г. Красноярск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А33-28341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Белан Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от комитета по управлению имуществом администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск: Шмигидиной М.Г., руководителя на основании выписки из ЕГРЮЛ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков - простого товарищества, состоящего из общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 ноября 2022 года по делу N А33-28341/2021
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование город Зеленогорск в лице администрации закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к простому товариществу, состоящему из общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс", общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск", общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест", согласно которому истец просит:
1. Расторгнуть концессионное соглашение на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, заключенное между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края, от имени которого выступает администрация ЗАТО г. Зеленогорск, МБУ КБУ, и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО "Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ";
2. Обязать ответчика передать истцу объект концессионного соглашения, состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25045,5 кв. м (I очередь полигона для размещения ТБО), имеющего кадастровый номер 24:59:0103001:157, и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32942 кв. м (II очередь полигона для размещения ТБО), имеющей кадастровый номер 24:59:0103001:188, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, в районе шлаконакопителя филиала ОАО "ОГК-6" Красноярская ГРЭС-2.
3. Обязать ответчика передать истцу иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
4. Обязать ответчика передать истцу муниципальное имущество, указанное в пунктах 2, 3 исковых требований, в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу определения Арбитражного суда Красноярского края о расторжении концессионного соглашения от 21.12.2015, указанного в пункте 1 исковых требований, в следующем порядке:
- в отношении объекта концессионного соглашения, указанного в пункте 2 настоящих исковых требований и являющихся недвижимым имуществом, осуществить государственную регистрацию прекращения прав ответчика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственную регистрацию прекращения прав на указанное имущество осуществить за счет ответчика. Обязать ответчика самостоятельно сформировать необходимый пакет документов и представить его в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исправлять замечания государственного регистратора;
- в отношении иного имущества, указанного в пункте 3 настоящих исковых требований и являющегося движимым имуществом, передать истцу по акту приема-передачи;
5. Взыскать с ответчика в местный бюджет города Зеленогорска неустойку в виде штрафа в размере 907 280 руб. 05 коп.
Определением арбитражного суда от 17.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено МБУ "Комбинат благоустройства", на стороне ответчика - Комитет по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ООО "Промтех", ООО "ПромИнстрах".
Определением арбитражного суда от 11.10.2022 (резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 04.10.2022) принят отказ истца от иска в части исковых требований о признании приобретенного ответчиком имущества: конвейер подающе-сортировочный КПС1М-2945 N =7.5 кВт. сортировочная платформа, модульные вагоны-дома "Ермак" в количестве 5 шт., брикетировочный пресс для мусоросортировочного комплекса, загрузочный конвейер и конвейер для ПЭГ, технологический корпус - имуществом объекта концессионного соглашения и об обязании ответчика передать истцу имущество: конвейер подающе-сортировочный КПС1М-2945 N =7.5 кВт. сортировочная платформа, модульные вагоны-дома "Ермак" в количестве 5 шт., брикетировочный пресс для мусоросортировочного комплекса, загрузочный конвейер и конвейер для ПЭГ, технологический корпус. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании 11.10.2022 представитель ответчиков заявил ходатайство о частичном признании исковых требований:
1. В части требования истца о расторжении концессионного соглашения на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, заключенное между МО г. Зеленогорск, от имени которого выступает администрация ЗАТО г.Зеленогорск, МБУ КБУ и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "Экострой-Инвест";
2. В части требования истца об обязании ответчика передать истцу объект концессионного соглашения, состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25 045,5 кв. м (I очередь полигона для размещения ТБО), имеющего кадастровый номер 24:59:0103001:157, и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32 942 кв. м (II очередь полигона для размещения ТБО), имеющей кадастровый номер 24:59:0103001:188, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, в районе шлаконакопителя филиала ОАО "ОГК-6" Красноярская ГРЭС-2;
3. В части требования истца об обязании ответчика передать по акту приема-передачи иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично, судом первой инстанции постановлено:
1. Расторгнуть концессионное соглашение на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, заключенное между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края, от имени которого выступает администрация ЗАТО г. Зеленогорск (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, Красноярский край, г. Зеленогорск), МБУ "Комбинат благоустройства" (ИНН 2453021884, ОГРН 1202400009800, Красноярский край, г. Зеленогорск), и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка), общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка), общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588, г. Красноярск).
2. Обязать ответчика передать истцу объект концессионного соглашения, состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25045,5 кв. м (I очередь полигона для размещения ТБО), имеющий кадастровый номер 24:59:0103001:157, и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32942 кв. м (II очередь полигона для размещения ТБО), имеющей кадастровый номер 24:59:0103001:188, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, в районе шлаконакопителя филиала ОАО "ОГК-6" Красноярская ГРЭС-2.
3. Обязать ответчика передать истцу иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в соответствии с перечнем, указанным судом.
4. Обязать ответчика передать истцу муниципальное имущество, указанное в пунктах 2, 3 исковых требований, в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края о расторжении концессионного соглашения от 21.12.2015, указанного в пункте 1 исковых требований, в следующем порядке:
- в отношении объекта концессионного соглашения, указанного в пункте 2 настоящих исковых требований и являющегося недвижимым имуществом, осуществить государственную регистрацию прекращения прав ответчика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственную регистрацию прекращения прав на указанное имущество осуществить за счет ответчика. Обязать ответчика самостоятельно сформировать необходимый пакет документов и представить его в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исправлять замечания государственного регистратора;
- в отношении иного имущества, указанного в пункте 3 настоящих исковых требований и являющегося движимым имуществом, передать истцу по акту приема-передачи.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным решением, соответчики обратились с апелляционной жалобой, указав, что решение суда является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- судом не установлено, кто из ответчиков в действительности получил спорное имущество;
- обязанность возврата имущества должна быть возложена на ООО "Экоресурс";
- поскольку простое товарищество не является самостоятельным лицом, судом неправомерно взыскана государственная пошлина с простого товарищества без указания конкретных лиц.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству, с учетом отложения судебного заседания на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы назначено на 21.03.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным. В судебном заседании представитель истца пояснила, что не понимает, за счет какого ответчика должно быть исполнено решение.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края, от имени которого выступает администрация ЗАТО г. Зеленогорск (концедентом), муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства" г. Зеленогорска, действующим на основании постановления Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 02.07.2015 N 166-п "О заключении концессионного соглашения путем проведения открытого конкурса", и простым товариществом, состоящим из общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс", общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск", общества с ограниченной ответственностью "ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ" в лице генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" Шепелева Е.С., действующего на основании договора простого товарищества от 24.08.2015 N 1 (концессионарием), на основании распоряжения администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 24.11.2015 N 2434-р "О заключении концессионного соглашения с простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО "Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ", заключено концессионное соглашение на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, согласно которому концессионер обязуется за свой счет создать (проектирование и строительство) и реконструировать имущество, право собственности на которое будет принадлежать концеденту, и осуществлять сбор, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления, в том числе коммунальных отходов, по регулируемым тарифам в соответствии с генеральной схемой очистки территории г. Зеленогорска, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионер обязан обеспечить создание и реконструкцию объекта соглашения с привлечением инвестиций в размере 69 543 485 руб. в течение всего срока действия соглашения. Объект соглашения в результате создания и реконструкции должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе экологическим, санитарным требованиям и технико-экономическим показателям объекта соглашения, указанным в приложении N 1 к соглашению.
В соответствии с пунктом 1 соглашения объектом соглашения является полигон твердых бытовых отходов г. Зеленогорска (далее - полигон ТБО), состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25 045,5 кв.м (I очередь полигона для размещения твердых бытовых отходов) и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32 942 кв.м (II очередь полигона для размещения твердых бытовых отходов), предназначенный для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения, подлежащий созданию и реконструкции.
Объект соглашения, подлежащий созданию и реконструкции, принадлежит концеденту на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права от 28.06.2004 N 004606, от 02.08.2007 N 612015, кадастровые номера земельных участков 24:59:0103001:28, 24:59:0103001:0117 соответственно (пункт 2 соглашения).
Пунктом 10 концессионного соглашения установлено, что концессионер обязан за свой счет создать и реконструировать объект соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 1 к соглашению, в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
Согласно пункту 11 концессионного соглашения перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов). Концессионер обязуется утвердить инвестиционную программу с учетом основных характеристик объекта соглашения, представленных в приложении N 4 к соглашению в срок до 31.12.2016 и представить ее концеденту не позднее 30 календарных дней с даты утверждения. С момента представления инвестиционной программы концеденту она становится неотъемлемой частью соглашения.
В силу пункта 12 концессионного соглашения концессионер обязуется осуществить действия, необходимые для государственной регистрации права собственности концедента на III очередь полигона твердых бытовых отходов, реконструированные I, II и III очереди полигона для размещения ТБО, рекультивацию I, II, III, IV очередей полигона ТБО, а также прав концессионера на владение и пользование указанным имуществом, в том числе:
- технический и кадастровый учета переданного, созданного и реконструированного объекта соглашения;
- формирование необходимого пакета документов и его представление в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- исправление замечаний государственного регистратора.
В пункте 16 концессионного соглашения согласовано, что концессионер обязан за свой счет выполнить инженерные изыскания и получить положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, подготовить проектную документацию на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации и государственной экспертизы проектной документации. Концессионер обязан разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объекта концессионного соглашения до 31.12.2017. Проектная документация должна включать в себя: создание III очереди полигона для размещения ТБО, реконструкцию I, II и III очередей полигона для размещения твердых бытовых отходов путем наращивания IV очереди использования (эксплуатации) полигона для размещения твердых бытовых отходов, размещение мусоросортировочного комплекса на полигоне твердых бытовых отходов, рекультивацию полигона твердых бытовых отходов; получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту концессионного соглашения в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, принятым на основании постановления администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 02.07.2015 N 166-п "О заключении концессионного соглашения путем проведения открытого конкурса" требованиям, указанным в приложении N 5 к соглашению, а также требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, к составу и требованиям содержанию разделов проектной документации, качественным характеристикам архитектурного, функционально-технологического, конструктивного и инженерно-технического решения для обеспечения создания и реконструкции, а также использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 21 концессионного соглашения концессионер обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объекта концессионного соглашения (III очередь полигона для размещения твердых бытовых отходов) с установленными технико-экономическими показателями, указанными в приложении N 1 к концессионному соглашению, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок, указанный в пункте 64 концессионного соглашения, и представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю документы на государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Зеленогорск в сроки, установленные пунктом 13 концессионного соглашения.
