г. Москва |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А40-149008/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-149008/22
по заявлению ПАО "КВАДРА" в лице филиала ПАО "КВАДРА" - "Воронежская генерация"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Маликов С.И. по доверенности от 23.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Гузачева Е.А. по доверенности от 21.11.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "КВАДРА" в лице Филиала ПАО "КВАДРА" - "Воронежская генерация" (далее - Заявитель, ПАО "КВАДРА", Общество, Филиал) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Ответчик, ФАС России, Антимонопольный орган, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ФАС России от 29.06.2022 по делу об административном правонарушении N 28/04/19.5-1307/2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2021 заявление ПАО "КВАДРА" удовлетворено.
ФАС России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ФАС России доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество указало, что у него изменилось его наименование - с 02.03.2023 с публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компния" (ПАО "Квадра") на акционерное общество "Квадра - Генерирующая компния".
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "КВАДРА" проведен запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции ограждения на объектах ПП ГТС филиал ПАО "КВАДРА" - "Воронежская генерация" в 2021 году (извещение N 32110372359) (далее - Запрос предложений).
Должностное лицо ФАС России, изучив представленные материалы, а также информацию, размещенную в единой информационной системе в сфере закупок, установило, что ПАО "КВАДРА" не осуществлены действия, направленные на исполнение Предписания N 223-ФЗ-347/21, поскольку ПАО "КВАДРА" 28.07.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок N 32110372359-01 от 28.07.2021.
Кроме того, 20.07.2021 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещен документ "Уведомление о внесении изменений. pdf", согласно которому рассмотрение первых частей заявок необходимо осуществить до 30.07.2021, что не соответствует сроку рассмотрения первых частей заявок, установленному Предписанием N 223-ФЗ-347/21.
При этом Решение N 223-ФЗ-347/21, Предписание N 223-ФЗ-347/21 в судебном порядке не оспаривались. Решение N 223 ФЗ-347/21 и Предписание N 223-ФЗ-347/21 размещены в соответствии с частью 22 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в Базе решений ФАС России 13.07.2021, частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
На основании Решения N 223-ФЗ-347/21 ПАО "КВАДРА" выдано обязательное для исполнения Предписание N 223-ФЗ-347/21, направленное на устранение выявленных нарушений Комиссией ФАС России Закона о закупках
По мнению Административного органа в нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) Заказчиком не исполнено в установленный срок законное предписание ФАС России от 08.07.2021 по делу N 223-ФЗ-347/21 (далее - Предписание N 223-ФЗ-347/21) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В действиях ПАО "КВАДРА", выразившихся в неисполнении в установленный срок законного Предписания N 223 ФЗ-347/21 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Административным органом установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании выявленных фактов начальником правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы в отношении ПАО "КВАДРА" составлен протокол от 27.05.2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы административного дела, заместителем начальника управления - начальником правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, в отношении ПАО "КВАДРА" вынесено оспариваемое постановление от 29.06.2022 по делу об административном правонарушении N28/04/19.5-1307/2022 о привлечении ПАО "КВАДРА" к административной ответственности частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В силу части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не входит в процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, и, соответственно, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи антимонопольным органом предписаний при нарушении заказчиками положений Закона о закупках.
Вместе с тем, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи предписаний при нарушении процедуры проведения торгов, которые рассматриваются в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, предписание антимонопольного органа, выданное в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит исполнению только в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Предписанием Заявителю и Оператору в срок до 27.07.2021 следовало:
-отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запроса предложений и уведомить участников об отмене указанных протоколов;
-назначить новую дату и время рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе предложений, дату и время подведения итогов Запроса предложений, а также разместить в КИС указанную информацию в соответствии с Законом о закупках. Положением о закупке, с учетом принятого решения Комиссией ФАС России от 08.07.2021 N 223-ФЗ-347/21;
-рассмотреть заявки, поданные на участие в Запросе предложений, и продолжить проведение закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках. Положением о закупках, Документацией, с учетом принятого решения Комиссией ФАС России от 08.07.2021 N 223-ФЗ-347/21;
-разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-4 Предписания;
-представить в ФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде и по электронной почте, то есть совершить ряд действий и принять ряд решений, направленных на внесение изменений в извещение и документацию о закупке, получение и рассмотрение закупочной комиссией первых, вторых частей заявок, ценовых предложений, подготовки и размещения на ЭТИ протоколов по итогам рассмотрения соответствующих этапов закупки, подведения итогов и публикации решении в ВИС.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение о проведении запроса предложений в электронной форме не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 8.15.3.3 Положения о закупке ПАО "КВАДРА" установлено, что извещение о закупке и документация о закупке при проведении открытого запроса предложений среди субъектом малого и среднего предпринимательства должны быть опубликованы в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса предложений, следовательно, подготовленное во исполнение предписания извещение и документация, содержащие новые сроки подачи заявок, должны были быть размещены не менее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока на подачу заявок.
Как следует из материалов дела и не отрицается Административным органом резолютивная часть Предписания 08.07.2021 вместе с резолютивной частью решения, принятого в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России по результатам рассмотрения жалобы ДСУ-36, оглашена не была.
Таким образом, на дату принятия решения N 223-ФЗ-347/21 от 08.07.2021 суть требований Предписания Заявителю не могла быть известна.
Предписание получено ПАО "КВАДРА" 19.07.2021, что подтверждается имеющимися в материалах документами, а также сведениями с официального сайта Почты России, согласно которому почтовое отправление с идентификатором 12599360470585 было принято в отделении связи в 19 час. 48 мин. 15.07.2021, вручено адресату в 09 час. 00 мин. 19.07.2021.
С учетом даты получения Заявителем Предписания установленный период его исполнения сократился до восьми календарных дней, что соответствует шести рабочим дням.
Указанное произошло по независящей от Заявителя причине и создало непреодолимые препятствия для исполнения Заявителем требований Предписания в установленный ему срок.
Исходя из требований части 4 статьи 11 Закона о закупках и Положения о закупке срок подачи заявок был установлен до 14 час. 00 мин. 23.07.2021.
С учетом выходных нерабочих дней 24 и 25 июля, за два оставшихся рабочих дня 26 и 27 июля Комиссия Общества не имела возможности рассмотреть все части заявок участников, принять по результатам их рассмотрения решения, подвести итога закупки и разместить их на ЭТП и в ЕИС.
Между тем, в день получения Предписания 19.07.2021 закупочной комиссией Филиала были внесены необходимые изменения в извещение и документацию, после чего они были размещены на УТП и в ЕИС.
Так, по пункту I Предписания в соответствии с требованиями части 18 статьи 18.1 Закона о закупках торги были приостановлены до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки по существу, в связи с чем, протоколы в ходе проведения Запроса предложений не составлялись.
По пункту 2 Предписания Закупочная комиссия назначила новую дату и время рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе предложений, дату и время подведения итогов запроса предложений, о чем в адрес АО "Сбербанк-АСТ" было направлено письмо N от 19.07.2021.
Извещение о проведении закупки было размещено Оператором 20.07.2021 в ЕИС в редакции N 2.
Таким образом, требования, предусмотренные пунктами 1 и 2 Предписания, были исполнены Заявителем в установленный срок - до 27.07.2021.
Кроме того, 27.07.2022 Обществом в ФАС России было подано ходатайство о продлении срока исполнения Предписания, ответа на которое Заявитель не получил.
При этом филиал исполнил оставшиеся требования Предписания до 18.08.2021, то есть до истечения срока, указанного в ходатайстве о продлении срока исполнения Предписания.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, в соответствии с протоколом от 28.07.2021, единственная поступившая заявка участника N 7873 признана соответствующей условиям Документации о закупке и допущена к участию в этапе рассмотрения вторых частей.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок, в соответствии с протоколом от 30.07.2021, заявка N 7873 ООО "СТРОЙИНКОМ" признана удовлетворяющей по существу условиям Документации о закупке и допущена к участию в этапе рассмотрения ценовых предложений.
По результатам рассмотрения ценовых предложений заявка N 7873 ООО "СТРОЙИНКОМ" признана удовлетворяющей по существу условиям Документации о закупке, в соответствии с протоколом от 05.08.2021 Комиссией принято решение о признании закупки несостоявшейся и заключении договора на выполнение строительно-монтажных работ с единственным участником закупки ООО "СТРОЙИНКОМ" после проведения переговоров на предмет снижения стоимости закупки. 06.08.2021 итоговый протокол размещен в ЕИС.
При этом сроки исполнения требований Предписания были полностью обусловлены необходимостью совершения закупочной комиссией Филиала целого ряда предусмотренных Законом о закупках действий.
Заявитель уведомил ФАС России об исполнении Предписания в полном объеме путем отправки уведомления N ВН-530/1678 от 17.08.2021 по электронной почте, а также почтовым отправлением (реестр об отправке заказной корреспонденции имеется в материалах дела, почтовый идентификатор письма 80093463787928). Уведомление в электронной форме поступило в Антимонопольный орган 18.08.2021, было прочитано в 12 ч. 10 мин., зарегистрировано за N 139392-311/219 уведомление в документарной форме, направленное посредством почтовой связи, вручено адресату 25.08.2021.
В дополнение к вышеуказанному суд первой инстанции первой инстанции ьакже правильно указал, что. не обладая сведениями об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом ходатайства о продлении срока исполнения Предписания, Заявитель закономерно полагал, что заявленное им ходатайство удовлетворено, что в свою очередь прямо свидетельствует об отсутствии у него умысла на совершение правонарушения, связанного с неисполнением Предписания.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 71, 75 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Административным органом в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление ФАС России от 29.06.2022 по делу об административном правонарушении N 28/04/19.5-1307/2022 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-149008/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149008/2022
Истец: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА