением действующего законодательтсва, методик (методических рекомендаций) проведения данного вида исследований. Оценщиком не выполнены требования ст. 11 (пункт "в") и ст. 22 (пункты "а" и "б") Федерального стандарта оценки N7 "Оценка недвижимости", что привело к существенному занижению рассчитанной стоимости земельного участка. В связи с этим Отчет N 032-01/22 от 26.01.2022 не является допустимым доказательством и его выводы не могут использоваться при принятии юридически значимых и процессуальных решений, что является основанием для назначения судебной экспертизы. В подтверждение приведенных доводов к апелляционной жалобе приложена рецензия на данный отчет (N 032-01/22), выполненная специалистом Мамаевым С. П. Заявитель жалобы также считает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, а именно: дело рассмотрено в суде первой инстанции в отсутствие представителя ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФКУ УПРДОР "Кавказ" относительно доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФКУ УПРДОР "Кавказ" осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ).
На основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13.12.2019 N 15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 N 4492-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 N 2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".
В соответствии с обращением ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 21.07.2021 N 07/4590, от 29.07.2021 N 07/4762 вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" -Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее - Проект), Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 05.08.2021 N 2826-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Распоряжение от 05.08.2021 N 2826-р).
Пунктом 1 Распоряжения от 05.08.2021 N 2826-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащем согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 16.07.2021 КУВИ-002/2021-89011463 на праве аренды Газаеву Руслану Гурамовичу земельного участка площадью 3922 кв.м, с кадастровым номером 15:08:0030102:466, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, район Пригородный, с.Гизель.
Во исполнение Распоряжения от 05.08.2021 N 2826-р из земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:466 был образован земельный участок с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м, попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала -граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания".
Из пункта 2 Распоряжения от 05.08.2021 N 2826-р следует, что ФКУ УПРДОР "Кавказ" обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
07.08.2021 за исх. N 07/5039 от 06.08.2021 в адрес Газаева Р.Г. было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР "Кавказ" информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта часть земельного участка площадью 3922 кв.м. с кадастровым номером 15:08:0030102:466, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, район Пригородный, с. Гизель".
На основании государственного контракта от 09.04.2021 N 50, заключенного между ФКУ УПРДОР "Кавказ" и ООО "Межевой земельный центр", последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: вид разрешенного использования: автомобильный транспорт) по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, район Пригородный, с. Гизель.
В соответствии с Отчетом N 032-01/22, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 108880 рублей, в том числе:
- рыночная стоимость права аренды земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м. составляет - 108880 руб.;
- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м, составляет - 0 руб. 00 коп.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь статьями 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР "Кавказ" были подготовлены в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:466 в целях обеспечения реализации Проекта проект соглашения N 145 "о выплате размера возмещения", в пункте 2 которых предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 108880 рублей, который для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 07.02.2022 в адрес Газзаева Р.Р. заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх.N 07/625 от 01.02.2022.
Указанное соглашение ответчиком не подписано, что послужило основанием для обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" с настоящим иском.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 37 Закона N 145-ФЗ от 17.07.2009 "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены полномочия государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: - подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; - подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; - обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Ввиду статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
При этом правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
На основании положений пункта 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляемся по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
В то же время в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации.
Как следует из п. 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Истец просит обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 182 АПК РФ арбитражный суд по заявлению истца праве обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
На основании п. 1 Положения "О Федеральном дорожном агентстве" (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07,2004 года N 374, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является учредителем ФКУ УПРДОР "Кавказ".
Согласно пункту 3.1 Устава ФКУ УПРДОР "Кавказ", утвержденного Приказом Росавтодора от 24.08.2015 N 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Автодорога "Обход г. Владикавказ" от автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" фактически является составной частью единого транспортного коридора, соединяющего по кратчайшему расстоянию административные центры Северо-Кавказского федерального округа и Астраханской области с портами Черноморского и Каспийского побережья и Азербайджанской Республикой, и, учитывая динамичное развитие региональных транспортно-экономических связей, приобретает важное значение - служит перемычкой для перераспределения транспортных потоков и обеспечит кратчайший транспортный маршрут.
