г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А56-43527/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Бурденкова Д.В.
судей Аносовой Н.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Клекачевым Н.С.
при участии:
от Герасева А.П.: Семенович А.В. (доверенность от 23.10.2019),от арбитражного управляющего Борисова М.Г.: Венусов М.Ч. (доверенность от 19.08.2022)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1297/2023) Герасева Антона Павловича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2022 по делу N А56-43527/2019 (судья Семенова И.С.), принятое
по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина Герасева Антона Павловича,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Максим Юрьевич обратился в Арбитражный суд город Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании Герасев Антона Павловича несостоятельным (банкротом).
Определением от 10.06.2019 указанное заявлении принято к производству.
Определением от 28.10.2019 заявление Васильева М.Ю. о признании Герасева А.П. несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении Герасева А.П. введена процедура реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим утвержден Борисов Максим Геннадьевич.
Решением от 16.07.2020 в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждён Борисов М.Г.
Финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайство о завершении процедуры банкротства и не освобождении должника от обязательств кредиторов.
Определением от 12.12.2022 завершил процедуру реализации имущества гражданина Герасева А.П. Не освободил Герасева А.П. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
В апелляционной жалобе Герасев А.П., считая определение в части не освобождения его от обязательств перед кредиторами незаконным и необоснованным, просит определение в указанной части отменить, полагая, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестности.
Податель жалобы ссылается на то, что управляющим не выплачивался прожиточный минимум, чем было обусловлено использование должником 398 600 руб. на обеспечение семьи должника, что не привело к уменьшению конкурсной массы, так как не превышали установленный законом прожиточный минимум.
Арбитражный управляющий возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил определение оставить без изменения, указывая, что после введения в отношении должника процедуры реструктуризации долгов должником были сняты с расчетного счета денежные средства в размере 398 600 руб. без согласия финансового управляющего. При этом, определением от 12.01.2022 суд обязал Герасева А.П. вернуть данные денежные средства, данная обязанность должником не исполнена.
Кроме того, финансовый управляющим производилась выплата денежных средств должнику в размере прожиточного минимума за август, сентябрь 2020 года. В дальнейшем Герасеву А.П. было выдано разрешение на снятие прожиточного минимума с октября 2020 года, больше должник с заявлением о выплате прожиточного минимума к финансовому управляющему не обращался.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
При рассмотрении дела суд руководствуется частью 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки только в обжалуемой части (то есть за исключением завершения процедуры реализации имущества) к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
С учетом изложенного, законность судебного акта проверена в апелляционном порядке в обжалуемой части.
В силу статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, за исключением требований, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
Абзац четвертый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве направлен на недопустимость использования механизма освобождения гражданина от обязательства в случаях, когда при возникновении или исполнении обязательства имело место поведение, не согласующееся с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" разъяснено, что согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце.
Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.
Исходя из пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.
Исходя из задач арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ) и целей реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, и последствий признания гражданина банкротом, с учетом разъяснений постановления N 45, в процедуре банкротства граждан, с одной стороны, добросовестным должникам предоставляется возможность освободиться от чрезмерной задолженности, не возлагая на должника большего бремени, с учетом его реальных возможностей погашения, а с другой стороны, у кредиторов должна быть возможность удовлетворения их интересов, препятствуя стимулированию недобросовестного поведения граждан, направленного на злостное уклонение от исполнения обязательств.
По общему правилу закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения о неосвобождении от обязательств недобросовестных должников направлены на исключение возможности получения должником несправедливых преимуществ и обеспечение тем самым защиты интересов кредиторов. Возможность применения правил об освобождении должника от исполнения обязательств зависит от его добросовестности.
В случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств, предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, вывод активов и тому подобное), суд, руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе в определении о завершении реализации имущества гражданина указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств.
В качестве основания для отказа в освобождении должника от исполнения обязательств суд первой инстанции указал, что должник в процедуре банкротства незаконно снимал денежные средства со своего расчетного счета, противодействовал процедуре банкротства, не исполнил судебный акт (А56-43527/2019/истр.3) о передаче денежных средств в конкурсную массу в размере 398 600 руб., незаконно снятых им со своего счета, открытого в Банке ВТБ (ПАО). Не передал финансовому управляющему имеющиеся ценные бумаги, товарно-материальные и иные ценности.
Кроме того, должник до введения процедуры несостоятельности (банкротства) имел стабильный доход в размере около 100 000 руб., но уже после введения процедуры реструктуризации, должник уволился по собственному желанию и перестал получать доход в виде заработной платы в процедуре банкротства.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2018 N 305-ЭС17-13146(2), указано, что институт банкротства граждан предусматривает исключительный механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, - списание долгов, который позволяет гражданину заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, но при этом в определенной степени ущемляет права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им удовлетворения. В связи с этим к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
Из материалов дела следует ненадлежащее исполнение должником своих обязанностей в деле о банкротстве, наличие признаков недобросовестного поведения, исключающего применения правил об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами.
Так, Герасев А.П. снял своего расчетного счета N 40817810218064020620, открытого в ПАО Банк ВТБ денежные средства в размере 398 600 руб.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 суд обязал Герасева А.П. передать финансовому управляющему Борисову М.Г. денежные средства в размере 398 600 руб., а также иные имеющиеся у должника ценные бумаги, товарно-материальные и иные ценности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
Определение должником не исполнено. Должник знал о необходимости возврата в конкурсную массу денежных средств, незаконно снятых им с расчетного счета после введения процедуры реструктуризации долгов.
Данные обстоятельства свидетельствуют об умышленном уклонении от исполнении своих обязательств перед кредиторами в обход необходимости включения полученных денежных средств в конкурсную массу в соответствии с положениями закона и соответствующего распределения.
Ссылка подателя жалобы на невыплату управляющим прожиточного минимума подлежит отклонению апелляционная судом как необоснованная, поскольку с жалобой на действия финансового управляющего должник не обращался.
Исходя из пояснений из финансового управляющего, следует, что должнику был выплачен прожиточный минимум, с учетом его обращения к управляющему с заявлением о данной выплате, за август 2020 года и сентябрь 2020 года.
Должнику в дальнейшем было выдано разрешение на снятие прожиточного минимума с октября 2020 года, больше должник с заявлением о выплате прожиточного минимума не обращался.
При этом, механизм обеспечения должника денежными средствами в размере прожиточного минимума направлен на текущее поддержание минимально необходимого уровня его жизни в период проведения процедуры банкротства, соответственно, не может быть реализован посредством накопления (аккумулирования) соответствующих денежных средств, в том числе путем их ретроспективного удержания.
При определении размера денежных средств, необходимых для личных нужд должника, следует исходить из того, что размер данной суммы должен определяться не только размером прожиточного минимума в расчете на душу населения, но и размером фактических доходов должника.
Исходя из положений Закона о банкротстве и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных, с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", выплата денежных средств в размере не менее установленной величины прожиточного минимума обусловлена наличием у гражданина-должника дохода, из суммы которого и подлежат исключению указанные денежные средства, тогда как при отсутствии у должника соответствующего дохода сумма удержания не может аккумулироваться и в дальнейшем при реализации включенного в конкурсную массу имущества должника погашаться за счет этого имущества.
В настоящем случае должник официально не трудоустроен, доход из суммы которого было бы можно выплатить прожиточный минимум должник не получал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, для неприменения в отношении должника правил об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах определение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2022 по делу N А56-43527/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Бурденков |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43527/2019
Должник: Герасев Антон Павлович
Кредитор: Васильев Максим Юрьевич, ООО "БУХГАЛТЕРСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИНДУСТРИЯ "
Третье лицо: А/У БОРИСОВ М.Г., а/у Борисов Максим Геннадьевич, Борисов Максим Геннадьевич, Вайсбек В.А., ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО, ГУ Управление по вопросам миграции МВД РФ по СПб и ЛО, Комитет по делам записи актов гражданского состояния СПб, Кудрявцев Сергей Александрович, МИФНС N24, Нестеров Андрей Павлович, НП Арбитражных управляющих "ОРИОН", ООО "Бизнес "М", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, Ф/у Борисов Максим Геннадьевич
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1297/2023
28.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7820/2022
22.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21684/2021
14.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20092/2021
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3988/2021
18.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38187/20
24.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16322/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43527/19