г. Хабаровск |
|
23 марта 2023 г. |
А73-18531/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.П. Тищенко,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" на решение в виде резолютивной части от 09.01.2023 (мотивированное решение от 19.01.2023) по делу N А73-18531/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства по жалобе акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
к Хабаровской таможне об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "ВМТП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 18.10.2022 N 10703000-490/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 14.11.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А73-18531/2022.
Решением в виде резолютивной части от 09.01.2023 (мотивированное решение от 19.01.2023) суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Определением от 31.01.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу АО "ВМТП" на вышеуказанное решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что:
- вина Общества по предоставлению отчетности, содержащей недостоверные сведения в соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ по факту предоставления в таможенный орган отчета о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 от 04.03.2022 N 0000416, содержащего недостоверные сведения в графе 9 и графе 10, с нарушением требований, установленных пунктом 6 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444, отсутствует;
- в действиях сотрудников Общества отсутствуют нарушения законодательства или пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязательств, общественно-опасные последствия и угроза охраняемым интересам для третьих лиц в результате допущения нарушения законодательства не наступило, что прямо свидетельствует о малозначительности административных правонарушений;
- имеются основания для применения пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Хабаровская таможня не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
19.11.2021 таможней Обществу в соответствии с ранее поданным заявлением выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения N 10703000/191121/00035/2, а именно, на территории складских площадок расположенных в тылу причалов N 19 и N 20 в пределах морского пункта пропуска через государственную границу "Ванино" по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1.
В соответствии с приказом Хабаровской таможни от 19.11.2021 N 599 "О создании постоянной зоны таможенного контроля" на территории вышеуказанных площадок в целях временного хранения товаров создана постоянная зона таможенного контроля по генеральному соглашению N 10703000/191121/00035/2.
15.01.2022 после выгрузки иностранного товара, прибывшего на т/х "HUI DA 9", АО "Порт Ванино" представило таможенный пост (далее - т/п) Морской порт Ванино в электронном виде в штатное программное средство КПС "Учёт и контроль товаров на ВХ", подписанный усиленной квалифицированной цифровой подписью участника внешнеэкономической деятельности отчет о принятии товаров на ВХ по форме ДО - 1 N 0000283 от 15.01.2022. В журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на ВХ, отчет зарегистрирован под номером 10703130/160122/0000266.
Согласно отчету о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 на ВХ размещен товар (плитка), находящийся в контейнере N JZPU2075861, вес товара 27769,8 кг в соответствии с коносаментом от 31.12.2021 N JASTA0211601027.
17.01.2022 ООО "Сибторг" во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 14 подана декларация на товары N 10702070/170122/3017916, в которой заявлен товар (плитка из каменной керамики (керамического гранита), глазурованная, с коэффициентом поглощения воды 1 мас.%, предназначена для облицовки полов и стен) расположенный в контейнерах N N JZPU2075861, JZPU2122182 в количестве 60 мест, весом товара 55560,50 кг, стоимостью 15037,32 долларов США, указанный в том числе в документе отчета N0000283 от 15.01.2022 о принятии товаров на хранение по форме ДО-1.
30.01.2022 АО "Порт Ванино" представило т/п Морской порт Ванино в штатное программное средство КПС "Учёт и контроль товаров на ВХ" подписанный усиленной квалифицированной цифровой подписью участника внешнеэкономической деятельности коммерческий акт N 0000220, с целью корректировки отчета о принятии товаров на ВХ по форме ДО-1 N 00000283 в соответствии с ДТ, в котором заявляет вес товара 7515,83 кг, стоимость товара 27769,8 долларов США.
04.03.2022 АО "Порт Ванино" представило т/п Морской порт Ванино в штатное программное средство КПС "Учёт и контроль товаров на ВХ" подписанный усиленной квалифицированной цифровой подписью участника внешнеэкономической деятельности отчет о выдаче товара по форме ДО-2 N 0000416, которому присвоен номер 10703130/040322/0000568. В соответствии с отчетом ДО - 2 от 04.03.2022 N 0000416 выдан товар весом 7515,83 кг, стоимостью 27769,8 долларов США, что не соответствуют коносаменту от 31.12.2021 N JASTA0211601027 и ДТ N 10702070/170122/3017916.
22.06.2022 в отношении АО "Порт Ванино" составлен протокол об административном правонарушении N 10703000-490/2022, который определением о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела от 19.07.2022 возвращен лицу его составившему для устранения недостатков.
Уведомлением от 17.07.2022 N 41-02-30/420, направленным по юридическому адресу АО "Порт Ванино", законному представителю Общества предлагалось явиться в таможенный пост Морской порт Ванино Хабаровского края 07.09.2022 в 10 час. 00 мин. для участия в составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица по статье 16.15. КоАП РФ, согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма с почтовым идентификатором 68286073036489 определение вручено представителю АО "Порт Ванино" 01.08.2022.
07.09.2022 по факту предоставления отчета ДО-2, содержащего недостоверные сведения, Хабаровской таможней в отношении АО "Порт Ванино" составлен протокол об административном правонарушении N 10703000-000490/2022 по статье 16.15 КоАП РФ.
