г. Москва |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А40-226102/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федеральной антимонопольной службы и ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-226102/22
по заявлению АО "Мосинжпроект"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская"
о признании незаконными решения и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Алексеев В.С. по доверенности от 20.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Иванова У.В. по доверенности от 16.12.2022; |
от третьего лица: |
Бутович А.В. по доверенности от 25.10.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосинжпроект" (далее - Заявитель, АО "Мосинжпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Заинтересованное лицо, ФАС России, Антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными Решения и Предписания ФАС России от 30.09.2022 N 04/10/18.1 -523/2022.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022. заявление АО "Мосинжпроект" удовлетворено.
ФАС России, ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица, Третьего лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ФАС России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Общества в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Мосинжпроект" как организатором процедуры публичных торгов (далее также - Организатор торгов) инициирован конкурс на право заключения договора купли-продажи 99,9 % акций АО "Транспортно-пересадочный узел "Аминьевское шоссе" (далее - "ТПУ "Аминьевское шоссе"), принадлежащих АО "Мосинжпроект" извещение на Инвестиционном портале города Москвы N ГП 16910849).
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 07.07.2022 N ГП 16910849 на участие в закупочной процедуре поданы заявки ООО "Лидер" и ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская".
Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 27.07.2022 N ГП 16910849-1 заявка ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" не была допущена до участия в закупочной процедуре ввиду ее несоответствия условиям конкурсной документации.
Не согласившись с действиями организатора закупки ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" 04.08.2022 обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
Жалоба рассматривалась в восьми заседаниях Комиссии ФАС России 09.08.2022, 12.08.2022, 16.08.2022, 19.08.2022, 23.08.2022 и 24.08.2022 (в 15.00, 17.00 и 21.00).
По результатам рассмотрения жалобы Антимонопольный орган вынес Решение от 24.08.2022 N 4/10/18.1-479/2022, которым жалоба ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" признана обоснованной и выдано обязательное для исполнения АО "Мосинжпроект" предписание.
Выданным на основании Решения Предписанием от 24.08.2022 N 04/10/18.1-479/2022 на Заявителя возложены обязательства в срок до 10.09.2022:
- отменить составленный протокол рассмотрения заявок на участие конкурсе от 27.07.2022 N ГП 16910849-1;
- рассмотреть заявку ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" с учетом позиции антимонопольного органа, изложенной в оспариваемом решении;
- назначить новые дату и время заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе,
- уведомить участников конкурса о новых дате и времени заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе;
- разместить соответствующую информацию на сайте Информационного портала и иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении конкурса.
В соответствии с данным Предписанием Конкурсная комиссия АО "Мосинжпроект" Протоколом от 09.09.2022 N ГП16910849-1-1 отменила Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 27.07.2022 N ГП 16910849-1 и повторно рассмотрела поданные заявки на участие в конкурсе.
При новом рассмотрении поданных заявок Конкурсной комиссией АО "Мосинжпроект" заявка ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса и не допущена к участию в конкурсе.
Не согласившись с такими действиями Организатора торгов ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" 12.09.2022 повторно обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
Новая жалоба рассмотрена в восьми заседаниях Комиссии ФАС России 15.09.2022, 19.09.2022, 21.09.2022, 23.09.2022, 27.09.2022, 28.09.2022, 29.09.2022 и 30.09.2022.
По результатам рассмотрения жалобы Антимонопольный орган вынес Решение от 30.09.2022 N 04/10/18.1-523/2022, которым жалоба ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" признана обоснованной и выдано обязательное для исполнения АО "Мосинжпроект" предписание.
Выданным на основании данного Решения-2 Предписанием от 30.09.2022 N 04/10/18.1- 523/2022 на Заявителя возложены обязательства в срок до 31.10.2022:
- отменить все протоколы рассмотрения заявок и изменения, внесенные в протокол вскрытия конвертов;
- назначить новые дату и время заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе, а также дату и время заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе;
- уведомить участников конкурса о новых дате и времени заседаний конкурсной комиссии по рассмотрению заявок, по оценке и сопоставлению заявок;
- предоставить возможность ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" на внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе в срок не менее 5 рабочих дней до даты заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок;
- рассмотреть заявку ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" без учета данных об ООО "Шереметьевский проспект" с учетом позиции антимонопольного органа, изложенной в оспариваемом решении, произвести оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
- разместить соответствующую информацию на сайте Информационного портала и иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении конкурса.
