г. Ессентуки |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А15-3181/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии от акционерного общества "Централизованный региональный технический сервис" - Боженко Л.А. (доверенность от 26.05.2022), Карпухиной В.И. (доверенность от 26.05.2022); от ГКУ Республики Дагестан "Служба вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" - Прокопец И.О. (доверенность от 01.02.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Централизованный региональный технический сервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2022 по делу N А15-3181/2021 (судья Тагирова З.Т.) по заявлению акционерного общества "Централизованный региональный технический сервис" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 14.04.2021 N 17-ВП/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Централизованный региональный технический сервис" (далее - АО "ЦРТ Сервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.04.2021 N 17-ВП/2021 по результатам внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено ГКУ РД "Служба вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Дагестан" (далее - ГКУ РД "Служба-112 РД").
Решением суда от 25.11.2022 в удовлетворении заявленных требований АО "ЦРТ Сервис" отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого решения Управления.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "ЦРТ Сервис" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ГКУ РД "Служба - "112" и Управления поступили отзывы на апелляционную жалобу, поддерживают выводы суда первой инстанции, считают его законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы АО "ЦРТ Сервис" просят отказать.
От АО "ЦРТ Сервис" поступило ходатайство об истребовании у МЧС Дагестана доказательств: расходное расписание за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы по государственному контракту от 14.02.2014 N 1 в соответствии с соответствующим данному государственному контракту и заказчику кодом бюджетной классификации, с указанием данного кода бюджетной классификации; уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по государственному контракту от 14.02.2014 N 1 в соответствии с соответствующим кодом бюджетной классификации на 2014 г., январь 2015 г., январь 2016 г., январь 2017 г., январь 2018 г., январь 2019 г., а также на 30 июня и 30 декабря 2015 г., на 30 июня и 30 декабря 2016 г.; информацию в цифрах и документы, подтверждающие данную информацию, на сколько были изменены (если были изменены) или не были изменены лимиты бюджетных обязательств на начало и конец года в 2014, 2015 и 2016 годах в соответствии с запланированными на момент заключения государственного контракта согласно Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 N ПО "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг." лимитами бюджетных обязательств.
Представитель АО "ЦРТ Сервис" в судебном заседании поддержала свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе и ходатайство об истребовании доказательств.
Представители ГКУ РД "Служба - "112" возразили по существу доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, возразили по существу ходатайства об истребовании доказательств.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления.
Рассмотрев заявленное ходатайство об истребовании доказательств, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении, поскольку признает имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для рассмотрения настоящего обособленного спора по существу.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательствам, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства.
АО "ЦРТ Сервис" не обосновало невозможность самостоятельного получения истребуемых доказательств.
Кроме того, ходатайство об истребовании доказательств было заявлено в суде первой инстанции. Судом первой инстанции направлены соответствующие запросы в МЧС по Республике Дагестан, получены ответы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей АО "ЦРТ Сервис", ГКУ РД "Служба - "112", изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ГКУ РД "Безопасный Дагестан" (заказчик) в 2013 году утвердило конкурсную документацию на проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению информации в области дорожного движения. По результатам проведенного конкурса победителем признано ЗАО "ЦРТ Сервис", с которым заключен государственный контракт от 14.02.2014 N 1. Согласно пункту 1.1 раздела 1 (предмет договора) государственного контракта от 14.02.2014 N 1 исполнитель обязался в г. Махачкале оказать услуги по предоставлению информации в области дорожного движения, полученной посредством применения специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеозаписи, техническому оформлению и организации постановлений о нарушениях правил дорожного движения в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги. Информация, указанная в пункте 1.1 настоящего договора, представляется исполнителем не менее чем с 15 мест размещения технических средств, предусмотренных условиями Технического задания, согласно этапам оказания услуг указанным в пункте 1.3.1 настоящего договора (пункт 1.2 раздела 1). Определены срок оказания услуг.
Дополнительным соглашением от 20.02.2014 внесены следующие изменения: подпункты 5.2 пункта 5 контракта изложен в следующей редакции: "Источник финансирования за счет бюджетных средств в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Законом Республики Дагестан от 30.12.2013 N 110 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годы".
30.12.2016 стороны заключили дополнительное соглашение к указанному контракту со следующим содержанием: "1. В связи с невозможностью выполнения обязательств по государственному контракту в полном объеме в связи с отсутствием бюджетных лимитов на 2014, 2015 и 2016 годы, отсутствием аттестации ЦАФАБ по Республике Дагестан на основании пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны пришли к соглашению продлить срок оказания услуг и срок действия государственного контракта от 14.02.2014 N 1 до 31.12.2019. 2. Дополнить абзац 7 Приложения N 1 словами: ", а также затраты на вторичную почтовую рассылку постановлений об административных правонарушениях по статье 20.25 КоАП РФ".
ГКУ РД "Служба-112 РД" является процессуальным правопреемником ГКУ РД "Безопасный Дагестан" (определение Арбитражного суда Республики от 09.03.2021 по делу N А15-153/20202)
Управлением, на основании поступившей информации, с целью проведения проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, издан приказ от 05.04.2021 N 32 о проведении внеплановой камеральной проверки в отношении ГКУ РД "Служба-112 РД" (заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении дополнительного соглашения к государственному контракту от 14.02.2014 N 1.
Решением Управления от 14.04.2021 N 17-ВП/2021 в действиях заказчика установлено нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и части 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что по результатам проведенного аукциона заключен контракт, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавалось.
Не согласившись с решением Управления от 14.04.2021 N 17-ВП/2021, АО "ЦРТ Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований АО "ЦРТ Сервис", исходил из следующего.
Основания изменения государственного контракта предусмотрены статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 настоящего Кодекса, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Вышеуказанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации согласуются с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо - и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
Данные положения распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Положениями части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, указанными положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок определены существенные условия контракта, в числе которых условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, а также сроки выполнения работ изменение которых осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, дополнительным соглашением от 30.12.2016 к государственному контракту от 14.02.2014 N 1 заказчиком внесены изменения в сроки оказания услуг, срок действия государственного контракта продлен до 31.12.2019. При этом заказчиком не представлено сведений, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Исполнитель по государственному контракту АО "ЦРТ Сервис" не начал оказывать услуги с 2014 года, отсутствуют акты выполнения работ и оказанных услуг за 2014 год. Исполнитель не доказал, что контракт был продлен в результате уменьшения бюджетных средств. При продлении срока оказания услуг, действия контракта заказчик также не уменьшил цену контракта и объем оказываемых услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Однако заявление АО "ЦРТ Сервис" не содержит указание на норму Закона N 44-ФЗ, которой не соответствует оспариваемое решение Управления от 14.04.2021 N 17-ВП/2021.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях заказчика имеются нарушения пункта 6 части 1 Закона N 44-ФЗ, у антимонопольного органа имелись правовые основания к вынесению оспариваемого решения, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение Управления от 14.04.2021 N 17-ВП/2021 является законным, а требование АО "ЦРТ Сервис" о признании его недействительным не подлежало удовлетворению.
Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал АО "ЦРТ Сервис" в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы АО "ЦРТ Сервис" не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.11.2022 по делу N А15-3181/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3181/2021
Истец: АО "ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС"
Ответчик: УФАС по РД
Третье лицо: ГКУ РД "Служба вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Дагестан, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "СЛУЖБА ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН", Беляев Андрей Константинович, Боженко Любовь Анатольевна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН