город Москва |
|
22 марта 2023 г. |
дело N А40-92366/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-92366/22,
по заявлению Территориальное управление федерального агентства по управлению
государственным имуществом в г. Москве
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: ФГУП "Специализированное предприятие по размещению федеральных
органов государственной власти и обслуживанию объектов казны"
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Алиева Х.Н.К. по доверенности от 22.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2022 признано незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы, выраженное в отказе в передаче в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002012:1005, расположенного по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 8, стр. 1 и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность в течение месяца с даты вступления судебного акта в законную силу принять необходимые и достаточные меры, направленные на передачу в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002012:1005, расположенного по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 8, стр. 1.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
В качестве третьего лица в деле участвует ФГУП "Специализированное предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны".
Представители Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 15.09.2021 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с обращением N 77-08/28479 по вопросу передачи в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002012:1005, расположенного по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 8, стр. 1.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), земельный участок находится в собственности г. Москва (запись государственной регистрации права от 12.09.2012 N 77-77-14/013/2012-324), на котором расположено здание с кадастровым номером 77:01:0002012:1056, находящееся в собственности Российской Федерации и предоставленное ФГУП "Росразмещснис" на праве хозяйственного ведения.
Здание передано из собственности г. Москвы в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 26.12.2011 N 1022-РП для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответом на обращение от 07.12.2021 N ДГИ-1-107606/21-2 Департаментом указано на то, что передача земельного участка в настоящее время представляется нецелесообразной, в связи с нахождением здания в неудовлетворительном состоянии.
28.12.2021 заявитель повторно обратился с обращением N 77-08/40478 и пояснения о необходимости передать земельный участок в собственность Российской Федерации.
Ответом на обращение от 08.02.2022 N ДГИ-1-422/22-1, Департаментом фактически отказано передать земельный участок в собственность Российской Федерации по тем же основаниям.
Бездействие Департамента по передаче спорного земельного участка явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок подлежит передаче в собственность Российской Федерации по основаниям предусмотренным п. II ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции, поддерживая решение суда первой инстанции, исходит из того, что бездействие по передаче земельного участка в собственность Российской Федерации является нарушением принципа правовой определенности, в связи с чем оснований для отказа в передаче земельного участка у Департамента не имелось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве", утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории г. Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории г. Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно п. 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Российская Федерация, в лице Территориального управления, имеет право требовать передачи земельного участка в собственность Российской Федерации.
Признавая, что со стороны Департамента имело место незаконного бездействия, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Департаментом не совершены действия, которые направлены бы были на разрешение в установленном порядке обращения заявителя.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Департаментом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в передаче в федеральную собственность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002012:1005, расположенного по адресу: Москва, Старый Толмачевский переулок, вл. 8, стр. 1.
Возложение соответствующей обязанности на Департамент городского имущества г. Москвы в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является восстановительной мерой нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-92366/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92366/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ФГУП "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КАЗНЫ"