г. Челябинск |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А47-11402/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом города Орска и индивидуального предпринимателя Васкановой Елены Вячеславовны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2022 по делу N А47-11402/2022.
Индивидуальный предприниматель Васканова Елена Вячеславовна (далее - заявитель, ИП Васканова Е.В.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации города Орска (далее - заинтересованное лицо 1, Администрация), муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом города Орска" (далее - заинтересованное лицо 2, Комитет) о признании недействительным решения от 19.05.2022 N 13/05-2391, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина, в следующих координатах:
N точки |
Координата, Х |
Координата, Y |
Н1 |
371 255,23 |
3 329 519,26 |
Н2 |
371 251,33 |
3 329 516,13 |
Н3 |
371 254,46 |
3 329 512,23 |
Н4 |
371 258,36 |
3 329 515,36 |
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2022 (резолютивная часть от 15.12.2022) заявленные к Комитету требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Комитета от 19.05.2022 N 13/05-2391, обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Васкановой Е.В. путем выдачи в течение 25 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке площадью 25 кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина, сроком на два года в следующих координатах:
N точки |
Координата, Х |
Координата, Y |
Н1 |
371 255,23 |
3 329 519,26 |
Н2 |
371 251,33 |
3 329 516,13 |
Н3 |
371 254,46 |
3 329 512,23 |
Н4 |
371 258,36 |
3 329 515,36 |
В удовлетворении заявленных к Администрации требований судом отказано.
С указанным решением суда не согласились Комитет и ИП Васканова Е.В., подали апелляционные жалобы.
Комитет в апелляционной жалобе просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Комитет указал, что процедура выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов предусмотрена Административным регламентом Администрации города Орска по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Административный регламент), утвержденным постановлением Администрации города Орска от 06.04.2021 N 909-п. Согласно Положению о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 N 178-п (далее - Положение N 178-п), к заявлению о выдаче разрешения прилагается, в том числе проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории. В нарушение статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", ИП Васкановой Е.В. к заявлению от 06.05.2022 была приложена схема расположения земельного участка, не содержащая сведений о ее утверждении.
Комитет также указал, что в пункте 3.6.8. Административного регламента установлен срок действия выдаваемого разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, который составляет не более двух лет. Поскольку заявителем при подаче заявления о выдаче разрешения был указан срок действия разрешения - 5 лет, Комитетом было правомерно вынесено обжалуемое уведомление об отказе в выдаче разрешения N 13/05-2391.
ИП Васканова Е.В. в своей апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции изменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина сроком на пять лет.
ИП Васканова Е.В. не согласилась с указанием суда первой инстанции на выдачу разрешения сроком на два года, полагала, что порядок и условия размещения объектов связи, указанных в пункте 11 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), могут устанавливаться исключительно нормативными актами субъектов Российской Федерации. Поскольку в Положении N 178-п возможные сроки действия разрешения на использование земельного участка не установлены, в соответствии с пунктом 8 Положения N 178-п в заявлении указываются предполагаемый срок использования земель или земельного участка, заявитель была вправе требовать предоставления ей указанного разрешения сроком на 5 лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васканова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.12.2017 за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя 317631300169300, имеет ИНН 631218367170, основной вид деятельности - 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным имуществом".
Между ИП Васкановой Е.В. (арендодатель) и публичным акционерным обществом "Мегафон" (далее - ПАО "Мегафон", арендатор) подписан договор N 01102020 от 01.10.2020, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет арендатору, а арендатор принимает в пользование объект аренды и, если применимо, площадку для размещения контейнера арендатора для последующей установки и эксплуатации оборудования арендатора (л.д. 16-21).
Согласно архитектурно-строительному решению 010121-01 АР, оборудование ПАО "Мегафон" является антенно-мачтовым некапитальным сооружением высотой 28 метров (л.д. 12-15).
ИП Васканова Е.В. обратилась в Администрацию с заявлением от 26.04.2022 о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объекта некапитального строительства - антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина, участок б/н, в кадастровом квартале 56:43:0111005, площадью 25 кв.м, сроком на 5 лет, координаты характерных точек границ территории:
N точки |
Координата, Х |
Координата, Y |
Н1 |
371 255,23 |
3 329 519,26 |
Н2 |
371 251,33 |
3 329 516,13 |
Н3 |
371 254,46 |
3 329 512,23 |
Н4 |
371 258,36 |
3 329 515,36 |
К заявлению была приложена схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина, участок б/н в кадастровом квартале 56:43:0111005 (л.д. 11).