Определением от 16.09.2022 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (20.09.2022). Определением от 20.09.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось на 18.10.2022 в 15 час. 00 мин. Согласно представленным материалам дела Общество извещалось о дате рассмотрения административного дела посредством направления телеграммы, врученной 30.09.2023.
АО "Порт Ванино" представлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя.
Постановлением таможни от 18.10.2022 N 10703000-490/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного приведенной нормой КоАП РФ, составляют, в том числе, действия лица, выразившиеся в предоставлении недостоверной отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах.
Согласно пункту 1 статьи 98 ТК ЕАЭС, под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения являются склады временного хранения, и иные места, в соответствии с законодательством государств - членов Союза.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов.
Согласно части 3 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3-12 части 1 настоящей статьи, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период).
На лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя (часть 5 статьи 90 Закона N 289-ФЗ).
Получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. В случае утраты товаров, передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов, а также в случае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях их временного хранения получатель товаров обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии со статьей 103 Кодекса Союза как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения (часть 5 статьи 92 Закона N 289-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, среди прочих лиц, лицам получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2-12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 18.03.2019 N 444 утверждены формы отчетности, предоставляемые владельцами складов временного хранения (лицами, осуществляющими временное хранение товаров в иных местах временного хранения), порядок и сроки ее предоставления, а также отражаемая в ней информация.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:
- ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1);
- ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2),
- ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Согласно пункту 3 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с пунктами 2 и 4 приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Согласно пункту 4 приложение N 2 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца СВХ (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Согласно пункту 6 Приложения N 5 к приказу ФТС России N 444 заполнение отчета но форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на ВХ в местах ВХ товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места ВХ, указанного в пункте 2 Приложения N 4 к настоящему приказу).
Так, представив 04.03.2022 в таможенный пост морской порт Ванино Хабаровской таможни отчет по форме ДО-2 N 0000416 о выдачи товара, содержащий недостоверные сведения о весе и стоимости товара отличные от заявленных сведений в отчете о принятии товаров на хранение от 15.01.2022 N 0000283, Общество нарушило положения статьи 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, части 1 статьи 13, части 6 статьи 92 Закона N 289-ФЗ, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Соответственно, вывод таможенного органа о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ, является правильным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При определении вины юридического лица необходимо использовать понятие вины, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, объективно препятствующих заявителю соблюсти требования таможенного законодательства и внести в отчеты по форме ДО-2 надлежащие сведения о весе и стоимости товара соответствующие сведениям в отчете о принятии товаров на хранение.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества, выразившихся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку АО "ВМТП" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности коллегия не усматривает.
Условий для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается ввиду привлечения АО "ВМТП" ранее к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ, о чем имеется ссылка в оспариваемом по настоящему делу постановлении (постановления от 18.10.2022 N N 10703000-522/2022, 10703000-505/2022).
В отношении доводы Общества о наличии оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, арбитражным судом установлено следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в силу которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Так, судом установлено, что Обществом в арбитражный суд обжалованы постановления таможенного органа от 18.10.2022 N N 10703000-522/2022 (N А73-18535/2022), 10703000-490/2022 (N А73-18531/2022), 10703000-505/2022 (N А73-18533/2022), которыми АО "ВМТП" привлечено к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. по каждому постановлению.
По делу N А73-18531/2022 установлено, что АО "Порт Ванино" получило разовое разрешение Хабаровской таможни N 10703000/191121/00035/2 и предоставило таможенному органу отчетность, содержащую недостоверные сведения в отчете по форме ДО-2 от 02.02.2022 N 0000142 (регистрационный номер 10703130/030222/0000251).
По делу N А73-18533/2022 установлено, что АО "Порт Ванино" получило разовое разрешение Хабаровской таможни N 10703000/191121/00035/2 и предоставило таможенному органу отчетность, содержащую недостоверные сведения в отчете по форме ДО-2 от 04.03.2022 N 0000416 (регистрационный номер 10703130/040322/0000568).
По делу N А73-18535/2022 АО "Порт Ванино" 01.02.2022 представило недостоверные сведения, содержащиеся в отчете ДО-1 от 01.02.2022 N 0000382 (регистрационный N 10703130/010222/00000362).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, из материалов дел N N А73-18535/2022, А73-18531/2022, А73-18533/2022 следует, что должностными лицами Хабаровской таможни нарушения, допущенные Обществом, выявлены в разное время, по разным представленным формам и документам, с разными датами представления сведений, разными нарушениями при перевозке и оформлении грузов.
С учетом изложенного, оснований для вывода о том, что в настоящем случае имело место проведение одного контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого выявлено несколько административных правонарушений, у апелляционного суда не имеется. Соответственно, судом первой инстанции при рассмотрении дела обоснованно не были применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Административный штраф назначен лицу в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ в размере 5 000 руб. с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторность совершения однородных административных правонарушений), что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Ссылка Общества на судебную практику в подтверждение своей позиции несостоятельна, так как установленные судом фактические обстоятельства отличны от обстоятельств, указанных в приведенных апеллянтом судебных актах, в связи с чем не могут применяться по аналогии при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления таможни от 18.10.2022 N 10703000-490/2022.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2023 по делу N А73-18531/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18531/2022
Истец: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