г. Самара |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А65-20477/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от заявителя - Чилигин О.А., доверенность от 03.06.2021,
от ответчика - Мухаметзянова Л.Л., доверенность от 09.01.23,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использовании систем веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Татнефть" им.В.Д.Шашина
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, принятое по делу N А65-20477/2022 (судья Хасаншин И.А.) по заявлению публичного акционерного общества "Татнефть" им.В.Д.Шашина к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительными приказов об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Татнефть" им.В.Д.Шашина обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительными приказов об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решений о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, взыскании судебной неустойки в размере 2 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная с одиннадцатого дня с даты объявления решения суда в полном объеме, по дату вынесения ответчиком последнего решения (приказа) о финансовом обеспечении предупредительных мер по заявлениям от 29.07.2021, а если данные решения (приказы) вынесены в один день - по дату их вынесения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное разбирательство откладывалось в соответствии со ст.158 АПК РФ.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 произведена замена заинтересованного лица Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на правопреемника - Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Представитель общества доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Фонда в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2022 по делу N А65-23210/2021 признаны недействительными приказы Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по Республике Татарстан об отказе в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 06.08.2021 N 257-Ф, от 09.08.2021 N 264-Ф, от 06.08.2021 N 260-Ф, от 06.08.2021 N 258-Ф, от 06.08.2021 N 259-Ф, от 06.08.2021 N 256-Ф, от 12.08.2021 N 270-Ф, от 30.07.2021 N 92-Ф, суд обязал Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Татнефть" имени В.Д.Шашина путем повторного рассмотрения заявлений о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021.
Повторно рассмотрев заявления общества, поданные от имени структурных подразделений ПАО "Татнефть", оспариваемыми приказами ответчика N N 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, от 24.06.2022 и N 11 от 06.07.2022 в удовлетворении заявлений общества было отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Спорные правоотношения сторон регулируются Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ); Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 N 467н (до 19.09.2021 г. действовал Приказ от 10.12.2012 N 580н) (далее - Приказ N 467н, Приказ N 580н); Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.05.2019 N 237 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Приказ ФСС РФ N237); Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 г. N202н "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц" (далее - Приказ N 202н).
Согласно п.2 Приказа N 467н (п.2 Приказа N580н) финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда социального страхования в пределах согласованной с Фондом социального страхования суммы, но не более суммы страховых взносов, начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% (может быть увеличен до 30%) сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату указанных пособий и на оплату отпуска застрахованного.
Согласно ст.22.1. Закона N 125-ФЗ на учете в Фонде социального страхования состоят также обособленные подразделения страхователей, у которых открыты счета в банках и которые начисляют выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и обязанности по представлению расчетов по форме 4-ФСС по месту своего нахождения.
При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
В данном случае, ПАО "Татнефть" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 10 Фонде социального страхования, регистрационный номер 1610440001.
Начиная с 2000 года ПАО "Татнефть" поставило на учет в Фонде социального страхования в качестве самостоятельных классификационных единиц 26 обособленных подразделений.
В соответствии с Законом 125-ФЗ, Приказом N 202н каждому подразделению ПАО "Татнефть" был присвоен регистрационный номер, установлен страховой тариф. При этом каждое подразделение представляет ежеквартально расчет по форме 4-ФСС, осуществляет учет произведенных расходов, расчет начисленных и уплаченных страховых взносов только в отношении величины базы каждого подразделения в отдельности.
Таким образом, каждое подразделение ПАО "Татнефть" пользуется правами и исполняет обязанности юридического лица (страхователя) в соответствии с Законом 125-ФЗ, в том числе в части финансового обеспечения предупредительных мер.
С заявлениями о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 года в Фонд социального страхования обратились по месту регистрации следующие подразделения ПАО "Татнефть" - нефтегазодобывающие управления (далее - НГДУ) "Бавлынефть" (рег.N 1610110329), НГДУ "Ямашнефть" (рег. N 1610441532), НГДУ "Азнакаевскнефть" (рег. N 1610430100), НГДУ "Джалильнефть" (рег. N 1610360221), НГДУ "Альметьевнефть" (рег. N 1610441518), НГДУ "Елховнефть" (рег. N 1610441533), НГДУ "Лениногорскнефть" (рег.N 1610490429), НГДУ "Прикамнефть" (рег. N 1613461266).
При проверке представленных подразделениями ПАО "Татнефть" заявлений по предоставлению финансового обеспечения предупредительных мер, Фондом социального страхования выявлены следующие нарушения установленных требований:
НГДУ "Прикамнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 13 Фонда социального страхования с 21.02.2001.
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Прикамнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 3 человека, согласно представленному плану: "обеспечение СИЗ" - 84 человека, "санкур лечение работников предпенсионного возраста" - 5 человек.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 54304,95 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 603929 руб.
НГДУ "Елховнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 29.03.2001 (рег. N 1610441533).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Елховнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 7 человек, согласно представленному плану: проведение мед.осмотров работников - 576 человек.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 54 852,97 руб., расходы на сумму- 52522,89 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 1136186 руб., в связи с чем сумма финансового обеспечения предупредительных мер не могла превышать 2 330,08 руб. согласно расчету 4-ФСС.
НГДУ "Лениногорскнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 15.01.2000 г. (pen N 1610490429).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Лениногорскнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 7 человек, согласно представленному плану: "санкур лечение работников предпенсионного возраста" - 13 человек.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 51 365,88 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 559900 руб.
НГДУ "Бавлынефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 11.03.2001 г. (рег. N 1610110329).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Бавлынефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 4 человека, согласно представленному плану: "санкур лечение работников предпенсионного возраста" - 12 человек.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовоое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 30 706 руб., расходы на сумму - 259946,22 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 555800 руб., в связи с чем финансовое обеспечение не может быть предоставлено, план финансирования не соответствует расчету 4-ФСС.
НГДУ "Ямашнефть" ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 29.03.2001 г. (рег. N 1610441532).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Ямашнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 4 человека, согласно представленному плану: "санкур лечение работников" - 7 человек, "приобретение приборов" -35 шт., "приобретение обезвреживающих средств" - 2005 шт.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовоое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 39 625,80 руб., расходы на сумму - 209324,68 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 742503 руб., в связи с чем финансовое обеспечение не может быть предоставлено, план финансирования не соответствует расчету 4-ФСС.
НГДУ "Азнакаевскнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 26.02.2001 (рег. N 1610430100).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Азнакаевнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 4 человека, согласно представленному плану: "санкур лечение работников предпенсионного возраста" - 13 человек, "приобретение СИЗ" - на 74 чел.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 20 883,72 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 1029673 руб.
НГДУ "Джалильнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 Фонда социального страхования с 15.01.2000 (рег. N 1610360221).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования - Нефтегазодобывающее управление "Джалильнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 8 человек, согласно представленному плану: "санкур лечение работников предпенсионного возраста" - 27 человек, "приобретение приборов" - более 40 шт.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 141184,15 руб., расходы на сумму - 51957,92 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 1219540 руб., в связи с чем сумма финансового обеспечения предупредительных мер не могла превышать 89226,23 руб. согласно расчету 4-ФСС
НГДУ "Альметьевнефть" ПАО "Татнефть" состоит на учете в филиале N 10 ГУ-РО ФСС РФ по РТ с 14.03.2001 г. (рег. N 1610441518).
В заявлении и приложенных документах неверно указано наименование подразделения, зарегистрированного в Фонде социального страхования -Нефтегазодобывающее управление "Альметьевнефть" СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть", в качестве подписанта указано лицо, полномочия которого документально не подтверждены.
Количество работников, на которых составлен план финансового обеспечения предупредительных мер, не соответствует количеству работников, указанных в расчете 4-ФСС за 2021 год. Так, согласно расчету 4-ФСС среднесписочная численность - 7 человек, согласно представленному плану: "проведение медосмотров" - 190 человек, "санкур лечение работников" - 9 человек.
При этом в нарушение п. 2 Приказа 467н (п.2 Приказа 580н) в плане финансового обеспечения предупредительных мер запрашиваемая сумма на финансовое обеспечение предупредительных мер значительно превышает сумму начисленных в 2021 году страховых взносов: согласно расчету 4-ФСС начислено - 33976,5 руб., согласно плану финансового обеспечения предупредительных мер - 1009931 руб.
Таким образом, согласно п.2 Приказа N 467н (п.2 Приказа N580н) подразделения ПАО "Татнефть" не вправе претендовать на финансовое обеспечение в сумме, указанной в прилагаемом к заявлению плане, поскольку данная сумма не соответствует сумме начисленных подразделением взносов в 2021 году.
Возражая в отношении указанных доводов Фонда социального страхования, представитель заявителя ссылается на преюдициальное значение для настоящего спора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2022 по делу N А65-23210/2021, согласно которому были удовлетворены приказы Фонда социального страхования об отказе в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя от 06.08.2021 N 257-Ф, от 09.08.2021 N 264-Ф, от 06.08.2021 N 260-Ф, от 06.08.2021 N 258-Ф, от 06.08.2021 N 259-Ф, от 06.08.2021 N 256-Ф, от 12.08.2021 N 270-Ф, от 30.07.2021 N 92-Ф. Заявитель полагает, что указанным решением Арбитражного суда Республики Татарстан предрешен вопрос о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер в 2021 году, поэтому Фонд социального страхования при повторном заявлении ПАО "Татнефть" не вправе был давать оценку соответствия повторных заявлений требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции в решении указал, что заявленные доводы заявителя не соответствуют решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2022 по делу N А65-23210/2021, поскольку в нем прямо указано, что отсутствие в оспаренных приказах обоснования причин принятия решения об отказе в финансовом обеспечении свидетельствует о том, что заявления общества по существу не рассмотрены, поэтому суд вынес решение об обязании Фонда социального страхования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявлений ПАО "Татнефть" о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что указанным решением был признан несостоятельным довод Фонда о том, что во всех заявлениях о финансовом обеспечении предупредительных мер указан не зарегистрированный в Фонде страхователь, поскольку из заявлений страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер в строке "сведения о страхователе" после наименования НГДУ, в отношении которого подано заявление, также указано СП "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть".
При этом судом первой инстанции указанного решения установлено, что ПАО "Татнефть" информировало Фонд о произошедших структурных преобразованиях письмом от 22.07.2021. Данный факт Фондом не оспаривается.
Суд первой инстанции отметил, что каждое заявление содержит регистрационный номер страхователя, что позволяло Фонду однозначно определить, в отношении какого страхователя подано заявление.
Из пояснений общества следует, что данное обстоятельство обусловлено структурными преобразованиями в организации на основании приказа ПАО "Татнефть" от 04.12.2020 N 429/МНУ-Пр, в соответствии с которым с 21.12.2020 НГДУ вошли в состав вновь созданного в ПАО "Татнефть" структурного подразделения - "Татнефть- Добыча".
Более того, каждый оспариваемый приказ содержит наименование именно того НГДУ, в отношении которого было подано заявление, следовательно, при рассмотрении заявления Фонд определил страхователя, в отношении которого было подано заявление.
С учетом этого, Фонд социального страхования правомерно, после повторного рассмотрения заявлений, мотивированно указал на выявленные в заявлениях ошибки страхователя, в отношении которого было подано заявление.
Доказательства устранения заявителем выявленных Фондом социального страхования ошибок оформления заявлений в материалы дела не представлены. Удовлетворение Фондом социального страхования заявлений подразделений ПАО "Татнефть" о финансовом обеспечении предупредительных мер не может быть произвольным, поскольку процедура рассмотрения данных заявлений урегулирована законодательно и, безусловно, предполагает формальное его соблюдение как заявителем, так и Фондом социального страхования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией, поскольку ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина в апелляционной жалобе необоснованно указывает перечень оснований для вынесения приказов об отказе в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний N N 36,37,38,39,40,41,42 от 24.06.2022 года, N 11 от 06.07.2022 года (с учетом приказов N 78,79,80,81,82,83,84, 28 от 08.09.2022 года).
Согласно данным приказам ГУ-РО ФСС РФ по РТ было отказано подразделениям ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по следующим основаниям:
1) на основании пп. б п. 12 Приказа N 467н, пп. б п. 10 Приказа N 580н, п.п б п. 26 Приказа ФСС РФ N 237 в связи предоставлением заявления от 29.07.2021 о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и документов, которые оформлены с нарушением установленных требований и содержат недостоверную информацию и недостатки, перечень которых указан в приложении к приказам;
2) на основании пп. в п. 12 Приказа N 467н, пп. в п. 10 Приказа N 580н, п.п в п. 26 Приказа ФСС РФ N 237 в связи с полным распределением, предусмотренных бюджетом Фонда средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на 2021 год.
ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина ошибочно полагает, что размер финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма каждого обособленного подразделения определяется с учетом суммарной суммы страховых взносов, уплаченных всеми обособленными подразделениями ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина в 2020 и 2021 году.
Согласно Приказу N 467н (Приказу N580н, который действовал до 19.09.2021 г.) финансовое обеспечение предупредительных мер (далее ФОПМ) осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета ФСС в пределах согласованной с ФСС суммы, но не более суммы страховых взносов, начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на ФОПМ до 20 % (может быть увеличен до 30 %) сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату указанных пособий и на оплату отпуска застрахованного.
Согласно ст.22.1. Закона N 125-ФЗ на учете в ФСС состоят также обособленные подразделения страхователей, у которых открыты счета в банках и которые начисляют выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и обязанности по представлению расчетов по форме 4-ФСС по месту своего нахождения.
При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
В данном случае, ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 10 ГУ-РО ФСС РФ по РТ, регистрационный номер 1610440001.
Начиная с 2000 года ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина, поставило на учет в ГУ-РО ФСС РФ по РТ в качестве самостоятельных классификационных единиц 26 обособленных подразделений.
В соответствии с Законом 125-ФЗ, Приказом N 202н каждому подразделению ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина присвоен регистрационный номер, установлен страховой тариф. При этом каждое подразделение представляет ежеквартально расчет по форме 4-ФСС, осуществляет учет произведенных расходов, расчет начисленных и уплаченных страховых взносов только в отношении величины базы каждого подразделения в отдельности.
Таким образом, каждое подразделение ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина пользуется правами и исполняет обязанности юридического лица (страхователя) в соответствии с Законом 125-ФЗ, в том числе в части ФОПМ.
С заявлениями о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 года в ГУ-РО ФСС РФ по РТ в данном случае обратились по месту регистрации указанные выше подразделения ПАО "Татнефть" им.В.Д. Шашина.
Таким образом, согласно п.2 Приказа N 467н (п.2 Приказа N580н) указанные подразделения ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина не вправе были претендовать на финансовое обеспечение в сумме, указанной в прилагаемом к заявлению плане, поскольку во-первых: запрашиваемая сумма обеспечения является завышенной и не соответствует сумме начисленных каждым подразделением взносов в 2021 году (в году, когда подано заявление на ФОПМ и осуществляются мероприятия по сокращению травматизма), во-вторых: каждым подразделением в прилагаемом к заявлению плане ФОПМ в общее количество работников, в отношении которых планировались мероприятия по сокращению травматизма, включены работники, не работающие в соответствующем подразделении, поскольку они были переведены в Структурное подразделение "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина (рег.N1610040236 в Филиале N10 ГУ-РО ФСС РФ по РТ).
Ссылки в апелляционной жалобе ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина на судебные акты не могут быть приняты во внимание, поскольку установленные судом обстоятельства по данному делу не являются аналогичными обстоятельствам, указанным в судебных делах, на которые ссылается заявитель.