АО "Мосинжпроект" не согласилось с принятыми Антимонопольным органом актами, считает их вынесенными с нарушением норм материального права и без учета всех фактических обстоятельств дела, нарушающими права и законные интересы организатора Конкурса.
Удовлетворяя заявление АО "Мосинжпроект", суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции указал, что Решение вынесено ФАС России в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
При этом суд счёл, что жалоба ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" не подлежала рассмотрению в ФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как в данном случае торги не являлись обязательными и были инициированы по инициативе владельцем пакета акций АО "ТПУ "Аминьевское шоссе" компанией АО "Мосинжпроект".
Также суд первой инстанции указал, что Заявка ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" не соответствовала требованиям Конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям: 1) на момент рассмотрения Заявок на участие в Конкурсе на расчетный счет организатора Конкурса претендентом ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" не внесено обеспечение заявки на участие в Конкурсе, 2) в нарушение требований пунктов 14.2.5, 14.2.3.7 Конкурсной документации в заявке претендента ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" в отношении привлекаемого им лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества не приложены копии отчетов о финансовых результатах (по форме ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru., 3) в нарушение требований пунктов 14.2.5, 14.2.3.7 Конкурсной документации в заявке претендента ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" в отношении привлекаемого им лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества отсутствует отметка налогового органа или документы, подтверждающие факт получения, приема и ввода сведений о бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи, за 2021 год.
Из изложенного суд первой инстанции сделал вывод, что при указанных обстоятельствах, на основании пунктов 9.2 (9.2.4, 9.2.5, 9.2.8) Конкурсной документации ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" правомерно было не допущено к участию в Конкурсе.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регламентированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Приказ ФАС России от 26 июня 2012 года N 422 регламентирует деятельность Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов, на которую возложены обязанности по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предоставление земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов допускается для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии, что размещение указанных объектов, реализация указанных инвестиционных проектов направлены на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы. Подтверждение соответствия подлежащих размещению объектов и подлежащих реализации инвестиционных проектов критериям и предоставление земельных участков для размещения указанных объектов и реализации указанных инвестиционных проектов осуществляются в установленном распоряжением мэра Москвы порядке.
В соответствии с пунктом 1.3 распоряжения мэра Москвы от 17.06.2015 N 480-РМ "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов и реализуемых инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы обеспечивает вынесение вопроса о предоставлении земельного участка, в рамках рассмотрения которого осуществляется подтверждение соответствия размещения объектов и реализации инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов - направленности на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы, на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП утверждено Положение о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - Положение, Комиссия), председателем которой является мэр Москвы, заместителями председателя Комиссии - заместители мэра Москвы в Правительстве Москвы, членами Комиссии - руководители (начальники) органов исполнительной власти города Москвы, а также иные должностные лица Правительства Москвы.
Согласно разделу 1 Положения решения Комиссии вступают в силу даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии.
Решением Комиссии от 30.06.2021 N 24 АО "ТПУ "Аминьевское шоссе" (99,9 % принадлежит АО "Мосинжпроект", единственным акционером которого является город Москва), предоставлен земельный участок ориентировочной площадью 1,16 га для строительства многофункционального комплекса и подземного паркинга в составе ТПУ "Аминьевское шоссе" в аренду сроком на 6 лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
При этом Комиссией принято решение от 10.03.2022 N 8 о реализации на открытом конкурсе права на заключение договора купли-продажи 99,9 % акций ЗАО "ТПУ "Аминьевское шоссе", утверждены стартовые условия проведения открытого конкурса (приложения NN 7,8): начальная цена, "шаг понижения", требования к участникам конкурса, критерии определения победителя, условия и порядок заключения договора и иные условия конкурса, а также даны властные указания АО "Мосинжпроект" о представлении в Департамент города Москвы по конкурентной политике стартовых условий конкурса, Департаменту города Москвы по конкурентной политике - об опубликовании информационного сообщения о проведении открытого конкурса.
Таким образом, решение Комиссии от 10.03.2022 N 8 носит нормативный характер, поскольку содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц, является обязательным для такого круга лиц, в том числе потенциальных участников конкурса, Заявителя, Департамента города Москвы по конкурентной политике, а также оказывает регулирующее воздействие.
Учитывая изложенное, являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что решения Комиссии не могут быть отнесены нормативным актам Российской Федерации, в силу которых проведение торгов является обязательным, исключительно по мотивам несоблюдения формы принятия такого решения, что не лишает его свойств нормативного правового акта, как и правовой статус Комиссии не лишает её права принять такой акт.
При этом судом первой инстанции дана неправильная оценка письма Правительства Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы от 19.08.2022 N ДГИ-Э-113942/22-1, поскольку из его содержания не усматривается однозначного ответа, является ли Конкурс обязательным в силу закона, а содержит ссылку на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие общий порядок проведения торгов, что, в свою очередь, не свидетельствует о необязательности Конкурса.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов предусмотрены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров.
Выдача предписания по результатам рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, регламентирована частью 20 указанной нормы, согласно которой комиссия антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Закона.
Следовательно, указанная жалоба ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" правомерно принята и рассмотрена ФАС России в предусмотренном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции порядке.
Также является ошибочным вывод суда первой инстанции о неправомерности выводов Решения ФАС России о наличии в действиях Заявителя установленного Антимонопольном органом нарушения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Решением ФАС России от 24.08.2022 N 04/10/18.1-479/2022, принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" на действия Организатора торгов при проведении Конкурса, Заявитель признан нарушившим порядок рассмотрения заявки Общества, установленный пунктом 18.2 конкурсной документации к открытому Конкурсу на право заключения договора купли-продажи 99,9 % акций АО "ТПУ "Аминьевское шоссе", принадлежащих Организатору торгов, утвержденной исполнительным директором по девелопменту Заявителя (далее - Конкурсная документация).
ФАС России Организатору торгов выдано обязательное для исполнения Предписание от 24.08.2022 N 04/10/18.1-479/2022, в соответствии с которым последнему необходимо до 10.09.2022: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 27.07.2022 N ГП16910849-1; рассмотреть заявку ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" с учетом позиции антимонопольного органа, изложенной в Решении ФАС России от 24.08.2022; назначить новые дату и время заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе; уведомить участников Конкурса о новых дате и времени заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе; разместить соответствующую информацию на сайте Информационного портала и в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении Конкурса.
При этом в нарушение Предписания ФАС России от 24.08.2022 Заявитель не уведомил его о новых дате и времени рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе, рассмотрел его заявку без учета позиции Антимонопольного органа, изложенной в Решении ФАС России от 24.08.2022 - отклонил заявку Общества по основаниям непредставления в ее составе копий отчетов о финансовых результатах с отметками налогового органа в отношении ООО "Шереметьевский проспект", а также ввиду отсутствия обеспечения заявки. Кроме того, Организатором торгов внесены изменения в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 07.07.2022 N ГП16910849, что также противоречит Предписанию ФАС России от 24.08.2022.
Как следует из пункта 6 протокола от 09.09.2022 N ГП16910849-1-1 Заявителем во исполнение Предписания ФАС России от 24.08.2022 был отменен протокол рассмотрения заявок от 27.07.2022 и проведено новое рассмотрение заявок на участие в Конкурсе.
В пункте 7 протокола от 09.09.2022 N ГП16910849-1-1 указано, что с учетом нового рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и с учетом выводов, изложенных в Решении ФАС России от 24.08.2022, Организатор торгов пришел к выводу о необходимости внести изменения в протокол вскрытия конвертов от 07.07.2022 N ГП 16910849, дополнив его пунктом 12.1 следующего содержания: "В заявке ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" в отношении привлекаемого лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества не приложены: копии отчетов о финансовых результатах (по форме по ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru; отсутствует отметка налогового органа или документы, подтверждающие факт получения, приёма и ввода сведений о бухгалтерской отчётности по электронным каналам связи, за 2021 год".
В свою очередь, Антимонопольным органом установлено, что Конкурсной документацией не предусмотрена возможность внесения изменений в уже составленный протокол вскрытия конвертов от 07.07.2022 N ГП 16910849. Кроме того, в Предписании ФАС России от 24.08.2022 также отсутствовало указание на внесение изменений в Протокол вскрытия конвертов от 07.07.2022 N ГП 16910849. Следовательно, у Организатора торгов отсутствовали основания для внесения изменений в протокол вскрытия конвертов от 07.07.2022 N ГП16910849.
