22 марта 2023 г. |
А83-9575/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
в отсутствии представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года по делу N А83-9575/2021, принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восход", заинтересованное лицо - министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" о признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - заявитель, общество, ООО "Восход") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором с учётом заявления об уточнении требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и заявления об исправлении технической ошибки, просит:
- признать незаконным решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе во включении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства (далее - Реестр) объект "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта" (далее - объект), оформленное письмом от 23.12.2020 N 3/50ИП;
- обязать Министерство включить в Реестр сведения об объекте в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Дело рассматривалось судом первой инстанции с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" (далее - ООО "Управление гостиниц", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2022 в удовлетворении заявления отказано; из федерального бюджета обществу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на принятие решения при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что оспариваемый отказ Министерства является незаконным, поскольку обществом к заявлению о включении в реестр объекта приложен документ, подтверждающий право пользования земельным участком, а именно договор аренды земельного участка от 07.06.2017, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Апеллянт полагает, что судом первой инстанции не учтено и как следствие сделан неправильный вывод о том, что объект капитального строительства "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта", расположен на участке N 1 площадью 100 000 кв.м. с кадастровым номером 90:23:25:060301:204, а не на участке N 2 площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 90:23:25:060301:232, на котором осуществляет строительство третье лицо.
В обоснование апелляционной жалобы общество также указывает, что вопреки выводам суда, заявление подано уполномоченным на то лицом, поскольку заказчик по объекту не менялся и является одним и тем же юридическим лицом (зарегистрированное в 1993 году совместное украинско-российское предприятие в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" в 2011 году переименовано в частное акционерное общество "Джемиет", в дальнейшем в 2015 году произведена смена наименования на акционерное общество "Аврора", которое впоследствии в 2018 году реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Восход"), в связи с чем, изменения в разрешение на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397 не вносились.
По мнению подателя апелляционной жалобы, проектная документация в части названия объекта полностью соответствует названию объекта в разрешении на выполнение строительных работ от 30.02.2009 N 397 и дополнена уточнённым составом единого комплекса, что только определяет составные части объекта, никак не влияет на его правовой статус, количественные и технические показатели, а лишь позволяет выделить очередные стадии строительства по блокам и секциям.
В отзыве на апелляционную жалобу, Министерство, не соглашаясь с приведёнными в ней доводами, указывает, что основания для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведены, поскольку Министерство действовало законно при формировании решения об отказе заявителю во включении объекта в реестр поднадзорных объектов капитального строительства., оснований для его отмены не имеется.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
Заявитель представил в суд апелляционной инстанции дополнительные письменные пояснения от 30.09.2022, от 25.10.2022, от 02.11.2022, в которых, поддерживая доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
До даты итогового судебного заседания в апелляционном суде от Министерства также поступили дополнительные возражения от 18.10.2022 и от 01.11.2022 по вопросу опровержения доводов общества относительно нахождения объекта капитального строительства по адресу г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 28, а также факта наличия по указанному адресу иных объектов капитального строительства.
Определением заместителя председателя суда от 15.03.2023 произведена замена судьи Кузняковой С.Ю. на судью Привалову А.В. ввиду наличия оснований, предусмотренных в статье 18 АПК РФ.
В итоговое судебное заседание 15.03.2023 общество и Министерство явку своих представителей не обеспечили, ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы по существу, не направили. С учётом того, что о начавшемся процессе извещены заблаговременно и в установленном законом порядке, надлежащего уведомления всех лиц, участвующих в деле о судебном разбирательстве в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, судебной коллегией были установлены следующие юридически значимые обстоятельства дела.
Юридическое лицо - совместное украинско-российское предприятие в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" (далее - СП АОЗТ "Джемиет") зарегистрировано исполнительным комитетом Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 29.01.1993, с присвоением идентификационного кода юридического лица - 19451923, свидетельство о государственной регистрации серии А00 N 446400 (л.д. 12-13, т. 2).
30 марта 2009 года СП АОЗТ "Джемиет" инспекцией ГАСК в АРК выдано разрешение N 397 на выполнение строительных работ "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г" (л.д. 10-11 т. 2).
28 марта 2011 года совместным украинско-российским предприятием в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" произведена смена наименования юридического лица с идентификационным кодом- 19451923 на частное акционерное общество "Джемиет", свидетельство о государственной регистрации серии А01 N 784014 (л.д. 14-15, т. 2).
