г. Воронеж |
|
22 марта 2023 г. |
А48-4053/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.03.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Орловской области: Донецкая Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2023, диплом, служебное удостоверение;
от Администрации Орловского муниципального округа Орловской области: Серегин Д.В., представитель по доверенности от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение; Гурьева Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение;
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Орловской области
на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2022 по делу N А48-4053/2022
по заявлению Администрации Орловского муниципального округа Орловской области (Орловская обл., Орловский м.о., п.г.т. Знаменка, ОГРН 1215700004794, ИНН 5720025382)
к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (г. Орел, ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786)
о признании представления N 54-14-34/23-944 от 25.02.2022 недействительным в части,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент сельского хозяйства Орловской области (г. Орел, ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990), Поляков Борис Валерьевич (Орловская обл., Орловский р-н, с. Становой Колодезь), Семина Елена Ивановна (Орловская обл., Орловский р-н, с. Старцево), Ванюкова Вероника Леонидовна (Орловская обл., Орловский р-н, п. Добрый),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Орловского муниципального округа Орловской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным пункта 2 представления Управления N 54-14-34/23-944 от 25.02.2022 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент сельского хозяйства Орловской области (далее - Департамент), Поляков Борис Валерьевич (далее - Поляков Б.В.), Семина Елена Ивановна (далее - Семина Е.И.), Ванюкова Вероника Леонидовна (далее - Ванюкова В.Н.).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Управление указало, что наличие либо отсутствие недобросовестных, противоправных действий со стороны граждан при обращении в уполномоченный орган за получением социальных выплат не влияет на законность представления Управления и не опровергает факта неправомерного предоставления субсидии Администрацией в 2019 году. Администрация имеет возможность исполнить представление Управления за счет собственных средств.
10.02.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложениями, в котором заявитель просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Администрация отразила, что цели и условия получения и реализации денежных средств, полученных в рамках субсидий, Поляковым Б.В., Семиной Е.И., Ванюковой В.Н. соблюдены. Доказательств того, что указанными лицами субсидия была использована на иные цели, не имеется.
27.02.2023 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Семиной Е.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложениями, в котором третье лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Семина Е.И. полагала, что поскольку цели и задачи целевой программы соблюдены, что подтверждается преюдициальным судебным актом, утверждение Управления о неправомерности предоставления субсидии является необоснованным.
В судебное заседание, проведенное в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, явились представители Управления и Администрации, иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела, за исключением копии апелляционного определения Орловского областного суда от 26.10.2022 по делу N 33-2854/2022, поскольку данный документ уже имеется в материалах дела.
Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, считал решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считали обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей Управления и Администрации, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 23.11.2021 N 535 "О назначении плановой выездной проверки в Администрации Орловского района Орловской области" и на основании пункта 25 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 08.12.2021 по 29.12.2021 в отношении Администрации проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках подпрограммы "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
В ходе проведения проверки выявлено нарушение пункта 4, подпункта "в" пункта 19 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющихся приложением N 11 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (ред. от 08.02.2019); пунктов 11, 14 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющегося приложением N 10 к государственной программе Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 04.12.2013 N 411 (ред. от 14.05.2019); абзаца 2 пункта 2 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющегося приложением N 1 к постановлению Правительства Орловской области от 03.04.2018 N 131, заключающееся в том, что объектом контроля в 2019 году неправомерно осуществлено предоставление субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках подпрограммы "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в размере 2 396 826,26 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 2 163 135,71 руб.
25.02.2022 Управление вынесло представление N 54-14-34/23-944 (т. 1 л.д. 11 - 14), в котором требовало:
1. по нарушениям N N 1 - 12 принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в течение 30 дней со дня получения настоящего представления;
2. по нарушению N 9 неправомерно предоставленную субсидию в сумме 2 163 135,71 руб. вернуть в доход федерального бюджета в течение 60 дней со дня получения настоящего представления.
Не согласившись с пунктом 2 вышеуказанного представления, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным (с учетом уточнения).
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, по ходатайству заявителя производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Орловского районного суда Орловской области по делу N 2-906/2022 (т. 3 л.д. 78 - 81). Судебный акт не обжаловался и вступил в законную силу.
09.11.2022 по ходатайству заявителя производство по делу было возобновлено.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 БК РФ).
Согласно п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (ч. 2 ст. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), в которую, в частности, входит подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" с основным мероприятием "Поддержка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий".
В приложении N 11 к Государственной программе установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно п.п. "а" п. 2 которых субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению N 1 (далее - Типовое положение).
Исходя из п. 4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - участники мероприятий), - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего документа, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего документа. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно в отношении граждан и молодых семей (молодых специалистов), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего документа признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя (далее - орган местного самоуправления), по месту их постоянного жительства на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;
б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
В целях повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого развития сельских территорий Орловской области постановлением Правительства Орловской области от 04.12.2013 N 411 утверждена государственная программа Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области" (далее - Государственная программа Орловской области).