Пунктом 23 концессионного соглашения определено, что концессионер обязан осуществить инвестиции в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения в размере 69 543 485 руб. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по соглашению.
Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования город Зеленогорск Красноярского края, необходимые для создания и реконструкции объекта соглашения, а также для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предоставляются концессионеру в аренду или в субаренду без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексам Российской Федерации. Концедент обязуется заключить с концессионером договоры о предоставлении земельных участков, на которых располагается и будет расположен создаваемый и реконструированный объект соглашения, в течение 60 рабочих дней со дня подписания соглашения. Указанные земельные участки принадлежат концеденту на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права от 18.02.2011 24ЕИ N 778551, от 05.04.2011 24 ЕИ N 871645, от 10.08.2015 24 ЕЛ N 825908 (пункт 27 концессионного соглашения).
Концессионер не вправе передавать свои права по договорам аренды (субаренды) земельных участков другим лицам и сдавать земельные участки в субаренду, если иное не предусмотрено договорами аренды земельных участков (пункт 30 концессионного соглашения).
Пунктом 42 концессионного соглашения установлено, что концессионер обязан объект соглашения, а также созданный и реконструированный объект концессионного соглашения и иное имущество отразить у себя на балансе, обособлять от своего имущества. В отношении объекта соглашения и иного имущества концессионер ведет самостоятельный учета, осуществляемый им в связи с исполнением обязательства по соглашению, и производит начисление амортизации таких объектов и имущества.
По пункту 51 концессионного соглашения прекращение прав концессионера на владение и пользование объектом соглашения подлежит государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Государственная регистрация прекращения указанных прав концессионера осуществляется за счет концессионера. Концессионер обязуется осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прекращения указанных прав концессионера, в течение 10 календарных дней со дня прекращения соглашения. При этом концессионер обязуется осуществить следующие действия: формирование необходимого пакета документов и его представление в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; исправление замечаний государственного регистратора.
В силу пункта 62 концессионного соглашения концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, предусмотренные пунктами 1, 10, 11 концессионного соглашения, в размере 10 000 000 руб. следующими способами:
- предоставление безотзывной банковской гарантии;
- передача концессионером конценденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита);
- осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению.
По пункту 63 концессионного соглашения срок действия соглашения составляет 33 года. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2048. Срок действия соглашения может быть продлен по соглашению сторон, но не более чем на 5 лет на основании решения администрации ЗАТО г. Зеленогорска и по согласованию с антимонопольным органом.
Срок создания объекта соглашения: с момента заключения соглашения до 31.12.2017 подготовка проектной документации на создание и реконструкцию полигона ТБО и получение разрешения на строительство III очереди полигона для размещения ТБО с выполнением требований, предусмотренных пунктом 1 соглашения; с 01.01.2018 до 31.12.2020 строительство III очереди полигона для размещения ТБО и ввод его в эксплуатацию (пункт 64 концессионного соглашения).
Срок реконструкции объекта соглашения: не позднее 31.12.2016 размещение мусоросортировочного комплекса; с 01.01.2031 наращивание IV очереди использования (эксплуатации) полигона для размещения ТБО до проектных отметок, предусмотренных проектом на полигон ТБО, на I, II, III очередях полигона для размещения ТБО; до 31.12.2048, но не позднее одного года со дня окончания использования (эксплуатации) IV очереди использования (эксплуатации) полигона размещения ТБО - рекультивация полигона ТБО (пункт 65 концессионного соглашения).
Срок использования (эксплуатации) концессионером объекта соглашения: с даты передачи объекта соглашения и иного передаваемого имущества по соглашению до 31.12.2020 - I и II очередь размещения ТБО; не позднее 01.01.2017 до 31.12.2047 использование (эксплуатация) мусоросортировочного комплекса; с 01.01.2021 до 31.12.2030 - III очередь полигона для размещения ТБО; с 01.01.2031 до 31.12.2047 - IV очередь использования (эксплуатации) полигона для размещения ТБО (пункт 66 концессионного соглашения).
Срок передачи МУП КБУ концессионеру объекта соглашения - в течение 5 рабочих дней со дня подписания соглашения, но не позднее 31.12.2015 (пункт 67 концессионного соглашения).
Срок передачи концессионеру иного имущества - в течение 5 рабочих дней со дня подписания соглашения, но не позднее 31.12.2015 (пункт 68 концессионного соглашения).
Срок передачи концессионером концеденту созданного и реконструированного объекта соглашения - в течение 10 календарных дней со дня окончания действия соглашения (пункт 69 концессионного соглашения).