С целью приведения уставных документов ЧАО "Джемиет" (идентификационный код - 19451923) в соответствие с требованиями российского законодательства протоколом N 3 общего собрания акционеров от 13.01.2015 изменена организационно-правовая форма с частного акционерного общества на акционерное общество (л.д. 108-110 т. 1).
Как следует из сведений из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), украинское юридическое лицо АО "Джемиет" (регистрационный номер - 19451923) 13.02.2015 зарегистрировано с новым наименованием - акционерное общество "Аврора" с присвоением ОГРН 1159102056805.
07 июня 2017 года между муниципальным образованием городской округ города Ялта (далее - арендодатель) и акционерным обществом "Аврора" (далее - арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - договор), по условиям которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 110 000 кв.м., в том числе: участок N 1 площадью 100 000 кв.м., с кадастровым номером 90:25:060301:204; участок N 2 площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:060301:323, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3, участок N 1, участок N 2 в границах указанных в кадастровом паспорте (плане, карте), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1 договора) (л.д. 96-104 т.1).
Договор зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 18.10.2017 за N 90:25:060301:325-90/090/2017-3 и N 90:25060301:204-90/090/2017-2.
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" создано в результате реорганизации акционерного общества "Аврора" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Восход" на основании решения внеочередного общего собрания акционеров АО "Аврора" (протокол N 2/17 от 26.10.2017) и является его правопреемником, что следует из устава общества (л.д. 116 т.1), а также сведений из ЕГРЮЛ.
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" зарегистрировано 13.02.2018 с присвоением ОГРН 1189102002429.
03.12.2020 за вх.N 3/50п в адрес министерства поступило заявление ООО "Восход" о внесении в реестр поднадзорных объектов / реестр неподнадзорных объектов капитального строительства объекта капитального строительства: "Строительство объекта "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г.Ялта" (л.д. 67-68 т.1).
По результатам рассмотрения заявления общества на соответствие требованиям постановления Совета министров Республики Крым от 06.02.2020 N 51 "Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования реестра поднадзорных и реестра неподнадзорных объектов" (далее - Порядок N 51) и Закона Республики Крым от 12.11.2020 N 12-ЗРК/2019 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", министерство письмом от 23.12.2020 N 3/50ИП отказало ООО "Восход" во включении сведений об объекте в реестр (л.д. 13-14 т.1). В качестве оснований для отказа в обжалуемом письме указано о нарушении заявителем требований пунктов 2.1, 2.4 Порядка N 51, а именно:
- отсутствие документа, подтверждающего право собственности или пользования земельным участком, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на земельный участок по адресу Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул.Авроры 28;
- заявление подано не уполномоченным на это лицом, так как разрешение на выполнение строительных работ выдано совместному украинско-российскому предприятию в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет", а заявление подано ООО "Восход";
- представленная проектная документация не соответствует разрешению на строительство.
Общество, полагая, что отказ Министерства, оформленный письмом от 23.12.2020 N 3/50ИП, является незаконным, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого отказа, незаконным. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что обществом необходимые документы предоставлены не в полном объёме в соответствии с требованиями Порядка N 51, в связи с чем отказ во включении сведений в Реестр был правомерным.
В силу положений статей 9, 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения этого права заинтересованным лицом.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 и часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, однако, руководствуясь пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", усматривает основания для изменения мотивировочной части обжалуемого судебного акта, что является судейским усмотрением и правом суда, при этом в настоящем случае иные мотивы суда первой инстанции не повлекли принятие неправильного решения, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения ввиду следующего.
Вопросы ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию на территории Республики Крым урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) с учётом особенностей, установленных главой 5 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 67-ЗРК/2015).
В соответствии с частью 1 статьи 21.2 Закона N 67-ЗРК/2015 документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", изменению и переоформлению не подлежат. Продление срока действия таких документов не допускается.
Частями 2 и 3 названной статьи установлено, что в целях настоящего Закона к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
К таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.
В целях настоящего Закона к исходным данным на проектирование относятся документы, явившиеся основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
К таким документам относятся: градостроительный план земельного участка, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, разрешение на проектно-изыскательские работы, строительный паспорт для объектов индивидуального жилищного строительства.
Как следует из части 1 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015 в срок до 31 декабря 2020 года, в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 ГрК РФ подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 1 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также порядок рассмотрения заявления регламентирован статьей 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015.
Объекты капитального строительства, сведения о которых включены в Реестр поднадзорных объектов, приравниваются к объектам, имеющим разрешение на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 21.3 Закона N 67-ЗРК/2015).
В целях реализации Закона N 67-ЗРК/2015 разработан Порядок формирования реестра поднадзорных объектов и реестра неподнадзорных объектов, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 06.02.2020 N 51.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 51 к заявлению о включении в реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии):
1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию;
3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий в момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов;
4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до 21.03.2014.
Как установлено судом, ООО "Восход" обратилось в Министерство с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства объекта: "Строительство объекта "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта", вид строительства - новое строительство, указав в качестве разрешительного документа на строительство разрешение на выполнение строительных работ от 30.04.2009 N 397 с перерегистрацией 14.01.2011, в качестве документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком - договор аренды земельного участка б/н от 07.06.2017; кадастровый номер - 90:23:25:060301:323; гостиничное обслуживание, а также указав на наличие положительного комплексного заключения N 489-05-208 от 29.12.2008, службы "Укринвестэкспертиза".
Пунктом 2.2 Порядка N 51 установлено, что основаниями для отказа в приёме заявления о включении в реестр поднадзорных объектов является:
1) непредставление документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка;
2) несоответствие заявления форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
3) заявление подано не уполномоченным на это лицом.
Как следует из указанного обществом в качестве документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, договора от 07.06.2017, он представляет собой единый на два земельных участка договор - на участок N 1 площадью 100 000 кв.м., с кадастровым номером 90:25:060301:204; на участок N 2 площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:060301:323.
Указание ООО "Восход" в заявлении кадастрового номера земельного участка 90:25:060301:323, с учётом установленных обстоятельств и исследованных судом документов, не может однозначно свидетельствовать о расположении объекта капитального строительства на земельном участке с указанным кадастровым номером.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что судом первой инстанции не учтено, что права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка акционерным обществом "Аврора" уступлены третьему лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Управление гостиниц" на основании договора уступки от 23.10.2017 только в части участка N 2 площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:060301:323, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3, участок N 2 (л.д. 174-181 т. 1).
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.04.2021 по земельному участку с кадастровым номером 90:25:060301:323, собственником которого является Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды (дата государственной регистрации 02.11.2017) и лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта является ООО "Управление гостиниц" на основании договор аренды земельного участка от 07.06.2017, дополнительного соглашения к договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.10.2017 от 31.10.2017, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 23.10.2017 (л.д. 71-76 т.1).
Кроме того, 14 февраля 2020 года подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 07.06.2017, согласно которому стороны пришли к согласию внести следующие изменения в договор аренды земельного участка от 07.06.2017: на основании листа записи ЕГРЮЛ от 13.02.2018, заменить арендатора акционерное общество "Аврора" на общество с ограниченной ответственностью "Восход" (ИНН 9102240791, КПП 910201001), внесённое в ЕГРЮЛ за ОГРН 1189102002429, зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю 12.02.2018 (пункту 1.1 дополнительного соглашения от 14.02.2020.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о расположении объекта капитального строительства ООО "Восход" на земельном участке N 2 площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером 90:25:060301:323, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3, является ошибочным, однако он не привёл к принятию необоснованного решения, исходя из совокупности иных установленных обстоятельств.
Касаемо возражений заинтересованного лица относительно несоответствия адреса размещения объекта капитального строительства "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта" именно по данному адресу, с учётом указания в договоре аренды земельного участка иного адреса - пгт. Восход, ул. Авроры,3, судебная коллегия отмечает следующее.
На основании Государственного акта на право постоянного пользования землей II-КМ N 002967 от 25.02.2000 СП АОЗТ "Джемиет" в постоянное пользование передан земельный участок площадью 11,0 га, по адресу: г. Ялта, Массандра, пгт. Восход, ул. Авроры,3, для строительства и эксплуатации Бизнес-Центра с гостиничным комплексом в соответствии с решением исполкома Массандровского поселкового совета народных депутатов от 21.07.1993 N 169.
Решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета от 21.04.2004 N 51 совместному украинско-российскому предприятию АОЗТ "Джемиет" было разрешено производство проектно-изыскательских работ по корректировке генплана и рабочей документации незавершенного строительством основного корпуса бывшего санатория Главмикробиопрома под Бизнес-центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход в границах ранее отведенного участка (Государственный акт на право постоянного пользования землей II-КМ N 002967).
Во исполнение указанного решения СП АОЗТ "Джемиет" Управлением главного архитектора исполнительного комитета Ялтинского городского совета 16.08.2004 было выдано Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) N 623/05 на объект "Бизнес-центр с гостиничным комплексом" и в качестве адреса объекта архитектуры указано: пгт. Массандра, п. Восход, ул. Авроры,28; основные характеристики объекта архитектуры - корпуса гостиничного комплекса, крытый бассейн, котельная с хозблоком, автопаркинг, ресторан, боулинг-клуб, спорт площадки с теннисными кортами, канатная дорога к пляжу, пляжные сооружения, лодочная станция, тельфер-подъёмник лодок.
Решением Массандровского поселкового совета от 16.09.2004 N 25, Государственный акт на право постоянного пользования землей II-КМ N 002967 был отменён, а СП АОЗТ "Джемиет" был предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 50 лет земельный участок для строительства и эксплуатации Бизнес-центра с гостиничным комплексом площадью 11 га в пгт. Восход, ул. Авроры, 3.
На основании решения Массандровского поселкового совета от 16.09.2004 N 25, между Массандровским поселковым советом и СП АОЗТ "Джемиет" был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 11,0000 га (уч. 1 - 10,0000 га, уч. 2- 1.0000га), по адресу: пгт. Восход, ул. Авроры, 3.
Республиканский градостроительный совет, рассмотрев эскизный проект Бизнес-центра с гостиничным комплексом в пгт. Восход по ул. Авроры, 28 в г. Ялта решил согласиться с размещением гостиничного комплекса в пгт. Восход, по ул. Аврора, 28 в г. Ялта (выписка из протокола N 9 от 25.05.2005 заседания Республиканского градостроительного совета).
Исполнительный комитет Массандровского поселкового совета, рассмотрев проектную документацию по строительству объекта "Бизнес-центра с гостиничным комплексом в пгт. Восход по ул. Ароры,28", принял решение от 26.12.2007 N 620, которым СП АОЗТ "Джемиет" разрешено выполнение работ по строительству объекта "Бизнес-центра с гостиничным комплексом в пгт Восход по ул. Авроры,28".
Таким образом, объекту "Бизнес-центр с гостиничным комплексом", в состав которого, в том числе, входят корпуса гостиничного комплекса, был присвоен адрес: пгт. Восход, ул. Авроры,28.
Поскольку Архитектурно-планировочное задание N 623/05 от 16.08.2004 предусматривало строительство: корпусов гостиничного комплекса, крытого бассейна, котельной с хозблоком, автопаркинга, ресторана, боулинг-клуба, спорт площадки с теннисными кортами, канатной дороги к пляжу, пляжных сооружений, лодочной станции, тельфер-подъёмника лодок, то в 2009 году СП АОЗТ "Джемиет" на основании указанных разрешительных документов также получено:
- разрешение от 30.03.2009 N 396 на выполнение строительных работ "Бизнес -центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. Котельная, ТП 3,4,5,6";
- разрешение от 30.03.2009 N 397 на выполнение строительных работ "Бизнес -центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г";
- разрешение от 21.04.2009 N 552 на выполнение строительных работ "Бизнес -центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. Четвёртая очередь строительства. Группа 3-х этажных корпусов на западном участке";
- разрешение от 21.04.2009 N 553 на выполнение строительных работ "Бизнес -центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. Боулинг - центр с паркингом на 200 а/машин и рестораном".
Содержание вышеперечисленных разрешений на выполнение строительных работ, а также решение исполнительного комитета Массандровского поселкового совета от 26.12.2007 N 620, подтверждают факт того, что все объекты строительства, которые были возведены и возводятся в настоящее время в рамках строительства "Бизнес-центра с гостиничным комплексом" в разрешительных документах имели и имеют адрес: пгт. Восход, ул. Авроры, 28 г. Ялта.
В порядке исполнения определения Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022, 11 ноября 2022 года с выходом по адресу местонахождения земельного участка (г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3, участок 1) ООО "Восход" в лице директора Темника А.В., Министерство в лице представителя Аккиева Л.Э. и кадастровый инженер Борзенков А.В., составили акт осмотра объекта незавершённого строительства, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 90:25:060301:204, площадью 29 968 кв.м., расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3, участок 1, в северной его части, размещён объект незавершенного строительства, строительство которого осуществляет ООО "Восход" и ООО "СК Консоль-Строй ЛТД".
На момент визуального осмотра объект незавершённого строительства имеет следующие характеристики: состоит из 3-х блоков со следующей строительной готовностью: Блок 1 - выполнен каркас 3 этажей, Блок 2 - выполнен каркас 8 этажей, Блок 3 - выполнен каркас 8 этажей, цоколь и подвал.