Согласно материалам данного судебного дела все подразделения ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина, по которым были рассмотрены заявления на обеспечение ФОПМ (НГДУ "Бавлынефть", НГДУ "Ямашнефть", НГДУ "Азнакаевскнефть", НГДУ "Джалильнефть", НГДУ "Альметьевнефть", НГДУ "Елховнефть", НГДУ "Лениногорскнефть", НГДУ "Прикамнефть") не сняты с учета в ГУ-РО ФСС РФ по РТ, в 2021 году сдавали расчеты по форме 4-ФСС с наименованием согласно регистрации в ГУ-РО ФСС РФ по РТ без каких-либо изменений, производят уплату страховых взносов, указывают численность работников, представляют иные отчетные сведения в соответствии с нормативными документами.
Как следует из пояснений ответчика, структурное подразделение "Татнефть-Добыча" ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина, в которое были переведены работники из указанных подразделений, обращалось с заявлением о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Указанное заявление было рассмотрено и вынесен приказ о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний N 133-Ф от 27.07.2021 года на сумму 945600 рублей.
Само юридическое лицо - ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина, дважды обращалось с заявлением о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Указанные заявления были рассмотрены и вынесены приказы о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний N 143-Ф от 27.07.2021 года на сумму 2 136 768 рублей, N 285-Ф от 25.10.2021 года на сумму 3 836 977 рублей.
Таким образом у ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина до 01.11.2021 года было достаточно времени для обращения в ГУ-РО ФСС РФ по РТ с заявлением о финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на сумму, которую по их мнению они вправе претендовать с учетом реорганизационных мероприятий в обособленных подразделениях, однако, ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина данным правом не воспользовалось и дополнительно с заявлением не обращалось.
Также являются необоснованными доводы ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина в апелляционной жалобе о том, что ГУ-РО ФСС РФ по РТ не вправе указывать новые основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2022 г. по делу N А65-23210/2021 признаны недействительными приказы ГУ-РО ФСС РФ по РТ об отказе в ФОПМ: от 06.08.2021 N 257-Ф, от 09.08.2021 N 264-Ф, от 06.08.2021 N260-Ф, от 06.08.2021 N 258-Ф, от 06.08.2021 N 259-Ф, от 06.08.2021 N 256-Ф, от 12.08.2021 N 270-Ф, от 30.07.2021 N 92-Ф в связи с отсутствием обоснования причин принятия решения об отказе. На ГУ-РО ФСС РФ по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений подразделений ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 года.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, оспариваемые приказы приняты по итогам повторного рассмотрения заявлений подразделений ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина о финансовом обеспечении предупредительных мер от 29.07.2021 года, с указанием причин отказа. Позиция заявителя об ином основана на неверном толковании норма материального и процессуального права и не свидетельствует о злоупотреблении правом ответчиком.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые приказы об отказе в финансовом обеспечении в 2021 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний N N 36,37,38,39,40,41,42 от 24.06.2022 года, N 11 от 06.07.2022 года в отношении подразделений ПАО "Татнефть" им.В.Д. Шашина - НГДУ "Бавлынефть" (рег.N1610110329), НГДУ "Ямашнефть" (per. N1610441532), НГДУ "Азнакаевскнефть" (рег. N1610430100), НГДУ "Джалильнефть" (per. N1610360221), НГДУ "Альметьевнефть" (рег. N1610441518), НГДУ "Елховнефть" (рег. N1610441533), НГДУ "Лениногорскнефть" (рег.N1610490429), НГДУ "Прикамнефть" (рег. N 1613461266) вынесены законно и оснований для признания их недействительными отсутствуют.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы, на которые общество ссылается в обоснование своей позиции, судом отклоняются, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются материалами дела и не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего отсутствие оснований для удовлетворения заявления.
Ссылка в жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценку всем доводам, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Несогласие общества с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, принятое по делу N А65-20477/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20477/2022
Истец: ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина, г.Альметьевск
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ОСФР по Республике Татарстан, Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд