23 марта 2023 г. |
Дело N А83-23295/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Правда"- Сокол О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2022 года по делу N А83-23295/2021,
рассмотренному по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Правда"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Правдовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, кадастровый инженер Никишенко Андрей Геннадьевич,
о признании незаконным решения и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
СХПК "Правда" подал в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенного в письме N 41773/01-11/3 от 30.08.2021, об отказе в согласовании акта месторасположения земельного участка площадью 331.228кв.м., КН:90:09:000000:2753, расположенного в Республике Крым, Первомайском районе, Правдовском сельском поселении.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признан незаконным отказ МИЗО Крыма в согласовании акта месторасположения земельного участка; на МИЗО Крыма возложена обязанность рассмотреть заявление СХПК "Правда" о согласовании акта месторасположения земельного участка и принять по нему мотивированное решение с учетом выводов суда; с МИЗО Крыма в пользу СХПК "Правда" взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Решение суда мотивировано тем, что заявитель вправе уточнить площадь и границы предоставленного ему в аренду земельного участка, предел уточнения площади земельного участка не превышает 10%, основания отказа в согласовании границ земельного участка МИЗО Крыма не указаны.
МИЗО Крыма подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что СХПК "Правда" не согласен с ее доводами, так как вправе уточнять границы и площадь земельного участка.
В судебном заседании представитель СХПК "Правда" просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники (их представители) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
31.07.2015 земельный участок площадью 333.000кв.м., КН:90:09:000000:2753, расположенный в Республике Крым, Первомайском районе, Правдовском сельском поселении, как ранее (с 28.01.2008) учтенный поставлен на государственный кадастровый учет; границы земельного участка не установлены, о чем представлен кадастровый паспорт земельного участка N 90-02/2015-236890.
Действительно, по договору аренды земли N 92 от 26.11.2007 земельный участок площадью 33,3000га, расположенный в границах Правдовского сельского совета, в соответствии с технической документацией по землеустройству предоставлен в аренду СХПК "Грузия" на 49 лет, границы земельного участка вынесены в натуру.
27.07.2020 приказом МИЗО Крыма N 3512 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадь 333.000кв.м., КН:90:09:000000:2753 в аренду СХПК "Правда" для сельскохозяйственного использования. Из письма МИЗО Крыма N21356/01-11/1 от 18.05.2022 и платёжного поручения N 644 от 25.05.2022 следует, что заявителем оплата арендной платы осуществляется по ранее заключенному 28.01.2008 договору аренды.
Как пояснила представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции договор аренды земельного участка по законодательству Российской Федерации не заключен в связи с необходимостью установления границ земельного участка, для чего по заявке кооператива кадастровым инженером с учетом установленных границ смежных участков составлен межевой план.
Действительно, 02.08.2021 СХПК "Правда" подало в МИЗО Крыма заявление о согласовании акта месторасположения земельного участка: уточненная площадь 331.228кв.м, КН:90:09:000000:2753, расположенный в Республике Крым, Первомайском районе, Правдовском сельском поселении, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - сельскохозяйственное использование, цель - выращивание сельскохозяйственных культур, вид права - аренда. К заявлению приложены (в том числе) межевой план и акт согласования месторасположения земельного участка, графика конфигурации земельного участка.
30.08.2021 решением МИЗО Крыма, изложенным в письме N 41773/01-11/3 за подписью заместителя министра Заиченко А., отказано в согласовании месторасположения земельного участка, так как конфигурация и площадь земельного участка не соответствуют конфигурации и площади ранее учтенного земельного участка.
Из представленного межевого плана, составленного 29.09.2021 кадастровым инженером Никишенко А.Г., следует, что месторасположение земельного участка КН: 90:09:000000:2753 соответствует схематическому плану расположения земельного участка технической документации, но отличается угол чертежа площадью 33,300 из-за внесенных в ЕГРН сведений о границах смежных земельных участков, во избежание пересечения границ, угол земельного участка КН: 90:09:000000:2753 установлен по фактическому расположению обрабатываемых земель, по характерным точкам границ площадь земельного участка отличаются на 0,53% от площади по сведениям ЕГРН.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям относятся (в том числе) характеристики, которые изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Часть 1.1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ указано то, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Статья 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) "О кадастровой деятельности" предусматривает:
часть 1 - местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
часть 2: предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Из части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны (в том числе) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения.
Части 8 и 9 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусматривают, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 (в ред. от 29.10.2021) установлены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно пункта 4 названных Требований для определения координат характерных точек геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений (определений) и комбинированным методом используются пункты государственной геодезической сети и (или) геодезических сетей специального назначения (далее - геодезические пункты). Характерные точки границ земельных участков, определенные геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений (определений) или комбинированным методом, закрепляются межевыми или иными знаками, в случае если это предусмотрено договором подряда на выполнение кадастровых работ или иным документом, на основании которого выполняются кадастровые работы. Сведения о закреплении характерных точек границ земельных участков отражаются в межевом плане. Для оценки точности определения координат (местоположения) характерной точки рассчитывается средняя квадратическая погрешность.
Как установлено, земельный участок КН:90:09:000000:2753 государственной собственности поставлен на государственный кадастровый учет, для уточнения месторасположения границ этого земельного участка кадастровым инженером с учетом установленных требований составлен межевой план, по которому акт о согласовании месторасположения границ земельного участка подлежит согласованию с МИЗО Крыма. Основания отказа в согласовании уточнения месторасположения границ земельного участка МИЗО Крыма не доказаны, а ссылка на сведения ЕГРН о площади и месторасположении земельного участка не лишают заявителя права уточнять площадь и границы земельного участка в установленном законом порядке.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2022 года по делу N А83-23295/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23295/2021
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ПРАВДА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ПРАВДОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, кадастровый инженер Никишенко А.Г