город Воронеж |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А36-9924/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Пороника А.А.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от УФНС России по Липецкой области: Трубкин М.И. - представитель по доверенности от 24.10.2022 N 05-18/15, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", удостоверение; Кузнецова А.С. - представитель по доверенности от 27.01.2023 N 32-18/6, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Отрада Фармз": Жарова Е.А. - представитель по доверенности от 13.10.2022, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ; Морозова Ю.В. - представитель по доверенности от 09.11.2022 N 1152, сроком на один год, паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.08.2022 по делу N А36-9924/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отрада Фармз" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области о признании незаконным решения N 1 от 27.07.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 22 218 077 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 10 719 927,91 руб., о возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отрада Фармз" (далее - заявитель, ООО "Отрада Фармз", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС N1 по Липецкой области, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N1 от 27.07.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2017 год в размере 22 218 077 руб., пени по налогу на имущество организаций в размере 10 719 927 руб. 91 коп., возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.08.2022 по делу N А36-9924/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области указывает на неверное определение ООО "Отрада Фармз" в обоснование своего права на льготу такого показателя как "налогооблагаемая прибыль" при расчете финансово-экономических показателей выполнения инвестиционного проекта ввиду использования в итоговом расчете показателей деятельности только по трем фермам, без учета прочих объектов, включенных в бизнес-план. Так, по мнению налогового органа, инвестирование, финансирование, строительство и работы в рамках инвестиционного проекта касается не только трех ферм (Богородицкое, Пушкино, Усмань), но и иных объектов хозяйственной деятельности налогоплательщика (перечисленных в бизнес-плане), а также еще двух ферм (Александровка и Большая Отрада), поскольку в рамках инвестиционного проекта предполагалась их модернизация и расширение. Кроме того, такие объекты как мойка, карантинный корпус, силосы, бойни напрямую используются в производственной деятельности всех пяти ферм, и поэтому их показатели должны учитываться при расчетах эффективности инвестиционного проекта.
Поскольку согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности в сумме 57 707 506 руб., от прочей деятельности - прибыль в сумме 20 050 503 руб., в связи с чем финансовый результат в совокупности составил - убыток в размере 37 657 003 руб., это свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком запланированного финансового показателя "налогооблагаемая прибыль" за 2017 при установленном значении - убыток в размере 6 млн. руб. В связи с неисполнением условий предоставления льготы по налогу на имущество организаций, налогоплательщик утратил право на нее за период 2017 года.
Также налоговый орган указывает, что определяя показатель "налогооблагаемая база" только в части деятельности трех ферм, между тем общество включает в перечень имущества для льготы и другие объекты, не относящиеся к указанным фермам. При этом, исключение из перечня объектов финансирования объектов, не относящихся к трем фермам (Богородицкое, Пушкино, Усмань), приведет к снижению значения показателя "Инвестиции, вложенные в проект", что повлечет нарушение обществом условий другого показателя, что также будет свидетельствует о неправомерности использования льготы по налогу на имущество.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области (ОГРН 1044800013620, ИНН 4802008548) на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Отрада Фармз" ссылается на то, что объем инвестирования в объекты, не связанные с созданием и реконструкцией трех свиноводческих комплексов (фермы 2, 3 и 4) произведен в размере 241 449 589,50 руб., что составляет 8,83% от планового показателя "Инвестиции, вложенные в проект" (2 728 млн. руб.) и не превышает допустимый порог 10%. Основные экономические эффекты Инвестиционного Проекта достигались исключительно за счет Ферм 2, 3, 4. Технические сооружения (бойни, зернохранилище, силосы, мойка), на которые указывает налоговый орган, не генерируют выручку, дополнительно прибыль формируется за счет построенных трех ферм, как это было заявлено главным бухгалтером ООО "Отрада Фармз" Тимофеевой О.Ю. в ходе допроса в рамках выездной налоговой проверки. Общество указывает, что плановые и фактические финансово-экономические показатели бизнес-плана были рассчитаны Обществом применительно к Инвестиционному проекту, а не к деятельности Общества в целом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МИФНС N 1 по Липецкой области проведена выездная налоговая проверка ООО "Отрада Фармз" в части правильности исчисления, полнота и своевременность уплаты налога на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, результаты которой оформлены актом налоговой проверки N 1695 от 17.06.2021 (т. 1 л.д. 112-134, т. 3 л.д. 51-76).
На основании материалов налоговой проверки заместителем начальника МИФНС N 1 по Липецкой области Мишариной Н.Г. принято решение об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1 от 27.07.2021, которым установлено необоснованное применение налогоплательщиком льготы по налогу на имущество за 2017 год.
Налоговый орган пришел к выводу, что для расчета финансово-экономический показателя бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" следует использовать показатели деятельности общества в целом, что соответствует данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год. При этом, согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности в сумме 57 707 506 руб., от прочей деятельности - прибыль в сумме 20 050 503 руб.. финансовый результат в совокупности - убыток в размере 37 657 003 руб., что свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком более чем на 10 процентов финансово-экономического показателя бизнес-плана проекта "налогооблагаемая прибыль" - "-6 000 000 руб.". Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, является основанием для прекращения предоставления государственной поддержки в форме льготы по налогу на имущество организаций за 2017 год. Ввиду чего в соответствии со п.1 ст. ст. 375, 378, 378.1 НК РФ обществу был доначислен налог на имущество в общем размере 22 218 077 руб. и 10 719 927 руб. 91 коп. пеней за несвоевременную уплату налога.
Решением УФНС по Липецкой области N 266 от 27.10.2021 апелляционная жалоба ООО "Отрада Фармз" на решение N 1 от 27.07.2021 оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения (т. 2 л.д. 20).
Полагая принятое решение N 1 от 27.07.2021 незаконным и необоснованным, нарушающим его право и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что инвестиционный проект, в рамках которого обществу была предоставлена льгота по налогу на имущество, был направлен на создание именно трех свиноводческих ферм (ферма 2, ферма 3 и ферма 4). Вложения в иные объекты в рамках инвестиционного проекта имеют незначительный объем (менее 10%), а само назначение данных объектов носит вспомогательный характер. Следовательно, при оценке достижения финансовых показателей проекта, указанные показатели следует определять применительно только к трем новым свиноводческим фермам. При таком подходе Общество достигло в 2017 году финансово-экономических показателей (убыток в размере 2 697 399,76 руб.), которые в силу п. 12 ст. 4 Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" дают ему право на налоговую льготу по налогу на имущество организаций.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии с положениями ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 374 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 12 ст. 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", освобождаются от налогообложения организации - победители конкурса инвестиционных проектов в соответствии с Законом Липецкой области от 25.02.1997 N 59-03 "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" (далее - Закон Липецкой области N 59-03) в отношении имущества, являющегося объектом реконструкции, расширения или технического перевооружения производства, а также созданного или приобретенного в результате осуществления указанных инвестиционных проектов на территории Липецкой области, при условии фактического выполнения не менее чем на 90 процентов по каждому из годовых финансово-экономических показателей бизнес-плана инвестиционного проекта: по инвестициям, вложенным в проект; выручке от реализации продукции (работ, услуг), налогооблагаемой прибыли; количеству созданных рабочих мест, - на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более восьми лет в сельском хозяйстве и пяти лет в иных отраслях экономики.
Государственная поддержка в виде льготы по налогу на имущество организации предоставляется при соблюдении определенных условий, перечисленных в Законах Липецкой области N 80-03 "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", N 59-03 "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", а именно:
- организация является победителем конкурса инвестиционных проектов;
- фактического выполнения годовых финансово-экономических показателей бизнес-плана инвестиционного проекта, представленного в конкурсную комиссию, в части следующих показателей:
- инвестиции, вложенные в проект, по которому предоставлены льготы,
- выручка от реализации продукции (работ, услуг),
- налогооблагаемая прибыль,
- количество созданных рабочих мест
- предоставление ежеквартально, в сроки составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в администрацию области сведения о выручке от реализации продукции (работ, услуг), налогооблагаемой прибыли, фактических суммах налоговых льгот, количестве созданных рабочих мест, расчет бюджетной эффективности с начала предоставления льготного режима налогообложения, а также фактически произведенных вложениях в инвестиционные проекты, по которым предоставлены льготы, и копии документов, подтверждающих их целевое использование.
Согласно материалам дела ООО "Отрада Фармз" является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Основной вид деятельности по ОКВЭД - 01.46 Разведение свиней.
Распоряжением администрации Липецкой области от 29.12.2016 N 656-р "О государственной поддержке в соответствии с Законом Липецкой области "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области"" утвержден перечень инвестиционных проектов - победителей конкурса на получение государственной поддержки в 2017 в виде предоставления льгот по налогу на имущество согласно Закону Липецкой области N 80-ОЗ.
В числе победителей конкурса поименовано ООО "Отрада Фармз" с инвестиционным проектом "Строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных свиноводческих ферм на базе марки DanAVL в Липецкой области" ( т.3 л.д.119-120).
ООО "Отрада Фармз" представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2017 год, регистрационный N 751816087, дата поступления в налоговый орган 19.02.2019 (уточненный расчет, номер корректировки 5). По данным раздела "2" декларации, обществом заявлена налоговая льгота по коду 2012000, как организации - победителя конкурса инвестиционных проектов, в соответствии с Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
В подтверждение обоснованности заявленной льготы по налогу на имущество налогоплательщиком были представлены:
- инвестиционные кредитные договоры N 4915-016-КС от 07.08.2015 (т. 4 л.д. 125-150, т. 5 л.д. 1 -18), N 4915-017-КС от 07.08.2015 (т. 5 л.д. 19-61). заключенные с АО Газпромбанк, с дополнительными соглашениями;
- перечень объектов основных средств, подлежащих льготному налогообложению (т. 4 л.д. 1-8);
- информация о суммах выручки организации (2017 год);
- документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные), подтверждающие реализацию продукции ООО "Отрада Фармз" в 2017 году;
- Бизнес-план инвестиционного проекта "Строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных свиноводческих ферм на базе марки DanAVL в Липецкой области" с приложениями (расчетами показателей инвестиционного проекта) (т.З л.д. 121-154);
- отчет, представленный Управлению инвестиций и международных связей Липецкой области о выполнении за 2017 год финансово-экономических показателей Бизнес-плана инвестиционного проекта (т. 4 л.д. 36).
Согласно данным представленного в Управление Инвестиций и инноваций администрации Липецкой области отчета налогоплательщиком отражены следующие сведения о фактическом выполнении инвестиционного проекта за 2017 год (т.4 л.д. 34-36):
- инвестиции, вложенные в проект - 2 728 2 728 руб.
- выручка от реализации продукции (работ, услуг) 955 975 руб.
- налогооблагаемая прибыль - 5
- количество созданных рабочих мест - 140
Таким образом, ООО "Отрада Фармз" выполнены все финансово-экономические показатели (допускается отклонение не более 10 %), в том числе и показатель "налогооблагаемая прибыль", в связи с чем заявлено право на получение государственной поддержки в 2017 году в виде предоставления льготы по налогу на имущество организаций.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что ООО "Отрада Фармз" при расчете финансово-экономических показателей выполнения инвестиционного проекта неверно определен показатель "налогооблагаемая прибыль", а именно в расчете использованы показатели только по трем фермам: в с. Богородицкое, с.Пушкино Добринского района Липецкой области и в Усманском районе Липецкой области, без учета показателей прочих объектов, включенных в бизнес-план. Вместе с тем, согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год налогоплательщиком получен убыток от сельхоздеятельности в сумме 57 707 506 руб., от прочей деятельности - прибыль в сумме 20 050 503 руб. Финансовый результат в совокупности - убыток в размере 37 657 003 руб.
Со ссылкой на положения статьи 252, 273, 274 НК РФ налоговый орган настаивает, что показатель "Налогооблагаемая прибыль" применительно к инвестиционному проекту должен определяться как финансовый результат деятельности общества в целом, следовательно, ООО "Отрада Фармз" финансово-экономический показатель бизнес-плана инвестиционного проекта "налогооблагаемая прибыль" не выполнило (показатель нарушен более чем на 10%), что является основанием для прекращения предоставления государственной поддержки в форме льготы по налогу на имущество организаций за 2017 год.
Возражая против указанных выводов налогового органа, общество мотивировало свою позицию тем, что спорный инвестиционный проект был направлен непосредственно на создание указанных трех свиноводческих ферм, в соответствии с представленным на конкурс бизнес-планом более 90% инвестиций предполагалось именно в указанные три фермы.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее:
Основанием для применения налогоплательщиком льготы по налогу на имущество являются нормы регионального законодательства, направленные на поддержку инвестиций в экономику Липецкой области, в отношении имущества, созданного или приобретенного в результате осуществления инвестиционных проектов на территории Липецкой области.
Государственная поддержка в виде льготы по налогу на имущество организации предоставляется при соблюдении определенных условий, перечисленных в Законах Липецкой области N 80-03 "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", N 59-03 "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", в том числе такого показателя как налогооблагаемая прибыль.
Вместе в тем в региональном законодательстве не закреплен порядок определения финансово-экономического показателя "налогооблагаемая прибыль" применительно к достижению государственной поддержки инвестиционных проектов в виде льготы по налогу на имущество.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1470 утверждены Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации (далее - положение N 1470). Приложением N 1 к Положению N 1470 является Макет бизнес-плана, предоставляемого претендентом в составе заявки (далее - Макет).
В силу пункта 2 статьи 10 Закона N 59-ОЗ бизнес-план, который претендент на получение государственной поддержки в форме льготы по налогу на имущество организаций в Липецкой области представляет в конкурсную комиссию, составляется в соответствии с вышеуказанным Макетом.
Раздел 7 вышеуказанного Макета предусматривает "Финансовый план". При этом указано, что данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность.
Согласно пункту 2 раздела 7 Макета финансовые результаты реализации (план по прибыли) инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чистой прибыли по кварталам и годам (таблица 8).
При этом в силу пункта 5 раздела 7 Макета при определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации.
Представленный в материалы дела Бизнес-план на строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных ферм на базе марки DanAvl в Липецкой области предусматривает инвестиции в следующие объекты капитального строительства (т. 3 л.д. 125-128):
1. Строительство свиноводческого комплекса на 2300 голов в Добринском районе Липецкой области в с. Богородицкое (ферма 4).
2. Реконструкция разорившейся фермы с созданием свиноводческого комплекса на 650 голов Усманском районе Липецкой области (ферма 3).
3. Расширение двух площадок свиноводческого комплекса на 2200 голов в Добринском районе Липецкой области с.Пушкино (ферма 2), которое включает в себя: расширение свиноводческого комплекса в с. Пушкино; строительство зернохранилища в с. Пушкино; реконструкцию модульной бойни в с.Пушкино.
4. На существующих мощностях компания в рамках проекта предусмотрена также :
- модернизация фермы в с. Б.Отрада Добринского района Липецкой области.
- модернизация фермы в с. Александровка Добринского района Липецкой области, с.Александровка.
При этом, модернизация ферм в с. Б.Отрада и с. Александровка Добринского района Липецкой области предполагает в основном замену оборудования, а в с. Б. Отрада - и замену полов в залах опороса и откорма, инвестиции в навозные лагуны, места хранения и станции сепарации навоза, перегонные рампы, оборудование для кормления (т. 3 л.д. 126-127).
5. Помимо указанных объектов в рамках проекта осуществляется строительство модульной автомобильной мойки в Добринском районе Липецкой области и строительство карантинного корпуса в Добринском районе Липецкой области для поддержания биологической безопасности на территории комплексов. Здание карантинного корпуса и модульная автомойка предназначены для обслуживания всех действующих ферм.
6. В целях поддержания био-безопасности неоходимо осуществить реконструкцию объектов био-безопасности в Добринском районе Липецкой области, что предполагает установление буферных силосов для ферм снаружи территории (т. 3 л.д. 127).
Исходя из содержания данного проекта в 2015 году у общества уже функционировало два свинокомплекса в Добринском районе (2400 свиноматок на репродукторной ферме и 1000 свиноматок на товарной ферме, введен в эксплуатацию убойный цех.
В бизнес-плане, представленном ООО "Отрада Фармз" на конкурс, содержатся следующие плановые показатели инвестиционного проекта (т. 3 л.д.121-154): 2 728 млн. руб. - инвестиции, вложенные в проект, 955 млн. руб. - выручка от реализации продукции (работ, услуг), налогооблагаемая прибыль "- 6 млн. руб.", количество созданных рабочих мест 140
При этом, судом первой инстанции верно установлено, что когда инвестиционный проект предполагает инвестирование в конкретные производственные объекты, то финансовые показатели проекта определяются применительно к данным производственным объектам, а не применительно к финансово-хозяйственной деятельности общества в целом.
Апелляционный суд также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что инвестиционный проект был направлен на создание трех свиноводческих ферм: ферма 2 в с. Пушкино Добринского района Липецкой области; ферма 3 в Усманском районе Липецкой области; ферма 4 в с. Богородицкое Добринского района Липецкой области, исходя из следующего.
Из содержания бизнес-плана Инвестиционного Проекта усматривается, что данный бизнес-план предусматривает инвестиции в следующие объекты (т. 3, л.д. 80):
Капитальное строительство:
1. Свиноводческий комплекс на 2300 голов в Добринском районе Липецкой области (стр. 5-6 Бизнес-плана);
2. Зернохранилище в Добринском районе Липецкой области (стр. 6 Бизнес-плана);
3. Свиноводческий комплекс на 650 голов в Усманском районе Липецкой области (стр. 6 Бизнес-плана);
4. Логистические сооружения в Добринском районе Липецкой области (мойка автомобильная) (стр. 6 Бизнес-плана);
5. Карантинный корпус в Добринском районе Липецкой области (стр. б Бизнес-плана). Расширение:
Расширение было предусмотрено для уже существующего комплекса на 2200 голов в Добринском районе Липецкой области (стр. 6 Бизнес-плана)
Реконструкция:
7. Модульные бойни в Добринском районе (стр. 6 Бизнес-плана);
8. Модернизация существующих мощностей в Добринском районе Липецкой области (стр. 7 Бизнес-плана);
9. Объекты биобезопасности в Добринском районе Липецкой области (стр. 7 Бизнес-плана) Специализированная техника:
10. Сбор и распределение навоза для свиноводческих комплексов в Добринском районе Липецкой области (стр. 7 Бизнес-плана).
Плановый срок строительства, согласно бизнес-плану, приходится на период 2015 - 2016 годы.
Сметная стоимость проекта: Пушкино (инвестиции - 821 644 518,60 руб., 30,12%), Усмань (инвестиции - 508 995 802,67 руб., 18,66%), Богородицкое (инвестиции - 1151 037 525,27 руб., 42,19%), Александровка (инвестиции - 93 216 956,57 руб., 3,42%), Отрада (инвестиции - 27 050 850,85 руб., 0,99%), иные объекты (инвестиции - 126 219 466,38 руб., 4,63%), из которых мойка (инвестиции - 43 203 944,07 руб.), карантин (инвестиции - 32 893 532,92 руб.), техника и оборудование (инвестиции - 50 121 989 руб.)
Итого: 2 728 165 120,33 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что инвестиционный проект был направлен на создание трех свиноводческих ферм: ферма 2 в с.Пушкино Добринского района Липецкой области, ферма 3 в Усманском районе Липецкой области, ферма 4 в с.Богородицкое Добринского района Липецкой области. Вложения в производственные объекты фермы в с.Б.Отрада и с.Александровка Добринского района Липецкой области носят незначительный объем по сравнению со строительством трех новых свиноводческих комплексов.
Довод налогового органа о направлении инвестиционных средств и на другие объекты, отклоняется судебной коллегией, поскольку модернизация ферм в с.Б.Отрада и с.Александровка Добринского района Липецкой области предполагает в основном замену оборудования, а в с.Б.Отрада - и замену полов в залах опороса и откорма, а реконструкция объектов био-безопасности предполагает установление буферных силосов для ферм снаружи территории.
Направление инвестиций на иные объекты включало в себя следующие работы: строительство блочной модульной станции для мойки собственного с/х транспорта Дубровский с/с (здание находится отдельно от всех ферм); строительство здания карантина на 120 голов свиней в районе с. Садовая Добринского района (объект расположен между тремя фермами, приобретение оборудования для содержания и мойки животных, зерносушильного комплекса, спецтехники, транспортных средств, которые предназначены для использования на всех фермах, принадлежащих обществу, поскольку предупреждают распространение бактерий и инфекционных заболеваний при размещении животных..
Подробный расчет инвестирования прочих объектов приобщен к материалам дела в виде таблицы с приложением первичных документов (т. 10. л.д.1-116)
При реализации указанного Инвестиционного Проекта все плановые направления инвестиций, заявленные Общество в бизнес-плане на этапе участия в конкурсном отборе, были реализованы Обществом, что налоговым органом не опровергнуто. Величины инвестиций, фактически вложенных в заявленные в бизнес-плане объекты, соответствует сметной стоимости проекта (2 728 165 120,33 руб.). Финансово-экономический показатель "Инвестиции, вложенные в проект", предусмотренный пунктом 1 статьи 7 Закона Липецкой области от 25.02.1997 N 59-03 "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" (далее - Закон N 59-03), выполнен в целом по проекту в полном объеме.
Величина инвестиций, направленных на строительство Ферм 2 и 4, реконструкцию Фермы 3 (по существу, восстановление полностью разрушенного сооружения), и модернизацию существующих мощностей, необходимых для функционирования указанных ферм, превысила 95% от валового объема инвестиций в Проект.
Суммарный объем инвестиций в объекты, находящиеся вне Ферм 2 Пушкино, 3 Усмань и 4 Богородицкое (то есть находящихся на Ферме 1 Большая Отрада и Ферме Александровна), не превысил 130 млн. руб., что составляет менее 5% от валового объема инвестиций, осуществленных Заявителем в рамках Инвестиционного проекта.
Как указано ранее построение финансовой модели Инвестиционного Проекта и расчет плановых финансово-экономических показателей было произведено Обществом на основании пункта 5 раздела 7 Приложения N 1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1470, согласно которому при определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации.
В связи с чем, плановые финансово-экономические показатели по инвестиционному проекту были рассчитаны ООО "Отрада Фармз" не исходя из показателей по предпринимательской деятельности ООО "Отрада Фармз" в целом, а непосредственно в отношении данного инвестиционного проекта, а именно, на строительство трёх новых ферм (ферма N 2 Пушкино, ферма N 3 Усмань и ферма N 4 Богородицкое).
При этом, как пояснило Общество, ферма Александровка (ферма - репродуктор в 3,4 км. Юго-восточнее с. Александровка Добринского района) была построена Обществом в 2013 году. Большая Отрада является исторически первой фермой Общества. Данные фермы начали свое функционирование еще до реализации Обществом Инвестиционного Проекта. Данные фермы не являются частью Инвестиционного Проекта, в связи с чем, их показатели не принимались в расчет при установлении Обществом плановых финансово-экономических показатели Инвестиционного Проекта.
Сравнивая финансово-экономические показатели деятельности Общества в целом в 2017 год с фактическими показателями по Инвестиционному Проекту, необходимо учитывать существенный разрыв в абсолютных величинах (например, выручка от всех операций составила 2 036 187 млн. руб. против 955 млн, 249 рабочих мест, созданных во всей организации против 154 новых рабочих мест, созданных только по результатам выполнения проекта), что подтверждает, что как плановые, так и фактические финансово-экономические показатели бизнес-плана были рассчитаны Обществом применительно к Инвестиционному проекту, а не к деятельности Общества в целом, показатель, который определяется как отношение суммы величины налоговых поступлений и обязательных платежей в бюджет области к размеру государственной поддержки.
Таким образом, ключевыми экономическими результатами, ожидаемыми Обществом от реализации Инвестиционного Проекта, являлись: увеличение выручки от продаж, а также создание новых рабочих мест. Достижение данных результатов было обеспечено за счет строительства трех Ферм N 2, 3 и 4.
При этом, технические сооружения (бойни, зернохранилище, силосы, мойка), на которые указывает налоговый орган, не генерируют выручку, а дополнительные поток денежных средств формируется за счет построенных трех ферм, как это было заявлено Тимофеевой О.Ю., главным бухгалтером ООО "Отрада Фармз", в ходе допроса в рамках выездной налоговой проверки (том 4 л.д. 122 - 128).
Более того, Управление инвестиций Администрации Липецкой области на запрос налогового органа от 10.12.2020 N И29-1560 (т.4 л.д.34-35) указало, что ООО "Отрада-Фармз" по результатам 2017 года были представлены сведения, подтверждающие выполнение требований ст. 8 Закона Липецкой области "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области".
Таким образом, уполномоченный на проверку выполнения обществом показателей инвестиционного проекта нарушений не установил.
В рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции обществом был представлен расчет фактического (финансового) результата по итогам выполнения проекта, который также представлялся в суд первой инстанции (т.9 л.д.100)
Из расчета показателя налогооблагаемой прибыли по проекту следует:
- прямые затраты, понесенные Обществом от операционной деятельности всей фирмы в совокупности, распределены между всеми функционирующими фермами в соответствии с фактическим направлением расходования каждой отдельной фермы и участием в формировании себестоимости отгружаемой с каждой фермы продукции
- косвенные затраты распределены между всеми фермами Общества е соответствии с коэффициентом, рассчитанным как частное выручки фермы на валовую выручку Общества. Так, суммарный, коэффициент по трем фермам N 2 - 4, представляющим Инвестиционный проект, составляет 0,59 ( т. 9 л.д.98-99).
С учетом объема инвестирования в каждый объект, можно сделать вывод, что строительство и реконструкция Ферм 2, 3 и 4 ( коэффициент инвестиций составляет 30,12%, 18,66%, 42,19 %) являлись главной целью Инвестиционного проекта, при этом часть работ и инвестиций, осуществленных в рамках Инвестиционного Проекта, относились к модернизации уже существующих мощностей, которые расположены вне Ферм 2, 3 и 4, но связаны с их функционированием (мойка, карантин, спецтехника и оборудование). Данные работы были заявлены Обществом в бизнес-плане Инвестиционного Проекта на этапе участия в конкурсном отборе, проводимом Администрацией Липецкой области (т. 3 л.д. 79-111, т. 2 л.д. 46-77).
Объем инвестиций на модернизацию действующих ферм (Александровка и Отрада) составил 3,42% и 0,99 %
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган также указывает, что определяя показатель "налогооблагаемая прибыль" применительно к трем фермам, тем не менее, общество включает в остаточную стоимость основных средств стоимость объектов основных средств, не относящихся к деятельности 3 ферм, указанных Обществом в расчете показателя чистой прибыли по проекту "Строительство второй очереди проекта по созданию репродукторных свиноводческих ферм на базе марки DanAVL в Липецкой области" за 2017, а именно:
- здание доращивания св.2, инв. N 6955, местонахождение - Александровка. дата начала амортизации 01.01.2017. стоимость приобретения на 01.01.2017 - 36 403 016 руб. 17 коп.;
- замощение, инв. N 8257, местонахождение - Б. Отрада, дата начала амортизации
01.06.2016, стоимость приобретения на 01.01.2017 - 3 934 312 руб. 2 коп.;
- Здание мойки. инв.N 8469, местонахождение - Н. Свет, дата начала амортизации 01.07.2017, стоимость приобретения на 01.08.2017 - 14 147 493 руб. 17 коп.;
- Силосы биобезопасности, инв. N 8863, местонахождения - Б. Отрада, дата начала амортизации 01.01.2017, стоимость приобретения на 01.01.2017 - 7 241 710.87 руб.. а также иные объекты недвижимого имущества, не относящиеся к деятельности 3-х указанных налогоплательщиком ферм (Пушкино. Усмань, Богородицкое).
При этом, в случае исключения из перечня объектов, не относящихся в трем фермам, обществом не будет достигнуто значение другого показателя "Инвестиции, вложенные в проект).
Отклоняя данные доводы налогового органа, суд первой инстанции обоснованно учел, что объем инвестирования в объекты, не связанные с созданием трех свиноводческих комплексов в с.Богородицкое, с.Пушкино Добринского района Липецкой области и в Усманском районе Липецкой области, в 2017 году составил 241 449 589,50 руб., что составляет 8,83% от запланированного и фактического объема инвестиций, произведенных Обществом в 2017 году.
С учетом установленного судом размера инвестиций в прочие объекты в размере 8,83% от запланированного и фактического объема инвестиций, объем инвестиций в создание трех свиноводческих комплексов в с.Богородицкое, с.Пушкино Добринского района Липецкой области и в Усманском районе Липецкой области произведенных Обществом в 2017 году, составил 91,17% от запланированного.
Более того, доводы налогового органа о том, что в случае исключения объемов инвестирования в объекты, не связанные с созданием трех свиноводческих комплексов в с. Богородицкое, с.Пушкино Добринского района Липецкой области и в Усманском районе Липецкой области, из общего объема произведенных обществом инвестиций в 2017 году, налогоплательщиком не будет выполнен плановый показатель объема инвестиций выполнен на 90%, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления налога на имущество в размере 22 218 077 руб. и пени в соответствующем размере послужили выводы налогового органа только в части неверного порядка определения обществом такого показателя как "налогооблагаемая прибыль". Каких либо выводов относительно невыполнения налогоплательщиком условий другого показателя как "объем инвестиций" оспариваемое решение не содержит.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
На основании п. п. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются, кроме иных сведений, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право в течение 15 дней со дня получения акта представить возражения по существу правонарушения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение.
Согласно п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; а также выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Исходя из вышеизложенного, составляемый по результатам проведения выездной налоговой проверки акт, в котором фиксируются конкретные факты налоговых правонарушений, является обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов.
Таким образом, в силу системного толкования статей 100 и 101 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к ответственности во всех случаях должно основываться на результатах, отраженных в акте проверки; при этом в акте должны быть указаны документально подтвержденные конкретные факты налоговых правонарушений.
Правильное составление акта, полное отражение в нем выявленных нарушений, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него налогоплательщиком являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам выездной налоговой проверки и служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля.
Следовательно, по результатам налоговой проверки налогоплательщику не могут быть вменены налоговые правонарушения не установленные в ходе проверки и не отраженные в акте, оформляемом по результатам проверки, и зафиксированные в последующем в решении.
Соответственно, налоговый орган не вправе при рассмотрении дела указывать на те нарушения, которые не были им установлены в ходе проверки. Такие обстоятельства не могут являться основанием для вынесения решения о доначислении налогов, пени и привлечения к налоговой ответственности.
При вышеуказанных обстоятельствах, налоговый орган не вправе при рассмотрении дела ссылаться на другие нарушения, которые по его мнению допущены обществом, в обоснование законности своего решения, в частности применительно к такому показателю как объем инвестиций, если они не нашли своего отражения в оспариваемом решении.
Более того, на основании ст. 4 названного Закона налогом на имущество организаций не облагается имущество организаций, являющееся объектом реконструкции, расширения или технического перевооружения производства, а также созданное или приобретенное в результате осуществления инвестиционных проектов.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняется довод Инспекции о том, что в случае исключения объемов инвестирования в объекты, не связанные с созданием трех свиноводческих комплексов в с. Богородицкое, с.Пушкино Добринского района Липецкой области и в Усманском районе Липецкой области, из общего объема произведенных обществом инвестиций в 2017 году, налогоплательщиком плановый показатель объема инвестиций выполнен менее чем на 90%.
При таких обстоятельствах Общество доказало, что в 2017 году обеспечило выполнение финансово-экономических показателей, которые в силу пункта 12 статьи 4 Закона N 80-ОЗ дают ему право на налоговую льготу по налогу на имущество организаций.
В этой связи, поскольку Инспекцией не доказано иного, суд первой инстанции правомерно согласился с представленным налогоплательщиком расчетом показателя чистой прибыли по проекту "Строительство второй очереди проекта по созданию репродуктивных свиноводческих ферм на базе марки DanA VL в Липецкой области" за 2017 год, согласно которому финансовый результат деятельности указанных трех ферм составляет убыток в размере 2 697 399,76 руб., что соответствует плановому показателю инвестиционного проекта (т. 4 л.д. 20).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.08.2022 по делу N А36-9924/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФНС России по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9924/2021
Истец: ООО "ОТРАДА ФАРМЗ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, УФНС России по Липецкой области