г. Москва |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А40-140833/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-140833/22 по иску ООО "ТеплоЭнергоСервис" (ОГРН: 1107746602754) к 1) ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (ОГРН: 1037715046467) 2) Минобороны России (ОГРН: 1037700255284)
о взыскании задолженности в размере 2 295 462, 34 руб. (с учетом ст. 49 АПК РФ),
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванченко А.В. по доверенности от 03.02.2023,
от ответчика 1:Мизяк Б.Е. по доверенности от 15.11.2022,
от ответчика 2: Мизяк Б.Е. по доверенности от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТеплоЭнергоСервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а в случае недостаточности средств у должника с Минобороны России, задолженности в размере 2 295 462 руб. 34 коп. за период с июля по октябрь 2019 года (с учетом ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 16.12.2022 исковые требования ООО ООО "ТеплоЭнергоСервис" удовлетворены.
Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на то, что в заявленный период управляющей организацией по спорному адресу являлось ООО "Чистый город", в подтверждение чего указывает на решение суда по делу N А40-47437/2020. Также Минобороны России указывает на неправомерность привлечения Минобороны России к субсидиарной ответственности по обязательствам ТУИО.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Истец является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов (отопления, горячего водоснабжения, холодное водоснабжения, водоотведения, в жилые дома N N 1, 2, 3 корп. 2, 5, 6, 9, по ул. Связистов и Советский проспект, дома NN 98, 100 в с. Немчиновка Одинцовского района. Московской области, что подтверждается: Свидетельством о государственной регистрации АО 1- 12334 в Государственном Реестре Опасных Производственных Объектов от 12.01.2018 г., Лицензией NВх-01-007618 от 5.11.2014 г. На осуществление Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности с Перечнем опасных производственных объектов, Схемой подключения систем: отопления горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. Выписками с сайта ГИС ЖКХ о размещении информации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, за которым на праве оперативного управления закреплены квартиры в переданных истцу в управление МКД, по оплате за коммунальные услуги (отопление) в отношении 230 квартир, расположенных в жилых домах N N 1, 2, 3 к.2, 5, 6, 9, по ул. Связистов и Советский проспект, домах NN 98, 100 в с. Немчиновка Одинцовского района, Московской области за период с июля 2019 г. по октябрь 2019 г. в сумме 2 317 928 рублей 37 копеек.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Поскольку ответчики не представили доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению коммунальных расходов, а также правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Факт принадлежности спорных квартир ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России подтверждается выводами вступивших в законную силу решений суда по делам N 96565/19-180-869, N А40-47025/20-77-321 и N А40-47437/20.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что в указанный период управляющей организацией по спорным адресам являлось иное лицо, отклоняются, поскольку в настоящем случае истец является ресурсоснабжающей организацией, и большинством числа собственников квартир в МКД по спорным адресам принято решение о переходе на прямые договоры поставки тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией, назначенной администрацией муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также вопреки доводам апелляционной жалобы Минобороны России само по себе отсутствие в отношении ТУИО информации о ликвидации не является основанием для непривлечения собственника, на которого, прежде всего, возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества, к субсидиарной ответственности по обязательствам ТУИО, деятельность которого в полном объеме определяется Министерством.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-140833/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А.Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140833/2022
Истец: ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