В Приложении N 10 к Государственной программе Орловской области (в редакции от 14.05.2019) предусмотрен Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Порядок).
Как следует из п. 2 Порядка, граждане, проживающие в сельской местности, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия, в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 32 - 34 Типового положения, представляют в органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области по месту постоянного жительства заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов по форме, утвержденной приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области, и документы, предусмотренные пунктами 19 и 38 Типового положения с учетом требований пунктов 20 и 39 Типового положения.
Заявление и прилагаемые документы регистрируются органом местного самоуправления в день их поступления с указанием даты и времени поступления и включаются в списки очередности заявителей, сформированные в соответствии с пунктами 5 и 36 Типового положения в той хронологической последовательности, в которой указанные документы подаются заявителями.
В соответствии с п. 3 Порядка орган местного самоуправления проверяет правильность оформления и комплектность документов, указанных в пунктах 19 и 38 Типового положения, достоверность содержащихся в них сведений в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации, и в случае отсутствия обстоятельств, указанных в абзаце втором настоящего пункта, формирует списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период в срок до 1 мая года, предшествующего году реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
При выявлении неправильности оформления, некомплектности документов, указанных в пунктах 19 и 38 Типового положения, недостоверной информации, содержащейся в данных документах, орган местного самоуправления возвращает их заявителю с указанием причин возврата в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов. После устранения выявленных нарушений заявитель имеет право повторно представить документы в орган местного самоуправления.
Исходя из пунктов 11, 12 Порядка, на основании представленных органами местного самоуправления списков получателей социальных выплат, заявлений и документов, предусмотренных пунктами 19 и 38 Типового положения, Департамент формирует сводный список получателей социальных выплат по Орловской области (далее - сводный список) в течение 10 рабочих дней со дня представления списков получателей социальных выплат органами местного самоуправления.
Сводный список утверждается приказом Департамента в течение 30 рабочих дней со дня заключения соглашений.
Постановлением Правительства Орловской области от 03.04.2018 N 131 "О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области" утвержден, в том числе Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в силу п. 2 которого документами, подтверждающими наличие у заявителей и (или) членов их семей собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов (по гражданам и молодым семьям, молодым специалистам) расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в соответствии с подпунктом "в" пункта 19 и подпунктом "з" пункта 38 Типового положения, являются: 1) справка о состоянии банковского счета в кредитной организации; 2) копия договора займа; 3) копия кредитного договора; 4) гарантийное письмо кредитной организации о предоставлении кредита (займа) или выписка из решения уполномоченного органа кредитной организации (заимодавца) о предоставлении кредита (займа); 5) копия акта оценки незавершенного строительства индивидуального жилого дома; 6) копия документа, подтверждающего приобретение строительных материалов, необходимых для строящегося жилья; 7) предварительный договор о предоставлении займа юридическим или физическим лицом на строительство (приобретение) жилья; 8) копия государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; 9) копия свидетельства о праве собственности на имущество (объект недвижимости, транспортное средство, земельный участок), средства от продажи которого могут учитываться в качестве собственных средств, направляемых на оплату строящегося (приобретаемого) жилья.
04.04.2019 между Департаментом и Администрацией Орловского района Орловской области было заключено соглашение N 54647000-1-2019-001 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (далее - соглашение, т. 2 л.д. 82 - 87), предметом которого является предоставление из бюджета Орловской области в 2019 году бюджету Орловского муниципального района субсидии на обеспечение устойчивого развития сельских территорий (улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов".
Разделом II соглашения предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 301 402 руб. 60 коп. Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Орловской области бюджету Орловского муниципального района в соответствии с соглашением, исходя из выраженного в процентах общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95 %, составляет в 2019 году не более 2 186 332 руб. 47 коп.
01.11.2019 между Департаментом и Администрацией Орловского района Орловской области было заключено дополнительное соглашение N 54647000-1-2019-001/1 к соглашению, в соответствии с которым общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 396 826 руб. 26 коп. Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Орловской области бюджету Орловского муниципального района в соответствии с соглашением, исходя из выраженного в процентах общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95 %, составляет в 2019 году не более 2 276 984 руб. 95 коп. (т. 2 л.д. 88 - 90).
Приказом Департамента от 15.05.2019 N 100 утвержден Сводный список получателей социальных выплат по Орловской области на 2019 год мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, из которого следует, что получателями социальных выплат в Орловском районе являлись Поляков Б.В. и Семина Е.И.