Кадастровым инженером, принимавшим участие в осмотре объекта 14.11.2022 составлена Схема расположения объекта незавершённого строительства на земельном участке с кадастровым номером 90:25:060301:204. Кроме того, из Технического плана объекта незавершённого строительства от 14.11.2022, заказанного и полученного ООО "СК Консоль-Строй ЛТД", как участником строительства объекта, также следует, что объект незавершённого строительства "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры,28. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г" расположен в северной части земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:204.
Фактическое наличие объекта незавершённого строительства "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г" на земельном участке с кадастровым номером 90:25:060301:204 подтверждается также заключением общества с ограниченной ответственностью "Гранит-2" от 20.05.2022, имеющимся в материалах дела.
На основании изложенного, оценив представленные обществом в развитие доводы жалобы в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия считает подтвержденными обстоятельства дела относительно того, что строительство объекта капитального строительства: "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход", в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 г. Ялта. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г" осуществлялось на основании разрешения на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397 с перерегистрацией 14.01.2011, на земельном участке с кадастровым номером 90:25:060301:204, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Восход, ул. Авроры, 3.
В качестве второго основания для отказа обществу во включении в реестр, Министерством указано на подачу заявления не уполномоченным на это лицом, поскольку разрешение на выполнение строительных работ выдано совместному украинско-российскому предприятию в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет", а заявление подано ООО "Восход".
Вместе с тем, как следует из установленных судебной коллегией обстоятельств, общество с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН 1189102002429) является правопреемником совместного украинско-российского предприятия в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" (идентификационный код - 19451923) исходя из следующего.
28.03.2011 совместным украинско-российским предприятием в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" произведена смена наименования юридического лица с идентификационным кодом- 19451923 на частное акционерное общество "Джемиет", свидетельство о государственной регистрации серии А01 N 784014 (л.д. 14-15, т. 2).
В дальнейшем, с целью приведения уставных документов ЧАО "Джемиет" (идентификационный код - 19451923) в соответствие с требованиями российского законодательства протоколом N 3 общего собрания акционеров от 13.01.2015 изменена организационно-правовая форма с частного акционерного общества на акционерное общество (л.д. 108-110 т. 1).
Украинское юридическое лицо АО "Джемиет" (регистрационный номер - 19451923) 13.02.2015 зарегистрировано с новым наименованием - акционерное общество "Аврора" с присвоением ОГРН 1159102056805, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" создано в результате реорганизации акционерного общества "Аврора" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Восход" на основании решения внеочередного общего собрания акционеров АО "Аврора" (протокол N 2/17 от 26.10.2017) и является его правопреемником, что следует из устава общества (л.д. 116 т.1), а также сведений из ЕГРЮЛ (л.д. 126-130 т. 1).
На основании изложенного, оснований полагать, что заявление о внесении в Реестр сведений подано неуполномоченным лицом, не являющимся правопреемником совместного украинско-российского предприятия в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет", которому выдано разрешение на выполнение строительных работ N 397 от 30.03.2009, судебной коллегией не усматривается.
Вместе с тем, вопреки доводам общества, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия, соглашаясь с позицией Министерства, приходит к выводу, что представленная проектная документация не соответствует разрешению на строительство, поскольку разрешение на выполнение строительных работ N 397 от 30.03.2009 выдано на объект строительства "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта", а проектная документация подготовлена на "Бизнес - центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход ул. Авроры, 28, г. Ялта. Блок В (Блок-секции В.1, В.2, В.3), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Основанием для выдачи инспекцией ГАСК в АРК разрешения на выполнение строительных работ N 397 от 30.03.2009 являлось, в том числе, положительное комплексное заключение государственной экспертизы N 489-05-2008 от 29.12.2008 по проекту "Бизнес - центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта. Основной корпус. Блок В".
Разрешение на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397 выдано на объект строительства "Бизнес - центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта. Основной корпус. Блоки А, Б, В, Г", а проектная документация подготовлена на "Бизнес центр с гостиничным комплексом в пгт Восход ул. Авроры, 28 г. Ялта Блок В "Блок-секция B.l, В2, ВЗ)". Кроме того, представленное положительное заключение экспертизы также не соответствует разрешению на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397, в части названия объекта.
Указывает на то, что разрешение на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397 было выдано на весь комплекс "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта, АР Крым" и этот объект состоит из блоков, в частности блока В, который, в свою очередь, состоит из секций В.1. В.2 и В.3, следовательно, апеллянт не учитывает, что в проектной документации расшифрован состав единого комплекса "Бизнес-центр с гостиничным комплексом "Восход", пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта. АР Крым".
