г. Киров |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А28-5669/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022
по делу N А28-5669/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (ИНН 4345089335, ОГРН 1044316564313)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о признании незаконным распоряжения и об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (далее - заявитель, Общество, ООО "Моспромстройматериалы-Вятка") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным распоряжения от 21.02.2022 N 68 и об обязании устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым требования ООО "Моспромстройматериалы-Вятка" удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о неправильном применении арбитражным судом норм материального права, неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Общество настаивает на незаконности оспариваемого решения, поскольку, по мнению подателя жалобы, испрашиваемый заявителем лесной участок является федеральной собственностью, только федеральные органы государственной власти имеют право распоряжаться федеральной собственностью в рамках федерального законодательства. Заявитель указывает на то, что вопреки требованиям типовой формы лесного плана, Лесной план Кировской области содержит ограничения использования свободных лесных участков с видом пользования для заготовки древесины путем выделения 5 зон освоения внутри одного вида пользования - заготовка древесины. По мнению Общества, в рассматриваемом случае суд первой инстанции должен был применить положения не Лесного плана Кировской области, а положения пункта 8 статьи 80.1, статей 81, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), имеющие большую юридическую силу. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Министерство в письменном отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Моспромстройматериалы-Вятка" (ОГРН 1044316564313) создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2004. Основным видом деятельности Общества является производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей.
В Министерство поступило заявление Общества от 28.01.2022 N 8 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины, с кадастровым номером 43:13:000000:463 со следующим местоположением: Кировская область, Котельничский район, Котельничское лесничество, Сюзюмское участковое лесничество, кварталы N 42-49; Щенниковское участковое лесничество, кварталы N 86, 88, 89, 95-97, 104, 107-109; Черновское участковое лесничество, кварталы N 8-10, 16, 17, 26-28, 37-40, 43-47.
На основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ Министерство отказало в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины (распоряжение от 21.02.2022 N 68), указав, что заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полагая, что решение (распоряжение) Министерства от 21.02.2022 является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В статье 80.1 ЛК РФ определена подготовка и организация открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.
Согласно части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
В Кировской области полномочия по управлению в сфере лесного хозяйства в рамках статьи 83 ЛК РФ предоставлены Министерству лесного хозяйства Кировской области.
Решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления о проведении конкурса (часть 7 статьи 80.1 ЛК РФ).
Пунктом 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ предусмотрено, что решение об отказе в проведении конкурса принимается в случае, если заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для обращения в суд Общества послужило принятие Министерством решения об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка. В качестве правового обоснования в оспариваемом решении Министерство указало положения пункта 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ. Из позиции ответчика следует, что в соответствии с Лесным планом Кировской области, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 (далее - Лесной план Кировской области), испрашиваемый Обществом лесной участок входит, в том числе в состав следующей зоны - "зона местного потребления".
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения (распоряжения) Министерства незаконным с учетом следующего.
В соответствии со статьей 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 86 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны интенсивности такого освоения (часть 1). Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 3).
В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны интенсивности такого освоения, в границах лесничеств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, зоны интенсивности освоения лесов из состава земель лесного фонда на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией. Лесной план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 692).
Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 утвержден Лесной план Кировской области на 2019 - 2028 годы.
Для использования лесов в целях заготовки древесины Лесным планом Кировской области (в редакции от 20.12.2021) предусматривается выделение 5 зон освоения: 1 - зона обеспечения потребностей граждан, 2 - зона специального назначения, 3 - зона местного потребления, 4 - аренда лесных участков, 5 - зона приоритетных инвестиционных проектов. Зона местного потребления предназначена для заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд, заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, а также рубки лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам аукционов. Предоставление лесных участков в аренду в зоне местного потребления не допускается.
Из материалов дела усматривается и сторонами по существу не оспаривается, что утвержденный Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 Лесной план Кировской области на 2019 - 2028 годы в установленном действующим законодательством порядке не оспорен. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Поскольку испрашиваемый ООО "Моспромстройматериалы-Вятка" лесной участок в соответствии с утвержденным Губернатором Кировской области Лесным планом входит, в том числе в состав зоны местного потребления, он не мог быть предоставлен в аренду в порядке, установленном статьей 80.1 ЛК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Министерства об отказе ООО "Моспромстройматериалы-Вятка" в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины по основанию, установленному в пункте 3 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ, соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения ответчика незаконным. В порядке статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 80.1 ЛК РФ, Лесного плана Кировской области, установив, что последний является действующим нормативным актом и не признан судом недействительным, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 по делу N А28-5669/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 13.01.2023 N 38 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2022 по делу N А28-5669/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (ИНН 4345089335, ОГРН 1044316564313) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.01.2023 N 38.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5669/2022
Истец: ООО "Моспромстройматериалы-Вятка"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области