Департамент приказом от 14.11.2019 N 262 внес изменение в приказ Департамента от 15.05.2019 N 100 "Об утверждении Сводного списка получателей социальных выплат по Орловской области на 2019 год мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", дополнив его получателем социальной выплаты в Орловском районе - Ванюковой В.Л. (т. 2 л.д. 79 - 81).
Из материалов дела усматривается, что Департаментом были выданы свидетельства на получение социальных выплат:
1. Ванюковой В.Л. - свидетельство от 11.10.2018 N 18 на получение социальной выплаты в размере 1 033 627 руб. 99 коп., свидетельство от 12.11.2019 N 19 на получение социальной выплаты в размере 150 218 руб. 95 коп. (т. 2 л.д. 68 - 73);
2. Полякову Б.В. - свидетельство от 05.06.2019 N 6 на получение социальной выплаты в размере 1 643 859 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 64 - 65);
3. Семиной Е.И. - свидетельство от 05.06.2019 N 7 на получение социальной выплаты в размере 602 748 руб. 31 коп. (т. 1 л.д. 101 - 102).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2020 N 2-П указал, что принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. С учетом ее правовой природы само по себе введение срока для регистрации права собственности на построенное (приобретенное) жилое помещение призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, а возврат ее средств по требованию компетентного органа публично-правового образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена. В то же время гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12.07.2007 N 10-П, от 13.12.2016 N 28-П, от 10.03.2017 N 6-П, от 11.02.2019 N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует вывод о том, что осуществляемая в рамках федеральной и региональной целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, не имеющих жилья в этой местности, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки, предназначенная для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, и направленная на обеспечение достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, предполагает обеспечение названных граждан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.
Как уже указывалось ранее, Орловским районным судом Орловской области было рассмотрено дело N 2-906/2022 по исковому заявлению Администрации Орловского муниципального округа Орловской области к Семиной Е.И., Ванюковой В.Л., Полякову Б.В. о взыскании произведенной социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 01.08.2022 Орловский районный суд Орловской области отказал в удовлетворении иска, сделав вывод о наличии у ответчиков денежных средств в размере 30 % от расчетной стоимости приобретаемого жилья, наличии необходимых документов, счел, что полученные на законных основаниях Семиной Е.И., Ванюковой В.Л., Поляковым Б.В. денежные средства в качестве социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности были израсходованы по целевому назначению, в связи с чем, они не могут быть признаны неосновательным обогащением и не подлежат возврату (т. 3 л.д. 100 - 105).
Апелляционным определением Орловского областного суда от 26.10.2022 по делу N 33-2854/2022 решение Орловского районного суда Орловской области от 01.08.2022 оставлено без изменения (т. 4 л.д. 21 - 24).
При этом правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 14.01.2020 N 2-П, учтена судом общей юрисдикции при рассмотрении спора.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (ч. 3 ст. 69 АПК РФ).
В деле N 2-906/2022 участвовали те же лица, что и в настоящем деле (Администрация - истец, Семина Е.И., Ванюкова В.Л., Поляков Б.В. - ответчики, Управление - третье лицо).
Преюдицию образуют исключительно те обстоятельства, которые непосредственно устанавливались и исследовались судом, что нашло отражение в мотивировочной части судебного акта.
В рамках настоящего дела предметом рассмотрения является правомерность требования Управления о возврате неправомерно представленной субсидии в сумме 2 163 135 руб. 71 коп. в доход федерального бюджета.
Вывод суда в рамках дела N 2-906/2022 о том, что полученные Семиной Е.И., Ванюковой В.Л., Поляковым Б.В. денежные средства в качестве социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности были израсходованы по целевому назначению, переоценке не подлежит.
Таким образом, цели субсидии Семиной Е.И., Ванюковой В.Л. и Поляковым Б.В. соблюдены.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании вышеизложенного суд правомерно признал недействительным пункт 2 требовательной части представления Управления N 54-14- 34/23-944 от 25.02.2022.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Доказательств того, что Семиной Е.И., Ванюковой В.Л. и Поляковым Б.В. субсидия была использована на иные цели, в материалы дела не представлено.
Незначительные расхождения/неточности в представленных документах, суммах, подтвержденных у третьих лиц, не могут свидетельствовать о нецелевом характере реализации полученных в качестве субсидий денежных средств.
При этом довод заявителя жалобы о том, что Администрация может исполнить предписание за счет собственных средств, не свидетельствует о неправомерности выводов суда области.
Администрация не является получателем субсидии, она не допустила нецелевого использования денежных средств, сведений, опровергающих данные факты, оспариваемое предписание не содержит.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2022 по делу N А48-4053/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4053/2022
Истец: Администрация Орловского муниципального округа Орловской области
Ответчик: УФК по Орловской области
Третье лицо: Ванюкова Вероника Леонидовна, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИП Евсикова Людмила Михайловна, Поляков Борис Валерьевич, Семина Елена Ивановна