Как следует из пункта 8 протокола от 09.09.2022 N ГП16910849-1-1, Заявитель, рассмотрев заявки претендентов, принял, в том числе, решение о несоответствии заявки ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" требованиям Конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям:
- Общество на момент рассмотрения заявок на участие в Конкурсе на расчетный счет Организатора торгов не внесло обеспечение заявки на участие в Конкурсе;
- в составе заявки ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" в отношении привлекаемого лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества не приложены копии отчетов о финансовых результатах (по форме по ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале, отсутствует отметка налогового органа или документы, подтверждающие факт получения, приёма и ввода сведений о бухгалтерской отчётности по электронным каналам связи, за 2021 год.
При рассмотрении жалобы Общества в ФАС России Организатор торгов указал, что заседание конкурсной комиссии по повторной оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе не назначалось, соответственно, участники не уведомлялись об указанных дате и времени, а также ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" могло внести задаток до окончания срока, установленного Антимонопольным органом для исполнения Предписания ФАС России от 24.08.2022, однако не осуществило соответствующие действия, в связи с этим его заявка была отклонена, в том числе по основанию отсутствия обеспечения.
Согласно пункту 10.1 Конкурсной документации претенденты на участие в Конкурсе в срок до даты окончания приёма заявок на участие в Конкурсе обязаны внести на счёт Организатора торгов обеспечение заявки на участие в Конкурсе в размере 41 505 953 рублей, НДС не облагается.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от 06.07.2022 N 1 Общество внесло на указанные в Конкурсной документации реквизиты обеспечение заявки на участие в Конкурсе в размере 41 505 953 рублей.
В соответствии с пунктом 10.5.1 Конкурсной документации в случае непризнания претендента участником Конкурса внесённое таким претендентом обеспечение заявки возвращается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения Заявок на участие в Конкурсе.
ФАС России установлено, что на момент рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и составления протокола от 27.07.2022 N ГП16910849-1 задаток, перечисленный ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская", находился на счете Организатора торгов, который 05.08.2022 платежным поручением N 15925 вернул денежные средства, внесенные в качестве задатка, Обществу.
Таким образом, является правильным вывод ФАС России о том, что в связи с тем, что участники Конкурса не уведомлялись о новых дате и времени заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе, по повторной оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе, ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" не располагало информацией о сроке, в который обеспечение заявки может быть повторно внесено на счет Организатора торгов.
Следовательно, в рассматриваемом случае действия Общества по внесению обеспечения заявки на участие в Конкурсе зависили не от срока исполнения Предписания ФАС России от 24.08.2022, а от действий, осуществленных Организатором торгов для его исполнения, который не установил новый срок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе и/или не уведомил Общество о новых дате и времени заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе, что позволило бы последнему внести соответствующие денежные средства.
В Решении ФАС России от 24.08.2022 установлен факт того, что совокупный размер выручки и чистых активов группы ООО "СЗ "Мессиер "Аминьевская" за три календарных года (2019-2021) без учета привлечения ООО "Шереметьевский проспект" составляет более 12 000 000 000,00 рублей, совокупный объём введённых в эксплуатацию площадей - более 70 000 кв.м., предложение Общества о цене договора составляет 115 000 000 рублей, что превышает 83 011 905,00 рублей (минимальная цена продажи акций), что соответствует установленным Конкурсной документацией квалификационным требованиям. При этом из протокола от 27.07.2022 N ГП 16910849-1 не следует, что в отношении остальных участников простого товарищества Организатором торгов установлены несоответствия квалификационным требованиям Конкурсной документации.
Кроме того, Организатор торгов указал, что в отношении привлекаемого лица ООО "Шереметьевский проспект", в нарушение требований пункта 14.2.3.7. Конкурсной документации, в заявке Претендента ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" не приложены копии отчетов о финансовых результатах (по форме ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru, а также отсутствует отметка налогового органа или документы, подтверждающие факт получения, приёма и ввода сведений о бухгалтерской отчётности по электронным каналам связи, за 2021 год.
Однако, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28,1.1.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Соответствующий сервис по получению бухгалтерской (финансовой) отчетности имеется на сайте www.bo.nalog.ru в открытом доступе.
Возможность проверить достоверность сведений, содержащихся в представленной участником конкурса бухгалтерской отчетности, может быть осуществлена на официальном сайте налогового органа.
Установленное конкурсной документацией требование о предоставлении в составе заявки копии бухгалтерского баланса (по форме ОКУД 070001) и Отчета о финансовых результатах (по форме ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса, заявленное, в том числе, к лицам, привлекаемым участником, направлено, в первую очередь на определение одного из ключевых параметров требований к лицам, изъявившим желание участвовать в конкурсе определение совокупного объема выручки и размера чистых активов.
В настоящем случае у Комиссии имелись достаточные сведения, позволяющие установить соответствие Претендента ключевому параметру в части определения совокупного объема выручки и размера чистых активов. Для подтверждения указанного параметра Претендентом в рамках заключенного гражданско-правового договора была привлечена компания ООО "РУС-СТРОЙ", имеющая достаточный объем выручки и размер чистых активов, превышающий требования конкурсной документации. Следовательно, отсутствие сведений о финансовых результатах в отношении ООО "Шереметьевский проспект" не могло повлиять на установление статуса Претендента в части определения соответствия требованиям конкурсной документации.
Также конкурсная комиссия не была лишена возможности проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных участником конкурса документах бухгалтерской отчетности на официальном сайте налогового органа.
Порядок определения участников конкурса определены в статье 18 Конкурсной документации. В данной статье указан исчерпывающий перечень оснований отклонений заявки Претендента как не соответствующей требованиям Конкурсной документации:
- в случае, если в Заявке Претендента предложение о цене Договора купли-продажи акций менее минимальной цены продажи Акций, предусмотренной пунктом 1.6. Конкурсной документации (пункт 18.2.1. Конкурсной документации);
- в случае, если подтвержденная Претендентом в Заявке объем введенных в эксплуатацию коммерческих площадей в рамках реализации девелоперских проектов ва территории РФ менее 50 000 кв.м. (пункт 18.2.2. Конкурсной документации);
- в случае, если подтвержденный в Заявке совокупный размер выручки Претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5., за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале городаМосквы и размер чистых активов Претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5.,на последнюю отчетную дату, предшествующую дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы меньше 1 550 000 000 рублей (пункт 18.2.3. Конкурсной документации).
При этом статья 18 Конкурсной документации не содержит иных оснований отклонения заявки Претендента.
Следовательно, отсутствие в представленных документах Претендента Отчета о финансовых результатах (по форме ОКУД 0710002) в отношении привлекаемого лица -ООО "Шереметьевский проспект" не могло повлиять на возможность оценки конкурсной комиссией подлинности, достоверности и полноты всех документов, представленных в составе заявки Претендента, а также соответствия его требованиям конкурсной документации.
Таким образом, принимая во внимание, что у Заявителя отсутствовала возможность по внесению изменений в протокол вскрытия конвертов от 07.07.2022 N ГП 16910849, а также выводы, изложенные в Решении ФАС России от 24.08.2022, Организатором торгов во исполнение Предписания ФАС России от 24.08.2022 заявка Общества должна была быть рассмотрена без учета сведений (данных) об ООО "Шереметьевский проспект".
Следовательно, решение Заявителя о несоответствии заявки ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" требованиям Конкурсный документации и извещению о проведении Конкурса в связи с непредставлением в составе заявки Общества в отношении привлекаемого лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества копии отчетов о финансовых результатах (по форме по ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале, а также в связи с отсутствием отметки налогового органа или документов, подтверждающих факт получения, приёма и ввода сведений о бухгалтерской отчётности по электронным каналам связи, за 2021 год является неправомерным.
Гражданским кодексом Российской Федерации не установлены требования к перечню документов, предоставляемых претендентом для участия в конкурсе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физически лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в документации о закупке, к каждому из участников группы лиц являются нарушением частей 5 и 6 статьи 3 Закона о закупках.
Отклонение заявки участника конкурса по формальному признаку, в отсутствие доказательств предоставления им недостоверной информации не соответствует целям проведения конкурса.
Учитывая изложенное, ФАС России сделан правильный вывод, что Заявителем повторно нарушен порядок рассмотрения заявки Общества на участие в Конкурсе, установленный пунктом 18.2 Конкурсной документации, что свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции об обратном.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Решение и Предписание ФАС России от 30.09.2022 N 04/10/18.1 - 523/2022 являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2022 подлежит отмене, заявление АО "Мосинжпроект" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2022 по делу N А40-226102/22 отменить.
Заявление АО "Мосинжпроект" оставить без удовлетворения.
Взыскать с АО "Мосинжпроект" в пользу ООО "СЗ "Мессиер Аминьевская" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226102/2022
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "СЗ "МЕССИЕР АМИНЬЕВСКАЯ"