г. Чита |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А19-15885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2022 года по делу N А19-15885/2022 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (ОГРН 1213800023304, ИНН 3849084158) к областному государственному автономному учреждению "Лесхоз Иркутской области" (ОГРН 1028500567182, ИНН 8504000413) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пуховского Д.С., представителя по доверенности от 08.11.2022;
от заинтересованного лица: Хрипливого А.Ю., представителя по доверенности 30.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к областному государственному автономному учреждению "Лесхоз Иркутской области" (далее - заинтересованное лицо, учреждение) о взыскании задолженности в размере 63 690 670,93 руб.
Решением суда от 21 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. С Областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области взыскано недоимка по налогам, страховым взносам и пени в общей сумме 33392892,58 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что ввиду неверного заполнения учреждением платежных документов, спорные платежи автоматически зачтены программным комплексом ФНС России в иные налоговые периоды.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель учреждения - оспорил по мотивам, приведенным в отзыве.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Ломако Н.В. на судью Будаеву Е.А.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что участвующие в деле лица не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Учреждением в налоговый орган по месту учета 22.04.2022 представлены расчеты страховых взносов за 3 месяца 2022 года, в которых исчислены следующие суммы к уплате:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 40 768 065,95 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - 14 333 307,13 руб.;
по сроку уплаты 15.03.2022 - 12 827 387,63 руб.;
по сроку уплаты 15.04.2022 - 13 607 371,19 руб.,
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 9 450 778,89 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - 3 322 721,11 руб.;
по сроку уплаты 15.03.2022 - 2 973 621,79 руб.;
по сроку уплаты 15.04.2022 - 3 154 435,99 руб.,
3) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 361 659,91 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - 1 885 995,72 руб.;
по сроку уплаты 15.03.2022 - 1 686 271,44 руб.;
по сроку уплаты 15.04.2022 - 1 789 392,75 руб.,
4) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)), в сумме 118 466,23 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - 41 551,33 руб.;
по сроку уплаты 15.03.2022 - 33 696,37 руб.;
по сроку уплаты 15.04.2022 - 43 218,53 руб.,
5) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)), в сумме 6 613 342,33 руб.
6) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)), в сумме 30 102,33 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов ответчику начислены пени, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) - 1189955,24 руб., на обязательное медицинское страхование - 275 853,25 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 156 515,83 руб., на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) - 3382,25 руб., на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) - 95 277,73 руб., на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) - 863,76 руб.
25.04.2022 АУ "Лесхоз Иркутской области" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2022 года, согласно которой за указанный налоговый период исчислен к уплате налог в сумме 16 212 174 руб.
За несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость ответчику начислены пени в сумме 27 020,29 руб.
27.04.2022 налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета представлен расчет по форме НДФЛ-6, в котором исчислен налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за искалечением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 3 месяца 2022 года в сумме 780 908 руб.
За несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц ответчику начислены пени в сумме 33 814,35 руб.
Направленное ответчику заказным письмом требование от 05.05.2022 N 384915802 об уплате недоимки и соответствующей пени в установленный срок не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим иском.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным и правильным вывод суда первой инстанции о неправомерности требований налогового органа в рассматриваемой части ввиду произведенного им зачета уплаченных учреждением страховых взносов в счет погашения недоимки за иные периоды в нарушение требований налогового законодательства, основанный на правильном применении норм права и установлении фактических обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком страховых взносов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Судом первой инстанции установлено, что учреждением произведена частичная уплата исчисленных страховых взносов за спорный период:
1) на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в сумме 21 563 841,75 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - в сумме 7 627 247,39 руб. (платежное поручение от 15.02.2022 N 1638);
по сроку уплаты 15.03.2022 - в сумме 6 846 759,78 руб. (платежные поручения от 11.03.2022 N N 3474, 3480 на сумму 6 846 739,21 руб. и 20,57 руб. соответственно);
по сроку уплаты 15.04.2022 - в сумме 7 089 834,58 руб. (платежные поручения от 12.04.2022 N 5316 на сумму 4392,71 руб., от 14.04.2022 N 5494 на сумму 7 085 441,87 руб.),
2) на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 4 998 891,10 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - в сумме 1 768 134,31 руб. (платежное поручение от 15.02.2022 N 1641);
по сроку уплаты 15.03.2022 - в сумме 1 587 204,04 руб. (платежные поручения от 11.03.2022 N N 3477, 3483 на сумму 1 587 199,27 руб. и 4,77 руб. соответственно);
по сроку уплаты 15.04.2022 - в сумме 1 643 552,75 руб. (платежные поручения от 12.04.2022 N 5319 на сумму 1018,31 руб., от 14.04.2022 N 5497 на сумму 1 642 534,44 руб.),
3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 842 506 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - в сумме 0 005 410,30 руб. (платежное поручение от 15.02.2022 N 1639);
по сроку уплаты 15.03.2022 - в сумме 902 526,35 руб. (платежные поручения от 11.03.2022 N N 3475, 3481 на сумму 902 523,64 руб. и 2,71 руб. соответственно);
по сроку уплаты 15.04.2022 - в сумме 934 569,35 руб. (платежные поручения от 12.04.2022 N 5317 на сумму 579,05 руб., от 14.04.2022 N 5495 на сумму 933 990,30 руб.),
4) на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) в сумме 29 532,08 руб., в том числе:
по сроку уплаты 15.02.2022 - в сумме 9883,39 руб. (платежное поручение от 15.02.2022 N 1642);
по сроку уплаты 15.03.2022 - в сумме 9630,49 руб. (платежное поручение от 11.03.2022 N 3478);
по сроку уплаты 15.04.2022 - в сумме 10 018,20 руб. (платежное поручение от 14.04.2022 N 5498).
Указанные суммы налоговым органом зачтены в счет погашения задолженности по страховым взносам за иные (предыдущие) периоды, в связи с чем, по рассматриваемому периоду (3 месяца 2022 года) образовалась спорная недоимка.
Налоговый орган в пояснениях указал, что основанием для самостоятельного зачета вышеуказанных сумм явились допущенные налогоплательщиком нарушения в оформлении платежных документов.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, платежные документы заполнены в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, содержат все необходимые реквизиты, и в поле "Назначение платежа", "Налоговый период" отражены значения показателей налогового периода: МС.01.2022, МС.02.2022, МС.03.2022.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В силу подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Условия и порядок возврата и зачета излишне уплаченного налога установлены статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (пункт 1).
В силу пункту 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
При действующем правовом регулировании правовых оснований для произведения самостоятельного осуществления зачета произведенных платежей у налогового органа не имелось.
Судом первой инстанции обоснованно обращено внимание на тот факт, что принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (условия применения которой в данном случае имеются) подлежит взысканию в судебном порядке.
Учитывая, что учреждение является бюджетной организацией и имеет лицевые счета, в платежных документах учреждением отражены соответствующие месяца, за которые производится уплата страховых взносов, что исключает квалификацию этих платежей как переплату и возможность проведения зачета, а также то обстоятельство, что в установленном порядке решений о проведении зачетов инспекцией не выносилось, о наличии переплаты и проведенных зачетах учреждение не уведомлялось, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что зачеты уплаченных страховых взносов в счет погашения недоимки за иные периоды произведены налоговым органом по своей инициативе, без учета указанного налогоплательщиком назначения платежа, и противоречат положениям статей 45, 46, 70 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, подтверждающих неправомерность зачета уплаченных учреждением сумм, суд первой инстанции, учтя спорные платежи, обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований налогового органа в рассматриваемой части.
При апелляционном пересмотре судебного акта убедительных и опровергающих выводы суда первой инстанции доводов, нашедших свое подтверждение, не приведено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта в обжалуемой части судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2022 года по делу N А19-15885/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15885/2022
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"