Как указывало в своих возражениях Министерство, последнему заявителем в качестве проектной документации предоставлены Основные чертежи. Бизнес-центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход ул. Авроры, 28, г. Ялта Блок В (Блок-секции В.1, В.2, В.З). Генеральный план, Архитектурные решения 0331/08-В-ПЗ, ГП, АР, ОДИ, разработанные филиалом ООО Фирмы "КОНСОЛЬ ЛТД" институтом "Консоль-проект" в 2008 году (л.д. 21-31 т.1), тогда как разрешение на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397 выдано совместному украинско-российскому предприятию в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" на объект строительства "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта" в целом.
На момент получения разрешения на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397, проектная документация разрабатывалась в соответствии с ДБН А.2.2-3-2004 "Состав и содержание проектной документации на строительство", данная норма устанавливала состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство, реконструкцию зданий и сооружений, требования названной нормы было обязательно для юридических и физических лиц, независимо от формы собственности.
Следует отметить, что в пункте 2.13 ДБН А.2.2-3-2004 указано, что проектирование и строительство могут выполняться по очередям, а также с выделением пусковых комплексов, если это предусмотрено заданием на проектирование. В этом случае утвердительная стадия разрабатывается в целом на объект, в том числе по очередям строительства, а также с выделением пусковых комплексов. Следующая стадия разрабатывается в соответствии с заданием на проектирование.
Очереди строительства, кроме объектов основного и вспомогательного назначения, должны обеспечивать санитарно-бытовые условия, противопожарную безопасность, охрану труда и охрану окружающей среды, включая очистные сооружения, переработку отходов производства и т.д.
О том факте, что Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 30.09.2014 зарегистрирована декларация N РК143140000898 о готовности объекта к эксплуатации "Бизнес-центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход, ул. Авроры, 28 в г. Ялта. 3 очередь строительства. 9,10 этажные корпуса N1, N3. I - пусковой комплекс, корпус N 1", заказчиком которой является СП АОЗТ "Джемиет", заявителю должно было быть достоверно известно.
Объект капитального строительства с наименованием "Бизнес - центр с гостиничным комплексом "Восход" в пгт. Восход, ул. Авроры, 28, г. Ялта" фактически имеет отдельные очереди строительства и утверждение заявителя о том, что Блок В (Блок-секции B.l, В.2, В.3) - это составляющие объекта в целом, не соответствуют действительности.
Аналогично, представленное положительное заключение экспертизы, не соответствует разрешению на выполнение строительных работ от 30.03.2009 N 397, в части названия объекта, поскольку данное положительное комплексное заключение N489-05-2008 выдано СП АОЗТ "Джемиет", ООО Фирмой "Консоль ЛТД" по проекту "Бизнес-центр с гостиничным комплексом в пгт. Восход по ул. Авроры, 28 г. Ялта. Основной корпус. Блок В".
Таким образом, доводы ООО "Восход" относительно незаконности пункта 1.3 оспариваемого отказа Министерства судебная коллегия признаёт несостоятельными.
Поскольку ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в соответствующий реестр поднадзорных объектов, будет осуществляться в соответствии со статьёй 55 ГрК РФ, а не в соответствии с законодательством, действовавшим на дату получения разрешительного документа на выполнение строительных работ, соответственно, приложение к заявлению о включении в реестр документов, перечисленных в Порядке N 51, предусматривалось в целях приведения имеющихся разрешительных документов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в соответствие с требованиями статьи 51 ГрК РФ, для возможности беспрепятственного ввода данных объектов в эксплуатацию по правилам статьи 55 ГрК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что рассмотрение заявления о включении сведений об объектах капитального строительства в реестр поднадзорных объектов / реестр неподнадзорных объектов, не является предоставлением государственной услуги.
Одним из оснований для отказа о включении сведений в реестр поднадзорных объектов в соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 51, является непредставление документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка.
Поскольку в нарушение Порядка N 51 заявителем необходимые документы предоставлены не в полном объёме, в частности представленная обществом проектная документация не соответствовала разрешению на строительство, в части названия объекта, то Министерство правомерно отказало ООО "Восход" во включении сведений в соответствующий реестр в письме Министерства N 3/50 ИП от 23.12.2020.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства, оформленное письмом от 23.12.2020 N 3/50ИП, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Восход".
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При такой совокупности установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судебная коллегия отмечает, что ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли за собой принятие незаконного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года по делу N А83-9575/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9575/2021
Истец: ООО "ВОСХОД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЦ"