г. Владивосток |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А51-16682/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азия Трейд Компании",
апелляционное производство N 05АП-1121/2023
на решение от 07.02.2023
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-16682/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азия Трейд Компании" (ИНН 2721169293, ОГРН 1092721004694)
к Дальневосточной электронной таможне (ИНН 2502062244, ОГРН 1202500010624)
о признании незаконным решения от 02.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10720010/260422/3030066,
при участии:
от Дальневосточной электронной таможни - Корченевская Н.С. по доверенности от 12.01.2023, сроком действия до 15.01.2024, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 3859),
от ООО "Азия Трейд Компании" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азия Трейд Компании" (далее - заявитель, декларант, общество, ООО "Азия Трейд Компании") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточной электронной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 02.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10720010/260422/3030066.
Решением арбитражного суда от 07.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Азия Трейд Компании" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом, который заполняется в соответствии с законодательством страны отправления. Негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта. Из условий поставки EXW SUIFENHE следует, что за счет покупателя происходит погрузка товара в транспортное средство и экспортное таможенное оформление. Но это не означает, что покупатель только собственными силами может осуществлять погрузку и оформление, покупатель может привлечь любое лицо к выполнению данных услуг, в том числе и продавца, который находясь в более выходных технических условиях и обладает знаниями иностранного законодательства, осуществляет указанные услуги с помощью своего персонала.
Настаивает на том, что условиями контракта при оплате платежей по нему не предусмотрено указание в платежных документах номеров инвойса, в связи с этим в назначении указывается номер и дата контракта. Соответственно, указание в платежных документах каких либо идентификационных признаков по конкретной поставке не предусмотрено условиями контракта, а непредставление банковских документов об оплате декларантом данной партии товара (при наличии в контракте условия об отсрочке) не является основанием для запрета на применение метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки и не может служить доказательством того, что таможенная стоимость определена декларантом неверно.
К судебному заседанию через канцелярию суда от таможенного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Дальневосточной электронной таможни на доводы апелляционной жалобы возражал. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о причине неявки не сообщил. С учетом мнения представителя таможни суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие представителей ООО "Азия Трейд Компании".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В апреле 2022 года ООО "Азия Трейд Компании" в таможню подана ДТ N 10720010/260422/3030066, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларированы товары различных наименований, поступившие из Китая на условиях EXW SUIFENHE, ввезенные на территорию ЕАЭС во исполнение внешнеторгового контракта от 28.02.2017 N HLSF-2632-4, заключенного с продавцом иностранной компанией SUIFENHE HUACHANG ECONOMIC AND TRADE CO., LTD., определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", в подтверждение которой представив информацию о коммерческих и иных товаросопроводительных документах, согласно сведений графы 44 спорной ДТ.
В ходе проведения контроля заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров таможенным органом на основании пункта 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) в адрес декларанта был направлен запрос от 27.04.2022 о предоставлении документов и сведений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости.
Во исполнение требований таможенного органа общество письмом от 14.06.2022 представило имеющиеся в его распоряжении документы, запрошенные таможней, а также дало пояснения относительно формирования таможенной стоимости.
Посчитав, что сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости товаров, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла решение от 02.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10720010/260422/3030066.
Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что представленными обществом документами, сведениями и пояснениями не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
В силу пункта 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При этом в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, лишь в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "г" "и", "к" пункта 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) следующие документы и (или) сведения, включая письменные пояснения: прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения; прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров; документы об оплате ввозимых товаров; пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю; документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, при таможенном оформлении ввезенного товара обществом в ДТ N 10720010/260422/3030066 были заявлены сведения о следующих подтверждающих документах: контракт от 28.02.2017 N HLSF-2632-4, дополнения к контракту, спецификация от 20.04.2022 N 09/05/HUC/А, инвойс от 15.04.2022 N 09/05/HUC/А и иные документы.
Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод).
По условиям пункта 1.1 контракта от 28.02.2017 N HLSF-2632-4 продавец обязуется поставить покупателю товар в ассортименте, количестве, по цене, на условиях поставки, указанных в приложении (спецификации) к контракту, а покупатель обязуется принять и оплатить поставленный ему товар.
В силу пункта 1.2 контракта наименование, ассортимент, количество, условия поставки в соответствии с Инкотермс-2010, цена товара, общая стоимость поставленной партии товаров и иные условия оговариваются в спецификации на каждую поставку. Спецификация является неотъемлемой частью данного контракта. Условия поставки на каждую партию товара устанавливаются в соответствующем инвойсе согласно Инкотермс-2010.
Общая стоимость товаров, поставляемых по контракту, составляет 60 млн. долл. США (пункт 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2019).
Согласно пункту 3.1 контракта оплата поставляемого товара осуществляется со счета покупателя на счет продавца путем банковского перевода в долларах США по курсу, установленному Банком России на дату перевода денежных средств по реквизитам, указанным в пункте 13 контракта.
Оплата стоимости поставляемого товара производится покупателем в течение 180 дней с момента получения товаров. Покупатель имеет право произвести предварительную оплату за товар (пункт 3.2 контракта).
Во исполнение достигнутых договоренностей между заявителем и его инопартнером в спецификации от 15.04.2022 N 09/05/HUC/А была согласована поставка товаров различных наименований на условиях EXW SUIFENHE на общую сумму 104 778, 26 долларов США.
Продавцом был сформирован и выставлен инвойс от 15.04.2022 N 09/05/HUC/А на сумму 104 778,26 долларов США, содержащий условие об отсрочке платежа на 180 дней.
Указанная стоимость товара была отражена декларантом в графе 22 спорной ДТ.
Как следует материалов дела, в ходе таможенного контроля с использованием системы управления рисками были выявлены риски недостоверного декларирования, выразившиеся в значительном отклонении заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Так, по данным ИСС "Малахит" выявленные отклонения заявленного декларантом индекса таможенной стоимости от среднего уровня, сложившегося в регионе деятельности ФТС России и РТУ, в меньшую сторону составили по товару N 1 по ФТС России - 38,07%, по ДВТУ - 50,74%.
Поскольку декларантом был избран первый метод таможенной оценки, основанный на стоимости сделки с ввозимыми товарами, то проверка таможней формирования цены сделки была необходима для установления факта выполнения декларантом условий, определенных статьей 39 ТК ЕАЭС.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у таможни имелись законные основания для проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу которого у декларанта были запрошены дополнительные пояснения и документы по факторам, влияющим на значительно низкую цену декларируемого товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Материалами дела подтверждается, что с письмом N 3030066, направленным 14.06.2022 в ответ на запрос таможенного органа от 27.04.2022, от декларанта помимо ранее представленных документов поступили заявление на перевод N 2257 от 14.12.2021, прайс-лист, экспортная декларация с переводом, а также транспортные документы.
Кроме того, общество направило письменные пояснения о том, что все товары, заявленные в ДТ, произведены для массового потребления, все основные характеристики товара указаны в ДТ, по данной партии товара продавцом скидки не предоставлялись, оплата по данной поставке еще не произведена, покупатель пользуется отсрочкой платежа согласно условиям контракта.
Поскольку представленные обществом документы не устранили сомнения таможни в достоверности заявленной таможенной стоимости товаров по рассматриваемой ДТ, рассчитанной по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), таможенный орган признал невозможным применение обозначенного метода и осуществил корректировку таможенной стоимости по третьему методу - по стоимости сделки с однородными товарами.
В основу принятого решения от 02.07.2022 таможенным органом приведены следующие обстоятельства:
- поручение агенту составлено ранее, чем выставлено ценовое предложение,
- представленное заявление на перевод невозможно соотнести с настоящей поставкой, а также с предыдущими поставками,
- согласно представленной ВБК получателями (отправителями) платежей является несколько стран в отсутствие такого условия в Контракте и дополнительных соглашениях;
- установлена значительная переплата по Контракту, что указывает на занижение таможенной стоимости,
- составление поручения агенту N 2774 от 28.01.2022, то есть более, чем за два месяца до согласования сторонами поставки спорной партии в спецификации от 15.04.2022 N 09/05/HUC/А.
Оценивая обстоятельства ввоза спорного товара и выводы, положенные в основу решения о корректировке таможенной стоимости, арбитражный суд пришел к выводу о том, что совокупный анализ представленных обществом пояснений и дополнительных документов показывает, что они фактически не были направлены на обоснование стоимостной характеристики заявленной таможенной стоимости, с чем соглашается и апелляционная коллегия.
Так, арбитражным судом обоснованно принято во внимание непредставление декларантом доказательств оплаты спорной партии товара ни в ходе таможенного оформления, ни при рассмотрении дела в суде.
Действительно, положениями пункта 3.2 контракта, а также инвойса от 15.04.2022 N 09/05/HUC/А установлено условие оплаты покупателем стоимости товара в течение 180 дней с момента его получения.
Соответственно, непредставление запрошенных у декларанта документов об оплате товаров, ввезенных по спорной поставке, было обусловлено объективными причинами отсутствия таких документов на дату таможенного оформления и проведения таможенного контроля.
В то же время названные обстоятельства не могли послужить препятствием для представления доказательств оплаты предыдущих поставок по данному контракту.
Между тем, коллегией установлено, что в качестве подтверждения оплаты по предыдущим поставкам обществом в ходе таможенного контроля было представлено заявление на перевод N 2257 на сумму 179 000 рублей, датированное 14.12.2021, тогда как спорная декларация была подана обществом в таможенный орган 26.04.2022, при этом из ведомости банковского контроля следует, что между указанными поставками обществом был произведен еще ряд поставок партий товаров, по которым должна была быть произведена соответствующая оплата.
Кроме того, в соответствии с информацией раздела V ведомости банковского контроля коллегией установлено положительное сальдо расчетов в размере 3 769 991, 41 долларов США, что говорит о ввозе товара в большем количестве, нежели произведено оплаты, и свидетельствует о наличии задолженности декларанта по исполнению финансовых обязательств в рамках рассматриваемого внешнеторгового контракта на соответствующую дату.
Таким образом, представление ООО "Азия Трейд Компании" в рамках проведения таможенного контроля ведомости банковского контроля, в соответствии с которой общество производит платежи в счет исполнения своих обязательств по контракту способами, не предусматривающими идентификацию платежей с конкретными товарными партиями, не свидетельствует о наличии бесспорных доказательств оплаты спорной поставки, а носит исключительно информационный характер по вопросу исполнения обществом своих обязательств по контракту.
При таких обстоятельствах следует признать, что предоставление указанных документов не отражало реальное состояние расчетов общества со своим контрагентом по спорной поставке.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия также принимает во внимание, что в ходе судебного разбирательства общество также ограничилось представлением заявления на перевод N 2257 от 14.12.2021, ведомости банковского контроля и выписки АО "Альфа-Банк" по лицевому счету за период с 01.01.2022 по 22.03.2022 и не предоставило каких-либо пояснений по вопросу дальнейшей оплаты товаров, ввезенных по спорной таможенной декларации, учитывая, что установленный контрактом (инвойсом) период отсрочки на дату судебного разбирательства уже истек.
Как указывалось выше, условиям пункта 3.2 контракта, воспроизведенного в вышеназванных спецификации и инвойсе, оплата стоимости поставляемого товара производится покупателем в течение 180 дней с момента получения товаров; покупатель имеет право произвести предварительную оплату за товар.
Между тем раздел II "Сведения о платежах" ВБК в колонке "Код вида операции" содержит сведения о видах операций 11100 (Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)), 11200 (Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа)), что не согласуется с пояснениями декларанта о поставке товара только на условиях отсрочки платежа, а какие-либо документы, согласующие порядок оплаты по данной партии товара (предоплата или отсрочка), декларант в таможенный орган, как и суду не представил.
Одновременно, обстоятельства, связанные согласно пояснениям декларанта с отсрочкой платежа по рассматриваемой поставке, не могли послужить препятствием для представления доказательств оплаты предыдущих поставок по данному контракту, учитывая, что спорная поставка не являлась первой, что подтверждается сведениями раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля.
В тексте пояснений от 14.06.2022 N 30300066 декларант указал, что предыдущие партии товара были оплачены заявлением на перевод от 14.12.2021 N 2257, в котором условиями контракта не предусмотрено указание на конкретный инвойс, между тем анализ названного заявления на перевод на сумму 179000 долл.США в рассматриваемом случае не дает возможности убедиться в соблюдении условий оплаты товара как по рассматриваемой поставке, так и по предыдущим поставкам, поскольку при отсутствии в гр. 70 какой-либо информации о конкретной поставке (реквизитов спецификации, инвойса, ДТ, иных документов) не представляется возможным установить, какая именно из предыдущих поставок оплачена именно данным документом и на каких условиях (предварительная или последующая оплата).
Сведения и пояснения, взаимоувязывающие заявление на перевод от 14.12.2021 N 2257 и какую-либо конкретную поставку, декларантом не представлены, Данные обстоятельства невозможно установить ни из ведомости банковского контроля, ни из выписки по счету АО "Альфа-Банк", поскольку информации о конкретном назначении платежа они не содержат.
Одновременно суд отмечает, что совокупный анализ положений пунктов 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 4.2, 5.1 контракта показывает, что оплате подлежит товар, поставленный по конкретной спецификации, в сроки, установленные для оплаты товара пунктом 3.2 контракта, которые в случае отсрочки оплаты товара исчисляются с момента получения товаров покупателем, что предполагает ведение в рамках исполнения контракта как учета поставок, дат получения товаров по каждой спецификации и исчисление от них сроков на оплату товаров, так и учет оплаты товара по каждой поставке.
С учетом изложенного ссылку декларанта лишь на то, что условиями контракта не предусмотрено указание в платежном документе на конкретный инвойс, нельзя признать направленной на подтверждение заявленной таможенной стоимости.
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод таможни о том, что декларант не в полной мере воспользовался правом доказать достоверность заявленной таможенной стоимости, в связи с чем сведения о заявленной декларантом таможенной стоимости исходя из смысла пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС нельзя признать документально подтвержденными.
Кроме этого, из материалов дела следует, что выявленное на этапе таможенного контроля отклонение заявленной таможенной стоимости не было объяснено декларантом, в силу выявленных таможенным органом и арбитражным судом несоответствий представленной декларации страны отправления товара.
Так, декларант по запросу таможни представил экспортную декларацию с переводом на русский язык, в которой отсутствуют QR-код, штрихкод, регистрационный номер декларации, сведения о таможенном посте, с которого вывозился товар, печать таможенного органа Китая.
При этом указанные обстоятельства исключают возможность таможенного контроля, в том числе посредством ресурса отслеживания экспортных деклараций КНР (htlp://english.customs.gov.cn).
Кроме того, указанное в экспортной декларации наименование отправителя товара (ООО Торгово-экономическая компания Хуацзин города Суйфэньхэ) не соответствует наименованию отправителя, указанному в контракте от 28.02.2017 N HLSF2632-4, декларации на товары N 10720010/260422/3030066, отгрузочной спецификации от 15.04.2022 N 09/05/HUC/A (Суйфэньхэйская торгово-экономическая компания с ограниченной ответственностью "Хуа Чан" (SUIFENHE HUACHANG ECONOMIC AND TRADE CO., LTD)).
Таким образом, таможенный орган и арбитражный суд пришли к обоснованному выводу о невозможности использовать данную экспортную декларацию в качестве документа, прошедшего официальный контроль государственного контролирующего органа страны-экспортера и подтверждающего достоверность сведений о стоимости товаров в рамках спорной ДТ в стране отправления.
Доводы апеллянта о том, что экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом, который заполняется в соответствии с законодательством страны отправления, в связи с чем, негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта, были рассмотрены арбитражным судом и обоснованно отклонены.
Так, в соответствии со спецификацией к контракту от 15.04.2022 N 09/05/HUC/A сторонами внешнеэкономической сделки согласовано условие поставки EXW SUIFENHE. Аналогичные сведения заявлены декларантом в графе 20 ДТ N10720010/260422/3030066.
Согласно общепринятым правилам международной торговли (Инкотермс) "Ex Works/Франко завод" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.н.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство. Данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца.
Таким образом, обязанность по таможенному оформлению при поставке на условиях Ex Works в полном объеме возлагается именно на покупателя.
Из изложенного следует, что представленными обществом документами, сведениями и пояснениями не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с однородными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях, иных официальных и общепризнанных источниках информации.
Вместе с тем, принятый судом первой инстанции во внимание довод таможни о том, что из представленного поручения ООО "Азия Трейд Компании" (агент) от 28.01.2022 N 2774, сформированного ООО "ДВЦОТ "АРТИС" (принципал) на основании заключенного договора от 17.06.2016 N АТК02/06 с указанием перечня товаров на артикульном уровне и их ценой, следует, что оно подготовлено ранее, чем спецификация от 15.04.2022, которая в свою очередь, является коммерческим документом, согласующим условие конкретной поставки в силу пункта 1.2 контракта, а также ранее выставления прайс-листа 15.04.2022, признается коллегией несостоятельным, поскольку из материалов дела усматривается, что ООО "Азия Трейд Компании" является профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, который с учетом давности и периодичности коммерческих взаимоотношений общества с конкретным продавцом обладает сведениями о перечне реализуемых им товаров с учетом артикулов и цен.
Довод таможенного органа о непредставлении декларантом в его адрес платежного поручения на оплату счета на перевозку, также подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, поскольку из имеющейся в материалах дела описи документов, следует, что соответствующее платежное поручение N 8520 от 27.04.2020 на оплату выставленного ООО NАКФА Сиа-ТрансN счета N ТЭУ-2204-06 от 22.04.2022 за оказание транспортных услуг было представлено обществом в ответ на запрос таможенного органа.
Указание таможни на необоснованное осуществление декларантом платежей по контракту на счета третьих лиц по мотиву того, что такой способ расчетов не предусмотрен контрактом или дополнительными соглашениями к нему, судом апелляционной инстанции не принимается, так как возможность подобных расчетов нормами национального законодательства и международного права не ограничена.
Доводы таможни о том, что согласно предоставленной ведомости банковского контроля получателями платежей по контракту, кроме КНР, являются несколько стран, в том числе: АЕ (Объединенные Арабские Эмираты), CN (Китай) ES (Испания), GB (Великобритания), НК (Гонконг), KR (республика Корея), MY (Малайзия), SG (Сингапур), TR (Турция), US (Соединенные Штаты Америки)), в то время как контрактом предусмотрена оплата за товар продавцу в КНР, и ни в одном дополнительном соглашении нет информации о внесении изменений (дополнений) об оплате товаров на счета лиц, отличных от Продавца по Контракту Suifenhe Huachang Economic And Trade Co., Ltd, также подлежат отклонению, так как возможность подобных расчетов нормами национального законодательства и международного права не ограничена.
Относительно прайс-листа суд апелляционной инстанции указывает, что законом или международными актами не установлено требований к форме прайс-листа. Прайс-лист является документом, который каждая организация создает по своей форме и размещает в тех источниках, которые считает необходимыми. Учитывая предпринимательский характер отношений, принципы коммерческой тайны, принятые в гражданском обороте, и постоянную рыночную конкуренцию, организации не открывают для свободного доступа и неопределенному кругу лиц сведения о коммерческих условиях работы с контрагентами.
Согласно условиям контракта прайс-лист не является документом, устанавливающим цену товара за конкретную поставку, носит лишь информационный характер. Окончательная цена за конкретную поставку определяется в проформе-инвойсе и инвойсах. Кроме того, прайс-листы адресованы неопределенному кругу лиц и содержат публичную оферту, не исключают возможность достижения между продавцом и покупателем согласия об иной цене товара, отличающейся от цены, содержащейся в таких прайс-листах (прейскурантах), с учетом условий поставки и отдельных факторов экономического характера (количество поставляемого товара, скидки, обусловленные снижением его востребованности на потребительском рынке на момент заключения и в ходе исполнения контракта, распределение обязанностей по доставке товара, связанных с ней расходам, риска гибели, порчи товара, изменение обстоятельств, касающихся производства товаров).
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что декларантом представлен прайс-лист продавца, отражающий стоимость по каждой позиции товара, указанной в спецификации, на условиях поставки EXW SUIFENHE по состоянию на 15.04.2022.
В то же время ошибочность отдельных выводов таможни в целом не свидетельствует об отсутствии оснований для принятия решения от 02.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, поскольку документами, представленными в таможню, заявленная таможенная стоимость не была документально подтверждена обществом, так же как и не был доказан объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов.
Из пункта 13 Постановления Пленума N 49 следует, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Между тем, основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
Судебная коллегия признает, что со стороны декларанта отсутствовала должная степень раскрытия информации, позволившая таможенному органу в ходе контрольного мероприятия удостовериться в наличии всех необходимых сведений, подтверждающих обоснованность в рассматриваемом случае первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Тогда как от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Таким образом, действуя разумно, декларант мог и должен был заблаговременно обеспечить поступление всех необходимых и возможных к представлению ответчику документов, обосновывающих названное различие цен.
Непредставление запрашиваемых документов, необходимых для устранения выявленных противоречий не позволило таможенному органу убедиться в том, что цена спорной партии сформировалась в отсутствие влияния каких-либо факторов, обусловивших низкую ее стоимость, на условиях, предлагаемых к реализации неопределенному кругу лиц конкретным продавцом.
Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что декларант не устранил сомнения таможенного органа относительно правомерности выбора метода по стоимости сделки с возимыми товарами, следовательно, у таможенного органа имелись основания для принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары по ДТ N 10720010/260422/3030066.
Согласно пункту 1 статьи 42 ТК ЕАЭС в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 названного кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.
Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса и принятая таможенным органом. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.
В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, с соответствующей поправкой, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.
В случае если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами с учетом поправок в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них (пункт 3 статьи 42 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС, "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.
Как следует из оспариваемого решения таможни, таможенная стоимость задекларированного в спорной ДТ товара скорректирована с применением метода по стоимости сделки с однородными товарами по правилам, предусмотренным статьей 42 ТК ЕАЭС, на основании соответствующих источников ценовой информации - ДТ N 10720010/260422/3030066.
Сравнительный анализ товара, заявленного в спорной ДТ, с источниками ценовой информации, не выявил существенных различий в наименовании сравниваемых товаров. При этом данные товары имеют сопоставимые количественные, качественные и функциональные характеристики, что позволяет их рассматривать в качестве однородных товаров.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что произведенная таможенным органом корректировка заявленной таможенной стоимости товара была произведена при наличии к тому правовых оснований, не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует положениям таможенного законодательства.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного оспариваемое обществом решение от 02.07.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10720010/260422/3030066, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Само по себе несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2023 по делу N А51-16682/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16682/2022
Истец: ООО "АЗИЯ ТРЕЙД КОМПАНИ"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