Срок передачи концессионером концеденту иного имущества - в течение 10 календарных дней со дня окончания действия соглашения (пункт 70 концессионного соглашения).
Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте соглашения 33 года (пункт 71 концессионного соглашения).
В соответствии с пунктом 72 концессионного соглашения концессионная плата по соглашению вносится концессионарием в форме твердой суммы платежей, вносимых единовременно ежегодно до 1 декабря в местный бюджет по реквизитам, указанным в пункте 72 соглашения.
Согласно пункту 79 концессионного соглашения концессионер обязан обеспечить представителям уполномоченных концедентом органов или юридических лиц, осуществляющим контроль за исполнением концессионером условий соглашения, беспрепятственный доступ на объект соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, указанной в пункте 1 соглашения. Концессионер ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом, представляет концеденту следующие документы:
- годовую бухгалтерскую отчетность;
- документы, подтверждающие размер тарифа в отчетном году;
- документы, подтверждающие фактический уровень загрузки объекта концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 94 концессионного соглашения концессионер обязан уплатить концеденту в местный бюджет неустойку в виде штрафа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств, установленных пунктами 1, 6, 8, 11 -14, 16, 19 - 23, 30, 35, 37, 38, 42, 45, 47, 52 - 55, 57, 58, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 73, 79, 85, 86 соглашения, в том числе в случае нарушения сроков исполнения указанных обязательств, в размере 0,0001% от привлеченного объема инвестиций на создание и реконструкцию объекта соглашения за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Из пункта 104 концессионного соглашения следует, что соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами и соглашением.
В силу пункта 105 концессионного соглашения к существенным нарушениям концессионером условий соглашения относятся:
- нарушение установленных пунктами 64, 65 соглашения сроков создания и реконструкции объекта соглашения;
- использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение установленного соглашением порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;
- приводящее к причинению значительного ущерба концеденту использование концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением;
- прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, без согласия концедента, за исключением случая, предусмотренного частью 3.7 статьи 13 федерального закона "О концессионных соглашениях" и иных случаев, предусмотренных законодательством;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, установленных пунктами 1, 6, 8, 11 - 14, 16, 19 - 23, 30, 35, 37, 38, 42, 45, 47, 52 - 55, 57, 58, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 73, 79, 85, 86 соглашения;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, указанных в пунктах 57, 58 соглашения, по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг, предусмотренных соглашением.
В приложении N 1 к концессионному соглашению от 21.12.2015 согласован состав и описание объекта соглашения.
В приложении N 3 к концессионному соглашению от 21.12.2015 согласован состав и описание иного имущества, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В приложении N 4 к концессионному соглашению от 21.12.2015 согласованы основные характеристики объекта соглашения.
Истец указывает, что ответчиками существенно нарушены условия концессионного соглашения на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, заключенного между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края, от имени которого выступает администрация ЗАТО г. Зеленогорск, МБУ "Комбинат благоустройства", и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО "Вторичные ресурсы Красноярск", ООО Экострой-Инвест":
1) ответчик не исполнил пункт 64 концессионного соглашения, а именно нарушил срок создания объекта концессионного соглашения - с момента заключения концессионного соглашения до 31.12.2017 не подготовил проектную документацию на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов и не получил разрешение на строительство III очереди полигона для размещения твердых бытовых отходов с выполнением требований, предусмотренных пунктом 1 концессионного соглашения; с 01.01.2018 до 31.12.2020 не осуществил строительство III очереди полигона для размещения твердых бытовых отходов, не ввел его в эксплуатацию. Ответчик не представил истцу проектную документацию на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов до 31.12.2017, не получил положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации и государственной экспертизы проектной документации. В срок до 31.12.2020 не осуществил строительство III очереди полигона для размещения твердых бытовых отходов, не ввел его в эксплуатацию. Ответчик существенно нарушил пункт 64 концессионного соглашения, а также не выполнил пункты 16, 21 концессионного соглашения;
2) ответчик нарушил пункт 65 концессионного соглашения, а именно при реконструкции полигона твердых бытовых отходов с нарушением срока до 31.12.2016 разместил мусоросортировочный комплекс. Ответчик разместил мусоросортировочный комплекс, модульные вагон-дома "Ермак" для организации административно-бытовых помещений, технологический корпус с тепловой зоной (сортировочная кабина) серии "Уником" (легкие металлоконструкции), брикетированный пресс только в 2019 года, что является нарушением пункта 65 концессионного соглашения;
3) ответчик не исполнил пункт 11 концессионного соглашения - не утвердил инвестиционную программу в срок до 31.12.2016 и не представил ее концеденту не позднее 30 календарных дней с даты утверждения. На дату подачи иска ответчик не утвердил инвестиционную программу, что является нарушением пункта 11 концессионного соглашения;
4) ответчик не исполнил пункт 12 концессионного соглашения - не осуществил действия, необходимые для государственной регистрации права собственности концедента на III очередь полигона твердых бытовых отходов, а также прав концессионера на владение и пользование указанным имуществом;
5) ответчик не исполнил пункт 23 концессионного соглашения - не осуществил инвестиции в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения в размере 60 010 000 руб. Ответчиком не представлены документы, подтверждающие осуществление инвестиций в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения. Ответчик не подтвердил осуществление инвестиций в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения в размере 60 010 000 руб.;
6) ответчик не исполнил пункт 42 концессионного соглашения - реконструированный объект концессионного соглашения и иное имущество не отразил у себя на балансе, а также не ведет самостоятельный учет и не производит начисление амортизации таких объекта и имущества. Ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что ответчик отразил у себя на балансе мусоросортировочный комплекс, модульные вагон-дома "Ермак" для организации административно-бытовых помещений, технологический корпус с тепловой зоной (сортировочная кабина) серии "Уником", весоизмерительный комплекс учета материалов, а также что ведет самостоятельный учет и производит начисление амортизации этого имущества, что является нарушением пункта 42 концессионного соглашения;
7) ответчик не исполнил пункт 62 концессионного соглашения - не предоставил обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 1, 10, 11 концессионного соглашения, в размере 10 000 000 руб. Ответчиком был представлен договор страхования ответственности по концессионному соглашению от 09.11.2016 N СКС-17-0000008-24. Пунктом 2.10 договора страхования установлен срок, на который заключен договор страхования с 01.03.2017 по 31.12.2020. Таким образом, договор страхования прекратил свое действие 31.12.2020. На дату подачи искового заявления ответчик не представил нового взамен прекратившего действия договора страхования обеспечения исполнения концессионного соглашения;
8) ответчик не исполнил пункт 79 концессионного соглашения - не представлял ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом, концеденту следующие документы: годовую бухгалтерскую отчетность; документы, подтверждающие размер тарифа в отчетном году; документы, подтверждающие фактический уровень загрузки объекта концессионного соглашения. Ответчик в письме от 23.04.2021 N 2021/18 представил сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год, приказы министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1206-в, 18.09.2020 N 153-в, 30.11.2020 N 539-в, упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2020 год по форме по КНД 0710096. За 2016, 2017, 2018, 2019 годы ответчик не представлял вышеуказанные документы.
Как указывает истец, на основании вышеизложенного ответчиком существенно нарушены условия концессионного соглашения, а именно нарушены установленные пунктами 64, 65 концессионного соглашения сроки создания и реконструкции объекта концессионного соглашения (подпункт "а" пункта 105 концессионного соглашения); не исполнены ответчиком обязательства, установленные пунктами 1, 11, 12, 16, 21, 23, 42, 62, 79 концессионного соглашения (подпункт "д" пункта 105 концессионного соглашения).
Разделом XII концессионного соглашения установлен порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, которым предусмотрено право концедента на беспрепятственный доступ на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, указанной в пункте 1 концессионного соглашения.
Из материалов дела следует, что истцом в рамках осуществления контроля были проведены выездные контрольные мероприятия, по результатам которых:
- составлен акт от 10.02.2017 о том, что по состоянию на 10.02.2017 концессионером не выполнены следующие условия концессионного соглашения:
а) нарушен пункт 11 концессионного соглашения - в срок до 31.12.2016 не утверждена инвестиционная программа;
б) в нарушение пункта 36 концессионного соглашения концессионером без согласия концедента осуществлена передача объекта концессионного соглашения ООО "ЭкоресурсПромтех", что подтверждается лицензией от 29.06.2016 N (24)-488-СТР на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданной ООО "Экоресурс-Промтех", который не является стороной концессионного соглашения;
в) в нарушении пункта 62 концессионного соглашения не представлено обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению в периоде 10.11.2016;
г) в нарушении пунктов 65, 66 концессионного соглашения в срок не позднее 21.12.2016 концессионером не обеспечено размещение и использование (эксплуатация) мусоросортировочного комплекса на объекте концессионного соглашения;
д) в нарушение пункта 74 концессионного соглашения концессионная плата по концессионному соглашению внесена с нарушением установленного пунктом 72 концессионного соглашения срока;
е) в нарушении пункта 79 концессионного соглашения не представлены документы (годовая бухгалтерская (финансовая отчетность, бухгалтерский баланс на 31.12.2016, документы, подтверждающие размер тарифа в отчетном году, документы, подтверждающие фактический уровень загрузки объекта концессионного соглашения);
- составлен акт от 13.03.2020 о том, что по состоянию на 13.03.2020 на полигоне твердых бытовых отходов размещены: мусоросортировочный комплекс, модульные вагоны-дома "Ермак" в количестве 5 шт., технологический комплекс с тепловой зоной (сортировочная кабина) серии "Уником" (легкие металлоконструкции), весоизмерительный комплекс коммерческого учета материалов;
- составлен акт от 13.07.2021 о том, что по состоянию на 13.07.2021 на полигоне твердых бытовых отходов размещены: мусоросортировочный комплекс, модульные вагоны-дом "Ермак" в количестве 5 шт., технологический комплекс с тепловой зоной (сортировочная кабина) серии "Уником" (легкие металлоконструкции), весоизмерительный комплекс коммерческого учета материалов;
- составлен акт от 17.09.2021 о том, что по состоянию на 16.09.2021 концессионер осуществил размещение мусоросортировочного комплекса, в том числе мусоросортировочный комплекс (сортировочная линия), пресс, модульные вагон-дома в количестве 5 шт., технологический корпус (здание), в хозяйственной зоне -весоизмерительный комплекс коммерческого учета материалов; в рамках создания 3 и 4 очереди полигона ТБО концессионером не осуществлены работы по организации карт размещения ТБО (с учетом водоотведения и системы сбора фильтрата); не созданы локальные очистные сооружения "SOR", пруды-накопители ливневых стоков. На установленном оборудовании отсутствовали идентифицированные признаки, позволяющие определить соответствие установленного оборудования представленным концессионером документам, в том числе сведения о модели, о серийном номере, о производителе.
В рамках контроля за соблюдением концессионного соглашения между концедентом и концессионером осуществлялась следующая переписка: письмо администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 09.01.2018 N 1-12/2 "О контроле за соблюдением условий концессионного соглашения", на основании которого ответчику необходимо было представить документы и информацию по исполнению концессионного соглашения; ответ ООО "Экоресурс" от 10.02.2018 N 14/1 "О предоставлении информации по концессионному соглашению" на письмо администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 09.01.2018 N 1-12/2; письмо Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 25.01.2019 N 1-12/313 "О предоставлении информации"; письмо администрации ЗАТО г. Зеленогорск от 14.02.2019 N 12/587 "О предоставлении информации"; письмо ООО "Экоресурс" от 03.08.2020 N 2020/103 "Об осуществлении контроля за исполнением концессионером условий Соглашения"; распоряжение администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 13.08.2020 N 1307-р"Об утверждении перечня лиц, уполномоченных осуществлять от имени концедента права и обязанности, предусмотренные концессионным соглашением"; письмо администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 18.08.2020 N 1-12/3772 "Об осуществлении контроля за исполнением условий Соглашения"; письмо Комитета по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 08.07.2021 N 61-01-32/2534 "Об осуществлении контроля за исполнением условий соглашения".
В соответствии с пунктом 94 концессионного соглашения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, установленных пунктами 11, 12, 16, 21, 23, 62, 64, 72, 79 концессионного соглашения, истец начислил ответчику неустойку в виде штрафа в размере 907 280 руб. 05 коп.
Из расчета неустойки в виде штрафа следует, что расчет произведен исходя из размера привлеченных инвестиций (пункт 23 концессионного соглашения) - 69 543 485 руб.; размер штрафа от привлеченного объема инвестиций (пункт 94 концессионного соглашения) - 0,0001%; сумма штрафа за 1 день просрочки исполнения обязательств составляет 69 руб. 54 коп.
С учетом изложенного истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом возражений ответчика об отсутствии иного имущества, указанного истцом в иске, 14.10.2022 комиссией: первым заместителем главы ЗАТО г. Зеленогорск по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам Налобиной М.В., руководителем Комитета по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Шмигидиной М.Г., начальником отдела городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Зеленогорск Шмелевым А.Б., директором МУП ЭС Патенко А.Д., директором МБУ КБУ Артемьевым С.В., директором УМ АТП Маковоз А.Н., ведущим специалистом отдела имущественных отношений КУМИ Федорченко Т.Б. при участии представителя концессионера Иванова В.А. составлен акт контрольного мероприятия от 14.10.2022. Согласно данному акту:
- объект контроля: полигон твердых бытовых отходов г. Зеленогорска (далее - полигон ТБО), расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Лебедевская, 9, в отношении которого заключено концессионное соглашение на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015 (далее - соглашение), между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края от имени которого выступает Администрация ЗАТО г. Зеленогорска, муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства" г. Зеленогорска (далее - концедент) и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО "Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ" (далее - концессионер);
- действия, осуществленные в рамках контрольного мероприятия: идентификация и инвентаризация имущества, переданного концессионеру в рамках концессионного соглашения;
- комиссией установлено движимое и недвижимое иное передаваемое имущество.
Ответчиком с учётом порядка расчёта неустойки в виде штрафа истцом заявлено о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании штрафа.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения, которые урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Как указал истец, ответчиком существенно нарушены условия концессионного соглашения, а именно нарушены установленные пунктами 64, 65 концессионного соглашения сроки создания и реконструкции объекта концессионного соглашения (подпункт "а" пункта 105 концессионного соглашения); не исполнены ответчиком обязательства, установленные пунктами 1, 11, 12, 16, 21, 23, 42, 62, 79 концессионного соглашения (подпункт "д" пункта 105 концессионного соглашения).
Апелляционным судом установлено, что ответчики признали исковые требования в следующей части (заявление от 11.10.2022):
1. В части требования истца о расторжении концессионного соглашения на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, заключенное между МО г. Зеленогорск, от имени которого выступает администрация ЗАТО г. Зеленогорск, МБУ КБУ и простым товариществом, состоящим из ООО "Экоресурс", ООО Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "Экострой-Инвест";
2. В части требования истца об обязании ответчика передать истцу объект концессионного соглашения, состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25 045,5 кв. м (I очередь полигона для размещения ТБО), имеющего кадастровый номер 24:59:0103001:157, и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32 942 кв. м (II очередь полигона для размещения ТБО), имеющей кадастровый номер 24:59:0103001:188, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, в районе шлаконакопителя филиала ОАО "ОГК-6" Красноярская ГРЭС-2.
3. В части требования истца об обязании ответчика передать по акту приема-передачи иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела арбитражным судом любой инстанции признать иск полностью или частично. Арбитражный суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права других лиц.
Заявление о признании исковых требований в части от 11.10.2022 правомерно принято судом первой инстанции. В данной части решение не обжалуется, соответствующие доводы в апелляционной жалобе не заявлены.
Ответчики, возражая против исковых требований в части обязания передать истцу иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, перечень которого изложен в приложении N 4 к ходатайству истца от 03.11.2022", указали, что у них нет части имущества, указанной в пояснениях.
Как следует из материалов дела, в приложении N 3 к концессионному соглашению от 21.12.2015 сторонами согласован состав и описание иного имущества, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В подтверждение нахождения на территории полигона ТБО г. Зеленогорска, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Лебедевская, 9, имущества, указанного в приложении N 4 к ходатайству истца от 03.11.2022 (которое истец просит обязать ответчика передать истцу), представлены фотографии этого имущества.
Согласно пункту 105 концессионного соглашения от 21.12.2015 к существенным нарушениям концессионером условий соглашения относятся:
а) нарушение установленных пунктами 64, 65 соглашения сроков создания и реконструкции объекта соглашения;
б) использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение установленного соглашением порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;
в) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту использование концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением;
г) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, без согласия концедента, за исключением случая, предусмотренного частью 3.7 статьи 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и иных случаев, предусмотренных законодательством;
д) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, установленных пунктами 1, 6, 8, 11 - 14, 16, 19 - 23, 30, 35, 37, 38, 42, 45, 47, 52 - 55, 57, 58, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 73, 79, 85, 86 соглашения;
е) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, указанных в пунктах 57, 58 соглашения, по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг, предусмотренных соглашением.
Правильно применив положения статей 3, 8, 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалами дела (приложение N 3 к концессионному соглашению от 21.12.2015, акт контрольного мероприятия от 14.10.2022, фотоматериал) подтверждается нахождение на территории полигона ТБО г. Зеленогорска, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Лебедевская, 9, имущества, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, указанного в приложении N 4 к ходатайству истца от 03.11.2022 (которое истец просит обязать ответчика передать истцу). Доводы ответчика о частичном отсутствии у него недвижимого и движимого имущества (которое истец просит обязать ответчика передать истцу) правомерно признаны судом необоснованными, поскольку они опровергаются материалам дела.
Поскольку срок передачи объекта концессионного соглашения концессионером концеденту, а также обязанность концессионера осуществить государственную регистрацию прекращения прав концессионера за счет концессионера, сформировать необходимый пакет документов и представить его в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласованы сторонами в концессионном соглашении на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015, доводы ответчика в данной части правомерно отклонены судом первой инстанции.
Срок передачи концессионером концеденту созданного реконструированного объекта соглашения в течение 10 календарных дней со дня окончания действия соглашения согласован сторонами в пункте 69 концессионного соглашения на создание и реконструкцию полигона твердых бытовых отходов в г. Зеленогорске от 21.12.2015.
Обязанность ответчика при прекращении прав ответчика на владение и пользование объектом концессионного соглашения осуществить государственную регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке; государственную регистрацию прекращения прав концессионера осуществить за счет концессионера; сформировать необходимый пакет документов и представить его в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; осуществить исправление замечаний государственного регистратора согласованы в пункте 51 концессионного соглашения от 21.12.2015.
С учетом изложенного судом первой инстанции частично удовлетворены исковые требования.
В части объема удовлетворенных требований и частичного отказа в иске решение сторонами не обжалуется, соответствующие доводы не заявлены.
В апелляционной жалобе ответчики указывают на то, что судом не установлено, у кого из ответчиков фактически находится спорное имущество. Из содержания апелляционной жалобы следует, что обязанность по возврату имущества должна быть возложена только на ООО "Экоресурс", поскольку именно оно действительно получило имущество по концессионному соглашению.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в резолютивной части решения суда не указано наименование ответчика.
Из содержания части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Отсутствие в резолютивной части решения идентификаторов лиц, обязанных судом к совершению определенных действий, нарушает принцип исполнимости судебного решения, поскольку не позволяет установить обязанное таким решением лицо.
Как следует из материалов дела, спорное концессионное соглашение заключено между муниципальным образованием город Зеленогорск Красноярского края, муниципальным унитарным предприятием "Комбинат благоустройства" г. Зеленогорска и простым товариществом, состоящим из общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс", общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск", общества с ограниченной ответственностью "ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ", действующих на основании договора простого товарищества от 24.08.2015 N 1.
Исходя из положений статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации при объединении индивидуальных организаций и (или) юридических лиц для осуществления совместной предпринимательской деятельности по договору простого товарищества не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, поскольку простое товарищество создается без образования юридического лица.
Поскольку на стороне ответчика участвует несколько лиц - участников простого товарищества, именно данные лица являются стороной в настоящем деле, а не простое товарищество. Судом первой инстанции необоснованно указано в резолютивной части решения на возложение обязанности по его исполнению на простое товарищество.
Согласно пункту 2 статьи 1047 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенном в письменной форме.
Из указанных норм следует, что третье лицо, вступая в договорные отношения с участником простого товарищества вправе считать, что на стороне контрагента возникают общие для других участников товарищества обязательства, и, соответственно, вправе рассчитывать согласно статье 1047 Гражданского кодекса Российской Федерации на их солидарную ответственность лишь только в том случае, если контрагент по сделке предъявляет ему доверенность от других товарищей или договор простого товарищества.
В соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
Концессионное соглашение заключено генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" от лица простого товарищества, в интересах товарищества. Доказательства обратного суду не представлены.
Доказательств того, что в спорное концессионное соглашение в последующем были включены иные условия, касающиеся изменения статуса концессионера как участника простого товарищества, или имело место перемена лиц в обязательстве, материалы дела не содержат.
Следовательно, в отсутствие доказательств обратного, обязательства, вытекающие из спорного концессионного соглашения, должны исполняться участниками простого товарищества солидарно. На основании изложенного апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что спорное имущество должно быть взыскано только с ООО "Экоресурс".
В части отказа во взыскании штрафа решение суда первой инстанции не обжаловано, соответствующие доводы в апелляционной жалобе отсутствуют.
С учетом изложенного, а также положений части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит изменению с изложением резолютивной части в измененной редакции.
Поскольку согласно пункту 2 статьи 1047 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения, государственная пошлина также подлежит взысканию солидарно с участников простого товарищества.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы отклонены апелляционным судом, решение изменено в результате допущенных судом первой инстанции нарушений, с учетом возражений истца относительно неуказания конкретных ответчиков, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2022 года по делу N А33-28341/2021 изменить в части пунктов 2, 3, 4 резолютивной части:
Пункт 2 резолютивной части в части обязания ответчика передать истцу объект концессионного соглашения изменить, указав:
"2. Обязать солидарно общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общество с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)" передать муниципальному образованию город Зеленогорск в лице администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, Красноярский край, г. Зеленогорск) объект концессионного соглашения, состоящий из нежилого сооружения, площадью застройки 25045,5 кв. м (I очередь полигона для размещения ТБО), имеющий кадастровый номер 24:59:0103001:157, и площадки для складирования твердых бытовых отходов II очереди, общей площадью 32942 кв. м (II очередь полигона для размещения ТБО), имеющей кадастровый номер 24:59:0103001:188, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, в районе шлаконакопителя филиала ОАО "ОГК-6" Красноярская ГРЭС-2".
Пункт 3 резолютивной части об обязании ответчика передать истцу иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а именно, изменить, изложив данный абзац в редакции:
"3. Обязать солидарно общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общество с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)", передать муниципальному образованию город Зеленогорск в лице администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, Красноярский край, г. Зеленогорск) иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и предназначенное для использования в целях создания условий осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а именно:".
В остальной части указанный пункт 3 решения (в части перечня имущества) оставить без изменения.
Пункт 4 резолютивной части решения изложить в редакции:
"Обязать солидарно общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общество с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)", передать муниципальному образованию город Зеленогорск в лице администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, Красноярский край, г. Зеленогорск) муниципальное имущество, указанное в пунктах 2, 3 исковых требований, в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края о расторжении концессионного соглашения от 21.12.2015, указанного в пункте 1 исковых требований, в следующем порядке:
- в отношении объекта концессионного соглашения, указанного в пункте 2 настоящих исковых требований и являющегося недвижимым имуществом, осуществить государственную регистрацию прекращения прав простого товарищества, состоящего из общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственную регистрацию прекращения прав на указанное имущество осуществить за счет общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)" солидарно. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979), общество с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456), общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588)" солидарно самостоятельно сформировать необходимый пакет документов и представить его в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исправлять замечания государственного регистратора;
- в отношении иного имущества, указанного в пункте 3 настоящих исковых требований и являющегося движимым имуществом, передать муниципальному образованию город Зеленогорск в лице администрации закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск (ИНН 2453004800, ОГРН 1022401487008, Красноярский край, г. Зеленогорск) по акту приема-передачи.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать солидарно с общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка), общества с ограниченной ответственностью "Вторичные ресурсы Красноярск" (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456, Красноярский край, Березовский район, пгт.Березовка), общества с ограниченной ответственностью "Экострой-Инвест" (ИНН 2465097140, ОГРН 1062465002588, г. Красноярск), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 490 руб.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28341/2021
Истец: город Зеленогорск в лице АДМИНИСТРАЦИИ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГОРСКА
Ответчик: ООО " ЭКОСТРОЙ-ИНВЕСТ ", ООО "Вторичные ресурсы Красноярск", ООО "ЭКОРЕСУРС"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, МБУ "Комбинат Благоустройства", ООО "Проминстрах", ООО "ПромТех"