Географическое расположение Республики Северная Осетия - Алания накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т.к. по территории республики проходит участок автомобильной дороги федерального значения "Ростов-Баку", поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Дортех" (далее - ООО "Дортех", Подрядчик) и ФКУ УПРДОР "Кавказ" (Заказчик) 30.04.2021 заключен государственный контракт N 81 на выполнение 1 этапа дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания" (далее - Контракт) https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber-1263204164721000062&contractInfoId=66830030.
Из пункта 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания, 1 этап" (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Стоимость работ по государственному контракту составляет 6 347 643 090 рублей 00 копеек.
Кроме того, Заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта).
Сроки выполнения работ по контракту: начало - с даты заключения государственного контракта, окончание - 29.11.2024. Перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ, подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта, усматривается, что срок выполнения работ начинается с даты заключения государственного контракта - 30.04.2021.
В связи с тем, что вопрос об изъятии земельного участка не решен, Подрядчик не может осуществлять работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия -Алания", в полном объеме.
Таким образом, Подрядчик не может в установленные Контрактом сроки проводить работы по строительству на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия - Алания". При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки.
Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации проекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), Республика Северная Осетия -Алания".
Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ УПРДОР "Кавказ" в выполнении задач, возложенных на него вышеуказанной федеральной целевой программой.
Рыночная стоимость права аренды изымаемого земельного участка определена в подготовленном ООО "Межевой земельный центр" отчете N 032-01/22. Стоимость возмещения составила 108880 рублей, в том числе: - рыночная стоимость права аренды земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м. составляет - 108880 руб.; - размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м., составляет - 0 руб. 00 коп.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Газзаев Р. Г., ссылаясь на нарушение правил названной нормы, не учитывает, что в отчете N 032-01/22 оценщик определял рыночную стоимость права аренды исходного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:08:0030102:1037 площадью 3922 кв.м. Для данного участка осуществлялся подбор аналогов с учетом его площади, вида разрешенного использования, права аренды, местоположения и иных ценообразующих факторов. Доказательств, свидетельствующих о том, что изымаемый участок имел иную рыночную стоимость права аренды, податель жалобы не представил.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие в деле обоснованных возражений ответчика относительно рыночной стоимости аренды изымаемого участка, признал требование учреждения об изъятии земельного участка с установлением размера возмещения в соответствии с отчетом N 032-01/22 подлежащим удовлетворению.
Утверждения Газзаев Р. Г. о том, что представленный отчет об оценке является ненадлежащим доказательством, не принимаются судом, поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств обратного в материалы дела не представлено. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не заявляли ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости аренды спорного объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы Газзаев Р. Г. о том, что рассмотрение дела проведено без его участия, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что лишило его возможности изложить свою правовую позицию и защитить законные интересы, подлежат отклонению, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном. В частности, в материалах дела имеются почтовые конверты, возвращенные по причине истечения срока хранения.
В соответствии с частью 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Согласно выписке из ЕГРИП, Газзаев Р. Г. зарегистрирован по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Цоколаева, д. 10, кв. 3. Данный адрес указан ответчиком и в апелляционной жалобе.
Как уже было указано, в материалах дела имеются почтовые конверты, подтверждающие направление судом по указанному адресу ответчика определений от 02.06.2022, от 20.09.2022, от 02.11.2022, возвращенные в суд.
При этом риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Действуя разумно и добросовестно Газзаев Р. Г. мог и должен был организовать прием почтовой корреспонденции по месту своего нахождения или принять меры к информированию почтового отделения связи по месту нахождения о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по другому адресу своего местонахождения.
Таким образом, суд первой инстанции предпринял все возможные меры к извещению Газзаев Р. Г., который, не обеспечив прием корреспонденции, несет риск наступления последствий совершения или не совершения им действий.
Представленная заявителем жалобы в качестве дополнительного доказательства рецензия от 24.01.2023, не может быть принята во внимание, поскольку является новым доказательством, полученным после вынесения обжалуемого судебного акта, и не являлась предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Заключение либо рецензия специалиста относительно обоснованности заключения другого эксперта, не является достаточным и допустимым доказательством, подтверждающим недостоверность, неполноту или противоречивость экспертного заключения. Рецензия выполнена без учета материалов дела, специалист не предупреждался об уголовной ответственности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для приобщения к материалам дела рецензии специалиста.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2022 по делу N А61-2741/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.