Комитетом 19.05.2022 принято решение N 13/05-2391, поименованное как "Уведомление об отказе в выдаче разрешения", согласно которому ИП Васкановой Е.В. отказано в выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на земельный участок. Оспариваемое решение принято по следующим основаниям:
- согласно п. 3.6.8. Административного регламента максимальный срок действия разрешения на размещение объектов, размещение которых предусмотрено Постановлением N 1300, составляет не более двух лет;
- согласно пп. 3 п. 2.6.1. Административного регламента к заявлению о выдаче разрешения прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема), оформленная в соответствии с приложением N 5 к Регламенту и согласованная в комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Орска, предоставленная схема не прошла процедуру согласования в Комитете архитектуры и градостроительства Администрации г. Орска и оформлена с нарушением требований регламента (л.д. 24).
Полагая указанный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, ИП Васканова Е.В. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные к Комитету требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитетом принято незаконное решение, поскольку Комитет необоснованно отождествляет схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 9 Положения N 178-п) со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (статьи 11.3 и 11.10 ЗК РФ). Положением N 178-п не предусмотрено приложение к заявлению о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Суд первой инстанции также указал, что ни постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300, ни Положением N 178-п, по правилам которых осуществляется размещение спорных объектов, не предусмотрены минимальные или максимальные сроки размещения поименованных в названных нормативных актах объектов, пунктом 3.6.8. Административного регламента предусмотрено, что максимальный срок действия разрешения на размещение объектов составляет не более двух лет, в силу чего Комитет был обязан принять решение о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков на указанный срок. Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение данным заинтересованным лицом не принималось.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 11 указанного Перечня к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (матч и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Из материалов дела следует, что ИП Васканова Е.В. обратилась в Администрацию с заявлением от 26.04.2022 о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения объекта некапитального строительства - антенно-мачтового сооружения связи
Согласно архитектурно-строительному решению 010121-01 АР, оборудование ПАО "Мегафон" является антенно-мачтовым сооружением (далее - АМС) высотой 28 м, глубина заглубления - 4 м. АМС является движимым, некапитальным, временным объектом. Отдельно выполняемого конструктивного элемента - фундамента, АМС не имеет. Функцию фундамента АМС выполняет часть данного железобетонного столба, закрепление в грунте осуществляется с помощью ригелей, с применением песчано-щебеночной смеси и бетонной отмостки.
С учетом указанных характеристик АМС суд первой инстанции пришел к выводу, что фактически указанное сооружение являются легковозводимым. Данный объект в силу своих конструктивных особенностей может быть демонтирован и смонтирован на новой площадке при сохранении эксплуатационных качеств и характеристик объекта многократно, без ущерба для его несущих элементов и соответствующего ущерба его назначению, у него отсутствует прочная связь с землей. Размещение указанного выше сооружения связи носит временный характер и не порождает каких-либо вещных прав (обременений) в отношении предоставляемого земельного участка у их владельцев. Планируемое к возведению заявителем сооружение не относится к объектам недвижимости, не определено действующим законодательством как особо опасное и технически сложное сооружение, на указанный объект не требуется получение разрешения на строительство, а также извещение о начале строительства и осуществления государственного строительного надзора.
Поскольку для возведения спорного объекта связи не требуется разрешения на строительства, в соответствии с пунктом 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением от 03.12.2014 N 1300, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный объект (АМС) подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута.
Указанные выводы суда первой инстанции сторонами в апелляционном порядке не обжалуются (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 N 178-п утвержден порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 178-п размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками (далее - уполномоченный орган).
Заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка (пункт 7 Положения N 178-п).
Согласно пункту 9 Положения N 178-п к заявлению прилагаются:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя или представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема).
Схема должна быть выполнена в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать:
ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
информацию о наличии зон с особыми условиями использования территории;
сведения о местоположении зданий, сооружений.
На основании пунктов 10, 13 Положения N 178-п уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления:
- проводит проверку наличия и достоверности документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения;
- выдает разрешение или отказывает в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в следующих случаях:
- в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения;
- заявителем не представлены документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения;
- размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
- в отношении земель или земельных участков, на которых предполагается размещение объекта, уже выдано разрешение, срок действия которого не истек;
- земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу.
В рассматриваемом случае основанием для принятия Комитетом решения об отказе в выдаче разрешения послужили два основания: указание в заявлении срока действия разрешения, превышающего двухлетний срок, предусмотренный п. 3.6.8. Административного регламента, а также приложение к заявлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, не прошедшей процедуру согласования в Комитете архитектуры и градостроительства Администрации г. Орска и оформленной с нарушением требований регламента.
Оценив указанный отказ Комитета, суд первой инстанции обоснованно нашел его неправомерным.
Суд первой инстанции верно установил, что ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, ни Положением N 178-п, по правилам которым осуществляется размещение спорных объектов, не предусмотрены минимальные или максимальные сроки размещения поименованных в названных нормативных актах объектов, в силу чего в таком случае определение срока действия разрешения является правом органа местного самоуправления.
Администрация, осуществляющая полномочия по распоряжению земельными участками, вправе самостоятельно установить этот срок. Администрацией срок был установлен в пункте 3.6.8. Административного регламента.
Вместе с тем, сама по себе подача заявителем заявления о выдаче разрешения с указанием срока размещения объекта, превышающего установленный в пункте 3.6.8. Административного регламента срок, вопреки логике Комитета, не является основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения, поскольку указанные действия заявителем производятся в пределах нормы пункта 8 Положения N 178-п, согласно которому в заявлении указывается в том числе предполагаемый срок использования земель или земельного участка.
В таком случае, исходя из специфики размещения объекта на земельном участке, целей, которые преследует заявитель, Комитет обязан разрешить вопрос о выдаче испрашиваемого разрешения с учетом положений имеющегося Административного регламента.
Доводы апелляционной жалобы ИП Васкановой Е.В. о том, что заявитель в силу отсутствия соответствующего правового регулирования в Положении N 178-п был вправе рассчитывать на получение разрешения на размещения объекта на земельном участке сроком на 5 лет, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку в рассматриваемым случае в Положении N 178-п не определены минимальный и максимальный сроки действия разрешения на размещения объекта на земельном участке, установление срока действия испрашиваемого заявителем разрешения на два года не может быть признано нарушением какого-либо нормативного акта, поскольку определение такого срока относится к дискреционному полномочию соответствующего органа.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что в таком случае определение срока действия разрешения является правом органа местного самоуправления.
Администрация, Комитет вправе самостоятельно установить тот срок размещения на земельном участке, в том числе и с учетом пункта 3.6.8. Административного регламента.
Заявляя требование о выдаче разрешения сроком на 5 лет, ИП Васкановой Е.В. не было приведено мотивированного или основанного на фактических обстоятельствах дела обоснование именно такого срока действия разрешения.
Договор N 01102020 от 01.10.2020 заключен ИП Васкановой Е.В. с ПАО "Мегафон" на срок 1 год (п. 8.1 договора).
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно и правомерно признал возможным выдачу разрешения ИП Васкановой Е.В. на срок два года.
В отношении второго основания для отказа Комитета в выдаче разрешения, а именно: приложения к заявлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, не прошедшей процедуру согласования в Комитете архитектуры и градостроительства Администрации г. Орска и оформленной с нарушением требований регламента, апелляционный суд отмечает следующее.
В силу подпункта 3 пункта 2.6.1 Административного регламента одним из документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, является проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема), согласованная в КАиГ администрации г. Орска, согласно приложению N 5 к Административному регламенту. Схема должна быть выполнена на актуализированной топографической съемке в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать:
- ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения о местоположении зданий, сооружений.
Вместе с тем, в пункте 9 Положения N 178-п приведено иное правовое регулирование, согласно которому к заявлению прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории. Схема должна быть выполнена в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать: ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; информацию о наличии зон с особыми условиями использования территории; сведения о местоположении зданий, сооружений.
Требования о необходимости согласования схемы в КАиГ администрации г. Орска Положение N 178-п не содержит.
Как следует из пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Из приведенных положений статей 11.3 и 11.10 ЗК РФ следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является одним из документов, на основании которого осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Положении N 178-п в качестве приложения к заявлению предусмотрено предоставление схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом указания на то, что схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории должна быть составлена в соответствии с положениями статьи 11.10 ЗК РФ применительно к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории нет.
Положением N 178-п к схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории установлены следующие требования: схема должна быть выполнена в масштабе от 1:500 до 1:5000 при условии обеспечения читаемости линий и условных обозначений графических материалов, и содержать: ведомость координат характерных (поворотных) точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; информацию о наличии зон с особыми условиями использования территории; сведения о местоположении зданий, сооружений.
Земельным кодексом Российской Федерации к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предъявляются более расширенные требования: подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 4 приложения 1 к Приказу Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Комитет необоснованно отождествляет схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 9 Положения N 178-п) со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (статьи 11.3 и 11.10 ЗК РФ).
Поскольку соответствующая схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории заявителем была представлена, Комитетом не было представлено доказательств того, что указанная схема противоречит требованиям Положения N 178-п, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения Комитета от 19.05.2022 N 13/05-2391 и обосновано обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Васкановой Е.В. путем выдачи в течение 25 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке площадью 25 кв.м., расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Сорокина, сроком на два года.
Доводы апелляционной жалобы Комитета были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую судебную оценку.
Доводы апелляционной жалобы Комитета не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ИП Васкановой Е.В. распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на данного апеллянта.
По апелляционной жалобе Комитета распределение государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится, поскольку Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2022 по делу N А47-11402/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом города Орска и индивидуального предпринимателя Васкановой Елены Вячеславовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11402/2022
Истец: ИП Васканова Елена Вячеславовна
Ответчик: Администрация г. Орска, МУ "Комитет по управлению имуществом города Орска", МУ "Коммитет по управлению имуществом города Орска"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд